79%
респондентов в числе самых значимых рисков называют неэффективность сотрудников-юристов
минут в среднем занимает подготовка типового документа у нейронного чат-бота
2-5
Сегодня искусственный интеллект — помощник во многих случаях, от поиска в интернете до подсказок при постановке медицинских диагнозов. Одна из важнейших его особенностей — возможность кратно ускорить стандартные процессы. Как показывает практика, касается это и корпораций, и малого и среднего бизнеса. Очередным подтверждением этого факта стало активное применение в России интеллектуальных роботов с функциями юристов, бухгалтеров и сотрудников бэк-офиса.

Юристы ищут свободы и роботов

Как избавить офис от рутинных процессов с помощью ИИ?
Юридическое сообщество во всем мире демонстрирует высокую заинтересованность в применении искусственного интеллекта, и это неудивительно. Ведь оно обращается к виртуальным помощникам по правовым вопросам — или, проще говоря, к чат-ботам — не из-за любви к инновациям, а из-за желания избавиться от необъятного количества повторяющихся операций.
Юридические отделы играют ключевую роль в управлении рисками и содействии цифровому бизнесу, поэтому от них постоянно требуют повышения эффективности работы и все большей оперативности в обслуживании без ущерба его качеству. При этом год от года работы у юристов меньше не становится: по данным Gartner, более 90% юридических отделов прогнозируют увеличение рабочей нагрузки в ближайшие два года. А опрос Thomson Reuters, проведенный по итогам 2019 года, показал, что 79% респондентов в числе самых значимых рисков называют неэффективность сотрудников-юристов.
Этот непрерывно растущий запрос на повышение эффективности и побуждает обратиться к инструментам искусственного интеллекта. По оценкам Gartner, уже к 2023 году четверть внутренних юридических запросов будет обрабатываться виртуальными юристами, в основе которых лежат технологии искусственного интеллекта и машинного обучения.

Уже не хайп

Этот эксперимент показал, что применение правовых ботов обладает большим потенциалом и тот, кто начнет первым, получит конкурентные преимущества.
И если батл с роботом можно было назвать попыткой произвести впечатление на рынок, то сейчас речь идет уже не о хайпе, а о реальной экономии миллионов рублей и тысяч часов при использовании всех возможностей разработанного сервиса. «Цифровой бэк-офис», разработанный МегаФоном и его технологическим партнером NLogic, представляет собой облачное решение, доступ к которому можно обеспечить с любого устройства — это делает ИИ демократичным и удобным для работы инструментом.
Еще один значимый тренд для LegalTech — это вариативность и удобство взаимодействия с пользователем. Все сервисы «Цифрового бэк-офиса» работают в режиме постановки задачи и контроля выполнения в онлайн-чате с любого устройства — в том числе через голосовые сообщения. Документы для обработки в систему также можно загружать в разных форматах.
Решение уже апробировано и в условиях реального бизнеса. С 2018 года оно используется самим МегаФоном. В 2019 году входящий в состав «Цифрового бэк-офиса» сервис «Судебная платформа», автоматически обрабатывающий типовые входящие документы и на их основании формирующий ответы, был приобретен компанией «МегаФон Ритейл». Опыт оказался успешным, так что компания продлила лицензионный договор сразу на три года.
Тогда же, в 2019 году, лицензионный договор на использование решения заключила компания «Галс-Девелопмент». Ее представители тогда подчеркивали, что «внедрение элементов искусственного интеллекта в операционную деятельность — это закономерный путь развития крупнейших российских и международных компаний, которые сегодня активно инвестируют в данное направление». В «Галс-Девелопмент» была приобретена система «Конструктор договоров».

Цифровое будущее офисов

На данный момент юридический (да и бухгалтерский) ИИ уже может обрабатывать, искать и анализировать документы, подбирать прецеденты, составлять отзывы на иски и делать другую рутинную работу. Это серьезное преимущество для компаний. К примеру, по статистике МегаФона, нейронный чат-бот «Конструктор документов» сокращает время подготовки типовых документов с 30−40 до 2−5 минут. Но подобный функционал — вовсе не потолок для применения сервиса.
Что касается бухгалтеров, то им система по распознаванию первичной документации помогает до шести раз быстрее переносить информацию из актов, счетов и счетов-фактур в учётные системы, такие как 1C, SAP, а также оперативно согласовывать счета с руководителем. В «Конструктор документов» можно добавить неограниченное количество шаблонов любого назначения — в том числе для кадрового, бухгалтерского документооборота и т. д. Это позволяет в 2−3 раза сократить количество ошибок в документации.
Эксперты видят несколько трендов, которые в будущем будут определять ИИ в сегменте LegalTech. Среди них — функционал в области e-discovery, процесса, в ходе которого электронные данные не только ищутся, но определяется их местоположение и обеспечивается сохранность для использования в качестве улик в судебном процессе.
Другое поле для разработок лежит в области предиктивной (или прогнозной) аналитики. Здесь также есть к чему стремиться: когда ИИ научится предсказывать решения, возможно, изменится работа и судейского корпуса.
25%
внутренних юридических запросов будет обрабатываться виртуальными юристами к 2023 году по оценкам аналитиков
Между тем, проникновение ИИ в правовую сферу пока не слишком высоко. Первые эксперименты с юридическими чат-ботами в разных странах появились достаточно давно, но лишь в последние два года технологическое развитие позволило создавать действительно работающие решения. Несмотря на то, что Россия традиционно считается на 3−5 лет отстающей от лидеров по развитию и проникновению технологий, в сегменте LegalTech все не так. Например, МегаФон еще в середине 2018 года представил первую версию своего робота-юриста, причем с весьма сложным функционалом и широкими возможностями.
Презентация состоялась в рамках VIII Петербургского международного юридического форума и привлекла большое внимание всего профессионального сообщества. На мероприятии был проведен первый в мире батл робота-юриста и эксперта Романа Бевзенко, партнера крупнейшей российской юридической компании «Пепеляев Групп».
Робот и человек отстаивали разные позиции по одному и тому же делу, выбор позиции был определен монеткой. Хотя в соревновании выиграл человек (именно его позицию аудитория признала более четкой, аргументированной), робот набрал достаточное количество баллов, чтобы юристы и сам оппонент забеспокоились и признали реальные перспективы бота в дальнейшей работе.
Материал подготовлен в партнерстве с ПАО МегаФон. Лицензии
Несмотря на то, что Россия традиционно считается на 3−5 лет отстающей от лидеров по развитию и проникновению технологий, в сегменте LegalTech ситуация иная
Нельзя забывать и о расширении доступности LegalTech. Здесь И И идет традиционным для ИТ-решений путем: зачастую сначала они доступны крупному бизнесу, а затем — по мере снижения цены, упрощения интерфейсов и интеграции — становятся востребованы и в SMB-сегменте. В этом направлении уже есть наработки: облачный и поэтому не требовательный к ИТ-инфраструктуре сервис МегаФона «Цифровой бэк-офис» ориентирован на те компании и организации, в штате которых мало юристов и бухгалтеров или их нет в принципе, т. е. на малый и средний бизнес.
Это, конечно, далеко не все тренды LegalTech, которые изменят работу бизнеса уже в ближайшее время. Искусственный интеллект будет все активнее внедряться в юридическую и финансовую сферы, а также в операционное управление предприятиями, снижая рутинную загрузку и сохраняя людям время на выполнение творческих и более сложных задач.
На данный момент юридический ИИ уже может обрабатывать, искать и анализировать документы, подбирать прецеденты, составлять отзывы на иски и делать другую рутинную работу
Искусственный интеллект будет все активнее внедряться в юридическую и финансовую сферы, [...] снижая рутинную загрузку и сохраняя людям время на выполнение творческих задач