«Продается не термин «экодевелопмент». Продается та ценность, которая за этим термином стоит, та ценность, которую мы формируем и можем донести до наших клиентов. Я считаю, что одна из наших задач и состоит в том, чтобы помогать людям понять все преимущества экодевелопмента, ответственного отношения к окружающей среде.
В конце 1990-х и начале 2000-х у нас уже были клиенты, которые понимали ценность экопродукта и именно поэтому выбирали наши дома, в то время как в массовом сегменте проекты зеленого строительства были представлены минимально. Во многом мы развивались благодаря нашим клиентам и через них пропагандировали качественный образ жизни.
Сейчас я могу отметить растущий тренд на осознанное потребление в целом. Особенно ярко он проявляет себя в элитном сегменте. Стремление к чистому дизайну, минимализму – это тоже экология, экология среды.
«В России тренд на внедрение зеленых технологий только начинается»
Елена Соловьева, директор по развитию «Росса Ракенне СПб» - эксклюзивного дистрибьютора Honka в России, республиках Казахстан и Беларусь - о том, что продается под брендом «эко» и роли государства в развитии «зеленого» строительства.
Однако сохранение окружающей среды – это совместная ответственность и бизнеса и государства. Для этого нужны соответствующие законодательные акты. Да, в России тренд на внедрение зеленых технологий только начинает развиваться, и пока бизнес не получит от государства реальной поддержки, о серьезном развитии этого направления говорить не приходится.
В Европе государство обеспечивает очень серьезную поддержку тем компаниям, которые занимаются развитием эко-продукта, нацелены на устойчивое развитие. Кроме того, в Европе вся зеленая энергетика дотируется государством. У нас, к сожалению, это инициатива частная. Проекты экодевелопмента в среднем сегодня стоят на 20% дороже, и эта финансовая нагрузка ложится на плечи девелопера. Слабым звеном «зеленых» технологий является высокая стоимость внедрения с высоким сроком окупаемости. Кроме того, у нас велико влияние монополистов - крупных поставщиков ресурсов, для которых сокращение потребления сегодня невыгодно.
«Мы для наших клиентов еще на этапе проектирования закладываем возможность экономного использования водных ресурсов, электричества и тепла. Это происходит не только потому, что клиенты нацелены на экономический эффект от внедрения новых технологий, но и в связи с изменением мышления в целом. Люди более осознано подходят к вопросам потребления».
директор по развитию «Росса Ракенне СПб»
«В 2019 году финский концерн Honka официально объявил о начале реализации программы устойчивого развития, которая охватывает абсолютно все сферы деятельности компании».
директор по развитию «Росса Ракенне СПб»
Для того, чтобы ситуация менялась в лучшую сторону, необходимы налоговые льготы, формирование четкой законодательной базы. Например, в Финляндии компания Honka участвует в программах экодевелопмента, в том числе в социальной сфере, которые активно поддерживаются государством. В частности, у компании очень много заказов на строительство детских садов и школ, пансионатов для пожилых людей. За последние годы было построено 34 детских сада. Один из них - полностью карбон нейтральный, там используется только чистые источники энергии. Этому можно только позавидовать.
Надеемся, что и в нашей стране все больше компаний будет заниматься экодевелопментом, а со стороны государства им будет оказываться реальная эффективная поддержка».