Новая реальность предъявляет новые требования к туристической отрасли. Иностранные группы сменились гостями из российских регионов, которые часто путешествуют самостоятельно — семьями, парами, дружескими компаниями. Они сами выбирают, что хотят посмотреть в Петербурге, сами ищут гидов — и находят. Петербургу есть что предложить туристам: здесь работают и экскурсоводы старой закалки, с впечатляющим набором академических знаний, и новое поколение гидов, способное превратить экскурсию в дружескую прогулку или зажигательное шоу. Это люди, способные заинтересовать, увлечь, зарядить своей энергией, побудить снова и снова возвращаться в Северную столицу.

РБК Петербург поговорил с профессиональными гидами о том, как изменилась их работа в современных условиях и какие экскурсии сегодня требуются гостям города и самим петербуржцам.
Каждому туристу своя экскурсия. Как изменилась работа петербургских гидов

Именно от экскурсоводов зависит, какие эмоции получат гости, какие впечатления увезут путешественники из Северной столицы. Профессиональные гиды рассказали РБК Петербург о своей работе.

Становится важным умение гида найти изюминку, что-то новое, еще невиданное. Особенно с учетом того, что большое количество туристов уже бывали в Петербурге. Для тех, кому недостаточно классических достопримечательностей, сегодня активно развивается новая туристская география. Кто-то интересуется промышленным или гастрономическим туризмом, и эти направления в дополнение к классическим объектам мне кажутся очень перспективными.

Ключевым каналом для выбора гида становятся социальные сети. Люди смотрят не только на формальные услуги, но и на то, как гид презентует себя, смотрят видео — интересно ли для них слушать именно этого человека. И это направление тоже будет развиваться».
Все больше развивается индивидуальный туризм. Его потенциал очень велик. Сочетание классической индивидуальной экскурсии с современными креативными подходами — это то, что привлекает туристов разных возрастов в Петербург. Большое влияние оказывает в этом деле новая туристская география Санкт-Петербурга — малоизвестные гостям архитектурные объекты, выставочные площадки, креативные общественные пространства и связывающая их инфраструктура. Современный гид, свободно ориентирующийся в этих тонкостях, обречен на успех».
«Сегодня гид — это не просто экскурсовод, у него огромное количество дополнительных обязанностей. Гид составляет программу, заказывает транспорт, билеты в музеи, помогает с питанием. Роль гида и в продвижении города, и в продвижении музеев колоссально возросла.

Сейчас многие стараются заказывать индивидуального гида. Это дает комфорт. Вы можете сказать гиду: «Я устал, давайте остановимся» или «Я хочу осмотреть этот объект более подробно». Это лучший вариант для семей с детьми, которых сейчас становится все больше. Еще один важный момент — контакт с гидом. Люди приезжают не только посмотреть, не только узнать историю, но и поговорить с человеком, который живет в Петербурге, обсудить что-то, как будто это дружеская прогулка.
Сергей Калинин
председатель правления Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга
Индивидуальный туризм будет развиваться. Люди путешествуют небольшими компаниями, объединенными общими интересами, дружбой, они не идут в большие группы. Туристическая индустрия уже подстраивается под нужды индивидуальных туристов. Не только гиды расширяют свои предложения, появляется огромное количество небольших недорогих отелей, апартаментов. Турист может спокойно найти место под любой запрос — от уютного хостела или квартиры на окраине до пятизвездочного отеля в центре города».
Дмитрий Геращенко
«Петербургский экскурсовод в современных туристических реалиях — это уже не просто специалист, который по методике показывает дворцы и здания города и рассказывает истории о его жителях. Новые веяния связаны с приходом нового типа путешественника, интегрированного в социальные сети, активного, ищущего новых ярких впечатлений. Это не просто слушатель, это, если угодно, деятельный участник экскурсии, почти равноправный гиду. Для таких экскурсантов, большую часть которых составляют туристы, уже не раз приезжавшие в Петербург, важно почувствовать себя «в теме», в среде, погрузиться в атмосферу и стать немножко петербуржцами. Для них экскурсовод обозначает «точки входа», модные места, знаковые интересные события. Вокруг этого и выстраивается маршрут, если он претендует на актуальность и живой спрос.
главный специалист Городского туристско-информационного бюро, экскурсовод
«В новой реальности в Петербурге ищут гида-универсала, подстраивающегося под самые разнообразные потребности заказчика. Он должен и билеты в музеи купить заранее, и столик в кафе забронировать, и помочь с покупками. Дорогим клиентам важнее комфорт и уровень знаний.

Индивидуальный туризм будет все более индивидуальным и все менее предсказуемым. Планы заказчика могут меняться на ходу: Петергоф — на Павловск, а прогулка на катере — на прогулку в карете.

Клиентам постоянно нужны новинки. По-прежнему жаждут парадных, двориков. Нужно «изобретать» интерактивность, включать наушники, дополненную реальность и помнить, что больше всего людям сейчас нужны положительные эмоции».
Игорь Воеводский
гид по Петербургу
Дмитрий Черепанов
«Роль гида становится все более важной. Это не просто экскурсовод, который рассказывает: «Слева Исаакий, справа Медный всадник», это и историк, и проводник по городу, в некотором смысле «сталкер». Получают распространение индивидуальные экскурсии-прогулки с интересными историями. Поскольку все уже посмотрели парадный Петербург, людям интересны, например, подворотни, проходные дворы, которые я показываю.

Малые группы — это уже не поверхностные экскурсии, это более глубокое погружение. Я подстраиваюсь под своих клиентов, под их реакцию, задаю прямые вопросы: «Хотите ли вы туда-то?» Если моя экскурсия длится в среднем три часа, то материала у меня на нее подготовлено часов на шесть, чтобы я мог его варьировать под конкретные интересы именно этих людей. Мы можем зайти в кафе. Зимой я обязательно планирую его посещение, чтобы погреться. То есть подготовка экскурсии — это целый комплекс задач. И многие гиды работают так же.
гид по Петербургу
Александра Зацепина
«Современному гиду нужно владеть инновационными методами — это могут быть интерактивные экскурсии, необычные виды транспорта. У нас, например, есть экскурсия с VR-очками — «Несбывшийся и утраченный Петербург».

Важно, чтобы гости могли получить не только знания, но и некий чувственный опыт. Если мы смотрим архитектуру бань — гости имеют возможность посетить парные после экскурсии. Приходим на Монетный двор — нам проводят мастер-класс по изготовлению бумаги с водяным знаком.

В своей тематике я вижу большие перспективы современной архитектуры — она существует, но о ней почти никто не говорит. Очень востребован промышленный туризм, интересно сотрудничество с научными институтами, лабораториями, где можно было бы наблюдать за реальными процессами. Архитектура отдыха, санатории — перспективных направлений много».
гид по архитектурно-инженерной тематике
Павел Перец
«Сегодня активно развивается индивидуальный туризм. Многие не хотят тратить деньги на сторонние услуги, в том числе услуги гидов, ведь есть всевозможные приложения, аудиогиды. В то же время индивидуальная экскурсия или экскурсия в малой группе — это эксклюзивный продукт. Например, в парадную толпу не заведешь. С малой группой можно зайти в бар, кафе, магазин, показать не только исторический, но и культурологический контекст современности.

В Петербурге огромное количество культурных пространств, в том числе малых, которые скрываются во дворах и не всегда известны даже гидам. Все, что связано с новыми креативными пространствами, сейчас очень перспективно. В том числе Кронштадт: передовая территория, по сути — большой культурно-исторически-развлекательный парк. Еще одно перспективное направление — музеи нового типа, где есть интерактив и можно трогать экспонаты. В целом все, что выбивается за рамки стандартной классической экскурсии, будет пользоваться спросом.
гид по Петербургу
Долгое время существовала определенная единая методология, начиная с внешнего вида и лексикона, заканчивая определенным набором обязательных фраз, фактов и т.д. Спрос, который сейчас формирует рынок, меняется в сторону американского подхода — больше впечатлений, чем знаний. Когда я был в Бостоне, колыбели американской революции, я смотрел, как там работают гиды. Они были одеты в костюмы той эпохи — дамы в чепчиках, мужчины в треуголках — и показывали настоящий спектакль. Мы тоже понемногу к этому приходим. Безусловно, нужно продолжать рассказывать некую фактологию, и нахождение баланса, золотой середины — это важная задача».
Сергей Корнеев
«Санкт-Петербург — один из первых регионов России, в котором успешно реализуется система обязательной аттестации экскурсоводов. Мы занимаем лидирующие позиции в стране не только по количеству туристских предложений, но и по числу гидов и экскурсоводов. Их профессиональная квалификация также находится на высочайшем уровне».
председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Напомним, что с 1 сентября 2022 года на территории Российской Федерации стала обязательной аттестация гидов-переводчиков и экскурсоводов. И хотя срок, к которому каждый гид должен пройти аттестационный экзамен, продлен до 1 июля 2024 года, в Петербурге эта работа уже активно ведется.
«Со стороны Комитета по развитию туризма будут приложены максимальные усилия для совершенствования процедуры аттестации и создания условий эффективного взаимодействия гостей нашего города с теми, кто готов раскрыть для них туристские богатства Северной столицы», — отметил председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Петербург – город всесезонного туризма
1
2
3
4
5
6