«Промышленный туризм для Санкт-Петербурга стал новым востребованным направлением. Российская промышленность зарождалась именно здесь. Сегодня в Петербурге работают более 750 крупных и средних предприятий. Интеграция промышленности и туризма позволяет расширить коллекцию впечатлений туристов и совместить культурную, деловую и познавательную программы.
Уже более 30 предприятий города предлагают различные экскурсионные программы. Например, петербургский фарфоровый завод — крупнейшее в России предприятие по производству фарфора.
«Белое золото» и трубы: чем привлекает промышленный туризм
Более 80% туристов из других регионов хотели бы побывать на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведённого городским туристско-информационным бюро. Наиболее интересными для посещения отраслями путешественники считают судостроение, пищевую промышленность, а также фармацевтику и радиоэлектронику. Что готов предложить город, где рождается хорошее настроение, гостям и самим петербуржцам, интересующимся промышленной тематикой, и что это даёт ему и бизнесу — в материале РБК Петербург.
Логистика цеха высокохудожественных изделий построена таким образом, чтобы гостям завода можно было показать весь производственный цикл «в миниатюре», — рассказали на предприятии.
В Санкт-Петербурге можно отправиться на кондитерскую фабрику и завершить экскурсию дегустацией продукции или понаблюдать за филигранным ручным производством часовых механизмов и погрузиться в нюансы часового дела в ретро-футуристическом арт-пространстве заводского музея. Производство елочных игрушек, ювелирных изделий, гигантских труб для нефтегазовых проектов — все эти предприятия предлагают различные экскурсионные программы, информацию о которых можно получить на официальном городском туристическом портале Visit Petersburg.
Для города промышленный туризм — это дополнительный способ заинтересовать гостей, дать им повод задержаться еще на несколько дней или приехать спустя время за новыми впечатлениями. Усилия властей по развитию туризма дают свои весомые плоды: по данным Смольного, за 2022 год туризм в целом принёс в экономику Петербурга около 370 млрд руб. — на 57% больше, чем годом ранее. А в первой половине этого года количество туристов в Северной столице уже превысило 4 млн человек — это на 10% больше, чем в тот же период 2022 года. По темпам восстановления турпотока Санкт-Петербург находится на одной из лидирующих позиций в России.
Сами предприятия, участвующие в программе промышленного туризма, благодаря организации экскурсионных программ решают целый ряд своих задач. «Хотя доход от этого вида деятельности для завода несущественный, мы видим в данной работе огромный просветительский потенциал. Для нас промышленный туризм – это способ привить горожанам и гостям Санкт-Петербурга любовь к фарфору. Когда гости видят, как рождаются фарфоровые шедевры, они начинают по-особому ценить нашу продукцию. Также завод часто посещают официальные делегации и участники различных форумов. Для нашего предприятия это направление работы — важная точка роста и уникальная возможность наглядно рассказать о русской школе художественного фарфора», — рассказали на петербургском фарфоровом заводе.
Не все предприятия пока готовы открыть двери для широкого круга посетителей, однако и они пользуются возможностями, которые дают экскурсии. «Мы режимное предприятие, которое, в частности, выполняет оборонные заказы, поэтому в данный момент не можем проводить экскурсии для всех желающих. Однако мы приглашаем студентов профильных вузов, готовим для них программы и таким образом занимаемся профориентацией, привлекаем будущие кадры», — рассказали в пресс-службе судостроительной компании.
По данным опроса городского туристско-информационного бюро Санкт-Петербурга, 72% гостей Северной столицы считают наиболее интересным посещение судостроительных предприятий всей семьей. Для пищевого или, например, «игрушечного» производства этот показатель вряд ли будет ниже. Это важно, поскольку половину турпотока из российских регионов составляют семьи, четверть — семьи с детьми, подсчитали в «Турбарометре» по итогам 2022 года.
«Как правило, к нам приезжают парами или семьями. В настоящее время нас посещают в основном «внутренние» туристы. Много гостей из Сибири, из Центральной России, конечно же, из Москвы. Петербуржцы также охотно приходят к нам. Часто бывает так, что после экскурсии гости возвращаются и отправляются на мастер-класс», — уточнил представитель фарфорового завода.
«У нас оборудован специальный туристический маршрут. Он проходит через Галерею современного искусства фарфора и далее по цеху высокохудожественных изделий. Во время экскурсии гости могут увидеть все этапы создания «белого золота»: от заливки жидкого шликера в формы до сложнейшего декорирования в разных техниках».
о туристическом потенциале Императорского фарфорового завода
Петербург – город всесезонного туризма
В числе других достоинств промышленного туризма — его малая сезонность. Так, на фарфоровом заводе период активных посещений достаточно широкий: с мая по август, а также ноябрь и декабрь. Причём в летние месяцы преобладает спрос на экскурсии, а зимой — на мастер-классы. Для судостроительных предприятий и пищевой промышленности сезонность также менее выражена.
«После ковидного 2020 года наблюдается постепенное восстановление турпотока. Мы надеемся на сохранение положительной динамики и в 2023 году. О финальной статистике в масштабе года говорить рано, но количество туристов постепенно растёт», — подчеркнул представитель старейшего фарфорового завода Петербурга.
Впечатления для всей семьи
30 предприятий Петербурга прошли обучение по развитию промышленного туризма по методике АСИ