Неуступчивость прошлого арендодателя классического офиса в отношении оплаты и готовность новых партнеров пойти навстречу по широкому кругу вопросов стала в этом кейсе главным мотивом переезда.
В январе 2021 года Северо-Западное подразделение «Почта Банка» арендовало целый этаж, свыше 400 кв. м, в коворкинге AVENUE-PAGE. «У меня была задача по всему макрорегиону снизить стоимость аренды, — рассказывает директор макрорегиона «Северо-Запад» АО «Почта Банк» Алексей Соловьев. — Мы же не только в зданиях почты сидим, у нас есть флагманские клиентские центры в арендованных помещениях, есть административные офисы, где размещается управление региональной сетью точек. Все разумные собственники помещений пошли навстречу, кто-то больше, кто-то меньше. В административных офисах в Мурманске, в Сыктывкаре, в Петрозаводске везде нам снизили оплату. Наш бывший арендодатель административного головного помещения в Петербурге — единственный, кто отказался пересматривать условия», — рассказал он.
Коворкинги: идущие навстречу
Почему «Почта Банк» решил отказаться от классического офиса и переехать в коворкинг AVENUE-PAGE на Аптекарской набережной, какие плюсы и минусы возникают при размещении в рабочем пространстве нового типа — анализ кейса в спецпроекте Pro Офис от РБК Петербург.
Петербург – опорный город для «Почта Банка». Алексей Соловьев говорит, что хотел найти под офис во второй столице качественный объект на Петроградской стороне. Поиски заняли почти два года. «До пандемии за эту цену найти помещение, я уже не говорю про видовое, а в принципе на Петроградке, было почти невозможно. Много объектов пересмотрел, но всегда что-то было не так. Либо сильно темно, хотя из части кабинетов видно набережную, либо парковки нет, либо еще какие-то минусы», — вспоминает он.
«Я бы не сказал, что здесь дешево, — уточнил Соловьев, — но цена аренды для нас теперь на 100% соответствует тому качеству услуг, которые нам предоставляют». Для крупной компании важна не только занимаемая площадь и арендная плата, но и качество помещений и обслуживания, подчеркивает он. А также лояльность партнера: «Крупной компании всегда важно, когда наши запросы слышат. Это дает оперативность принятия решений».
Например, IT-службе банка сделали в коворкинге свой отдельный канал связи. «Мы очень диджитализированная компания, и при этом мы – банк, а для любого банка важна защита информации. И нам позволили провести свою отдельную банковскую защищенную сеть в помещение», — отметил Соловьев. Внутри арендованное в коворкинге помещение мало похоже на классический офис банка: стеклянные перегородки, брендированные логотипом «Почта Банка», открытая кофе-зона, окна с видом на набережную на всю высоту этажа. Полы AVENUE-PAGE застелил коврами в корпоративных цветах банка, парк оргтехники усилил дополнительными принтерами.
Смотреть другие материалы проекта Pro Офис:
«Все разумные собственники помещений пошли навстречу, кто-то больше, кто-то меньше. Наш бывший арендодатель административного головного помещения в Петербурге — единственный, кто отказался пересматривать условия».
Директор макрорегиона «Северо-Запад» АО «Почта Банк»
В помещения в коворкинге переехали все сотрудники, которые работали в прежнем офисе. Количество занимаемых компанией рабочих мест не изменилось. В коворкинге у сотрудников банка есть как закрепленные рабочие места в кабинетах, так и зона open space, где можно занять любое место. Примечательно, что глава «Почта Банка» на Северо-Западе отказался от личного кабинета с видом на реку и предпочел разместить в этом помещении переговорную.
Можно из дома, но в коворкинге лучше
В прошлом году «Почта Банк» перешел на гибридную систему, когда часть недели сотрудники могут работать из дома, часть из офиса. «Мы смотрим на то, выполняется план или нет, как достигается результат, довольны ли клиенты. Если план по этим задачам выполняется, то к таким сотрудникам практически нет никаких вопросов», — говорит Алексей Соловьев. Самым большим плюсом переезда, по его оценке, стала популярность нового офиса: хотя по-прежнему можно работать из дома, большинство предпочитает каждый день приезжать в коворкинг. «Сюда приходят с удовольствием. Пространство важно для работы», — заключил Алексей Соловьев.
Пятилетний рост с гарантией
Одно из самых крупных гибких офисных пространств в Петербурге, AVENUE-PAGE площадью 5 тыс. кв. м на Аптекарской набережной, открылось в начале 2020 года. «Как бы странно это ни звучало, но спасибо пандемии, потому что она действительно стала драйвером переезда в коворкинг для корпоративных клиентов», — говорит партнер и генеральный директор УК PAGE (входит в ГК «БестЪ») Мария Сумарокова. По ее словам, первый контракт с корпоративным клиентом «Почта России», который арендовал для сотрудников своего IT-подразделения сразу три этажа, заключили в самый пик пандемии. «Они были первыми, кто почувствовал спрос на рабочие места в коворкинге внутри своей компании, и поняли, что для них это будет максимально комфортно для размещения сотрудников. Они показали рынку, что это новый тренд. Дальше пошел великий локдаун, когда все начали сокращать издержки и интересоваться более компактными вариантами размещения сотрудников», — отмечает генеральный директор УК PAGE.
Сейчас 50% мест в AVENUE-PAGE занимают IT-компании, другая половина — арендаторы из разных сфер бизнеса: от риелторов и строителей до маркетинговых агентств и финансового сектора. «У каждого корпоративного клиента есть какой-то индивидуальный запрос. Например, при подготовке помещения для «Почта Банка» мы использовали их фирменный стиль для оформления стеклянных офисных перегородок. Также для «Почта Банка» мы купили дополнительный объем оргтехники. По нашим стандартам, в коворкинге устанавливается один принтер на 30–40 человек. У «Почта Банка» был запрос, чтобы одним принтером пользовались не более 10 человек, и мы пошли на эти расходы. Все расходные материалы для резидентов коворкинга входят в стоимость аренды», — объясняет Мария Сумарокова. По ее словам, с каждым клиентом обсуждают, какие преобразования ему нужны.
В сети коворкингов PAGE прогнозируют, что как минимум на пять лет развитие этого формата гарантировано и востребованность мест в коворкингах будет только расти. «Мы сейчас развиваемся по франшизе, потому что на рынке Петербурга не хватает объема предложения. У нас есть запросы от потенциальных арендаторов, которые мы сейчас не можем разместить в своих зданиях. У нас сформирован лист ожидания на 400 рабочих мест вперед», — подчеркивает Мария Сумарокова.
По данным аналитиков компании Maris, в Петербурге к концу первого квартала 2021 года работало 44 коворкинг-центра в формате офисов и бизнес-инкубаторов. Большая часть располагается в центральных районах города, вблизи станций метро. Лидирует по числу коворкингов Центральный район, где находится 32% от общего количества, на втором месте Адмиралтейский район — 14%, на третьем месте Петроградский район — 9%. На другие районы города приходится 45%.
Более 40% действующих в городе коворкингов — небольшие, площадью около 300 кв. м. Существенного укрупнения формата по итогам 2020 года и с начала 2021 года не наблюдалось. Основная масса новых проектов выходит на рынок с площадью 250–700 кв. м. По оценкам Knight Frank St Petersburg, в этом году к скорому открытию заявлено более 2 тыс. рабочих мест в разных проектах. Среди них ожидают запуска такие проекты, как новые точки сети «Практик», Buffer, Baza, the LEVEL. По прогнозам Becar Asset Management, всего в этом году в Петербурге ожидается открытие не менее 19 тыс. кв. м новых гибких пространств; прирост рынка за год может превысить 35%. При этом средняя заполняемость будет держаться на уровне 78–80%.
«Для крупной компании важна не только занимаемая площадь и арендная плата, но и качество помещений и обслуживания».
Директор макрорегиона «Северо-Запад» АО «Почта Банк»
По словам руководителя отдела исследований компании Maris в ассоциации с CBRE Алёны Волобуевой, сегмент коворкингов в Петербурге пока не превышает 1% от валового объема предложения качественных офисных пространств в городе. Потенциал для роста есть, отмечают в JLL. Во многих европейских городах доля коворкингов в разы выше: в Варшаве на них приходится 3,6% от общего предложения офисов, в Амстердаме — 6,3%, в Лондоне —7,1%.
«Как бы странно это ни звучало, но спасибо пандемии, потому что она действительно стала драйвером переезда в коворкинг для корпоративных клиентов».
Генеральный директор УК PAGE (входит в ГК «БестЪ»)
В каких районах Петербурга сосредоточено больше всего коворкингов
По словам Алексея Соловьева, плюс коворкинга в отличие от обычного арендодателя — все услуги предоставляют под ключ. Не нужно делать ремонт, покупать мебель при переезде, нанимать службу клининга. «Все, вплоть до бумаги и картриджей, полностью обеспечивает коворкинг в рамках той суммы аренды, которую мы платим. Также в стоимость входят чай, кофе, плюшки и так далее. Вроде бы мелочи, но приятно», — отмечает он.