специальный проект
специальный проект
По данным экспертов, в России до 60% работников готовы и после пандемии полностью или частично работать из дома удаленно. Но полностью отказаться от офисов быстро невозможно, поэтому все большую популярность набирает гибкая модель, совмещающая домашний и офисный формат. Как под влиянием пандемии трансформируется рабочее пространство, и как будет выглядеть офис будущего – в интервью РБК Петербург рассказал руководитель архитектурного бюро AMG Architects Павел Губаревич.
- Да, в начале первого локдауна ощущалась эйфория — люди мечтали работать из дома, и вот такая возможность появилась. Но эта эйфория быстро переросла в отторжение. 95% сотрудников живут в среднестатистичких квартирах, не предназначенных для работы. Насколько я знаю, некоторые коворкинги даже предлагали в аренду рабочие столы и стулья с доставкой на дом.

Я видел отчеты об эффективности работы из дома. Первое время она резко возросла, но потом начала падать. Вспомните студенческие годы: первые три дня усердно готовишься к сессии, а потом позволяешь себе поспать лишний часик, потом еще один… Я не говорю о детях и домашних животных.

Поэтому волну перехода на удаленку мы уже прошли. Судя по недавнему отчету JLL, объем сделок по аренде офисов и коворкингов за последний квартал сопоставим с докризисным всплеском накануне событий 2008 года. Это свидетельствует о том, что все возвращаются в рабочие пространства.
Павел Губаревич
Офисные гостиные и сингл с видом на пляж: как меняется современный офис

Руководитель архитектурного бюро AMG Architects — о современных тенденциях в проектировании рабочего пространства

- Насколько охотно сотрудники сегодня идут работать в офисы? И нужны ли офисы с учетом всех преимуществ удаленки?
Новая «офисная гостиная» РБК Петербург (дизайн AMG Architects)
- Как эти рабочие пространства трансформируются под влиянием последних трендов?
- Я приведу пример компании РБК, где вместо офиса на 2 тыс. сотрудников появилось помещение на 200 сотрудников. Компаниям, работающим в творческой сфере, нет необходимости держать сотрудника на рабочем месте полный рабочий день пять дней в неделю. Соответственно, бизнес получает возможность оптимизировать расходы по аренде площадей, быть более гибким, открытым для сотрудников. И это привело к полноценной трансформации офисов в его стандартном понимании.

Раньше офис был исключительно рабочей территорией со строгой нарезкой: рабочие столы, опенспейсы, кабинеты, принтер, кофеварка, отдельная кухня. Сегодня сформировался спрос на объединение офисной составляющей с домашними условиями, чтобы человек, который в графике, к примеру, два через два возвращается из дома в офис, не испытывал стресс из-за резкой смены локации.

Мы для себя нашли стиль «офисные гостиные». Это место, которое по параметрам похоже на домашние условия. Мягкие элементы дизайна, телевизор, игровая приставка — множество элементов создают домашний уют, позволяют работать, не запираясь в рамках рабочего кабинета.
Смотреть другие материалы проекта Pro Офис:
- Действительно, до пандемии лишь каждый десятый слышал слово «коворкинг». Причем оно воспринималось как что-то хипстерское, не имеющее отношение к серьезным людям. А сегодня оказалось, что это ключ к возможности оптимизировать бизнес, а при необходимости — быстро обеспечить дополнительные рабочие места под новые проекты.

Этим охотно пользуются крупнейшие ретейлеры — Оzon, «Авито», компании, развивающие целые экосистемы различных сервисов — такие как «Сбер» и «Яндекс». При этом тот же «Сбер» никогда не откажется от классического офиса — для банка это вопрос безопасности, поэтому потребность есть и в том, и в другом формате.
В офис без стресса
- Насколько удовлетворена сегодня потребность в коворкингах в Петербурге?
- Судя по нашим проектам, коворкингов явно не хватает. Недавно открытый коворкинг «Практик» на Гороховой моментально загрузился полностью. Проект на Охте заполнен еще на стадии работ. Недаром на рынок Петербурга выходит московский коворкинг SOK — это серьезная крупная сеть.
- А вы сами планируете расширять географию деятельности?
- Да, мы планируем уже в этом году открыть филиал AMG Architects в Москве — оттуда идет много запросов, сейчас собираем для этого команду. И смотрим на регионы — они сейчас очень сильно активизировались. Например, меня в хорошем смысле удивил проект коллег в Махачкале. Радует Новосибирск — там уделяют большое внимание архитектуре бизнес-центров, все очень современно, с оглядкой на запад и проработкой собственных идей.
От хипстерской «фишки» к оптимизации бизнеса
- У вас есть и свой авторский коворкинг - Clockwork Time. Расскажите об этом проекте. Что он дал вашему бизнесу?
- Буквально два года назад, получив опыт работы с коворкингами, я заинтересовался идеей создания собственного. И когда я нашел на Курляндской помещение, которое сильно меня впечатлило, я нарисовал проект и показал коллегам. Проект всем понравился, мы в рекордные сроки — за два месяца — построили коворкинг, но потом начались трудности.

Первой ошибкой было то, что мы открыли его в декабре. Начались новогодние праздники, более-менее мы начали раскачиваться в феврале, а в марте президент выступил с известной речью, и начался локдаун. К счастью, у нас хорошие взаимоотношения с собственником помещения — заводом «Степан Разин», который пошел навстречу с арендой. Мы со своей стороны сделали все, чтобы сохранить резидентов — продлевали, замораживали, отнеслись максимально лояльно. В мае люди начали более-менее просыпаться, и бизнес снова пошел.

Важнейшее, что мы получили в этом проекте как архитектурное бюро — собственный опыт строительства и управления коворкингом. Благодаря такому опыту мы начали предлагать партнерам услугу под ключ. Начинаем с бизнес-проекта, интегрируем в архитектуру и далее создаем максимально трендовый дизайн. Эта формула — наше ключевое отличие от конкурентов.
Ресепшн «Практик. Гороховая» (проект AMG Architects)
- Какие тренды, на ваш взгляд, в ближайшее время будут определять развитие рынка офисов и коворкингов
Коворкинг «Clockwork time» (проект AMG Architects)
Сингл с видом на пляж
- По сути, это формат, близкий к коворкингам. Можно ли сказать, что отношение бизнеса к коворкингам поменялось в период пандемии?
При поддержке
- Как раньше уже точно не будет. На 100% отказаться от офисов невозможно, как минимум, в ближайшее десятилетие. Но гибкий график стимулирует объединение домашнего и рабочего пространства.

Безусловно, усиливаются меры безопасности. Например, мы максимально используем бесконтактные технологии в местах общего пользования.

Напряженная обстановка в городах приводит к появлению интересных загородных проектов. Мы сейчас обсуждаем с партнерами уникальный проект симбиоза загородной резиденции и коворкинга: некая территория, на которой расположено жилье отельного формата и разнообразные рабочие места. Переговорные комнаты среди деревьев, сингл-румы с видом на пляж…
- Своего рода Гоа с поправкой на географию?
- Именно так. Раньше в крупных корпорациях существовала традиция совместных выездов на месяц на Бали, Гоа, одновременно для отдыха и работы. Насколько мне известно, сейчас на выезды заграницу существует негласный запрет. Поэтому подобные проекты на внутреннем рынке будут очень востребованы.
- А что с классическими бизнес-центрами, востребованность которых упала?
- Крупные игроки уже трансформируются. Учитывая, что рынок поделился примерно пополам между офисами и коворкингами, классическим бизнес-центрам сегодня выгодно, например, перепрофилировать под коворкинг один из этажей. Более того, насколько мне известно, некоторые владельцы бизнес-центров становятся инвесторами крупных сетей коворкингов.
Переговорная «Практик. Гороховая» (проект AMG Architects)
«Сегодня сформировался спрос на объединение офисной составляющей с домашними условиями, чтобы человек, который в графике, к примеру, два через два возвращается из дома в офис, не испытывал стресс из-за резкой смены локации»
Павел Губаревич
руководитель архитектурного бюро AMG Architects
«До пандемии лишь каждый десятый слышал слово «коворкинг». Причем оно воспринималось как что-то хипстерское, не имеющее отношение к серьезным людям. А сегодня оказалось, что это ключ к возможности оптимизировать бизнес»
Павел Губаревич
руководитель архитектурного бюро AMG Architects
Новая «офисная гостиная» РБК Петербург (дизайн AMG Architects)
Ресепшн «Практик. Гороховая» (проект AMG Architects)
Коворкинг «Clockwork time» (проект AMG Architects)
Переговорная «Практик. Гороховая» (проект AMG Architects)
специальный проект
Офисные гостиные и сингл с видом на пляж: как меняется современный офис
Руководитель архитектурного бюро AMG Architects — о современных тенденциях в проектировании рабочего пространства
Павел Губаревич
По данным экспертов, в России до 60% работников готовы и после пандемии полностью или частично работать из дома удаленно. Но полностью отказаться от офисов быстро невозможно, поэтому все большую популярность набирает гибкая модель, совмещающая домашний и офисный формат. Как под влиянием пандемии трансформируется рабочее пространство, и как будет выглядеть офис будущего – в интервью РБК Петербург рассказал руководитель архитектурного бюро AMG Architects Павел Губаревич.
В офис без стресса
- Насколько охотно сотрудники сегодня идут работать в офисы? И нужны ли офисы с учетом всех преимуществ удаленки?
- Да, в начале первого локдауна ощущалась эйфория — люди мечтали работать из дома, и вот такая возможность появилась. Но эта эйфория быстро переросла в отторжение. 95% сотрудников живут в среднестатистичких квартирах, не предназначенных для работы. Насколько я знаю, некоторые коворкинги даже предлагали в аренду рабочие столы и стулья с доставкой на дом.

Я видел отчеты об эффективности работы из дома. Первое время она резко возросла, но потом начала падать. Вспомните студенческие годы: первые три дня усердно готовишься к сессии, а потом позволяешь себе поспать лишний часик, потом еще один… Я не говорю о детях и домашних животных.

Поэтому волну перехода на удаленку мы уже прошли. Судя по недавнему отчету JLL, объем сделок по аренде офисов и коворкингов за последний квартал сопоставим с докризисным всплеском накануне событий 2008 года. Это свидетельствует о том, что все возвращаются в рабочие пространства.
Новая «офисная гостиная» РБК Петербург (дизайн AMG Architects)
Новая «офисная гостиная» РБК Петербург (дизайн AMG Architects)
- Как эти рабочие пространства трансформируются под влиянием последних трендов?
- Я приведу пример компании РБК, где вместо офиса на 2 тыс. сотрудников появилось помещение на 200 сотрудников. Компаниям, работающим в творческой сфере, нет необходимости держать сотрудника на рабочем месте полный рабочий день пять дней в неделю. Соответственно, бизнес получает возможность оптимизировать расходы по аренде площадей, быть более гибким, открытым для сотрудников. И это привело к полноценной трансформации офисов в его стандартном понимании.

Раньше офис был исключительно рабочей территорией со строгой нарезкой: рабочие столы, опенспейсы, кабинеты, принтер, кофеварка, отдельная кухня. Сегодня сформировался спрос на объединение офисной составляющей с домашними условиями, чтобы человек, который в графике, к примеру, два через два возвращается из дома в офис, не испытывал стресс из-за резкой смены локации.

Мы для себя нашли стиль «офисные гостиные». Это место, которое по параметрам похоже на домашние условия. Мягкие элементы дизайна, телевизор, игровая приставка — множество элементов создают домашний уют, позволяют работать, не запираясь в рамках рабочего кабинета.
«Сегодня сформировался спрос на объединение офисной составляющей с домашними условиями, чтобы человек, который в графике, к примеру, два через два возвращается из дома в офис, не испытывал стресс из-за резкой смены локации»
— Павел Губаревич, руководитель архитектурного бюро AMG Architects
От хипстерской «фишки» к оптимизации бизнеса
- По сути, это формат, близкий к коворкингам. Можно ли сказать, что отношение бизнеса к коворкингам поменялось в период пандемии?
- Действительно, до пандемии лишь каждый десятый слышал слово «коворкинг». Причем оно воспринималось как что-то хипстерское, не имеющее отношение к серьезным людям. А сегодня оказалось, что это ключ к возможности оптимизировать бизнес, а при необходимости — быстро обеспечить дополнительные рабочие места под новые проекты.

Этим охотно пользуются крупнейшие ретейлеры — Оzon, «Авито», компании, развивающие целые экосистемы различных сервисов — такие как «Сбер» и «Яндекс». При этом тот же «Сбер» никогда не откажется от классического офиса — для банка это вопрос безопасности, поэтому потребность есть и в том, и в другом формате.
Ресепшн «Практик. Гороховая» (проект AMG Architects)
Ресепшн «Практик. Гороховая» (проект AMG Architects)
Михаил Уржумцев
- Насколько удовлетворена сегодня потребность в коворкингах в Петербурге?
- Судя по нашим проектам, коворкингов явно не хватает. Недавно открытый коворкинг «Практик» на Гороховой моментально загрузился полностью. Проект на Охте заполнен еще на стадии работ. Недаром на рынок Петербурга выходит московский коворкинг SOK — это серьезная крупная сеть.
- А вы сами планируете расширять географию деятельности?
- Да, мы планируем уже в этом году открыть филиал AMG Architects в Москве — оттуда идет много запросов, сейчас собираем для этого команду. И смотрим на регионы — они сейчас очень сильно активизировались. Например, меня в хорошем смысле удивил проект коллег в Махачкале. Радует Новосибирск — там уделяют большое внимание архитектуре бизнес-центров, все очень современно, с оглядкой на запад и проработкой собственных идей.
Коворкинг «Clockwork time» (проект AMG Architects)
Коворкинг «Clockwork time» (проект AMG Architects)
- У вас есть и свой авторский коворкинг - Clockwork Time. Расскажите об этом проекте. Что он дал вашему бизнесу?
- Буквально два года назад, получив опыт работы с коворкингами, я заинтересовался идеей создания собственного. И когда я нашел на Курляндской помещение, которое сильно меня впечатлило, я нарисовал проект и показал коллегам. Проект всем понравился, мы в рекордные сроки — за два месяца — построили коворкинг, но потом начались трудности.

Первой ошибкой было то, что мы открыли его в декабре. Начались новогодние праздники, более-менее мы начали раскачиваться в феврале, а в марте президент выступил с известной речью, и начался локдаун. К счастью, у нас хорошие взаимоотношения с собственником помещения — заводом «Степан Разин», который пошел навстречу с арендой. Мы со своей стороны сделали все, чтобы сохранить резидентов — продлевали, замораживали, отнеслись максимально лояльно. В мае люди начали более-менее просыпаться, и бизнес снова пошел.

Важнейшее, что мы получили в этом проекте как архитектурное бюро — собственный опыт строительства и управления коворкингом. Благодаря такому опыту мы начали предлагать партнерам услугу под ключ. Начинаем с бизнес-проекта, интегрируем в архитектуру и далее создаем максимально трендовый дизайн. Эта формула — наше ключевое отличие от конкурентов.
«До пандемии лишь каждый десятый слышал слово «коворкинг». Причем оно воспринималось как что-то хипстерское, не имеющее отношение к серьезным людям. А сегодня оказалось, что это ключ к возможности оптимизировать бизнес»
— Павел Губаревич, руководитель архитектурного бюро AMG Architects
Сингл с видом на пляж
- Какие тренды, на ваш взгляд, в ближайшее время будут определять развитие рынка офисов и коворкингов
- Как раньше уже точно не будет. На 100% отказаться от офисов невозможно, как минимум, в ближайшее десятилетие. Но гибкий график стимулирует объединение домашнего и рабочего пространства.

Безусловно, усиливаются меры безопасности. Например, мы максимально используем бесконтактные технологии в местах общего пользования.

Напряженная обстановка в городах приводит к появлению интересных загородных проектов. Мы сейчас обсуждаем с партнерами уникальный проект симбиоза загородной резиденции и коворкинга: некая территория, на которой расположено жилье отельного формата и разнообразные рабочие места. Переговорные комнаты среди деревьев, сингл-румы с видом на пляж…
Melon Fashion Group офис
- Своего рода Гоа с поправкой на географию?
- Именно так. Раньше в крупных корпорациях существовала традиция совместных выездов на месяц на Бали, Гоа, одновременно для отдыха и работы. Насколько мне известно, сейчас на выезды заграницу существует негласный запрет. Поэтому подобные проекты на внутреннем рынке будут очень востребованы.
- А что с классическими бизнес-центрами, востребованность которых упала?
- Крупные игроки уже трансформируются. Учитывая, что рынок поделился примерно пополам между офисами и коворкингами, классическим бизнес-центрам сегодня выгодно, например, перепрофилировать под коворкинг один из этажей. Более того, насколько мне известно, некоторые владельцы бизнес-центров становятся инвесторами крупных сетей коворкингов.
Рекомендуем
Петербургские коворкинги могут изменить ценовую политику