профессии будущего Политех
профессии будущего Политех
https://spbspecials.rbc.ru/

Профессии будущего: как выбирать специальность сегодня

специальный проект

Как меняется отношение к профессиям

Только 16% петербургских родителей поддержат любое решение ребенка в выборе профессии, выяснили специалисты SuperJob. У остальных есть определенный список профессий, которые находятся в стоп-листе. В перечень нежелательных профессий стабильно входят рабочие специальности — от дворника и уборщика до продавца (против этой работы 7–9% опрошенных), но в антирейтинге также оказались и направления, которые недавно воспринимались как статусные или престижные: артисты (по 5%) и даже блогеры (по 4%).

Отчасти эти опасения подкреплены экономикой и технологическим прогнозом. Согласно свежему отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ), к 2030 году исчезнут 92 млн рабочих мест, в основном в тех сферах, где доминирует ручной труд, повторяющиеся действия и низкий уровень цифровизации. Среди уязвимых профессий кассиры, банковские операционисты, бухгалтеры, логисты, кладовщики, секретари и даже графические дизайнеры. В этих сферах искусственный интеллект и автоматизация уже заменяют человека.
Как вузы адаптируют учебные программы под вызовы времени — от проектной работы до работы с нейросетями
Почему междисциплинарность становится ключевым принципом современного образования;
Какие навыки будут востребованы в ближайшие годы и почему их невозможно заменить ИИ;

Что вы узнаете из обзора?

Выбор профессии сейчас похож на предсказание будущего — абитуриентам приходится учитывать не только престиж профессии сегодня, но и ее востребованность завтра. Пока одни специальности выдавливают с рынка автоматизация и ИИ, на стыке технологий, инженерии и анализа данных рождаются новые профессии. В ответ на вызовы времени вузы перестраивают программы, открывают совместные магистратуры с бизнесом, учат студентов навыкам, которые не заменит нейросеть.

В обзоре «Профессии будущего» представители вузов рассказали, как сегодня в Петербурге готовят специалистов, которые будут востребованы и через 5, 10 и 15 лет.
Как вузы помогают студентам строить карьеру ещё до выпуска
Почему диплом больше не гарантирует успеха — и какие качества важнее всего в мире, который быстро меняется
Только 16% петербургских родителей поддержат любое решение ребенка в выборе профессии
Специалист в области мехатроники и робототехники
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
специальность Мехатроника и робототехника
На фоне этого меняются и представления о перспективных сферах. По данным опроса, проведенного группой «Ренессанс Страхование» и hh.ru, большинство родителей сегодня хотят видеть своих детей в ИТ (31%), медицине (21%) и инженерии (15%). В инженерию, например, входит направление энергетическое машиностроение и радиотехника, специалисты которого становятся частью цифрового перехода и играют ключевую роль в задачах энергетической устойчивости и оборонной безопасности. Эти направления кажутся более стабильными и востребованными в условиях технологической трансформации экономики.

Прогнозы ВЭФ подтверждают эти ожидания: к 2030 году появится около 170 млн новых рабочих мест. Большая их часть — на стыке технологий, анализа данных и инженерных решений. Это, к примеру, специалисты по работе с искусственным интеллектом и машинным обучением, Data Scientists*, инженеры финтеха и блокчейн-разработчики, разработчики интерфейсов, специалисты по кибербезопасности и автономным системам (например, специалисты в области мехатроники и робототехники), а также эксперты в сфере интернета вещей.

Представители образовательной отрасли уверены, что всем этим профессиям можно и нужно учиться уже сейчас. Для этого нужно определить, какие навыки вам потребуются.
К 2030 году появится около 170 млн рабочих мест. Большая их часть — на стыке технологий, анализа данных и инженерных решений.
Бизнес-информатика
Северо-Западный институт управления РАНХиГС (РАНХиГС Санкт-Петербург)
специальность Бизнес-информатика

Навыки будущего

Современный рынок труда предъявляет к специалистам все более комплексные требования. Чтобы быть востребованным, будущему профессионалу необходимо не просто знать свою предметную область, но и уметь действовать на стыке дисциплин, использовать цифровые инструменты как естественное продолжение своей компетенции.

«Современные проблемы редко могут быть решены в рамках одной дисциплины. Поэтому важно выбирать междисциплинарные программы образования, которые объединяют различные области знаний для формирования комплексного подхода», — говорит ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской.

По его словам, такое образование не только помогает глубже понять устройство современного мира, но и готовит специалистов, способных эффективно работать в условиях стремительных изменений. В ответ на этот вызов в Политехе была пересмотрена модель подготовки: теоретическая нагрузка сокращена в пользу проектной работы, акцент сделан на междисциплинарность — например, на стыке ИТ и биологии или экономики и анализа данных.
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
«Современные проблемы редко могут быть решены в рамках одной дисциплины. Поэтому важно выбирать междисциплинарные программы образования, которые объединяют различные области знаний для формирования комплексного подхода»
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Также университет делает ставку на развитие навыков, которые сложно или невозможно автоматизировать. Это критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект и умение работать с ИИ-инструментами. В вузе создаются лаборатории, где студенты осваивают нейросети: используют ChatGPT* для исследования текстов, Stable Diffusion* — для генеративного дизайна, изучают prompt-инжиниринг* и учатся адаптировать модели под конкретные задачи. Это направление особенно актуально для таких отраслей, как радиотехника, где сегодня требуются специалисты, способные работать с системами машинного зрения, автоматизированного анализа сигналов и цифровой обработки информации.
Энергетическое машиностроение
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
специальность Энергетическое машиностроение
О пользе работы с реальными задачами в условиях, максимально приближенных к жизни, говорит и Андрей Хлутков, директор РАНХиГС Санкт-Петербург. По его словам, для будущих управленцев особенно важны переговорные навыки, умение формировать команду и проектное мышление. Все это отрабатывается не на лекциях, а через практику и моделирование ситуаций, максимально приближенных к реальной службе.

«Научить мягким навыкам совершенно точно можно. Например, мы сейчас на факультете государственного муниципального управления серьезно задумались о том, чтобы давать не просто основы ораторского искусства, но и навыки театрального мастерства. Человек, который будет презентовать проект, коммуницировать с группами населения, работодателями, должен уметь подать и материал, и себя», — поясняет он.

Такая работа вузов соответствует и международным прогнозам. По данным ВЭФ, к 2027 году наибольшую ценность на рынке труда будут иметь аналитическое мышление, способность к адаптации, лидерство, технологическая грамотность, эмоциональный интеллект и готовность к постоянному обучению. Эти качества становятся неотъемлемой частью подготовки будущих профессионалов вне зависимости от отрасли.
К 2027 году наибольшую ценность на рынке труда будут иметь аналитическое мышление, способность к адаптации, лидерство, технологическая грамотность, эмоциональный интеллект и готовность к постоянному обучению
Радиотехника
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
специальность Радиотехника

Думать на перспективу

Практически все вузы ушли от ситуации, при которой студент после выхода из стен университета остается один на один с рынком труда. Сейчас крупнейшие работодатели со студенческой скамьи бережно выращивают специалистов под себя.

Как рассказывает Андрей Рудской, уже в рамках учебных курсов студенты решают задачи, поставленные компаниями, участвуют в хакатонах, проектируют собственные решения под руководством преподавателей и специалистов из отрасли. Большая часть выпускных квалификационных работ строится в формате реальных проектов — это позволяет студентам получить опыт взаимодействия с бизнесом еще до окончания университета.
Андрей Хлутков, директор РАНХиГС Санкт-Петербург
«Благодаря сближению вузов и работодателей студенты РАНХиГС Санкт-Петербург после большого количества практик, стажировок, самостоятельной работы уже хорошо понимают, где будут работать. К моменту выпуска 99% студентов уже трудоустроены»
Андрей Хлутков, директор РАНХиГС Санкт-Петербург
Так, Политех в ответ на запросы абитуриентов и индустрии регулярно обновляет образовательные программы и в 2025/26 учебном году запускает шесть корпоративных магистратур, в том числе, например, «Бизнес-информатика», где партнерами выступают ПАО «Газпром нефть», ООО «СТЦ», ГК «АлкорБио», ООО «ПИКС Роботикс» и другие. Всего в вузе более 30 подобных программ, которые обеспечивают высокую релевантность знаний и готовность выпускников к реальной работе.

Такой подход формирует для студента своеобразный «лифт в профессию»: от учебных кейсов и стажировок к трудоустройству в компании-партнеры. Скорость подъема зависит только от самого студента, но траектория карьерного роста выстраивается уже с первых курсов.

Представители компаний читают лекции, проводят стажировки, участвуют в итоговой аттестации студентов. Благодаря сближению вузов и работодателей студенты РАНХиГС Санкт-Петербург после большого количества практик, стажировок, самостоятельной работы уже хорошо понимают, где будут работать. К моменту выпуска 99% студентов уже трудоустроены, делится статистикой вуза Андрей Хлутков.

Петербуржцы по-прежнему воспринимают высшее образование как инвестицию в будущее: 63% опрошенных SuperJob жителей города считают его престижным, особенно в семьях с высоким доходом. Но диплом больше не гарантирует успеха — важно, чтобы образование учило не только предмету, но и постоянному обновлению знаний. Именно поэтому профессионал будущего — это человек, способный постоянно учиться, чтобы оставаться конкурентоспособным в мире, который меняется быстрее, чем пишутся учебники.
Петербуржцы по-прежнему воспринимают высшее образование как инвестицию в будущее: 63% опрошенных SuperJob жителей города считают его престижным, особенно в семьях с высоким доходом
*Data Scientist - специалист, который занимается анализом больших объемов данных для решения бизнес-задач, ChatGPT – чат джи-пи-ти, от англ. Generative Pre-trained Transformer - генеративный предобученный трансформер, Stable Diffusion (дословно «стабильная диффузия») — модель глубокого обучения создающая изображения по текстовым описаниям, с открытым исходным кодом, Prompt-инжиниринг - это процесс создания и оптимизации текстовых запросов (промптов) для взаимодействия с большими языковыми моделями и другими генеративными моделями искусственного интеллекта.

Реклама. Рекламодатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) ERID: F7NfYUJCUneTRUSKjj6T

Рекламодатель: ФГАОУ ВО «СПбПУ» ERID: F7NfYUJCUneTRUSKjisE