История компании «Север-Метрополь» насчитывает уже более 100 лет. Она берет свое начало от ресторана «Метрополь», созданного в 1847 году, и кафе-кондитерской «Норд», основанной в 1903 году. Еще не названный своим именем, «Метрополь» начинал с небольшого заведения на Невском проспекте в здании конца XVIII века, в 1847 году перестроенном Адрианом Робеном в стиле классицизма.

Изначально заведение именовалось «Гостиный двор» — по названию торговых рядов, напротив которых оно и располагалось. В начале XX века ресторатор, владевший заведением, разорился и будущий «Метрополь» был выкуплен первым товариществом поваров и официантов.

Как компания «Север-Метрополь» нашла свой рецепт сочетания традиций и технологий

Компания «Север-Метрополь» развивает современное производство и расширяет свое присутствие — кондитерские изделия доступны не только в столицах, но и в Красноярске, Петрозаводске, Владимире, Салехарде и Республике Коми. При росте масштаба важно не потерять традиции: кондитерское производство существует уже более 100 лет, и именно знакомый нескольким поколениям вкус — основа его конкурентных преимуществ. Как сочетать технологии, позволяющие расти, с ручным трудом и уникальными рецептурами — в спецпроекте РБК Петербург.
Булочная, кондитерская и кафе просуществовали здесь до конца 20-х годов XX века, а после окончания НЭПа в 1928 году были национализированы. В 1931 году ресторан на этом месте получил название «Метрополь», тогда же в здании расположился один из цехов кондитерской. С 1936-го предприятие полностью преобразовалось в кондитерскую. Магазин, в котором продавались свежие торты и пирожные, начал работать под брендом «Норд» как филиал фабрики им. Самойловой, производившей шоколадную и кондитерскую продукцию, а эмблемой предприятия стали два белых медведя.

Во время войны магазин «Норд» и кафе приостановили работу, но возобновили ее уже в 1946 году. Заместителем заведующего «Норда» стала Виктория Татарская — высококвалифицированный технолог, проработавшая на предприятии до 1975 года и создавшая известные бренды пирожных и тортов: «Белая ночь», «Аврора», «Славянский», «Невское», «Ленинградское» и многие другие.
В период борьбы с космополитизмом «Норд» был вынужден сменить название на русское — «Север». Объединение же брендов «Метрополь» и «Север» произошло в 2007 году. С 2009-го кондитерская «Север-Метрополь» входит в «Красную книгу памятных мест Санкт-Петербурга» и не подлежит перепрофилированию.

Само производство «Север-Метрополь» ранее располагалось здесь же — на Невском проспекте, 44, вместе с кафе начала XX века, но в 2007 году переехало в Выборгский район Санкт-Петербурга. Сегодня это современное высокотехнологичное производство, обеспечивающее продукцией сотни оптовых покупателей — магазины, кондитерские, продовольственные сети, а также компании сектора HoReCa.
Ежедневно на предприятии производится 10–12 тонн кондитерской продукции самого высокого качества, рассказывает главный технолог предприятия Татьяна Васильева. В своих изделиях компания использует только натуральные ингредиенты — на производстве не признают каких-либо заменителей, благодаря этому «Север-Метрополь» сохраняет свою долю рынка, несмотря на активное развитие других кондитерских производств.

На протяжении уже более 10 лет самым популярным десертом среди покупателей остается торт «Северный мед». Его основа — это медово-песочные коржи и крем из натуральных сливок. За ним следует «Северный мед. Премиум», пирожное и разные весовые вариации торта. Также популярностью у покупателей пользуются наборы пирожных «Ленинградский», «Птифюръ № 1», «Птифюръ — Северное сияние», торты «Прага», «Безе с клюквой» и пирожное «Картошка». Бесспорные лидеры — это классические и знакомые с детства пирожные: корзиночки, эклеры, буше — с масляным кремом и натуральными сливками, пирожное «Лунное» и фирменное пирожное «Север», отмечают в компании.
Спецпроект: как делать бизнес в России
Возвращение к истокам
Проверенные временем рецепты
Современные технологии
Особого внимания заслуживают штрудели, выпускаемые на предприятии в течение многих лет. «Речь идет о «Штруделе вишневом» и «Штруделе с яблоками и изюмом», они имеют уникальный состав — туда входят натуральное сливочное масло и ягоды. Неповторимый вкус и ручной способ приготовления позволяют говорить об их исключительности», — отмечает директор по развитию «Север-Метрополь» Марина Эйхнер. Чтобы запустить такой продукт в серийное производство и доставлять в самые удаленные регионы, на предприятии внедрили глубокую заморозку данных изделий. «Это обеспечивает логистику во все регионы нашей страны и зарубежье», — уточняет Марина Эйхнер.
Спрос и предложение
Чтобы производить качественную и отвечающую времени продукцию, на производстве «Север-Метрополь» используют современные решения, такие как шоковая заморозка и ГМС (газомодифицированная среда), они никак не сказываются на свойствах и качестве продукции, но позволяют расширить географию продаж и увеличить срок хранения, поясняет Марина Эйхнер.
Следуя запросу рынка и партнеров, каждый месяц в «Север-Метрополь» появляются новые наименования тортов, пирожных, печенья и выпечки. «Быстрыми темпами набирают популярность такие новинки, как торт «Красный бархат» с голубикой, пирожное «Эклер» орехово-карамельный в шоколаде, пирожное крошковое «Красный бархат», пирожное «Картошка» марципановая, набор пирожных «Суаре», торт «Сливочный шоколад», рулет «Сметанный» с меренгой и малиной», — перечисляет Марина Эйхнер.

В компании существует внутренняя система разработок и ввода новинок с поэтапной оценкой качества, только после нее продукция может начать производиться массово и предлагаться к широкой продаже. «Любая новинка на нашем предприятии — это результат работы целой команды профессионалов, вкладывающих свой опыт, фантазию и любовь», — отмечает Татьяна Васильева. В итоге 2–3% продукции «Север-Метрополь» обновляется каждый месяц.
Ручной труд позволяет сохранить уникальность и качество, а также служит еще одним доказательством преданности традициям. Например, пирожное «Север» делается из орехового полуфабриката в виде овала, отсаживается вручную — попытки механизировать или автоматизировать процесс ни к чему не привели, теряется качество, говорят на производстве, — затем основа, сделанная вручную, прослаивается кремом и сверху заливается шоколадной глазурью.
Перед любыми праздниками, к примеру Новым годом, 8 Марта или Пасхой, спрос на продукцию компании увеличивается многократно, большая часть десертов, особенно куличей, выполняется на заказ, отмечают в компании.

Оптовые покупатели, как закупщики, так и ретейл, пользуются сайтом компании, где можно ознакомиться с ассортиментом по категориям и направлениям сбыта, узнать о новинках и тематической продукции.
В компании отмечают, что кондитерские изделия «Север-Метрополь» относятся к средней ценовой категории. «В настоящий момент у нас оптимальное соотношение цены и качества, — уверена Марина Эйхнер. — Осознанный выбор покупателя — это не выбор товара только на основании цены, но всегда товар с определенными вкусовыми качествами, безопасный и по приемлемой цене. Для оптовиков у нас существует гибкая система ценообразования с учетом логистики и объемов реализации. Это позволяет партнерам зарабатывать вместе с нами».
Татьяна Васильева
«Мы постоянно обновляем ассортимент, покупаем новое оборудование, механизируем и автоматизируем производство, чтобы уменьшить количество ручного труда. Недавно мы запустили новую глазировочную линию, а также линию по склейке тортов. Однако у нас все еще много ручного труда — он просто необходим на отдельных этапах производства, чтобы сохранить форму некоторых классических кондитерских изделий».
главный технолог компании «Север-Метрополь»
Мария Эйхнер
Удешевление продукции за счет сырья — «это не наш путь», говорят в компании. «Наши торты и пирожные покупают мамы для своих детей, мы помним об этом и не отступаем от рецептуры, несмотря ни на что».
директор по развитию компании «Север-Метрополь»
Реклама. Рекламодатель ООО "Север-Метрополь". https://www.kf.sever-metropol.ru/
В городских изданиях кондитерская на этом месте упоминалась в газете «Весь Петербург» за 1903 год. Там была напечатана статья, в которой говорилось о булочной-кондитерской «А. Андреев», расположенной в доме 44 на Невском проспекте. Владельцем гастрономического заведения был купец первой гильдии Федор Крымзенков.
Ключевые даты в истории компании
1847
1903
1951
2007
2009
Появление торговой марки «Метрополь»
Появление торговой марки «Север»
Смена названия кондитерской с «Норд» на «Север»
Объединение брендов «Север-Метрополь».
Переезд производства из исторической локации в Выборгский район Петербурга
Включение кондитерской на Невском проспекте, 44, в «Красную книгу памятных мест Санкт-Петербурга»
450
10-12
>1000
Компания «Север-Метрополь» в цифрах
сотрудников производства
тонн кондитерской продукции производится ежедневно
заказов от клиентов и посетителей ежедневно