Пока главными амбассадорами выступают филиалы зарубежных компаний, но постепенно ряды «зеленых» сторонников пополняются. И хотя сейчас многие «зеленые» инициативы – затратны для бизнеса, на длинной дистанции экологические программы могут быть выгодны. О том, какие у бизнеса мотивы для внедрения эко- подходов и технологий, можно ли ускорить «зеленую» трансформацию российских компаний, какова в этом роль потребителей и государства – обсудили участники дискуссии «Зачем компаниям зеленая повестка?», организованной РБК Петербург в коворкинге
AVENUE-PAGE как часть фестиваля
White Night Startup.
Через непродолжительное время эко-вопросы выйдут на первый план в деловой повестке и в мире, и в России, на фоне бездумного перепроизводства упаковки и угрожающих темпов захламления среды обитания, уверены участники дискуссии. Передовые компании уже начали работу над проектами в сфере устойчивого развития, но эти инициативы носят долгосрочный характер – главные действия и результаты еще впереди.
Экологическая прибыль: как российские компании зарабатывают на «зеленой» повестке
Внедрение «зеленых» технологий во все бизнес-процессы - устойчивый мировой тренд, который постепенно набирает обороты и в России. ESG-стандарты, ответственное производство, «зеленые» инвестиции, снижение отходов, эко-волонтерство – такого рода слова и выражения все чаще употребляются крупным и средним бизнесом, наряду со словами «выручка», «прибыль» и «налоги».
Жизненный цикл любого экологического проекта состоит из нескольких этапов: затратных исследований, тестирования и «пилотного» внедрения и, наконец, масштабирования. Только на последнем этапе проект может начать приносить прибыль.
«За рубежом уже давно сформированы различные системы мотивации для «зеленых» компаний, отлажена система государственного регулирования в области охраны окружающей среды, ведется систематическая просветительская работа, в то время как Россия только-только встает на этот путь. Однако положительная динамика «озеленения» в стране уже заметна, наиболее активно сейчас создаются производства по переработке вторсырья; на данный момент – это успех», - говорит генеральный директор ООО «Спецтранс 1 - Инжиниринг» Сергей Семенов.
Переход российских компаний к экологической повестке во многом тормозится тем, что большинство производителей и потребителей до конца не понимают выгод, которые может принести участие в подобных проектах, подчеркивают участники дискуссии.
Смотреть материалы по теме:
«В нашей компании мы думаем не только о том, как произвести и продать шины для автомобилей, но и о том, как потом собирать вышедшие из употребления шины и их перерабатывать»
исполнительный директор Nokian Tyres Россия
Среди российских потребителей распространен миф о том, что экологичный продукт, созданный по «зеленым» технологиям - это просто что-то «модное, а, значит, дорогое и не особо необходимое», согласен генеральный директор «Музея «PROМусор» Герман Хильченко. Между тем, отмечает он, опыт зарубежных и некоторых российских компаний доказывает, что «экологическая экономика может быть прибыльной».
Например, финский концерн Kiilto, имеющий производства в России, в 2015 году начал переход на пластиковую упаковку, произведенную из вторсырья. «Сначала мы опасались, что это будет дорого. Но на деле себестоимость упаковки из вторпластика оказалась ниже, чем из первичного пластика, по некоторым позициям экономия доходит до 5%. За счет снижения затрат на упаковку уменьшается конечная стоимость товара. Это особенно актуально для потребителей на фоне удорожания цен на стройматериалы в среднем на 30% по отрасли», - приводит в пример опыт компании руководитель отдела маркетинга «Киилто Россия» Ксения Воскресенская.
Активизация экоповестки в России на данном этапе зависит от двух важнейших факторов: государственной поддержки подобных инициатив и эффективной просветительской работы. «Одна простая мысль о том, что отходы — это не мусор, а сырье — может изменить мир», - рассуждает Герман Хильченко.
Экоповестка – не только вопрос денег, хотя экономическая выгода для бизнеса, безусловно, должна быть. «Мы все живем в одной стране, и, согласитесь, лучше жить в чистой стране, поэтому мы должны заботиться об экологии. Например, в нашей компании мы думаем не только о том, как произвести и продать шины для автомобилей, но и о том, как потом собирать вышедшие из употребления шины и их перерабатывать», - говорит исполнительный директор Nokian Tyres Россия Александр Уставщиков. Как он добавляет, в компании есть коммерчески эффективные эко-направления, но далеко не все из них такие: «Например, инициатива по сбору отработанных шин, которую реализует компания, это в чистом виде затраты – мы восполняем пробел, потому что централизованного сбора шин почему-то не существует».
Пивоваренная компания «Балтика» в рамках проекта «Принеси пользу своему городу» в 2020 году вместе с партнерами направила на вторичное использование более 158 тыс. т. ПЭТ, алюминия, стекла и картона. Всего к 2022 году компания планирует довести сбор и переработку до уровня не менее 50% от всего объема выпускаемой тары. «Примерно 60% собранного алюминия и стекла направляются обратно на заводы упаковки, в поставляемых «Балтике» алюминиевой банке и бутылке – до 30% вторсырья», - отметила руководитель направления по экологии пивоваренной компании «Балтика» Евгения Иванова. Однако вопрос о повторном использовании ПЭТ упаковки в пищевой промышленности требует дополнительного регулирования, добавила эксперт.
Производственная цепочка, результатом которой станет выпуск продукции из вторичного сырья, начинается с его раздельного сбора. И с этим в России есть серьезные проблемы, отмечает Сергей Семенов. По его данным, из 60 млн тонн ТКО, образующихся ежегодно в России, для немедленной переработки пригодны не более 10%. Этот показатель можно довести до 70-80% за счет раздельного сбора мусора, отказа от неперерабатываемой упаковки, развития технологий переработки органики и производства альтернативного топлива. Таким образом, процент захоронения можно снизить до 20-30%.
«..себестоимость упаковки из вторпластика оказалась ниже, чем из первичного пластика, по некоторым позициям экономия доходит до 5%. За счет снижения затрат на упаковку уменьшается конечная стоимость товара. Это особенно актуально для потребителей на фоне удорожания цен на стройматериалы в среднем на 30% по отрасли».
«Около 30% всего объема смешанного мусора сегодня – это засоренные органические отходы, еще 30-35% - мягкий пластик, текстиль, дерево, бумага, прописанная органикой. Все это может быть ценным вторсырьем, но перед переработкой его нужно разделять и очищать – в нынешних реалиях это экономически невыгодно ни переработчикам, ни производителям», - поясняет Сергей Семенов.
«Часто под зелеными инициативами подразумевают благотворительность. Это не совсем корректно, потому что в большинстве случаев это не так. На «зеленых» инициативах, на устойчивых практиках можно не только экономить, но и зарабатывать», - отмечает сооснователь Jeans Revision, производящего товары из переработанного текстиля, Наталия Осикова.
генеральный директор ООО «Спецтранс 1 - Инжиниринг» Сергей Семенов
Пока вторсырье будет дорогим, и продукция из него будет дорогой, рассуждает руководитель творческой мастерской в Музее PRO Мусор Галина Бочина. «Конечный потребитель смотрит на ценники и, естественно, покупает то, что дешевле. Если бы цены на вторичное и первичное сырье были бы примерно равны, то покупатель с большей вероятностью выбирал экотовар», - полагает эксперт. Важно выйти на промышленный уровень производства товаров из вторсырья. Сейчас частники не могут дать выгодную цену, потому что объем мал, добавляет эксперт.
Пока же желание разделять упирается в отсутствие инфраструктуры для сбора и переработки. Ксения Воскресенская привела пример нарушения таких связей. «Мы занимаемся раздельным сбором мусора регулярно; проводя корпоративный субботник в конце августа 2021 года, столкнулись с тем, что Канонерский остров просто завален шинами. Но компания, которая приехала забирать мусор, их просто не взяла, и что с ними делать дальше, сказать никто не смог», - поделилась опытом Ксения Воскресенская.
Экопросвещение имеет значение и для стратегического развития компаний. «Если менталитет потребителей изменится, то это обяжет компании подстраиваться под своих требовательных клиентов, менять свой взгляд на производственные процессы. Например, заранее думать о том, чтобы человеку было удобно помыть упаковку перед тем, как сдать ее в мусорный контейнер», - уверен Александр Уставщиков.
генеральный директор «Музея «PROМусор» Герман Хильченко
руководитель отдела маркетинга «Киилто Россия»
Важная составляющая подобных коммуникаций – экопросветительская работа с новыми поколениями, считает директор по корпоративным связям в регионе Запад ГК DANONE в России Евгения Фалькова. «Мы все хотим, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми, по-прежнему приходили за нашими продуктами. И если мы посмотрим на формирующиеся отношения продавец-покупатель, то становится очевидно, что для этого нужно, чтобы наши ценности в вопросах здоровья и разумного потребления совпадали», - говорит Евгения Фалькова.
«Современное поколение учитывает отношение своей компании к экологии, к вопросам заботы об окружающей среде, поэтому наличие экоповестки – это большой плюс к бренду работодателя», - отмечает генеральный директор ООО «ЭкоЛайн-ВторПласт» Александр Свидовский.
«Новое поколение потребителей это ценит, людям возрастом до 35 важно слышать, что компания экологичная, - подтверждает Евгения Иванова.- Все больше потребителей делает свой выбор исходя из того, насколько этично производитель ведет себя по отношению к окружающей среде, социальной повестке. Этот фактор также значим при выборе места работы, особенно у молодых людей».
Опыт предприятий, которые занимаются просветительской работой, доказывает, что эти усилия приносят экономические плоды: «экопроекты» становятся прибыльными. Так, в прошлом году IKEA запустила в Санкт-Петербурге в тестовом режиме сервис приема у населения старой мебели в переработку: вторсырье используется для выпуска новой продукции на фабрике ИКЕА Индастри Новгород. Одним из элементов продвижения нового сервиса стала активная информационная компания, рассказал менеджер по Устойчивому развитию в магазине ИКЕА Дыбенко и Центре поддержки клиентов Санкт-Петербург Денис Агеноров-Папуловский.
Но для этого должно поменяться и отношение в обществе к переработке. «Хорошее вторсырье – это чистое сырье. За рубежом эта проблема решается популяризацией раздельного сбора мусора, систематической реализацией экопросветительских программ как бизнесом, так и государством. В России тоже нужно налаживать такие связи»,- говорит Галина Бочина.
исполнительный директор Nokian Tyres Россия Александр Уставщиков
руководитель направления по экологии пивоваренной компании «Балтика» Евгения Иванова
руководитель отдела маркетинга «Киилто Россия» Ксения Воскресенская
директор по корпоративным связям в регионе Запад ГК DANONE в России Евгения Фалькова
Есть и другие бонусы от просветительской деятельности. «На фоне роста общественного интереса к «зеленой» повестке мы, как представители экоориентированного бизнеса, существенно сократили расходы на рекламу и пиар. Наши компетенции по-настоящему интересны, к нам обращаются как к экспертам», - говорит Наталия Осикова.
Активная позиция компании помогает вовлекать в эковолонтерство сотрудников, что дополнительно укрепляет коллектив. «Например, когда мы проводили корпоративный субботник, на него вышли почти все сотрудники московского и петербургского офисов «Киилто Россия»», - отметила Ксения Воскресенская.
менеджер по Устойчивому развитию в магазине ИКЕА Дыбенко и Центре поддержки клиентов Санкт-Петербург Денис Агеноров-Папуловский
Только на инициативах передового бизнеса «зеленая» трансформация российской экономики произойдет не скоро, уверены участники дискуссии. «Государство может и должно выступать регулятором создаваемого «зеленого» спроса - мотивировать к покупкам экологически ориентированных товаров, жилья, либо внедрять кэшбэк/финансовые стимулы развития экотуризма, как у бизнеса, так и у населения»,- считает Герман Хильченко.
Александр Уставщиков отмечает, что государство сделало ряд шагов в области экологической ответственности, например, начало внедрять механизмы расширенной ответственности производителя в области утилизации отходов. «Необходимо продолжать движение в этом направлении. Это важно прежде всего для тех компаний, которые пока остаются в стороне от экоповестки.», - уверен Александр Уставщиков.
Социально ответственный бизнес и так занимается проблемами сбора и утилизации отходов, а пассивные и «колеблющиеся» будут вынуждены это делать под давлением государства, резюмировал он.