специальный проект
Петербург как столица делового туризма
специальный проект
Петербург как столица делового туризма
«После снятия ограничений люди будут выбирать, куда именно отправиться в первую очередь, что станет начальной точкой поездки и что свяжет различные направления в единый маршрут. Те вопросы, которые сегодня будут обсуждаться, и те консолидированные решения, которые мы выработаем, помогут нам справиться со всем разнообразием накопившихся запросов туристов», — отметил в ходе открытия форума председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Первый вопрос, который обсудили эксперты, был посвящен теме въездного туризма и возобновлению выдачи электронных виз.
Будущее туриндустрии в консолидации

Какие новые точки притяжения появились на карте России и Петербурга? Как развивается внутренний водный и экотуризм, какие цифровые сервисы для путешествий и бронирования появились, а также как привлечь иностранных туристов после снятия ограничений — все это обсудили эксперты Петербургского международного туристского форума Travel Hub, организованного Комитетом по развитию туризма совместно с Федеральным агентством по туризму и Конгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга.

Одно из предложений для привлечения иностранных гостей — поэтапная выдача электронных виз туристам из стран, с которыми открыто авиасообщение. К сожалению, оно не нашло поддержки у МИД. Как отметил заместитель начальника отдела въезда иностранцев консульского департамента МИД РФ Юрий Горбатюк, для такого дифференцированного подхода нет технической возможности. Кроме того, ограничения из-за пандемии носят временный характер, а «дифференцированное введение электронной визы противоречит ее духу», она универсальна, добавил эксперт.
Но есть и хорошая новость — срок пребывания иностранцев по электронной визе может быть увеличен почти вдвое. Когда будет накоплен «достаточный опыт и необходимые данные по правоприменительной практике», в МИД готовы расширять список стран и сроки пребывания иностранцев на территории России до 30 дней. Пока же туристы могут подавать документы на обычную визу, которая с августа 2021 года стала многократной и выдается на срок до полугода.
Второй трек был посвящен водному туризму. Как отметил Укко Метсола, генеральный директор The Cruise Lines International Association (CLIA) в Европе, исполнительный директор Royal Caribbean International, мировая круизная индустрия вносит большой вклад в экономику — ее объем оценивается в $154 млрд в год, в ней задействовано более 1 млн работников, которые обслуживают 27 млн пассажиров в год. Пандемия все это приостановила, и одна из главных задач сегодня — полное восстановление перевозок, в том числе в Балтийском море, которое является одним из самых привлекательных для европейских туристов.
Материалы по теме:
«Развитие электронных виз как инструмента грядущего восстановления турпотока актуально сегодня как никогда. Мир после пандемии — среда высокой конкуренции, и наша задача — обеспечить в ней свои преимущества».
Сергей Перминов
сенатор от Ленинградской области
Однако пока ограничения не сняты, многие компании были вынуждены переориентироваться с иностранных путешественников на российских. Для этого пришлось изменить не только подход, но и продукт. «Исторически самое востребованное направление — между Москвой и Санкт-Петербургом. На этом плече работало 70% наших теплоходов, в основном они перевозили иностранных туристов, — рассказала заместитель генерального директора по туризму ОАО «Московский туристический флот» Светлана Гончарова. — В изменившейся ситуации первое, что у нас появилось, — теплоходы LUX-сегмента, спрос на них был. Но часть населения не может позволить себе такой продукт, поэтому мы ввели еще и лоукостер, чтобы туристы сами могли собрать свой маршрут». В рамках предложения турист выбирает, какие услуги ему нужны, а какие нет: экскурсии, питание и т. д.
В поисках точек соприкосновений
Развитие продукта, добавление новых и комбинированных маршрутов дало свой результат. По словам генерального директора «Нева Тревэл» Юрия Набатова, в 2021 году внутренний турист «практически полностью компенсировал тот пробел, который экскурсионно-прогулочный флот получил из-за потери иностранного туриста».
Водный туризм нашел новое русло
Рост спроса на круизные туры внутри страны также подтолкнул судовладельцев к расширению географии. В программах появился и ответ норвежским фьордам в виде ладожских шхер и туры по Байкалу со стоянками в самых живописных местах, а также сценические туры, комплексные туры, включающие гастрономический и экотуризм, круизы с посещением ярмарок и другие уникальные программы.
Третий трек был посвящен экотуризму. Он прошел на площадке Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского ВСЕГЕИ. Экотуризм сегодня является одним из самых перспективных направлений. До начала пандемии коронавируса ежегодный прирост в этом сегменте мировой туристической отрасли составлял более 20%. Но в России, по оценкам правительства РФ, на него приходится всего 2% от оборота отрасли.
«По данным Всемирной туристской организации ООН, Россия занимает пятое место в мире по числу интересных для экотуризма природных объектов и считается одной из самых зеленых стран благодаря огромному лесному фонду», — напомнила заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Юлия Кузенская.
Растущий тренд — экотуризм
Однако, по словам секретаря Международной программы по геонаукам и геопаркам ЮНЕСКО Кристофа Ванденберга, долгое время в России не было ни одного геопарка. «Мы очень рады, что в 2019 году наконец смогли отпраздновать открытие первого геопарка в РФ — «Янган-Тау», — сказал он. На данный момент в мире действует 169 глобальных геопарков в 44 странах.
По словам Кристофа Ванденберга, создание геопарков дает возможность обществу защищать свое культурное и природное наследие, а также развивать туризм и получать дополнительные возможности — экономические, образовательные, что очень важно для местного населения и молодого поколения
«На текущий момент практически 80% флота вернулось к работе. То, что произошло в апреле-мае, — это был впечатляющий рост, который позволит нам преодолеть кризис и повысить уверенность потребителей. Мы предлагаем сегодня очень много круизов, даже больше, чем до пандемии, и спрос растет, это уже очевидно на 2022 год. Теперь мы ждем разрешения для судов заходить в Санкт-Петербург, который является чрезвычайно важным направлением».
Укко Метсола
генеральный директор The Cruise Lines International Association (CLIA) в Европе, исполнительный директор Royal Caribbean International
По словам коммерческого директора акционерного общества «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Александра Горохова, Балтийский регион составляет 10% мирового круизного рынка по объему судов. «И Петербург здесь является ключевой дестинацией, в 2019 году из 25 млн туристов порт принял 880 тыс. иностранных гостей — это 10% всего въездного потока в масштабах РФ», — отметил он.
«Санкт-Петербург, музей под открытым небом, благодаря своему выигрышному расположению является не только популярным туристическим направлением, но и отправной точкой для знакомства со всей Россией и ее уникальными возможностями».
Юлия Кузенская
заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
фото Сергея Корнеева предоставлено ресурсом Собака.ру
Цифровизация и объединение
Представители отрасли развивают цифровые сервисы и создают комбинированные услуги с посещением музеев и экскурсий. «Судоходные компании объединяются, создают общие агрегаторы по предоставлению водных услуг в Санкт-Петербурге», — привел пример Юрий Набатов. И это общий тренд — цифровизация и сотрудничество. Его более подробно обсуждали в рамках трека «Туризм 2.0».
«Туристическая отрасль уже требует цифровизации, она может быть максимально приближена к потребителю, и это видно уже сейчас», — говорит представитель компании «МТС. Путешествия» Венера Ровенская. Компания развивает сервисы, помогающие на основе big data анализировать емкость туристического рынка.
По словам руководителя проекта Moscow Travel Hub Яны Кольцовой, пандемия во многом стимулировала развитие как цифровых продуктов в индустрии, так и понимание о необходимости сотрудничества.
«Один в туризме точно не воин. До пандемии мы ощущали, что все конкурируем, а когда нужно было сокращать бюджеты, появились возможности совместить все и создавать новые продукты».
Яна Кольцова
руководитель проекта Moscow Travel Hub
Цифровизация услуг делает отдых более комфортным, а компаниям позволят сокращать издержки. Примером такого решения стал сервис 2ROOMZ. Как отметил основатель проекта Сергей Левин, благодаря платформе отели могут экономить на персонале, сократить коммуникации с гостями и повысить средний чек за счет продажи внешних услуг. Сервис предоставляет гостю онлайн-доступ ко всем сервисам отеля на его родном языке.
Развитие технологий позволяет создавать уникальные продукты — 3D-модели городов. Как рассказал руководитель отдела продаж ООО «Геоскан» Илья Демко, уже сейчас есть возможность оцифровать любой город, включая Петербург, и дать возможность туристу ознакомиться с ним до поездки, выбрать локации и ракурсы для будущих фото. Однако опасения, что технологии заменят реальные путешествия, участники дискуссии не разделяют. «Цифра создает для нас как для пользователей туристической услуги возможность выбрать вдохновляющий туристический продукт. Она делает наше путешествие максимально легким и приятным, — отметила модератор, директор по маркетингу Музея железных дорог России Елена Королькова. — Да, мир уходит в цифру, но только с точки зрения удобства пользования. Наши чувства и ощущения остаются у нас».
Дальнейшее развитие туриндустрии лежит в области развития удобных сервисов для путешественников, создании новых точек притяжения и главное — информировании об уже существующих.
«Главный туристский продукт Петербурга — это его особая, неповторимая атмосфера. Для каждого туриста она выражается по-своему: кто-то идет на выставку, кто-то гуляет по набережным Невы или изучает музеи, посещает новые креативные пространства. В этом и заключается идея новой культурной и туристской географии Петербурга: дать каждому человеку ответ на вопрос, зачем приезжать в Петербург и возвращаться сюда снова и снова».
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
О форуме
Первый Петербургский международный туристский форум Travel Hub прошел в Петербурге 10 ноября 2021 года в гибридном формате. Охват онлайн-трансляций составил более 8 тыс. человек. Участниками и слушателями форума стали ведущие эксперты и практики регионов России, участники из ряда европейских стран, в том числе Финляндии, Греции, Германии, Польши, Японии. Они обсудили ключевые направления развития туриндустрии: въездной туризм и электронную визу, развитие водного туризма, индустрию экотуризма, IT и инновации. Также в рамках форума прошел хакатон «Въездной туризм. Перезагрузка». Основная цель форума — способствовать повышению привлекательности регионов для развития въездного туризма, продемонстрировать туристский потенциал России.
При поддержке
вернуться на главную
специальный проект
Будущее туриндустрии в консолидации
Какие новые точки притяжения появились на карте России и Петербурга? Как развивается внутренний водный и экотуризм, какие цифровые сервисы для путешествий и бронирования появились, а также как привлечь иностранных туристов после снятия ограничений — все это обсудили эксперты Петербургского международного туристского форума Travel Hub, организованного Комитетом по развитию туризма совместно с Федеральным агентством по туризму и Конгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга.
В поисках точек соприкосновений
«После снятия ограничений люди будут выбирать, куда именно отправиться в первую очередь, что станет начальной точкой поездки и что свяжет различные направления в единый маршрут. Те вопросы, которые сегодня будут обсуждаться, и те консолидированные решения, которые мы выработаем, помогут нам справиться со всем разнообразием накопившихся запросов туристов», — отметил в ходе открытия форума председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Первый вопрос, который обсудили эксперты, был посвящен теме въездного туризма и возобновлению выдачи электронных виз.
«Развитие электронных виз как инструмента грядущего восстановления турпотока актуально сегодня как никогда. Мир после пандемии — среда высокой конкуренции, и наша задача — обеспечить в ней свои преимущества».
— Сергей Перминов, сенатор от Ленинградской области
Одно из предложений для привлечения иностранных гостей — поэтапная выдача электронных виз туристам из стран, с которыми открыто авиасообщение. К сожалению, оно не нашло поддержки у МИД. Как отметил заместитель начальника отдела въезда иностранцев консульского департамента МИД РФ Юрий Горбатюк, для такого дифференцированного подхода нет технической возможности. Кроме того, ограничения из-за пандемии носят временный характер, а «дифференцированное введение электронной визы противоречит ее духу», она универсальна, добавил эксперт.
Но есть и хорошая новость — срок пребывания иностранцев по электронной визе может быть увеличен почти вдвое. Когда будет накоплен «достаточный опыт и необходимые данные по правоприменительной практике», в МИД готовы расширять список стран и сроки пребывания иностранцев на территории России до 30 дней. Пока же туристы могут подавать документы на обычную визу, которая с августа 2021 года стала многократной и выдается на срок до полугода.
Водный туризм нашел новое русло
Второй трек был посвящен водному туризму. Как отметил Укко Метсола, генеральный директор The Cruise Lines International Association (CLIA) в Европе, исполнительный директор Royal Caribbean International, мировая круизная индустрия вносит большой вклад в экономику — ее объем оценивается в $154 млрд в год, в ней задействовано более 1 млн работников, которые обслуживают 27 млн пассажиров в год. Пандемия все это приостановила, и одна из главных задач сегодня — полное восстановление перевозок, в том числе в Балтийском море, которое является одним из самых привлекательных для европейских туристов.
«На текущий момент практически 80% флота вернулось к работе. То, что произошло в апреле-мае, — это был впечатляющий рост, который позволит нам преодолеть кризис и повысить уверенность потребителей. Мы предлагаем сегодня очень много круизов, даже больше, чем до пандемии, и спрос растет, это уже очевидно на 2022 год. Теперь мы ждем разрешения для судов заходить в Санкт-Петербург, который является чрезвычайно важным направлением».
— Укко Метсола, генеральный директор The Cruise Lines International Association (CLIA) в Европе, исполнительный директор Royal Caribbean International
По словам коммерческого директора акционерного общества «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Александра Горохова, Балтийский регион составляет 10% мирового круизного рынка по объему судов. «И Петербург здесь является ключевой дестинацией, в 2019 году из 25 млн туристов порт принял 880 тыс. иностранных гостей — это 10% всего въездного потока в масштабах РФ», — отметил он.
Однако пока ограничения не сняты, многие компании были вынуждены переориентироваться с иностранных путешественников на российских. Для этого пришлось изменить не только подход, но и продукт. «Исторически самое востребованное направление — между Москвой и Санкт-Петербургом. На этом плече работало 70% наших теплоходов, в основном они перевозили иностранных туристов, — рассказала заместитель генерального директора по туризму ОАО «Московский туристический флот» Светлана Гончарова. — В изменившейся ситуации первое, что у нас появилось, — теплоходы LUX-сегмента, спрос на них был. Но часть населения не может позволить себе такой продукт, поэтому мы ввели еще и лоукостер, чтобы туристы сами могли собрать свой маршрут». В рамках предложения турист выбирает, какие услуги ему нужны, а какие нет: экскурсии, питание и т. д.
Развитие продукта, добавление новых и комбинированных маршрутов дало свой результат. По словам генерального директора «Нева Тревэл» Юрия Набатова, в 2021 году внутренний турист «практически полностью компенсировал тот пробел, который экскурсионно-прогулочный флот получил из-за потери иностранного туриста».
Рост спроса на круизные туры внутри страны также подтолкнул судовладельцев к расширению географии. В программах появился и ответ норвежским фьордам в виде ладожских шхер и туры по Байкалу со стоянками в самых живописных местах, а также сценические туры, комплексные туры, включающие гастрономический и экотуризм, круизы с посещением ярмарок и другие уникальные программы.
Растущий тренд — экотуризм
Третий трек был посвящен экотуризму. Он прошел на площадке Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского ВСЕГЕИ. Экотуризм сегодня является одним из самых перспективных направлений. До начала пандемии коронавируса ежегодный прирост в этом сегменте мировой туристической отрасли составлял более 20%. Но в России, по оценкам правительства РФ, на него приходится всего 2% от оборота отрасли.
«По данным Всемирной туристской организации ООН, Россия занимает пятое место в мире по числу интересных для экотуризма природных объектов и считается одной из самых зеленых стран благодаря огромному лесному фонду», — напомнила заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Юлия Кузенская.
Однако, по словам секретаря Международной программы по геонаукам и геопаркам ЮНЕСКО Кристофа Ванденберга, долгое время в России не было ни одного геопарка. «Мы очень рады, что в 2019 году наконец смогли отпраздновать открытие первого геопарка в РФ — «Янган-Тау», — сказал он. На данный момент в мире действует 169 глобальных геопарков в 44 странах.
По словам Кристофа Ванденберга, создание геопарков дает возможность обществу защищать свое культурное и природное наследие, а также развивать туризм и получать дополнительные возможности — экономические, образовательные, что очень важно для местного населения и молодого поколения
«Санкт-Петербург, музей под открытым небом, благодаря своему выигрышному расположению является не только популярным туристическим направлением, но и отправной точкой для знакомства со всей Россией и ее уникальными возможностями».
— Юлия Кузенская, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Цифровизация и объединение
Представители отрасли развивают цифровые сервисы и создают комбинированные услуги с посещением музеев и экскурсий. «Судоходные компании объединяются, создают общие агрегаторы по предоставлению водных услуг в Санкт-Петербурге», — привел пример Юрий Набатов. И это общий тренд — цифровизация и сотрудничество. Его более подробно обсуждали в рамках трека «Туризм 2.0».
«Туристическая отрасль уже требует цифровизации, она может быть максимально приближена к потребителю, и это видно уже сейчас», — говорит представитель компании «МТС. Путешествия» Венера Ровенская. Компания развивает сервисы, помогающие на основе big data анализировать емкость туристического рынка.
По словам руководителя проекта Moscow Travel Hub Яны Кольцовой, пандемия во многом стимулировала развитие как цифровых продуктов в индустрии, так и понимание о необходимости сотрудничества.
«Один в туризме точно не воин. До пандемии мы ощущали, что все конкурируем, а когда нужно было сокращать бюджеты, появились возможности совместить все и создавать новые продукты».
— Яна Кольцова, руководитель проекта Moscow Travel Hub
Цифровизация услуг делает отдых более комфортным, а компаниям позволят сокращать издержки. Примером такого решения стал сервис 2ROOMZ. Как отметил основатель проекта Сергей Левин, благодаря платформе отели могут экономить на персонале, сократить коммуникации с гостями и повысить средний чек за счет продажи внешних услуг. Сервис предоставляет гостю онлайн-доступ ко всем сервисам отеля на его родном языке.
«Главный туристский продукт Петербурга — это его особая, неповторимая атмосфера. Для каждого туриста она выражается по-своему: кто-то идет на выставку, кто-то гуляет по набережным Невы или изучает музеи, посещает новые креативные пространства. В этом и заключается идея новой культурной и туристской географии Петербурга: дать каждому человеку ответ на вопрос, зачем приезжать в Петербург и возвращаться сюда снова и снова».
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Развитие технологий позволяет создавать уникальные продукты — 3D-модели городов. Как рассказал руководитель отдела продаж ООО «Геоскан» Илья Демко, уже сейчас есть возможность оцифровать любой город, включая Петербург, и дать возможность туристу ознакомиться с ним до поездки, выбрать локации и ракурсы для будущих фото. Однако опасения, что технологии заменят реальные путешествия, участники дискуссии не разделяют. «Цифра создает для нас как для пользователей туристической услуги возможность выбрать вдохновляющий туристический продукт. Она делает наше путешествие максимально легким и приятным, — отметила модератор, директор по маркетингу Музея железных дорог России Елена Королькова. — Да, мир уходит в цифру, но только с точки зрения удобства пользования. Наши чувства и ощущения остаются у нас».
Дальнейшее развитие туриндустрии лежит в области развития удобных сервисов для путешественников, создании новых точек притяжения и главное — информировании об уже существующих.
Первый Петербургский международный туристский форум Travel Hub прошел в Петербурге 10 ноября 2021 года в гибридном формате. Охват онлайн-трансляций составил более 8 тыс. человек. Участниками и слушателями форума стали ведущие эксперты и практики регионов России, участники из ряда европейских стран, в том числе Финляндии, Греции, Германии, Польши, Японии. Они обсудили ключевые направления развития туриндустрии: въездной туризм и электронную визу, развитие водного туризма, индустрию экотуризма, IT и инновации. Также в рамках форума прошел хакатон «Въездной туризм. Перезагрузка». Основная цель форума — способствовать повышению привлекательности регионов для развития въездного туризма, продемонстрировать туристский потенциал России.