Кого заменит ИИ
Участники круглого стола отмечают, что, успешно решая проблему дефицита преподавателей за счет использования искусственного интеллекта, мы тем самым признаем заменяемость преподавательских функций, что становится огромным вызовом для системы высшего образования. Встает вопрос, нужно ли в таком случае студенту поступать в вуз или можно воспользоваться значительно выросшими возможностями для самообразования.
Юлия Тюрина, заместитель директора по науке РАНХиГС Санкт-Петербург, придерживается позиции, что самообразование возможно только тогда, когда у человека уже сформирован мыслительный аппарат, а занимается его формированием именно вуз как система, которая структурирует знания. Кроме того, университет помогает в выстраивании полезных профессиональных связей и играет роль социального лифта, перечисляет она.
«Мы развиваем у студентов критическое мышление и осознанный подход к технологии ИИ, потому что основная идея образования сегодня — помочь человеку стать над технологией, а не просто применять ее как инструмент. И в этом заключается главный вызов для современного университета», — уверена Анна Тышецкая.
И если сокращения преподавателям вузов не грозит, то однозначно предстоит существенная трансформация привычных ролей. «Преподаватель перестает быть источником знаний, но настоящий интеллектуал — это не тот, кто может ответить на самый каверзный вопрос, а тот, кто способен формировать новые знания. ИИ открывает путь к персонализированному образованию в духе просвещенной Европы, позволяет вернуться к наставничеству», — говорит Андрей Шевчик, ректор СПбГТИ (Технологический институт).
Однако и здесь есть свои риски. ««Основной потенциал технологий ИИ в образовании часто связывают с персонализацией обучения. Однако, разработка и встраивание полноценных интеллектуальных рекомендательных образовательных систем в электронно-образовательную среду вуза — очень трудоемкая и ресурсоемкая задача, требующая не только высокого уровня цифровой зрелости организации (прочности ИТ-инфраструктуры, цифровизации процессов, качества данных в системах и т.д.), но и серьезной методологической и нормативной подготовки. Иначе это приведет к неэффективной персонализации образования, демотивации обучающихся, усреднению подходов к обучению», — предостерегает Наталья Сущева.
В условиях инфраструктурных, кадровых и финансовых ограничений приоритетными для внедрения должны рассматриваться те сферы, где ИИ помогает повысить эффективность вуза, преодолеть разрыв в компетенциях, уверена эксперт. «Прежде всего внедряются ИИ-помощники для дисциплин с низкой успеваемостью, для повышения эффективности заочного обучения, для обучения иностранцев, - уточняет Наталья Сущева. — Устранить неравенство доступа к образовательным и исследовательским возможностям, в том числе инклюзивный аспект использования ИИ, значительно ускорить и повысить эффективность рутинных рабочих процессов вуза (формирование разного рода отчетности, управление учебным процессом)».
«Скучных, нехаризматичных преподавателей ИИ точно заменит, но те, кто умеет увлечь, зажечь студента своей деятельностью, да еще и правильно интегрировать технологии, будут в топе», — предсказывает проректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Иван Холод.
«Точно можно сказать, что для сидящих за этим столом, администраторов образования, ничего не изменится: пока ручка из рук не выпадет, будем подписывать ведомости. Это последнее, что университет отдаст ИИ. Все остальное — преподавание, исследования, взаимодействие со студентами — со временем адаптируется и найдет новые формы», — уверен Владимир Княгинин.
Юлия Тюрина, РАНХиГС Санкт-Петербург
Андрей Шевчик, СПбГТИ (Технологический институт)
Скучных, нехаризматичных преподавателей ИИ точно заменит, но те, кто умеет увлечь, зажечь студента своей деятельностью, да еще и правильно интегрировать технологии, будут в топе