Профессии будущего
часть 1
время прочтения: 8 минут

Петербург как стартовая площадка для профессий будущего

Санкт-Петербург — интеллектуальный форпост страны, где рождаются технологии, которые меняют индустрии. Именно здесь сосредоточены ведущие научные школы, особенно сильные в инженерных, технических и ИТ-направлениях. С одной стороны, они опираются на традиции классического образования, с другой стороны, на современную экономику, на лучшие предприятия города, совместно с которыми готовится образовательная программа и стажировки.

Именно поэтому обучение в Петербурге становится выгодной инвестицией и открывает доступ к высокооплачиваемым профессиям будущего. Какие тенденции повлияют на рынок труда будущего и чему учат сегодня петербургские университеты — в обзоре профессий будущего.
Что вы узнаете из обзора?
Как ИИ и автоматизация влияют на рынок труда;
Как ВУЗы формируют навыки и мышление, недоступные при коротком онлайн-обучении;
Как практика помогает студентам быстро находить работу;
Как автоматизация трансформирует профессии, снижая спрос на ряд сфер, но не отменяя их полностью;
Почему спрос в образовании смещается к ИИ, математическому моделированию и новым технологичным профессиям;
Как при выборе профессии найти баланс между стабильностью и перспективами.

Не бояться нейросетей, а создавать их

Ключевые тенденции, которые отразятся на рынке труда будущего, по мнению представителей университетов, — это автоматизация рутинных операций, использование роботов и искусственного интеллекта. По прогнозам Минэкономразвития РФ, искусственный интеллект будет внедрен в 95% отраслей уже к 2030 году. Это означает, что на первый план выходят профессии специалиста по машинному обучению и анализу данных, инженера.

Для вузов это и точка роста, и вызов, поскольку даже представители творческих специальностей ощутили конкуренцию с нейросетями. Согласно опросу ВТБ, проведенному в 2024 году, 39% россиян опасаются, что их профессию заменят нейросети.

Действуя на опережение, вузы разрабатывают программы обучения с учетом потребностей нового времени. Вводят дополнительные образовательные треки и укрепляют взаимодействие с работодателями. Также подобные программы получают поддержку со стороны государства. Так, на реализацию опережающих обучающих программ в сфере искусственного интеллекта, машинного зрения, сенсорики и робототехники 10 петербургских вузов получат 3,5 млрд руб. из федерального бюджета в рамках госпрограммы поддержки университетов «Приоритет-2030».
Согласно опросу, проведенному в 2024 году, 39% россиян опасаются, что их профессию заменят нейросети
Специалист по наземным транспортно-технологическим средствам
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Привить навыки будущего

Современным студентам не так важно держать в голове множество информации, как уметь найти ее, критически осмыслить и проанализировать. Особенное значение для будущих специалистов имеет адаптивность, способность быстро реагировать на вызовы времени. Все эти навыки вчерашний школьник не сможет получить на самообучении или на коротких образовательных курсах в онлайн-школах. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина объясняет, что за год можно подготовить специалиста только под конкретную задачу, под конкретный проект. «Система высшего образования, помимо доступа к технологиям, формирует личность, которая может анализировать свои способности и понимать, куда и как их применить», — говорит она.

Вуз дает три группы навыков, перечисляет директор НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая: навыки, которые необходимы в выбранной профессиональной области (hard skills), умение коммуницировать, доносить свои идеи (soft skills) и, наконец, эмоциональный интеллект, умение человека позиционировать себя в обществе, выстраивать социальные связи. За четыре года в университете студенты получают системное мышление, проходят сложный путь становления личности, подчеркивает Анна Тышецкая.

Именно такие специалисты востребованы у работодателей с длинной стратегией развития, способных прогнозировать будущее на 5–6 лет вперед, и они готовы участвовать в его подготовке в вузе, рассказывает Анна Тышецкая.
Директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая — о навыках будущего, сотрудничестве с крупнейшими компаниями и вызовах для университета.

Специалист по медиакоммуникациям
НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге

Каким станет высшее образование

Плотная работа с будущими работодателями стала основой образовательного процесса в большинстве петербургских вузов. Возможности для прохождения практики еще на старте обучения интересуют и абитуриентов. По данным исследования «Авито Работа», 40% петербуржцев свой путь начинают с практики или стажировки во время обучения: такой вариант выбрали 47% опрошенных учащихся ссузов и 36% обладателей высшего образования.

Любопытно, что чаще других получали опыт работы во время учебы специалисты по архитектуре и дизайну (82% опрошенных), а также в сфере строительства (78%). Так, например, для специалиста по строительству уникальных зданий и сооружений критически важны практические навыки, и благодаря им выпускники специальности быстро находят работу.

«Практика — ключевая часть обучения. Наши студенты работают в крупнейших строительных и проектных компаниях, например в ЛСР, Setl Group, «Эталоне», а также в госструктурах, которые занимаются развитием городской среды. Их представители участвуют в работе над учебными планами», — рассказывает ректор СПбГАСУ Евгений Рыбнов. По его данным, студенты вуза включаются в профессию уже с третьего курса и при получении диплома о высшем образовании почти все трудоустроены.
Ректор СПбГАСУ Евгений Рыбнов — о цифровых технологиях в строительстве, недооцененных профессиях и ключевых трендах образования
Строительство уникальных зданий и сооружений
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Меньше продавцов и госслужащих

Минтруд прогнозирует, что к 2029 году упадет спрос на работников торговли, госуправления, обеспечения электроэнергией, сельского хозяйства, недвижимости, культуры и спорта, а также финансов и страхования. Снижение кадровой потребности в этих специалистах связано с внедрением цифровых технологий в государственное управление, электронного документооборота, с развитием онлайн-платформ для продажи и покупки товаров, введением систем самообслуживания.

Родители абитуриентов, опрошенные Skillbox, не хотели бы связывать будущее своего ребенка с госслужбой (53%), ресторанно-гостиничным бизнесом (41,9%), индустрией моды и красоты (41%). Эти направления называют наиболее нестабильными, без прозрачных карьерных перспектив и подверженными тренду автоматизации, а значит, сокращению количества рабочих мест.

В любом случае говорить о том, что какие-то специальности вообще уйдут в прошлое, преждевременно. «Профессии редко быстро исчезают, даже новые технологии влияют на рынок труда мягко и опосредованно», — объясняет директор hh.ru Северо-Запад Юлия Сахарова. Скорее можно говорить о трансформации привычных профессий. Так, традиционные гуманитарные направления, например журналистика, могут меняться, но умение работать с идеями, текстом, способность создавать новое востребованы всегда для специалиста по медиакоммуникациям.

Юлия Антохина, ректор ГУАП — о подготовке современных инженеров, трудоустройстве выпускников и конкуренции с онлайн-школами
Специалист по искусственному интеллекту в области цифровых реальностей
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)

Работа будущего

По данным свежего прогноза Минтруда, больше всего к 2029 году вырастет потребность в сегменте персональных услуг — на 348 тыс. человек. Сюда относятся бытовые услуги (стирка, химчистка, услуги в индустрии красоты), помогающие профессии, ремонт, деятельность профсоюзов, партий и религиозных организаций.

Это общемировая тенденция, связанная с демографическими факторами, объясняет вице-губернатор Санкт-Петербурга по образованию и науке Владимир Княгинин: «Во всем мире кризис с врачами, медицинскими работниками, сиделками. Огромное количество людей в 1970-е пришли в эту профессию, и сейчас нужно восполнять их уход или за счет молодежи, или за счет современных технических устройств».

Также в числе актуальных специальностей в ближайшей перспективе Владимир Княгинин называет обработку материалов и ресурсов, а главное — профессии, связанные с математическим моделированием, работодатели будут ждать специалистов по искусственному интеллекту.

По версии hh.ru, в числе специальностей, которые востребованы сейчас и в будущем, — иностранные, технические и бизнес-языки (китайский, испанский, английский), журналистика/подкастинг, интернет вещей, логистика и управление цепями поставок, нефтяная инженерия, робототехника, телекоммуникационная инженерия, управление большими данными, электронная коммерция и UX-UI-дизайн.
Больше всего к 2029 году вырастет потребность в сегменте персональных услуг — на 348 тыс. человек
Специалист по машинному обучению и анализу данных
НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге

За высокой зарплатой

Абитуриентов и их родителей интересует, будет ли выбранная специальность востребована через 4–6 лет, к моменту окончания университета.

Работодатели готовы много платить в трех случаях, перечисляет Юлия Сахарова:
По данным hh.ru, самые высокие зарплаты весной 2025 года в Петербурге (за исключением управленческих позиций) предлагают DevOps-инженерам — почти 250 тыс. руб., руководителям группы разработки — 225 тыс., дата-сайентистам — 200 тыс., системным аналитикам — 178 тыс. и разработчикам — 158 тыс. руб.

В любом случае нельзя решать проблему трудоустройства административно, например введя обязательное распределение или отказав родителям и детям в праве выбирать желаемую профессию, убежден Владимир Княгинин: «Сейчас мы стоим перед рядом развилок. Например, увеличить количество времени на подготовку инженеров или, наоборот, его сжать и выпустить их через 3–4 года, сделав карьерную лестницу более гибкой? Делать ставку на СПО или нет?» По его словам, главная задача на ближайшие годы — найти оптимальные решения, которые устроят и государство, и работодателей, но, главное, тех, кто учится.
  • если вы редкий специалист на сложной профессии (дата-сайентист, бизнес-аналитик, инженер специальной квалификации и др.);
  • если ваша профессия относится к остродефицитной (курьер, разнорабочий, машинист, сварщик, токарь, дальнобойщик, шахтер и др.);
  • если вы топ-менеджер с опытом успешных проектов.
Искусственный интеллект будет внедрен в 95% отраслей уже к 2030 году

Выбрать профессию будущего:

Специалист по медиакоммуникациям
Строительство уникальных зданий и сооружений
Специалист по искусственному интеллекту
Специалист по машинному обучению и анализу данных
Специалист по наземным транспортно-технологическим средствам
*UX/UI дизайн — дизайн пользовательского опыта и интерфейса

Реклама. Рекламодатель. ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», ERID: F7NfYUJCUneRHxx6oiX1

Рекламодатель. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ERID: F7NfYUJCUneRHxx6niP2

Рекламодатель. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» ERID: F7NfYUJCUneRHxx6o3Ut