Петербург — один из важнейших промышленных центров России. Часть предприятий города ведет свою историю со времен Петра I, например Адмиралтейские верфи, Сестрорецкий оружейный завод. Многие здания заводов и фабрик являются памятниками промышленной архитектуры, но попасть в них просто «с улицы» не получится.

Неудивительно, что и гости города, и сами петербуржцы проявляют интерес к таким предприятиям, а объекты промышленного туризма включаются в направления «Новой культурной и туристской географии», разрабатываемые Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга совместно с туристским сообществом.
Фабрики — туристам

В Петербурге сотни промышленных предприятий, у каждого — своя история, свои особенности и секреты производства. Это целый пласт городской культуры, и у петербуржцев и гостей города есть возможность к нему прикоснуться. Петербург является одним из 30 пилотных регионов по развитию промышленного туризма в России, а это означает, что все новые фабрики и заводы будут открывать свои двери для посетителей.

По состоянию на ноябрь 2021 года из 750 промышленных предприятий Петербурга 150 имели собственный музей, регулярно организовывали экскурсии — 50. На сегодняшний день, по словам директора Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирины Семеновой, предприятий, которые пускают посетителей на производство, порядка 30–35. В числе причин, сдерживающих развитие направления, — отсутствие интереса у предприятий, а также устаревшие нормативы. Так, ГОСТ 2017 года определяет требования к безопасности экскурсий. Фактически на предприятии необходимо создать «туристический коридор», по которому должна идти группа, чтобы не мешать производству и соблюдать правила безопасности. Это возможно учесть при строительстве нового завода, но очень затратно в рамках старых производств, отмечает Семенова.
Но даже несмотря на требования для проведения таких экскурсий, все больше компаний включается в программу. «Это направление в настоящее время активно развивается: все больше городских предприятий открывают свои двери для проведения экскурсий, что не только способствует расширению туристского потенциала Петербурга и привлечению дополнительного потока гостей, но и помогает жителям города ближе познакомиться с работой известных производств», — отмечает председатель Комитета по развитию туризма Сергей Корнеев.

Один из инструментов, который может способствовать развитию промышленного туризма и решает проблему финансирования, необходимого для создания «туристических коридоров», — кооперация. «Взаимодействие с некоммерческими организациями — это возможность получения грантов, создания целевых капиталов. С другой стороны, эффективно объединение промышленности, туризма и образования в единую систему. Необходимо создание единой «точки входа», которая упрощала бы предприятиям организацию экскурсий, сбор групп, продажу билетов, а заинтересованным туристам — доступ на предприятия», — говорит Ирина Семенова.
Материалы по теме:
Эффект погружения
При поддержке
Точка входа
«Основная цель экскурсий — развитие в Петербурге маршрутов, которые могут быть интересны тем, кто хочет испытать «эффект погружения» в промышленную тему, увидеть уникальные технологии, познакомиться с талантливыми и увлеченными сотрудниками предприятий и даже принять участие в производственном процессе».
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
«На всех современных заводах, например автомобильных, «туристический коридор» заложен в проект. А у нас, допустим, есть шикарное сталелитейное производство на территории Кировского завода, но чтобы организовать там «туристический коридор», соответствующий всем требованиям, нужны большие финансовые вложения, при этом предприятия зачастую не видят рентабельности от экскурсий»
Ирина Семенова
директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад
Туризм как средство привлечения инвесторов
Несмотря на то что прямая финансовая выгода может быть неочевидна, для предприятий экскурсии на производство — это и способ познакомить потенциальных потребителей со своей продукцией, продемонстрировать, как обеспечивается ее качество, и работа по профориентации молодежи: сегодняшние экскурсанты могут стать завтрашними сотрудниками. Кроме того, это может быть и дополнительным способом привлечения инвестиций.

«Практически в каждом регионе есть свои особые экономические зоны, промышленные и технопарки. Если внутри такого пространства уже создан готовый инвестиционный продукт, то экскурсии помогут найти и заинтересовать потенциальных инвесторов», — отмечал ранее зампредседателя правительства РФ — министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
«Участие в любых проектах подобного плана открывает большие возможности для новых партнерских отношений, рекламы продукта и оценки специалистов».
Дарья Шохина
менеджер проекта экскурсий и мастер-классов петербургского ювелирного предприятия
«Такие экскурсии — отличный инфоповод для маркетинга. Экскурсии на производство делаются без ущерба для рабочего процесса, поэтому затраты на их организацию небольшие. Мы проводим их бесплатно».
Андрей Литвинов
руководитель отдела разработок завода по производству надувных изделий
Без ущерба для процесса
Для предприятий задача оказывается еще масштабнее. Примером может служить пивоваренное производство. «Во-первых, мы проводим экскурсии для того, чтобы наши гости своими глазами увидели, как и из чего мы варим наше пиво, как обеспечивается контроль сырья и качества, осуществляется розлив продукции и организуется доставка свежего пива в бары, рестораны и магазины. Благодаря такому опыту у многих людей в лучшую сторону меняется представление о работе крупной пивоваренной компании. Во-вторых, в ходе экскурсий наши экскурсоводы отвечают на любые вопросы посетителей, разрушая некорректные стереотипы о пиве. В-третьих, после экскурсий мы проводим дегустации, на которых рассказываем гостям о культуре потребления, о сочетании пива и закусок, разнообразии сортов», — рассказали в пресс-службе пивоваренной компании.
Особенность промышленных экскурсий в том, что обычно они проводятся в группах по предварительной записи, поскольку не должна быть нарушена основная деятельность предприятия. В зависимости от того, какие цели ставятся перед экскурсионным отделом — должен ли он получать прямую коммерческую выгоду или выполнять в первую очередь маркетинговые задачи, — экскурсия может быть бесплатной или стоить 1 тыс. руб. и более.
На другом предприятии журналисту РБК сообщили, что у отдела экскурсий — собственный план по прибыли, и назвали цену полуторачасовой экскурсии в 1,2 тыс. руб.

Ознакомиться со списком предприятий, посещение которых позволит взглянуть на уникальное производство изнутри можно по ссылке.
вернуться на главную
специальный проект
Фабрики — туристам
В Петербурге сотни промышленных предприятий, у каждого — своя история, свои особенности и секреты производства. Это целый пласт городской культуры, и у петербуржцев и гостей города есть возможность к нему прикоснуться. Петербург является одним из 30 пилотных регионов по развитию промышленного туризма в России, а это означает, что все новые фабрики и заводы будут открывать свои двери для посетителей.
Эффект погружения
Петербург — один из важнейших промышленных центров России. Часть предприятий города ведет свою историю со времен Петра I, например Адмиралтейские верфи, Сестрорецкий оружейный завод. Многие здания заводов и фабрик являются памятниками промышленной архитектуры, но попасть в них просто «с улицы» не получится.

Неудивительно, что и гости города, и сами петербуржцы проявляют интерес к таким предприятиям, а объекты промышленного туризма включаются в направления «Новой культурной и туристской географии», разрабатываемые Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга совместно с туристским сообществом.
«Основная цель экскурсий — развитие в Петербурге маршрутов, которые могут быть интересны тем, кто хочет испытать «эффект погружения» в промышленную тему, увидеть уникальные технологии, познакомиться с талантливыми и увлеченными сотрудниками предприятий и даже принять участие в производственном процессе».
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Точка входа
По состоянию на ноябрь 2021 года из 750 промышленных предприятий Петербурга 150 имели собственный музей, регулярно организовывали экскурсии — 50. На сегодняшний день, по словам директора Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирины Семеновой, предприятий, которые пускают посетителей на производство, порядка 30–35. В числе причин, сдерживающих развитие направления, — отсутствие интереса у предприятий, а также устаревшие нормативы. Так, ГОСТ 2017 года определяет требования к безопасности экскурсий. Фактически на предприятии необходимо создать «туристический коридор», по которому должна идти группа, чтобы не мешать производству и соблюдать правила безопасности. Это возможно учесть при строительстве нового завода, но очень затратно в рамках старых производств, отмечает Семенова.
«На всех современных заводах, например автомобильных, «туристический коридор» заложен в проект. А у нас, допустим, есть шикарное сталелитейное производство на территории Кировского завода, но чтобы организовать там «туристический коридор», соответствующий всем требованиям, нужны большие финансовые вложения, при этом предприятия зачастую не видят рентабельности от экскурсий»
— Ирина Семенова, директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад
Но даже несмотря на требования для проведения таких экскурсий, все больше компаний включается в программу. «Это направление в настоящее время активно развивается: все больше городских предприятий открывают свои двери для проведения экскурсий, что не только способствует расширению туристского потенциала Петербурга и привлечению дополнительного потока гостей, но и помогает жителям города ближе познакомиться с работой известных производств», — отмечает председатель Комитета по развитию туризма Сергей Корнеев.

Один из инструментов, который может способствовать развитию промышленного туризма и решает проблему финансирования, необходимого для создания «туристических коридоров», — кооперация. «Взаимодействие с некоммерческими организациями — это возможность получения грантов, создания целевых капиталов. С другой стороны, эффективно объединение промышленности, туризма и образования в единую систему. Необходимо создание единой «точки входа», которая упрощала бы предприятиям организацию экскурсий, сбор групп, продажу билетов, а заинтересованным туристам — доступ на предприятия», — говорит Ирина Семенова.
Туризм как средство привлечения инвесторов
Несмотря на то что прямая финансовая выгода может быть неочевидна, для предприятий экскурсии на производство — это и способ познакомить потенциальных потребителей со своей продукцией, продемонстрировать, как обеспечивается ее качество, и работа по профориентации молодежи: сегодняшние экскурсанты могут стать завтрашними сотрудниками. Кроме того, это может быть и дополнительным способом привлечения инвестиций.

«Практически в каждом регионе есть свои особые экономические зоны, промышленные и технопарки. Если внутри такого пространства уже создан готовый инвестиционный продукт, то экскурсии помогут найти и заинтересовать потенциальных инвесторов», — отмечал ранее зампредседателя правительства РФ — министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Для предприятий задача оказывается еще масштабнее. Примером может служить пивоваренное производство. «Во-первых, мы проводим экскурсии для того, чтобы наши гости своими глазами увидели, как и из чего мы варим наше пиво, как обеспечивается контроль сырья и качества, осуществляется розлив продукции и организуется доставка свежего пива в бары, рестораны и магазины. Благодаря такому опыту у многих людей в лучшую сторону меняется представление о работе крупной пивоваренной компании. Во-вторых, в ходе экскурсий наши экскурсоводы отвечают на любые вопросы посетителей, разрушая некорректные стереотипы о пиве. В-третьих, после экскурсий мы проводим дегустации, на которых рассказываем гостям о культуре потребления, о сочетании пива и закусок, разнообразии сортов», — рассказали в пресс-службе пивоваренной компании.
«Участие в любых проектах подобного плана открывает большие возможности для новых партнерских отношений, рекламы продукта и оценки специалистов».
— Дарья Шохина, менеджер проекта экскурсий и мастер-классов петербургского ювелирного предприятия
Без ущерба для процесса
Особенность промышленных экскурсий в том, что обычно они проводятся в группах по предварительной записи, поскольку не должна быть нарушена основная деятельность предприятия. В зависимости от того, какие цели ставятся перед экскурсионным отделом — должен ли он получать прямую коммерческую выгоду или выполнять в первую очередь маркетинговые задачи, — экскурсия может быть бесплатной или стоить 1 тыс. руб. и более.
«Такие экскурсии — отличный инфоповод для маркетинга. Экскурсии на производство делаются без ущерба для рабочего процесса, поэтому затраты на их организацию небольшие. Мы проводим их бесплатно».
— Андрей Литвинов, руководитель отдела разработок завода по производству надувных изделий
На другом предприятии журналисту РБК сообщили, что у отдела экскурсий — собственный план по прибыли, и назвали цену полуторачасовой экскурсии в 1,2 тыс. руб.

Ознакомиться со списком предприятий, посещение которых позволит взглянуть на уникальное производство изнутри можно по ссылке.
Топ-7 петербургских фабрик и заводов, открытых для путешественников