— Пока рано подводить окончательные итоги, но можно говорить о том, что туристский сезон в Санкт-Петербурге в этом году состоялся. В начале года мы рассматривали разные сценарии, в итоге реализовался оптимистичный. Мы видим увеличение показателей по сравнению с прошлым годом по всем основным реперным точкам. Турпоток за 9 месяцев текущего года уже превысил 6,4 млн человек (за весь 2021 год — 6,1 млн человек). По итогам трех кварталов в гостиницах города остановились 4 млн человек, что на 75% больше, чем за тот же период прошлого года.

Средний чек вырос с 36 до 44 тыс. руб. за одно пребывание. И это не только инфляционный рост, поскольку одновременно выросла средняя продолжительность пребывания туристов: с 3–4 до 3–6 дней, значительная доля туристов из ближнего зарубежья остается в городе на 7–8 дней. С января по октябрь вклад туризма в экономику Петербурга составил порядка 230 млрд руб. Напомню, что за весь 2021 год отрасль принесла городу 234 млрд руб.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
«Туристский сезон в Петербурге прошел по оптимистичному сценарию»

Турпоток в Петербурге по итогам 9 месяцев 2022 года уже превысил аналогичный показатель за весь 2021 год и приблизился к 6,5 млн. Загрузка гостиниц на 75% выше показателя января — сентября прошлого года. Выросли средний чек на одного туриста и средняя продолжительность пребывания. За счет чего отрасль достигла таких показателей в условиях почти полного отсутствия иностранных туристов и каковы ключевые направления ее дальнейшего развития — в интервью РБК Петербург рассказал председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

Как вы оцениваете предварительные итоги 2022 года для туристической отрасли Петербурга?
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
— А что с иностранными туристами?
— Их доля по-прежнему не превышает 3% в общем турпотоке в Санкт-Петербург. За 10 месяцев этого года число туристов из-за рубежа составило около 180 тыс. человек. Тем не менее в последние два года наблюдается расширение географии.
— Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, в перспективе — Латинская Америка. Есть гости из стран СНГ — Азербайджана, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, — и это гости с высоким средним чеком. Они приезжают большими семьями на длительный срок, предпочитают высокий уровень сервиса, гостиницы 4–5 звезд. Это интересные туристские рынки, ранее недооцененные.
Больше и дольше
— За счет чего, на ваш взгляд, выросла средняя продолжительность поездки в Петербург?
— Это одна из целей, которую мы ставили перед собой, когда запускали программу новой туристской географии, начали рассказывать о новых возможностях Петербурга, новых сценариях путешествия. В допандемийном 2019 году, как и много лет до этого, мы говорили о том, что Санкт-Петербург зачастую является городом однократного посещения. Что есть несколько основных точек, интересных основной массе туристов: Эрмитаж, фонтаны Петергофа, Янтарная комната в Царском Селе, Исаакиевский собор, Стрелка Васильевского острова, вид разведенных мостов.

За время пандемии появилось — и сейчас появляется — большое количество разнообразных новых туристских продуктов. Развивается семейный туризм, событийный туризм — его доля в этом году выросла в 4 раза, оздоровительный, промышленный, образовательный. Появляются новые точки интереса, общественные пространства, новые музеи, нераскрытые места. Как пример — Кронштадт и проект «Остров фортов», который уже сейчас становится самостоятельной причиной путешествия. За 9 месяцев посещаемость «Острова фортов» возросла на 56%.

Мы надеемся, что увидим не только рост среднего чека и продолжительности пребывания, но и рост возвратности.
— Что нужно для роста возвратности туристов?
— Создавать и продвигать новые туристские продукты. Находить авторские, нестандартные подходы, которые заинтересуют современных путешественников. Так судоходные компании разрабатывают новые программы по классическим маршрутам, а также предлагают новые маршруты, например из исторического центра в «Севкабель Порт». Туроператоры предлагают программы новой туристской географии, авторские экскурсии, разные районы города, промышленный, инженерный Санкт-Петербург, архитектурный, усадьбы Санкт-Петербурга, парки и сады.

Нужно дальше работать с детским туризмом: дети — один из самых главных мотиваторов для поездки. И если дети говорят, что им понравился Санкт-Петербург и они хотят сюда снова приехать, велика вероятность того, что родители организуют эту поездку. Этот год показал, что нам есть, над чем работать. Например, этим летом в некоторых гостиницах не хватало детских кроваток. Нужны детские комнаты в гостиницах, чтобы родители могли куда-то сходить одни, анимационные программы для детей.
Вызовы и решения
— Как гостиницы и другие компании туротрасли пережили стрессы последних лет, какую динамику показывает турбизнес?
— Компании, работавшие с зарубежным рынком, вынуждены были переориентировать свою деятельность на внутренний рынок. Проблема поиска новых партнеров, вопросы логистики — это вызовы, которые до сих пор стоят перед бизнесом.

Тем не менее почти все отели, которые были под управлением международных брендов, продолжают свою деятельность. Со строительством новых гостиниц значительных проблем также нет. С начала года были введены в эксплуатацию Maria St. Petersburg 4*, Hotel Obolensky 4*, Ramada Plaza by Wyndham Saint Petersburg 4*, Kostas 4*, Glinz Hotel 4*, инвест-отель IN2IT 3*.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
Федеральная поддержка
— Что это за регионы и страны, из которых прибывают туристы?
При поддержке
— Каков вклад господдержки в результаты отрасли в 2022 году?
— На региональном уровне в сфере гостеприимства Петербурга полностью отменены земельный и имущественный налоги на 2020–2022 годы, снижен на 50% транспортный налог, введены пониженные ставки для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения. Также реализуется программа финансовой поддержки малых и средних предприятий Фондом содействия кредитования малого и среднего бизнеса — кредиты до 5 млн руб. под ставки 3–5% для сохранения персонала и развития бизнеса. Из бюджета города выделены прямые субсидии на развитие школьного туризма, организацию и проведение в Петербурге конгрессно-выставочных мероприятий. Суммарно за 3 года объем мер поддержки отрасли гостеприимства в Петербурге оценивается в целом около 6 млрд руб.

На федеральном уровне осуществляется поддержка строительства и реновации гостиничного фонда, в которой принимает участие наш город.
— Какие направления поддержки планирует развивать город?
— Нам удалось сохранить инфраструктуру, теперь главная мера поддержки — восстановление и рост туристских потоков. Наша основная задача сейчас — это диверсификация, наращивание информационной кампании, работа с прямыми партнерами, с новыми рынками, с разными странами и городами.

Мы проводим классические B2B-мероприятия, презентации в российских городах-миллионниках, восстанавливаем контакты. Это оказалось важнее, чем мы думали, потому что нам постоянно задают вопросы, что изменилось после пандемии, как она сказалась на наших туристских предложениях. Мы инициируем сюжеты на различных телеканалах, публикации в бортовых журналах авиакомпаний, проводим кампанию «Добро пожаловать в Санкт-Петербург» на digital-носителях в аэропортах крупных городов, задействуем все классические маркетинговые инструменты и видим обратную связь.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
«С января по октябрь 2022 года вклад туризма в экономику Петербурга составил порядка 230 млрд руб. За весь 2021 год отрасль принесла городу 234 млрд руб.»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
«Нужно дальше работать с детским туризмом: дети — один из самых главных мотиваторов для поездки. И если дети говорят, что им понравился Санкт-Петербург и они хотят сюда снова приехать, велика вероятность того, что родители организуют эту поездку»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
«Наша главная задача сейчас — это диверсификация, наращивание информационной кампании, работа с прямыми партнерами, с новыми рынками, с разными странами, с разными городами»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Этой осенью президент утвердил перечень поручений по развитию туризма. Какие из них вы могли бы особо отметить с точки зрения влияния на туристическую отрасль Петербурга?
— 17 поручений — это беспрецедентное внимание к сфере туризма. И практически все так или иначе относятся к Санкт-Петербургу. Я бы отдельно отметил мастер-планирование туристских макротерриторий. Петербург участвует в формировании мастер-плана «Из Москвы в Петербург» вместе с другими субъектами Северо-Запада — Ленинградской, Новгородской, Псковской областями и Карелией, а также с тремя регионами Центрального федерального округа — Москвой, Московской и Тверской областями. Мастер-план будет завершен к концу 2023 года.
— Что дает включение проекта «Серебряное ожерелье России» в программы развития туристских макрорегионов?
— Эта мера направлена на увеличение туристского потока на Северо-Запад в целом и Санкт-Петербург в частности. Единый туристский макрорегион свяжет Москву и центры притяжения «Золотого кольца» с Петербургом и маршрутами «Серебряного ожерелья». Во взаимодействии с Москвой и с регионами вокруг Москвы формируется «коридор», через который туристы, как российские, так и зарубежные, будут приезжать в столицу и оттуда путешествовать в Петербург и далее по маршрутам «Серебряного ожерелья».
«Небольшие гостиницы — это одна из точек роста. Например, в пригородных районах: Пушкинском, Курортном, Кронштадтском, Петродворцовом — мы могли бы развивать инфраструктуру в том числе за счет гостевых домов и малых средств размещения»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Целый ряд мер касается поддержки проектов по строительству и реконструкции гостиниц с номерным фондом до 120 номеров. Насколько актуальна эта задача для Петербурга?
— Увеличение числа новых, качественных гостиниц позволит создать сбалансированные по цене и качеству предложения для туристов в течение всего года — это несомненно актуальная задача для Петербурга. Небольшие гостиницы — это одна из точек роста. Например, в пригородных районах: Пушкинском, Курортном, Кронштадтском, Петродворцовом — мы могли бы развивать инфраструктуру в том числе за счет гостевых домов и малых средств размещения.
— Мера по применению налога на профессиональный доход для тех, кто сдает в аренду средства размещения, — это способ вывести из «серой зоны» мини-отели, которые сегодня работают как квартиры с посуточной арендой?
— В том числе, но не только. Например, индивидуальные предприниматели могут переводить свою деятельность в режим самозанятости и также применять этот налог.
— В чем смысл для владельцев официально регистрировать средства размещения туристов?
— Переход в «белое» поле дает доступ к мерам государственной поддержки, к инструментам городского маркетинга, работе с туроператорами. Эти предложения — о том, чтобы сделать выгодной открытую работу в экосистеме туризма города.
Материалы по теме:
При поддержке
вернуться на главную
специальный проект
«Туристский сезон в Петербурге прошел по оптимистичному сценарию»
Турпоток в Петербурге по итогам 9 месяцев 2022 года уже превысил аналогичный показатель за весь 2021 год и приблизился к 6,5 млн. Загрузка гостиниц на 75% выше показателя января — сентября прошлого года. Выросли средний чек на одного туриста и средняя продолжительность пребывания. За счет чего отрасль достигла таких показателей в условиях почти полного отсутствия иностранных туристов и каковы ключевые направления ее дальнейшего развития — в интервью РБК Петербург рассказал председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев><meta itemprop=
Больше и дольше
Как вы оцениваете предварительные итоги 2022 года для туристической отрасли Петербурга?
— Пока рано подводить окончательные итоги, но можно говорить о том, что туристский сезон в Санкт-Петербурге в этом году состоялся. В начале года мы рассматривали разные сценарии, в итоге реализовался оптимистичный. Мы видим увеличение показателей по сравнению с прошлым годом по всем основным реперным точкам. Турпоток за 9 месяцев текущего года уже превысил 6,4 млн человек (за весь 2021 год — 6,1 млн человек). По итогам трех кварталов в гостиницах города остановились 4 млн человек, что на 75% больше, чем за тот же период прошлого года.

Средний чек вырос с 36 до 44 тыс. руб. за одно пребывание. И это не только инфляционный рост, поскольку одновременно выросла средняя продолжительность пребывания туристов: с 3–4 до 3–6 дней, значительная доля туристов из ближнего зарубежья остается в городе на 7–8 дней. С января по октябрь вклад туризма в экономику Петербурга составил порядка 230 млрд руб. Напомню, что за весь 2021 год отрасль принесла городу 234 млрд руб.
— А что с иностранными туристами?
— Их доля по-прежнему не превышает 3% в общем турпотоке в Санкт-Петербург. За 10 месяцев этого года число туристов из-за рубежа составило около 180 тыс. человек. Тем не менее в последние два года наблюдается расширение географии.
«С января по октябрь 2022 года вклад туризма в экономику Петербурга составил порядка 230 млрд руб. За весь 2021 год отрасль принесла городу 234 млрд руб.»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Что это за регионы и страны, из которых прибывают туристы?
— Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, в перспективе — Латинская Америка. Есть гости из стран СНГ — Азербайджана, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, — и это гости с высоким средним чеком. Они приезжают большими семьями на длительный срок, предпочитают высокий уровень сервиса, гостиницы 4–5 звезд. Это интересные туристские рынки, ранее недооцененные.
— За счет чего, на ваш взгляд, выросла средняя продолжительность поездки в Петербург?
— Это одна из целей, которую мы ставили перед собой, когда запускали программу новой туристской географии, начали рассказывать о новых возможностях Петербурга, новых сценариях путешествия. В допандемийном 2019 году, как и много лет до этого, мы говорили о том, что Санкт-Петербург зачастую является городом однократного посещения. Что есть несколько основных точек, интересных основной массе туристов: Эрмитаж, фонтаны Петергофа, Янтарная комната в Царском Селе, Исаакиевский собор, Стрелка Васильевского острова, вид разведенных мостов.

За время пандемии появилось — и сейчас появляется — большое количество разнообразных новых туристских продуктов. Развивается семейный туризм, событийный туризм — его доля в этом году выросла в 4 раза, оздоровительный, промышленный, образовательный. Появляются новые точки интереса, общественные пространства, новые музеи, нераскрытые места. Как пример — Кронштадт и проект «Остров фортов», который уже сейчас становится самостоятельной причиной путешествия. За 9 месяцев посещаемость «Острова фортов» возросла на 56%.

Мы надеемся, что увидим не только рост среднего чека и продолжительности пребывания, но и рост возвратности.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев><meta itemprop=
— Что нужно для роста возвратности туристов?
— Создавать и продвигать новые туристские продукты. Находить авторские, нестандартные подходы, которые заинтересуют современных путешественников. Так судоходные компании разрабатывают новые программы по классическим маршрутам, а также предлагают новые маршруты, например из исторического центра в «Севкабель Порт». Туроператоры предлагают программы новой туристской географии, авторские экскурсии, разные районы города, промышленный, инженерный Санкт-Петербург, архитектурный, усадьбы Санкт-Петербурга, парки и сады.

Нужно дальше работать с детским туризмом: дети — один из самых главных мотиваторов для поездки. И если дети говорят, что им понравился Санкт-Петербург и они хотят сюда снова приехать, велика вероятность того, что родители организуют эту поездку. Этот год показал, что нам есть, над чем работать. Например, этим летом в некоторых гостиницах не хватало детских кроваток. Нужны детские комнаты в гостиницах, чтобы родители могли куда-то сходить одни, анимационные программы для детей.
«Нужно дальше работать с детским туризмом: дети — один из самых главных мотиваторов для поездки. И если дети говорят, что им понравился Санкт-Петербург и они хотят сюда снова приехать, велика вероятность того, что родители организуют эту поездку»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Вызовы и решения
— Как гостиницы и другие компании туротрасли пережили стрессы последних лет, какую динамику показывает турбизнес?
— Компании, работавшие с зарубежным рынком, вынуждены были переориентировать свою деятельность на внутренний рынок. Проблема поиска новых партнеров, вопросы логистики — это вызовы, которые до сих пор стоят перед бизнесом.

Тем не менее почти все отели, которые были под управлением международных брендов, продолжают свою деятельность. Со строительством новых гостиниц значительных проблем также нет. С начала года были введены в эксплуатацию Maria St. Petersburg 4*, Hotel Obolensky 4*, Ramada Plaza by Wyndham Saint Petersburg 4*, Kostas 4*, Glinz Hotel 4*, инвест-отель IN2IT 3*.
— Каков вклад господдержки в результаты отрасли в 2022 году?
— На региональном уровне в сфере гостеприимства Петербурга полностью отменены земельный и имущественный налоги на 2020–2022 годы, снижен на 50% транспортный налог, введены пониженные ставки для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения. Также реализуется программа финансовой поддержки малых и средних предприятий Фондом содействия кредитования малого и среднего бизнеса — кредиты до 5 млн руб. под ставки 3–5% для сохранения персонала и развития бизнеса. Из бюджета города выделены прямые субсидии на развитие школьного туризма, организацию и проведение в Петербурге конгрессно-выставочных мероприятий. Суммарно за 3 года объем мер поддержки отрасли гостеприимства в Петербурге оценивается в целом около 6 млрд руб.

На федеральном уровне осуществляется поддержка строительства и реновации гостиничного фонда, в которой принимает участие наш город.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев><meta itemprop=
— Какие направления поддержки планирует развивать город?
— Нам удалось сохранить инфраструктуру, теперь главная мера поддержки — восстановление и рост туристских потоков. Наша основная задача сейчас — это диверсификация, наращивание информационной кампании, работа с прямыми партнерами, с новыми рынками, с разными странами и городами.

Мы проводим классические B2B-мероприятия, презентации в российских городах-миллионниках, восстанавливаем контакты. Это оказалось важнее, чем мы думали, потому что нам постоянно задают вопросы, что изменилось после пандемии, как она сказалась на наших туристских предложениях. Мы инициируем сюжеты на различных телеканалах, публикации в бортовых журналах авиакомпаний, проводим кампанию «Добро пожаловать в Санкт-Петербург» на digital-носителях в аэропортах крупных городов, задействуем все классические маркетинговые инструменты и видим обратную связь.
«Наша главная задача сейчас — это диверсификация, наращивание информационной кампании, работа с прямыми партнерами, с новыми рынками, с разными странами, с разными городами»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Федеральная поддержка
— Этой осенью президент утвердил перечень поручений по развитию туризма. Какие из них вы могли бы особо отметить с точки зрения влияния на туристическую отрасль Петербурга?
— 17 поручений — это беспрецедентное внимание к сфере туризма. И практически все так или иначе относятся к Санкт-Петербургу. Я бы отдельно отметил мастер-планирование туристских макротерриторий. Петербург участвует в формировании мастер-плана «Из Москвы в Петербург» вместе с другими субъектами Северо-Запада — Ленинградской, Новгородской, Псковской областями и Карелией, а также с тремя регионами Центрального федерального округа — Москвой, Московской и Тверской областями. Мастер-план будет завершен к концу 2023 года.
— Что дает включение проекта «Серебряное ожерелье России» в программы развития туристских макрорегионов?
— Эта мера направлена на увеличение туристского потока на Северо-Запад в целом и Санкт-Петербург в частности. Единый туристский макрорегион свяжет Москву и центры притяжения «Золотого кольца» с Петербургом и маршрутами «Серебряного ожерелья». Во взаимодействии с Москвой и с регионами вокруг Москвы формируется «коридор», через который туристы, как российские, так и зарубежные, будут приезжать в столицу и оттуда путешествовать в Петербург и далее по маршрутам «Серебряного ожерелья».
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев><meta itemprop=
— Целый ряд мер касается поддержки проектов по строительству и реконструкции гостиниц с номерным фондом до 120 номеров. Насколько актуальна эта задача для Петербурга?
— Увеличение числа новых, качественных гостиниц позволит создать сбалансированные по цене и качеству предложения для туристов в течение всего года — это несомненно актуальная задача для Петербурга. Небольшие гостиницы — это одна из точек роста. Например, в пригородных районах: Пушкинском, Курортном, Кронштадтском, Петродворцовом — мы могли бы развивать инфраструктуру в том числе за счет гостевых домов и малых средств размещения.
«Небольшие гостиницы — это одна из точек роста. Например, в пригородных районах: Пушкинском, Курортном, Кронштадтском, Петродворцовом — мы могли бы развивать инфраструктуру в том числе за счет гостевых домов и малых средств размещения»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Мера по применению налога на профессиональный доход для тех, кто сдает в аренду средства размещения, — это способ вывести из «серой зоны» мини-отели, которые сегодня работают как квартиры с посуточной арендой?
— В том числе, но не только. Например, индивидуальные предприниматели могут переводить свою деятельность в режим самозанятости и также применять этот налог.
— В чем смысл для владельцев официально регистрировать средства размещения туристов?
— Переход в «белое» поле дает доступ к мерам государственной поддержки, к инструментам городского маркетинга, работе с туроператорами. Эти предложения — о том, чтобы сделать выгодной открытую работу в экосистеме туризма города.