Как пояснил Николай Антонов, автор практического курса «Управление коммерческой недвижимостью», партнер и генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью» (входит в ГК «БестЪ»), конечная цель опроса состояла в том, чтобы выяснить, какого рода продукт в перспективе будет востребован на петербургском рынке офисной недвижимости.
В исследовании приняли участие арендаторы из бизнес-центров «Авеню» (класс А), и «Таймс» (класс В+), «Адмирал» (класс В), «Акватория» (класс В). По результатам проекта можно говорить о нескольких факторах, которые в перспективе могут стать угрозой для операторов коворкингов.
Петербургские коворкинги могут изменить ценовую политику
Пока спрос на рабочие места в петербургских коворкингах превышает предложение, что позволяет их владельцам держать ставки на уровне классических офисов В+ и даже А. Однако не исключено, что вскоре операторам «гибких»» офисов придется всерьез думать о стратегии и продукте: как предложить свои услуги по более демократичным ценам, повысить качество продукта и услуг или искать пути оптимизации затрат на создание и управление коворкингами, уверены авторы совместного исследования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и ГК «БестЪ».
«Для нас важно было понять, сколько реально тратят наши арендаторы на организацию одного рабочего места, включая расходы на аренду помещения, коммунальные платежи, интернет, кейтеринг, переговорные комнаты, парковку, печать и ремонт офиса. Потому что от результатов исследования зависит, что мы сможем предложить своим резидентам уже сейчас и какой продукт сформировать для них в ближайшем будущем», - говорит Антонов.
Одно из обстоятельств, выявленных в ходе опроса, напрямую касается численности потенциальной целевой аудитории петербургских коворкингов после окончания пандемии. Результаты исследования показывают, что идея о всеобщем и необратимом переходе на «удалёнку», которая не раз высказывалась многими комментаторами, пока лишена серьезных оснований.
Сравнительно легко адаптировались к условиям постпандемии те, кто делает интеллектуальный продукт в сфере IT, финансов, научно-технических разработок, особенно если этот продукт разрабатывается для сегмента B2B. При этом в Петербурге существует довольно большая группа бизнесов, для которых «удалёнка» - не более чем ответ на форс-мажорные обстоятельства.
Смотреть другие материалы проекта Pro Офис:
Учитывая, что, по данным Росстата и ФНС, доля только торговых компаний составляет примерно 20% петербургского малого и среднего бизнеса, а совокупное число сотрудников этих компаний достигает 500 тыс. человек, говорить о быстром переходе на дистанционный формат работы пока рано, полагают эксперты.
Второе обстоятельство, ставшее очевидным в ходе исследования, состоит в том, что экономическая целесообразность переезда в коворкинг, должна определяться с учетом нескольких факторов, а не путем прямого сравнения ставок в коворкинге и классическом бизнес-центре.
Доказательством этого тезиса стал кейс одной из петербургских IT-компаний. Она оборудовала 50 рабочих мест на арендованной площади примерно 800 кв. м в классическом бизнес-центре класса B+, но с началом пандемии задумалась о более автономном и компактном размещении сотрудников. Для компании было важно наличие зон отдыха, универсальные рабочие места и возможность быстрой перепланировки пространства.
До пандемии стоимость каждого рабочего места для компании составляла 17400 руб. в месяц. В этой цифре учтена аренда офиса, в котором кроме рабочих мест имелись две большие (на 15-20 человек) и три малые переговорные комнаты, зоны отдыха, спортзал и кухня, расходы на парковочные места, кейтеринг, печать, два интернет-канала, амортизация мебели и офисной техники, а также проводимый время от времени косметический ремонт. При этом у компании возникали сложности с размещением новых сотрудников при расширении бизнеса.
Однако во время пандемии три четверти сотрудников (в основном разработчики, тестировщики и инженеры) перешли на «удалёнку». Сегодня в офисе постоянно находится всего 13 человек. Таким образом, стоимость рабочего места выросла в четыре с лишним раза – до 73 800 руб. В дальнейшем, когда из 55 сотрудников в офис вернутся хотя бы 40, а остальные будут работать в гибридном формате, эти затраты сократятся до 26 – 30 тыс. рублей в месяц.
Неповерхностная арифметика
Теоретически, чтобы разместить сотрудников с той же степенью комфорта и в такой же удобной локации (рядом с транспортной развязкой и близко к центру Петербурга), компания могла быть арендовать 4-6 smart-офисов в коворкинге класса А с известным брендом и соответствующими стандартами сервиса. Сегодня тариф на рабочее место в офисе в качественных сетевых проектах находится в диапазоне 23 – 28 тыс. руб. в месяц, включая услуги администратора на ресепшн, печать и сканирование документов, coffee-point с напитками и снеками, высокоскоростной Wi-Fi и от 3 до 5 часов пользования переговорными в месяц. Это означает, что, арендуя 4-6 smart-офисов, компания получает возможность проводить 12-30 часов производственных совещаний и мозговых штурмов ежемесячно.
Однако стоит иметь в виду, что разработчикам интеллектуального продукта редко хватает этого времени для командной работы. В IT-компания, которая приняла участие в исследовании, пять переговорных комнат загружены более 100 часов в месяц. Это означает дополнительные затраты на аренду переговорных. В качественных коворкингах Петербурга эта услуга стоит 750-1500 руб. в час. В итоге дополнительные затраты компании по этой статье составят от 52 500 до 105 000 руб. в месяц.
Таким образом, стоимость каждого рабочего места увеличится в среднем на 2 000 руб. в месяц. В целом это сопоставимо с теми издержками, которые компания несёт при аренде площадей, необходимых для организации переговорных в классическом БЦ, особенно если учесть, что их реальная загрузка не превышает в данном случае 60-65% рабочего времени.
Прежде всего речь идет о компаниях, работающих в сфере B2C, - например, продающих бытовую технику, осветительные приборы или охотничьи принадлежности. В таких бизнесах сотрудники вернулись на рабочие места, как только это стало возможным.
Рассчитывая экономику переезда, следует учесть еще два обстоятельства. Во-первых, при переезде в коворкинг и внедрении гибридного формата компания может безболезненно отказаться от части рабочих мест. В изученном в ходе исследования кейсе число рабочих мест сократилось на 15, что снизило издержки на 380 тыс. руб. в месяц. Это вряд ли было бы возможно, если бы компания осталась в бизнес-центре с кабинетной планировкой пространства. Если бы компания до переезда занимала офис в бизнес-центре класса А, ее экономия могла бы оказаться еще выше – до 450 тыс. руб. в месяц. Сопоставимого эффекта было бы труднее достичь при простом переезде в меньший офис, поскольку почти невозможно найти помещение, которое по своим характеристикам на 100% соответствовало бы потребностям бизнеса.
Во-вторых, в случае расширения бизнеса у компании появляется возможность быстро докупить необходимое число рабочих мест без издержек на переезд в более просторный офис, включая ремонт и меблировку. С этой точки зрения, коворкинг дает возможность сократить не только текущие, но и будущие расходы на организацию рабочего пространства для сотрудников.
Тем не менее, уверены авторы исследования, изученный кейс показывает, что при существующей ценовой политике операторов петербургских-коворкингов экономическая целесообразность переезда далеко не всегда очевидна.
Профессиональные операторы коворкингов предпочитают сегодня оборудовать рабочие места в престижных локациях, ориентируясь на верхний ценовой сегмент и качество, соответствующее офисам класса А. В условиях быстрого роста в Петербурге компаний IT-сегмента и дефицита свободных площадей в высококлассных БЦ эта стратегия работает.
Однако в будущем она может привести к дисбалансу предложения и платежеспособного спроса, предупреждают эксперты. «Не исключаю, что качественные сетевые коворкинги в Петербурге пойдут по пути Москвы – будут предлагать рабочие места по более демократичным ценам, например, за счет более плотной рассадки резидентов, - говорит Станислав Ступников, партнер “БестЪ. Коммерческая недвижимость” (ГК «БестЪ», сеть коворкингов с бизнес-средой PAGE). - В столице мы видим коворкинги, где на одно рабочее место в опен-спейсе приходится не 6 кв. м, как это принято у нас, а 2,5 «квадрата». При наличии кафе, мест отдыха, террасы, выходящей в парк, это оказывается достаточно удобным и компенсирует сокращение площади рабочего места. Во всяком случае, на такие рабочие места существует лист ожидания».