вернуться на главную
специальный проект
Человек для технологий
или технологии для человека?
вернуться на главную
специальный проект
Человек для технологий
или технологии для человека?
Продолжат ли экопроекты в недвижимости развиваться, несмотря на рост себестоимости строительства, как изменились покупательские предпочтения и готовы ли покупатели квадратных метров доплачивать за экологичность, обсудили участники дискуссии «Экодевелопмент в России: актуальные тренды и успешные кейсы», организованной РБК Петербург в ресторанном комплексе «Рыба на даче» от компании Honka. Мероприятие прошло в рамках фестиваля White Night Startup.
Экономических стимулов для развития зеленого строительства не так много. Отрасль растет достаточно медленно, отмечают участники дискуссии. Ускорению процесса мешает ряд факторов. Один из них связан с покупательскими предпочтениями.
Разумная экология: когда зеленые проекты станут нормой для жилищного девелопмента в России

«Зеленые технологии» - растущий тренд на петербургском рынке. На него реагируют и девелоперы, и клиенты. Все чаще при строительстве зданий и выводе проектов на рынок застройщики используют технологии и системы с приставкой «эко».

«Потребитель не покупает просто «экодевелопмент». Когда застройщику удается донести, как будет удовлетворена текущая потребность, тогда люди в этом заинтересованы, - поясняет руководитель проектов девелопмента Becar Asset Management Галия Назимова. - Да, молодежь более заинтересована в эко-проектах, но по факту этот интерес зачастую заканчивается покупкой хлопкового шоппера вместо полиэтиленового пакета. Дальше платежеспособный спрос пока не идет».
Коммерческая недвижимость в российских мегаполисах также постепенно адаптируются к новым экологическим реалиям. В малые города новое течение пока проникает медленно. «Мы строим магазины по всей стране и наблюдаем, что множество городов далеки от нашей дискуссии. Как до Луны примерно, - говорит Евгения Лопатникова, заместитель директора по архитектуре ZARINA. - Торговые центры российской глубинки отстают от мегаполисов на 10-15 лет. Например, разделение мусора там внедрено лишь в некоторых торговых центрах, не говоря уже о более сложных инженерных системах. Так что рост «зеленых технологий» будет нестабильным. Но при этом фокус будет направлен на осознанное потребление, среди молодёжи мы можем наблюдать это уже сейчас»
«Мы занимаемся экодевелопментом с самого начала нашей деятельности. Сейчас этот термин на слуху и он стал даже модным, но, к сожалению, для большинства покупателей на рынке недвижимости за словом «экодевелопмент» не стоят очевидные преимущества, за которые стоит платить дополнительные деньги. Я думаю, что задача девелопера состоит в том, чтобы помочь людям понять ценность экодевелопмента, энергоэффективности, ответственного отношения к окружающей среде, понять реальные для их жизни преимущества, которые стоят за приставкой «эко»», -полагает директор по развитию Росса Ракенне СПб - эксклюзивного дистрибьютора Honka в России, республиках Казахстан и Беларусь Елена Соловьева.
Материалы по теме:
«Я думаю, что задача девелопера состоит в том, чтобы помочь людям понять ценность экодевелопмента, энергоэффективности, ответственного отношения к окружающей среде, понять реальные для их жизни преимущества, которые стоят за приставкой "эко"»
Елена Соловьева
директор по развитию Росса Ракенне СПб
С этим согласны не все участники дискуссии. Возможность экономить на тепле и электричестве для многих покупателей является важным фактором при принятии эко-решений. «На наш взгляд, две вещи уже востребованы клиентами и активно продаются – это энергоэффективность и безопасность. Например, стоимость энергоресурсов постоянно растет. Люди, в том числе, подрастающее поколение, активно сколько ресурсов они потребляют, и будут считать. Сколько они будут платить через 5 лет, через 10 лет? Покупатели обращают на это внимание», - уточняет управляющий заводом Rockwool в Выборге Денис Романов.
Вверх, но медленно
«Потребитель сегодня уже готов платить за эко тренды и решения, которые облегчают экологическую нагрузку на него лично, снижают воздействие агрессивной окружающей среды. Однако пока, к сожалению, российский потребитель не готов платить за то, чтобы снижать своё негативное воздействие», - резюмирует директор по управлению проектированием сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна ЮИТ Анастасия Горбулина.
Не через цены, а через ценности
«Сейчас мы являемся монополистом - у нас собственный водоканал и лицензия на недропользование. Это обеспечивает каждую квартиру в нашем городе чистой водой. Это потребитель покупает. Потому что он понимает, что это его долголетие и здоровье», - подтверждает тренд руководитель проекта Gatchina Gardens Наталья Осетрова.
«Все больше и больше застройщиков обращаются к устойчивому развитию для того, чтобы унифицировать свой девелоперский продукт и добавлять в него новые ценности», - рассказывает директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» Вера Бурцева.
Многие компании, особенно с зарубежным участием, уже приняли концепции устойчивого развития, которые включают снижение углеродного следа и достижение углеродной нейтральности. Сейчас они находятся на этапе внедрения своих концепций в рыночную реальность.
Никто не знает, как считать
«Концерном Bonava заявлено, что к 2030 году мы должны снизить углеводородный след компании на 50%. Сейчас мы думаем, как реализовать эти 50% к 2030- му году, - делится заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов. -Девелопер слишком зависит от подрядчиков и поставщиков, монополистов и вендоров. Никто реальную экологическую эффективность пока не может показать. Все только учатся считать».
Сергей Семенов, «Спецтранс 1 - Инжиниринг»
«Потребитель сегодня уже готов платить за эко тренды и решения, которые облегчают экологическую нагрузку на него лично, снижают воздействие агрессивной окружающей среды. Однако пока, к сожалению, российский потребитель не готов платить за то, чтобы снижать своё негативное воздействие».
Анастасия Горбулина
Многие производители строительных материалов и монополисты не торопятся интегрировать зеленые технологии в свой бизнес, отмечают участники дискуссии. Тем не менее, на российском рынке уже встречаются эко-исключения.
В российских реалиях привлечь клиента экономической выгодой от внедрения зеленых технологий практически невозможно, полагает управляющий партнер консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский. «Если брать системы рекуперации тепла или воздуха – как это можно продавать? За счет использования этих систем можно совсем небольшие суммы... при нашей стоимости электроэнергии и тепла это никогда не будет экономически эффективно даже для загородного дома, - делится Александр Батушанский. - Однако если сказать клиенту, что система рекуперации тепла позволяет вам в спальне в течение всей ночи поддерживать уровень кислород - за чистый воздух готовы платить».
При поддержке
руководитель проектов девелопмента Becar Asset Management Галия Назимова
«К 2034 году компания Rockwool ставит целью снизить углеродный след на 34% на всех стадиях жизненного цикла каменной ваты: от добычи сырья и производства до переработки и утилизации. Да, это амбициозная задача, но мы готовы к ее реализации. Например, у нас на заводах действует принцип «нулевой отходности» – все отходы от производственного процесса, включая упаковочные материалы, либо возвращаются в процесс, либо отправляются на переработку», - отметил Денис Романов.
«Невозможно снизить углеродный след девелоперу, не снижая углеродный след от строительных материалов. Можно заложить любые энергоэффективные решения, но если кирпич выделяет столько же СО2, сколько 100 лет назад при производстве, мы никогда не достигнем этого глобального снижения», - соглашается Денис Романов.
Невозможность наладить диалог с монополистами приводит к тому, что современные энергоэффективные системы девелоперы внедряют за свой счет – по сути, платят дважды. «Национальные поставщики не готовы рассматривать уменьшение продаваемых ими энергетических мощностей. Например, мы хотели бы инвестировать деньги в солнечные панели на одном из своих проектов, мы понесем расходы на оборудование и монтаж, а после нам придется заплатить поставщикам-монополистам за подключение этих же мощностей, потому что договориться и доказать им, что в нашем проекте будет меньше энергопотребление за счет солнечных панелей – практически невозможно», - рассказывает Анастасия Горбулина.
Герман Хильченко, «Музей «PROМусор»
заместитель директора по архитектуре ZARINA Евгения Лопатникова
При поддержке государства
директор по управлению проектированием сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна ЮИТ
Больше всего вопросов у девелоперов – к монополистам и производителям строительных материалов. В экодевелопменте серьезная нагрузка на экологию происходит не только при строительстве дома, но и при производстве материалов. «Я могу быть очень эффективеным в своем проекте, но я не обладаю информацией, сколько CO2 было затрачено на производство тех материалов, из которых построен мой дом. Я не могу сказать, сколько Ленэнерго потратило СО2, у меня нет этих данных», - сетует Александр Свинолобов.
«В государственной повестке постепенно поднимаются вопросы поддержки «зеленых» проектов. Центробанк запускает программу зеленых облигаций. Я думаю, что рано или поздно этот инструмент поддержки заработает, и те, кто будет технически готов им воспользоваться, получат определенное экономическое преимущество», – считает Павел Якимчук.
«Нужно понимать, что мир вступил в эпоху осознанного потребления и для того, чтобы зеленые технологии активнее внедрялись в жизнь, решения принимаются на уровне государств, создаются законодательные акты, которые стимулируют строителей внедрять экодевелопмент, делают его экономически оправданным и привлекательным. В нашей стране этот тренд только начал формироваться, и для того чтобы зеленое направление в российском девелопменте развивалось, нам требуется поддержка государства, как это, к примеру, происходит в Скандинавских стран», - заключает Елена Соловьева.
Межотраслевая синхронизация
Большую роль играет общая экологическая повестка, отмечают участники дискуссии. Что бы девелопер не делал, это не может существовать отдельно от городской среды, в которую он интегрирован. «Мы же в офисах собираем батарейки, пока не знаем, куда их девать, но собираем. Со следующим этапом сложнее», - шутит Александр Батушанский.
Александр Уставщиков, Nokian Tyres Россия
управляющий партнер консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский
Евгения Иванова, Балтика
руководитель проекта Gatchina Gardens Наталья Осетрова
Ксения Воскресенская, «Киилто Россия»
директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» Вера Бурцева
Евгения Фалькова, DANONE
управляющий заводом Rockwool в Выборге Денис Романов
По мнению некоторых участников дискуссии, инженерию, соответствующую всем экологическим стандартам, можно обеспечить только в городах «с нуля» - коттеджных поселках, крупных проектах комплексного освоения территории (КОТ). «Нельзя ожидать всего от девелопмента, особенно, в городской среде, где уже все сформировано, где глобально нужно все переделывать. Без государства это невозможно. Либо на уровне государства принимается решение создавать такую инфраструктуру, либо деньги вкладывает не только девелопер, а ему помогают финансовые институты», - отмечает Наталья Осетрова.
Денис Агеноров-Папуловский, ИКЕА Дыбенко
заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов
«Девелопер слишком зависит от подрядчиков и поставщиков, монополистов и вендоров. Никто реальную экологическую эффективность пока не может показать. Все только учатся считать»
Александр Свинолобов
заместитель генерального директора компании Bonava
«Невозможно снизить углеродный след девелоперу, не снижая углеродный след от строительных материалов. Можно заложить любые энергоэффективные решения, но если кирпич выделяет столько же СО2, сколько 100 лет назад при производстве, мы никогда не достигнем этого глобального снижения».
Денис Романов
управляющий заводом Rockwool в Выборге
Денис Агеноров-Папуловский, ИКЕА Дыбенко
директор по управлению проектированием сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна ЮИТ Анастасия Горбулина
«Нельзя ожидать всего от девелопмента, особенно, в городской среде, где уже все сформировано, где глобально нужно все переделывать. Без государства это невозможно».
Наталья Осетрова
руководитель проекта Gatchina Gardens
Денис Агеноров-Папуловский, ИКЕА Дыбенко
директор по развитию Росса Ракенне СПб Елена Соловьева
вернуться на главную
специальный проект
Человек для технологий
или технологии для человека?

Разумная экология: когда зеленые проекты станут нормой для жилищного девелопмента в России

«Зеленые технологии» - растущий тренд на петербургском рынке. На него реагируют и девелоперы, и клиенты. Все чаще при строительстве зданий и выводе проектов на рынок застройщики используют технологии и системы с приставкой «эко».
Продолжат ли экопроекты в недвижимости развиваться, несмотря на рост себестоимости строительства, как изменились покупательские предпочтения и готовы ли покупатели квадратных метров доплачивать за экологичность, обсудили участники дискуссии «Экодевелопмент в России: актуальные тренды и успешные кейсы», организованной РБК Петербург в ресторанном комплексе «Рыба на даче» от компании Honka. Мероприятие прошло в рамках фестиваля White Night Startup.
Melon Fashion Group офис
Вверх, но медленно
Экономических стимулов для развития зеленого строительства не так много. Отрасль растет достаточно медленно, отмечают участники дискуссии. Ускорению процесса мешает ряд факторов. Один из них связан с покупательскими предпочтениями.
«Потребитель не покупает просто «экодевелопмент». Когда застройщику удается донести, как будет удовлетворена текущая потребность, тогда люди в этом заинтересованы, - поясняет руководитель проектов девелопмента Becar Asset Management Галия Назимова. - Да, молодежь более заинтересована в эко-проектах, но по факту этот интерес зачастую заканчивается покупкой хлопкового шоппера вместо полиэтиленового пакета. Дальше платежеспособный спрос пока не идет».
 Галия Назимова, Becar Asset Management
руководитель проектов девелопмента Becar Asset Management Галия Назимова
Коммерческая недвижимость в российских мегаполисах также постепенно адаптируются к новым экологическим реалиям. В малые города новое течение пока проникает медленно. «Мы строим магазины по всей стране и наблюдаем, что множество городов далеки от нашей дискуссии. Как до Луны примерно, - говорит Евгения Лопатникова, заместитель директора по архитектуре ZARINA. - Торговые центры российской глубинки отстают от мегаполисов на 10-15 лет. Например, разделение мусора там внедрено лишь в некоторых торговых центрах, не говоря уже о более сложных инженерных системах. Так что рост «зеленых технологий» будет нестабильным. Но при этом фокус будет направлен на осознанное потребление, среди молодёжи мы можем наблюдать это уже сейчас»
Евгения Лопатникова, ZARINA
заместитель директора по архитектуре ZARINA Евгения Лопатникова
Не через цены, а через ценности
«Мы занимаемся экодевелопментом с самого начала нашей деятельности. Сейчас этот термин на слуху и он стал даже модным, но, к сожалению, для большинства покупателей на рынке недвижимости за словом «экодевелопмент» не стоят очевидные преимущества, за которые стоит платить дополнительные деньги. Я думаю, что задача девелопера состоит в том, чтобы помочь людям понять ценность экодевелопмента, энергоэффективности, ответственного отношения к окружающей среде, понять реальные для их жизни преимущества, которые стоят за приставкой «эко»», -полагает директор по развитию Росса Ракенне СПб - эксклюзивного дистрибьютора Honka в России, республиках Казахстан и Беларусь Елена Соловьева.
«Я думаю, что задача девелопера состоит в том, чтобы помочь людям понять ценность экодевелопмента, энергоэффективности, ответственного отношения к окружающей среде, понять реальные для их жизни преимущества, которые стоят за приставкой "эко"».
— Елена Соловьева, директор по развитию Росса Ракенне СПб
В российских реалиях привлечь клиента экономической выгодой от внедрения зеленых технологий практически невозможно, полагает управляющий партнер консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский. «Если брать системы рекуперации тепла или воздуха – как это можно продавать? За счет использования этих систем можно совсем небольшие суммы... при нашей стоимости электроэнергии и тепла это никогда не будет экономически эффективно даже для загородного дома, - делится Александр Батушанский. - Однако если сказать клиенту, что система рекуперации тепла позволяет вам в спальне в течение всей ночи поддерживать уровень кислород - за чистый воздух готовы платить».
Александр Батушанский
управляющий партнер консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский
С этим согласны не все участники дискуссии. Возможность экономить на тепле и электричестве для многих покупателей является важным фактором при принятии эко-решений. «На наш взгляд, две вещи уже востребованы клиентами и активно продаются – это энергоэффективность и безопасность. Например, стоимость энергоресурсов постоянно растет. Люди, в том числе, подрастающее поколение, активно сколько ресурсов они потребляют, и будут считать. Сколько они будут платить через 5 лет, через 10 лет? Покупатели обращают на это внимание», - уточняет управляющий заводом Rockwool в Выборге Денис Романов.
«Потребитель сегодня уже готов платить за эко тренды и решения, которые облегчают экологическую нагрузку на него лично, снижают воздействие агрессивной окружающей среды. Однако пока, к сожалению, российский потребитель не готов платить за то, чтобы снижать своё негативное воздействие», - резюмирует директор по управлению проектированием сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна ЮИТ Анастасия Горбулина.
«Потребитель сегодня уже готов платить за эко тренды и решения, которые облегчают экологическую нагрузку на него лично, снижают воздействие агрессивной окружающей среды. Однако пока, к сожалению, российский потребитель не готов платить за то, чтобы снижать своё негативное воздействие».
— Анастасия Горбулина, директор по управлению проектированием сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна ЮИТ
«Сейчас мы являемся монополистом - у нас собственный водоканал и лицензия на недропользование. Это обеспечивает каждую квартиру в нашем городе чистой водой. Это потребитель покупает. Потому что он понимает, что это его долголетие и здоровье», - подтверждает тренд руководитель проекта Gatchina Gardens Наталья Осетрова.
Наталья Осетрова, Gatchina Gardens
руководитель проекта Gatchina Gardens Наталья Осетрова
Никто не знает, как считать
«Все больше и больше застройщиков обращаются к устойчивому развитию для того, чтобы унифицировать свой девелоперский продукт и добавлять в него новые ценности», - рассказывает директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» Вера Бурцева.
Многие компании, особенно с зарубежным участием, уже приняли концепции устойчивого развития, которые включают снижение углеродного следа и достижение углеродной нейтральности. Сейчас они находятся на этапе внедрения своих концепций в рыночную реальность.
Вера Бурцева, Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве
директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» Вера Бурцева
«Концерном Bonava заявлено, что к 2030 году мы должны снизить углеводородный след компании на 50%. Сейчас мы думаем, как реализовать эти 50% к 2030- му году, - делится заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов. -Девелопер слишком зависит от подрядчиков и поставщиков, монополистов и вендоров. Никто реальную экологическую эффективность пока не может показать. Все только учатся считать».
Многие производители строительных материалов и монополисты не торопятся интегрировать зеленые технологии в свой бизнес, отмечают участники дискуссии. Тем не менее, на российском рынке уже встречаются эко-исключения.
«Девелопер слишком зависит от подрядчиков и поставщиков, монополистов и вендоров. Никто реальную экологическую эффективность пока не может показать. Все только учатся считать»
— Александр Свинолобов, заместитель генерального директора компании Bonava
«К 2034 году компания Rockwool ставит целью снизить углеродный след на 34% на всех стадиях жизненного цикла каменной ваты: от добычи сырья и производства до переработки и утилизации. Да, это амбициозная задача, но мы готовы к ее реализации. Например, у нас на заводах действует принцип «нулевой отходности» – все отходы от производственного процесса, включая упаковочные материалы, либо возвращаются в процесс, либо отправляются на переработку», - отметил Денис Романов.
Денис Романов, Rockwool
управляющий заводом Rockwool в Выборге Денис Романов
Межотраслевая синхронизация
Большую роль играет общая экологическая повестка, отмечают участники дискуссии. Что бы девелопер не делал, это не может существовать отдельно от городской среды, в которую он интегрирован. «Мы же в офисах собираем батарейки, пока не знаем, куда их девать, но собираем. Со следующим этапом сложнее», - шутит Александр Батушанский.
Больше всего вопросов у девелоперов – к монополистам и производителям строительных материалов. В экодевелопменте серьезная нагрузка на экологию происходит не только при строительстве дома, но и при производстве материалов. «Я могу быть очень эффективеным в своем проекте, но я не обладаю информацией, сколько CO2 было затрачено на производство тех материалов, из которых построен мой дом. Я не могу сказать, сколько Ленэнерго потратило СО2, у меня нет этих данных», - сетует Александр Свинолобов.
Александр Свинолобов, Bonava
заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов
«Невозможно снизить углеродный след девелоперу, не снижая углеродный след от строительных материалов. Можно заложить любые энергоэффективные решения, но если кирпич выделяет столько же СО2, сколько 100 лет назад при производстве, мы никогда не достигнем этого глобального снижения», - соглашается Денис Романов.
«Невозможно снизить углеродный след девелоперу, не снижая углеродный след от строительных материалов. Можно заложить любые энергоэффективные решения, но если кирпич выделяет столько же СО2, сколько 100 лет назад при производстве, мы никогда не достигнем этого глобального снижения».
— Денис Романов, управляющий заводом Rockwool в Выборге
Невозможность наладить диалог с монополистами приводит к тому, что современные энергоэффективные системы девелоперы внедряют за свой счет – по сути, платят дважды. «Национальные поставщики не готовы рассматривать уменьшение продаваемых ими энергетических мощностей. Например, мы хотели бы инвестировать деньги в солнечные панели на одном из своих проектов, мы понесем расходы на оборудование и монтаж, а после нам придется заплатить поставщикам-монополистам за подключение этих же мощностей, потому что договориться и доказать им, что в нашем проекте будет меньше энергопотребление за счет солнечных панелей – практически невозможно», - рассказывает Анастасия Горбулина.
Анастасия Горбулина, ЮИТ Россия
директор по управлению проектированием сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна ЮИТ Анастасия Горбулина
При поддержке государства
По мнению некоторых участников дискуссии, инженерию, соответствующую всем экологическим стандартам, можно обеспечить только в городах «с нуля» - коттеджных поселках, крупных проектах комплексного освоения территории (КОТ). «Нельзя ожидать всего от девелопмента, особенно, в городской среде, где уже все сформировано, где глобально нужно все переделывать. Без государства это невозможно. Либо на уровне государства принимается решение создавать такую инфраструктуру, либо деньги вкладывает не только девелопер, а ему помогают финансовые институты», - отмечает Наталья Осетрова.
«Нельзя ожидать всего от девелопмента, особенно, в городской среде, где уже все сформировано, где глобально нужно все переделывать. Без государства это невозможно».
— Наталья Осетрова, руководитель проекта Gatchina Gardens
«В государственной повестке постепенно поднимаются вопросы поддержки «зеленых» проектов. Центробанк запускает программу зеленых облигаций. Я думаю, что рано или поздно этот инструмент поддержки заработает, и те, кто будет технически готов им воспользоваться, получат определенное экономическое преимущество», – считает Павел Якимчук.
Елена Соловьева, HONKA
директор по развитию Росса Ракенне СПб Елена Соловьева
«Нужно понимать, что мир вступил в эпоху осознанного потребления и для того, чтобы зеленые технологии активнее внедрялись в жизнь, решения принимаются на уровне государств, создаются законодательные акты, которые стимулируют строителей внедрять экодевелопмент, делают его экономически оправданным и привлекательным. В нашей стране этот тренд только начал формироваться, и для того чтобы зеленое направление в российском девелопменте развивалось, нам требуется поддержка государства, как это, к примеру, происходит в Скандинавских стран», - заключает Елена Соловьева.
Материалы по теме
Программа фестиваля White Night Startup
Денис Романов - о проектах по снижению углеродного следа и важности комплексного подхода в работе со строительными отходами.
Елена Соловьева - о том, что продается под брендом «эко» и роли государства в развитии «зеленого» строительства