В офисе Melon Fashion Group на 10-й Красноармейской улице есть: 7 000 кв. м пространств на 4 этажах, больше 1 000 цветочных растений, 12 переговорных, 4 шоурума и фотостудии, спортзал, скайбар, детская комната, песочница (для взрослых), качели. Здесь нет: проводов, перегородок и кабинетов. Хотя здесь нет кабинетов, штаб-квартира группы – уже не классический open space, а следующая ступень в эволюции офисных помещений, объяснили идеологи пространства.
О задачах и «фишках» авангардного офиса, собственных ноу-хау и мировых трендах офисного дизайна РБК Петербург рассказали генеральный директор Melon Fashion Group Михаил Уржумцев и руководитель отдела архитектуры и строительства ZARINA и sela Евгения Лопатникова.
Скажи, каков твой офис, и я скажу…
Новый офис Мэлон Фэшн Групп в Петербурге – это больше, чем рабочие места: и средство борьбы за таланты, и декларация взглядов на жизнь
«Наш офис создан талантами, которые у нас работают», - сразу подчеркнул Михаил Уржумцев. Проект в целом и все элементы дизайна, включая мебель, светильники, принты для обоев, выполнены inhouse – внутри компании. В этом отношении опыт Melon Fashion Group повторить сложно: обычно фирмы обращаются к архитектурным бюро. В фэшн-компании, однако, есть свой штат архитекторов и дизайнеров, которые строят магазины – им и доверились.
Евгения Лопатникова, главный архитектор проекта, до масштабной работы в петербургской штаб-квартире «набила руку» на офисах компании в Москве и Шанхае.
«Идея реновации штаб-квартиры появилась в 2017 году, когда мы уже не помещались в прежнем офисе. Здание бизнес-центра, где расположена штаб-квартира, тесно связано с модой: в XIX веке здесь располагалась женская рукодельная школа, после – фабрика «Первомайская заря», - говорит Михаил Уржумцев. – Поэтому вопрос переезда во что-то готовое не возникал: новый офис решено было создавать именно в исторических стенах».
Смотреть другие материалы проекта Pro Офис:
«Наш офис создан талантами, которые у нас работают». Проект в целом и все элементы дизайна, включая мебель, светильники, принты для обоев, выполнены inhouse – внутри компании».
Генеральный директор Melon Fashion Group
Компании потребовался год, чтобы разработать концепцию офиса и приступить к реализации проекта.
Удаленная работа во время пандемии в 2020 году изменила привычки сотрудников по всему миру. Жесткая привязка к рабочему месту и времени теперь не в тренде – люди хотят работать откуда угодно. «Я с этим совершенно согласен»! – говорит Михаил Уржумцев. По его словам, сотрудники компании тоже могут работать откуда угодно – но предпочитают из офиса.
Удаленка, офисы и свобода
«Серьезно, свобода – это наш корпоративный культ, – продолжает он. – Мы еще до пандемии и локдауна были знакомы с удаленкой, потому что у нас можно работать из любого места и в любое время, главное, чтобы был результат. При этом, создавая свой офис, мы хотели сделать такое место, куда хочется прийти, хотя это не обязательно, и надолго остаться, потому что здесь в кайф».
Тренд на гуманизацию трудовых отношений начался задолго до пандемии и нашел свое отражение в мировом офисном дизайне, отмечает Евгения Лопатникова: «Сегодня работодатели и архитекторы, воплощающие их идеи, стремятся совместить рабочие помещения с комфортными зонами, где можно отдохнуть, заняться спортом и даже оставить своего ребенка».
Must-have каждого современного офиса – спортзал, чилл-зоны, места для перекусов, продолжает она: «Границы между рабочими и нерабочими зонами максимально прозрачны, как дома. Например, у нас в пространстве бренда sela есть детская комната с кроватью и манежем, где можно оставить ребенка на дневной сон с няней или коллегой. «Посиди с моим ребенком, я – на совещание!» – обычная для нас фраза».
При всей гуманизации, в офисных пространствах все еще предусматривают места, специально приспособленные для рабочих функций.
«В прежнем офисе нам не хватало не только места в целом, но и переговорок для деловых встреч, а также пространства, в котором можно собираться всей командой, – рассказывает Михаил Уржумцев. – В новом офисе у нас есть 12 переговорных, которые можно забронировать не через офис-менеджера, как раньше, а через корпоративный портал с ноутбука или смартфона в один клик. Также у каждого бренда есть свой шоурум, где представлены текущие и будущие коллекции и их образцы. Наконец, у нас есть три больших амфитеатра, где мы вместе смотрим кино или слушаем лекции».
В новом офисе у нас есть 12 переговорных, которые можно забронировать не через офис-менеджера, как раньше, а через корпоративный портал с ноутбука или смартфона в один клик.
Генеральный директор Melon Fashion Group
По словам Михаила Уржумцева, Melon Fashion Group – пионер open space в России. Компания по-прежнему придерживается этой концепции и считает, что все сотрудники должны работать в равных условиях, включая топ-менеджмент: «Мы остаемся приверженцами этой философии – чтобы у людей в компании была общая повестка, так что из всей команды в отдельном кабинете работаю только я».
«Сегодня работодатели и архитекторы, воплощающие их идеи, стремятся совместить рабочие помещения с комфортными зонами, где можно отдохнуть, заняться спортом и даже оставить своего ребенка».
Руководитель отдела архитектуры и строительства брендов ZARINA и sela
На шаг вперед от open space
К тому же, по словам Михаила Уржумцева, офисный рынок Петербурга не богат помещениями на тысячу сотрудников в целом и нестандартными – особенно. «Если вам нужно что-то большое, при этом авангардное и близкое к потребностям вашего бизнеса, – можете даже не искать, этого нет», – утверждает он.
При отсутствии кабинетов новый офис – уже не open space, а следующий шаг в эволюции, уточняет Евгения Лопатникова: «Классический американский open space – это большое пространство, где все сидят вместе, за перегородками. Это не очень удобно, и у нас был запрос от сотрудников – повысить комфортность рабочих мест».
Формат офиса, реализованный Melon Fashion Group, называется Activity Based Office. «Это рабочие, рекреационные, переговорные зоны, объединенные в единое пространство, – говорит Евгения Лопатникова. – В частности, у нас каждый бренд занимает свое помещение, но стен и дверей между ними нет. Дизайн плавно меняется при перемещении по офису, а функцию разделения выполняют амфитеатры, кофе-пойнты с зонами отдыха и так далее».
Еще один способ зонирования – зелень и цветы. Так, мировой тренд на eco-friendly удачно совместился с задачами пространственного дизайна. В офисе Melon Fashion Group есть стена из зеленого мха, поляна с дикими ландышами, а также сад с трехметровыми фикусами. Реализацией проекта озеленения, по разработке команды архитекторов офиса, занималась компания Botanicals.
А куда поставить тумбочку?
Ответ: никуда. В новом офисе решили разгрузить пространство и не давать поводов для захламления, поэтому тумбочек нет, поясняет Евгения Лопатникова: «Когда мы попросили сотрудников перечислить предметы, хранящиеся в их тумбочках, большинство не смогли вспомнить почти ничего. То есть это кладбища ненужных вещей. При этом у каждого сотрудника есть персональный локер, они расположены в каждом департаменте».
Еще один источник преград в офисах – провода. В новом пространстве они практически отсутствуют. «Я их терпеть не могу, – признается Михаил Уржумцев. – IT-инженеры предложили эффективное решение, спрятав провода в столах и полах, также мы предусмотрели гибкую систему мобильных рабочих мест, чтобы каждый мог подключиться из любой точки офиса, где ему удобно работать».
В прошлой версии офиса проводов было очень много, вспоминает Евгения Лопатникова, так что создание беспроводной среды оказалось непростой задачей: «Большинство компьютеров подключены через WiFi, однако часть оборудования требует высокой скорости и большого объема трафика, нуждается в выделенных каналах. Пришлось прокладывать оптоволокно под полом».
квадратных метров пространства
Офис Melon Fashion Group в цифрах
В офисе за каждым сотрудником закреплено свое рабочее место, но можно перемещаться по пространству в 7 000 кв. м и остановиться работать там, где найдется вдохновение. Есть в том числе места для работы стоя – ноу-хау, пока не внедренное в массовый офисный оборот.
«Мы увидели стоячие места на интерьерной выставке, их делает российский стартап «Стоя.Рус», – отмечает Лопатникова. – Нам понравились дизайн и функциональность: работа стоя позволяет снизить нагрузку на спину и расслабиться».
Отдельной задачей для архитекторов стала декларация особенностей каждого из четырех брендов Melon Fashion Group.
«Мы хотели выразить себя через интерьеры – рассказать о брендах, опираясь не только на их фирменный стиль, но и внедряя элементы флагманских магазинов, – поясняет она. – В итоге в пространстве каждого бренда и своя атмосфера, и уникальные детали интерьера. Так, в befree – дух бунтарства: они клеят авангардные постеры, используют стилистику стрит-арта в оформлении, а ZARINA – территория спокойствия. Стены интерьеров окрашены в мягкие цвета; в одной из переговорных есть фотообои с фрагментами вязки джемпера».
В оформлении пространства sela использовались рисованные персонажи авторства арт-директора бренда – актуальные мамы и дети-монстры, также там построен шкаф в форме большого лего-паззла, есть переговорная на качелях. Пространство LOVE REPUBLIC – территория контрастов: черный потолок, кирпичные стены, на входе - портал из красного глянца с золотой каймой.
«В нашу обновленную штаб-квартиру приезжают партнеры, конкуренты, будущие сотрудники, – говорит о значении офиса Михаил Уржумцев. – И, конечно, формируют впечатление о нас в том числе на основе увиденного. Мы fashion-компания, должны быть актуальными во всем».
Евгения Лопатникова видит на рынке два противоположных тренда – уход малых компаний в коворкинги и удаленку и создание всё более «крутых» офисов – средним и крупным бизнесом.
«Сейчас открывается много нестандартных офисов, – говорит она. – Один из передовых, на мой взгляд, петербургский офис Jetbrains в Лахте. Там большой объем пространств, насыщенных кастомизированными дизайнерскими решениями. Хорош новый офис Avito в Петербурге, недавно открытые офисы «Газпрома» в Москве. Есть просто «космические» офисы по примененным технологиям и, видимо, дороговизне – как головной офис Сбербанка с парящими в воздухе огромными переговорными. Но нам такой не подошел бы».
Если говорить о затратах на реновацию, компания не раскрывает сумму инвестиций. Самой дорогой частью сметы стали IT-оболочка и инженерия, уточняет Лопатникова, включая новые серверные, передовые системы кондиционирования воздуха, фильтрации и повторного использования воды (элемент eco-friendly здания), система освещения. «Зато многие предметы интерьера и оборудование достались нам дешевле рынка, потому что мы строим магазины, – уточняет она, – и знаем, где и что можно взять. В этом преимущество работы inhouse – в контроле сметы, осознанном выборе поставщиков».
Главные тренды мирового офисного дизайна (по мнению Евгении Лопатниковой):
Свобода в перемещении сотрудников и распоряжении временем.
Большое количество рекреационных зон, включая спортивные, с возможностью посещения в рабочее время.
Eco-friendly – энергоэффективность, озеленение, раздельный сбор отходов, контейнеры для приема текстиля, батареек и пр.
Уход от open space к мягкому зонированию помещений.
Внимание к освещенности помещений, в том числе циркадное освещение (меняется в течение суток, приближая искусственный свет к естественным природным циклам).