35 лет
дороги в будущее
Как школа «Взмах» отвечает на запросы времени, детей и родителей
Школьное образование — одна из самых горячих тем. Тут каждая семья «несчастлива по-своему»: кто-то недоволен учителями, кем-то недовольны сами учителя, где-то слишком высокие требования, где-то, наоборот, низкие; кому-то чрезвычайно дорого, другим подозрительно дешево. Но родители не теряют надежды и ищут. Потому и палитра образования в Петербурге достаточно широка: есть и престижные школы общегородского набора, и элитные частные и государственные. Есть новые школы в спальных районах — хорошо построенные, оборудованные, но с заметным дефицитом учителей.

Есть в этом многообразии и ни на кого не похожая школа «Взмах». Это очень живая, может, даже веселая школа для нормальных людей, которая делает обучение интересным, но уважает и требования государства — ЕГЭ, например. Что позволило школе «Взмах» за 35 лет стать одной из крупнейших частных школ в городе — в материале РБК Петербург.
«Мама, забери меня попозже»
Если государственная школа прежде всего реализует определенный государственный заказ, то частная школа, помимо государственного учебного плана, очевидно ориентируется и на родительский запрос. Собственно, для того частные школы и существуют.

В чем же состоит этот родительский запрос? Прежде всего родители хотят, чтобы детям в школе было хорошо, чтобы им нравилось учиться, чтобы у них появлялись друзья, а учителя вызывали уважение и симпатию, но никак не страх. А еще чтобы детям было интересно и их мотивация к образованию возрастала, а не угасала. И школа «Взмах» вот уже много лет этот запрос удовлетворяет.

«Мы умеем создавать такие условия, при которых детям активно нравится в школе. И ситуация, когда ребенок вечером говорит: «Мама, забери меня попозже», — это совершенно естественная ситуация в нашей школе».


Елена Морозова
основатель школы «Взмах»
«Мы умеем создавать такие условия, при которых детям активно нравится в школе. И ситуация, когда ребенок вечером говорит: «Мама, забери меня попозже», — это совершенно естественная ситуация в нашей школе».

Елена Морозова
основатель школы «Взмах»

Когда в школе не страшно
Как это получается? Ну, прежде всего, детям в школе не страшно. И взрослые, с которыми они взаимодействуют в школе, — это позитивные, интересные для детей люди, которые умеют общаться поддерживающе и дружелюбно, способны поддержать разговор на любую важную для ребенка тему.

Во «Взмахе» уверены: общение, позитивный контакт — важная часть учебного процесса. И преподаватели осознанно и умело этот контакт выстраивают, хорошо понимая, что психологический комфорт и доверие ребенка — и к взрослым, и к процессу в целом — позволяют ему максимально раскрыться и проявлять все свои способности.

На чем же строятся дружеские, теплые отношения между взрослыми и детьми? Конечно, на совместной, интересной, увлекательной, нужной, затрагивающей каждого за живое деятельности. Прежде всего учебной, образовательной.

«Второй важный для родителей запрос — это высокое качество образования, но образования без перегрузок, без фрустрирующих детей наказаний, жесткого оценивания, непомерно высоких требований и всего того, что, собственно, и заставляет ребенка и родителя испытывать серьезный дискомфорт в процессе школьного образования».
Елена Морозова, основатель школы «Взмах»

Комфортный максимум — каждому
«Взмах» — это амбициозная школа. Преподаватели стараются давать детям столь высокую академическую нагрузку, какую они только в состоянии потянуть. Но во «Взмахе» не разделяют уверенности, что все дети семи лет способны усваивать знания в одинаковой степени.

Задача разумных педагогов, по мнению Елены Морозовой, состоит в том, чтобы каждый ребенок развивался максимально интенсивно и получал для работы только тот материал, с которым он в настоящее время способен справляться. В ситуации больших классов это, наверное, невозможно.

«В первый класс дети приходят с очень разными стартовыми условиями: кто-то уже свободно читающим, а кто-то даже не знающим букв, кто-то легко и с удовольствием решает несложные, а порой и довольно сложные задачи. А кто-то научится этому еще не скоро. И мы твердо уверены, что в этом нет ничего страшного. Важно только не замедлять движение первых и не фрустрировать вторых».
Елена Морозова, основатель школы «Взмах»

Во «Взмахе» первоклассники учатся в небольших — по 14–17 человек — учебных группах, каждая из них по мере надобности разделяется еще на такое количество подгрупп, которое необходимо для того или иного вида работ.

А поскольку детей в первых-вторых классах много: последние несколько лет это от 40 до 80 малышей, то получается 4–5 подклассов и, таким образом, в каждом из них объединяется совсем небольшое количество ребят, что важно, близких по уровню и темпу усвоения информации.

С каждым из этих классов, с каждой из подгрупп во «Взмахе» работают на комфортном для них уровне, ориентируясь на государственную программу, но никуда не торопясь (а в более продвинутых группах смело превышают уровень требований государственных школ) и особенно тщательно заботясь о том, чтобы все дети обязательно были в достаточной степени загружены, с одной стороны, и чувствовали себя комфортно и успешно — с другой.
о школе «Взмах»
Школа основана в 1989 году. Сейчас в Санкт-Петербурге действует 2 больших филиала школы с преподаванием с 1 по 11 классы (Юг и Север города) и 6 детских садов (колледжей) в разных районах города. Также у «Взмаха» действует начальная школа в Москве (1-4 класс) и большой детский сад в Москве. Всего в России действует 10 филиалов «Взмаха».
о школе «Взмах»
Школа основана в 1989 году. Сейчас в Санкт-Петербурге действует 2 больших филиала школы с преподаванием с 1 по 11 классы (Юг и Север города) и 6 детских садов (колледжей) в разных районах города. Также у «Взмаха» действует начальная школа в Москве (1-4 класс) и большой детский сад в Москве. Всего в России действует 10 филиалов «Взмаха».
Мелочи, обеспечивающие рост
Конечно, помимо главного — качественных взрослых, полноценной коммуникации и адекватных требований — есть множество мелочей, которые в огромной степени влияют на то, как чувствует себя ребенок в школе. Именно поэтому при построении работы во «Взмахе» в первую очередь ориентируются на детей, а не на какие-либо установленные правила. «Если мы видим, что дети устали, делаем перерыв. Если видим, что ребятам важно довести работу до конца, даем им возможность это сделать», — говорит Елена Морозова.

Ну а еще, помимо собственно учебной работы, у взмаховцев, даже самых маленьких, очень-очень много важных дел, в процессе которых они тоже и учатся, и растут, и приобретают опыт групповой работы. Каких дел? Да самых разных. Прежде всего, помимо уроков, ребята с удовольствием включаются в проекты: страноведческие, профориентационные, любые, какие только они сами захотят. Прошлый год, например, был посвящен Голландии.
Тематика будущих проектов обсуждается вместе с ребятами. Проект во «Взмахе» — это огромный, яркий и зачастую растягивающийся на несколько месяцев процесс, включающий мини-лекции от преподавателей и приглашенных специалистов, а зачастую и родителей, собственную поисковую работу ребят, работу, к которой необходимо приложить не только интеллект, но и творчество и умелые руки.
Игра. Соревнование. Приключение
А еще очень многое делается во «Взмахе» посредством игры и соревнования. «С одной стороны, взмаховцы — большие трудяги, они учатся гораздо больше, чем большинство их сверстников. Даже в самых младших классах, в нашей начальной школе, как минимум шесть уроков, а с другой стороны, эти уроки не утомляют, потому что чередуются с большими и активными переменами, с прогулкой в середине учебного дня, с физкультурой и танцами», — говорит Елена Морозова.

Расписание включает, помимо предметов обязательных, и такие премудрости, как конструирование, робототехника, арт, каллиграфия, лепка, английский видеокурс, и еще много всего интересного, что реально увлекает детей и дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой.

«При таком обилии разнообразных видов деятельности каждый ребенок в чем-то да оказывается успешен! И каждый активно развивается. А мы тщательно выверяем баланс серьезности и позитива, игры, соревнования, приключения».
Елена Морозова, основатель школы «Взмах»

Родители на связи
Что еще важно для родителей? Им нужно, чтобы их слышали. «И мы считаем эту задачу одной из главнейших для себя, — говорит Елена Морозова. — Только в полном взаимопонимании школа и родитель могут воспитывать действительно счастливого и успешного ребенка».

На родительских собраниях обязательно рассказывают не только о том, что в школе собираются делать, но и о том, как и почему. Родителей обязательно посвящают во все свои педагогические концепции, делятся наработками и опытом.
«Взмах» очень продуманная школа. «У нас многое не так, как в любом другом месте. Но под каждым нашим действием, традиционным или инновационным, обязательно стоит определенная база, определенные причины и поводы, с которыми мы обязательно знакомим родителей», — отмечает Елена Морозова.
Старшая школа. Время взрослеть
А еще «Взмах» растет вместе со своими детьми. В первых и вторых классах многое делается не так, как в третьих-четвертых или в пятых-шестых. Дети, особенно те, кто обучается всерьез, очень сильно меняются, буквально с каждым годом. Меняется и школа: скорость и объем подаваемой информации, темы для обсуждения, проекты, которые предлагаются ребятам.

«Меняются и взрослые, которые с ребятами работают. И это, на наш взгляд, очень важно! Родители и школа часто отстают от запросов ребенка. Пытаются воспитывать его, мотивировать так же, как когда-то, когда он был маленьким. И ребенок, теперь уже подросток, воспринимает это как непонимание, недоверие, неуважение, — отмечает Елена Морозова. — Подросток — не подросший ребенок. Это — личность, нуждающаяся в признании и уважении».
Поэтому и старшая школа во «Взмахе», Бизнес-школа, совсем не похожа на начальную. То есть чем-то, конечно, похожа. Здесь так же тепло и дружелюбно, взрослые и дети так же уважительно и позитивно относятся друг к другу. Здесь так же по-домашнему уютно, нет страха и недоверия, так же часто звучат музыка и смех. И все же бизнес-школа — это совсем другой мир.

«Бизнес-школа в отличие от очень заботливой младшей — это пространство, где ответственность за все принадлежит ребятам. Они же хотят быть взрослыми! И мы охотно предоставляем им такую возможность. Одновременно с возможностью много работать, выбирать, пробовать себя. Переживать неудачи. Побеждать!»


Елена Морозова
основатель школы «Взмах»

«Бизнес-школа в отличие от очень заботливой младшей — это пространство, где ответственность за все принадлежит ребятам. Они же хотят быть взрослыми! И мы охотно предоставляем им такую возможность. Одновременно с возможностью много работать, выбирать, пробовать себя. Переживать неудачи. Побеждать!»


Елена Морозова
основатель школы «Взмах»

Школа в цифрах
за 2022-2023 гг. выпускники школы «Взмах» получили 7 стобалльных результатов за ЕГЭ: 2 по русскому языку, 2 по истории, 1 по химии, литературе и информатике
в текущем учебном году трое слушателей школы победили в городском этапе Всероссийской Олимпиады школьников
в Санкт-Петербурге и Москве во «Взмахе» учится более 1200 учеников
в 2023 году из 37 одиннадцатиклассников «Взмаха» в Санкт-Петербурге 13 получили красные аттестаты
более 500 сотрудников - учителей, воспитателей, тьютеров работают в школе «Взмах»
за 2022-2023 гг. выпускники школы «Взмах» получили 7 стобалльных результатов за ЕГЭ: 2 по русскому языку, 2 по истории, 1 по химии, литературе и информатике
в текущем учебном году трое слушателей школы победили в городском этапе Всероссийской Олимпиады школьников
в Санкт-Петербурге и Москве во «Взмахе» учится более 1200 учеников
в 2023 году из 37 одиннадцатиклассников «Взмаха» в Санкт-Петербурге 13 получили красные аттестаты
более 500 сотрудников - учителей, воспитателей, тьютеров работают в школе «Взмах»
Испытание сессией
Во «Взмахе» не строжат ребят попусту, но каждый знает: в конце семестра — сессия. Посложнее, чем в некоторых вузах. Учебные группы — уровневые. Только от ребенка зависит, бороться за победу в городской олимпиаде по английскому или по экономике, выиграть грант на бесплатное обучение, лучше всех защитив англоязычный реферат, или довольствоваться политкорректными тройками. Выиграть чемпионат по деловым играм, создать учебное предприятие, заработать на акциях или получить главную роль в театре… Возможностей масса.

Конечно, и здесь взмаховцы не остаются предоставленными сами себе. Классный руководитель не один, их три, а то и четыре — настоящие старшие товарищи, которые и посоветуют, и поддержат. Преподаватели, завучи, менеджеры школьных предприятий не заставляют, не критикуют. Они скорее партнеры, которые с тобой в одной лодке. Каждый предложит помощь, но никто не сделает за тебя.

А сделать, раньше или позже, хочется каждому. Ведь это так здорово — побеждать!

«Хорошо учиться во «Взмахе» модно. Как и к любым собственным достижениям, к успехам академическим относятся с большим уважением. Все видят, как это непросто и как нелегко дается. А дается нелегко потому, что планка очень высокая! Круто не просто получить пять за экзамен, а заработать 1-й рейтинг. Не просто получить отлично на ОГЭ, а выполнить экзаменационный тест на 100%. Будничная учеба во «Взмахе» — это ежедневный вызов. Вершина, которую надо покорить, борьба с которой закаляет характер».
Елена Морозова, основатель школы «Взмах»

Во «Взмахе» нет культа оценки. Сильный ученик за равный ответ скорее получит пять с минусом, а менее сильный — пять. Ведь он затратил больше усилий.

Но каждый после экзамена получит подробнейшую письменную обратную связь. Иногда на полторы страницы — что было удачно, а что нет и почему. И главное, что и как доработать. Это важно. Даже важнее, чем пять или пять с минусом.

«Учим и учимся мы очень тщательно. К ЕГЭ готовимся как к восхождению. Серьезно. Спокойно. И чрезвычайно ответственно. С каждым из ребят практически индивидуально. И целой командой преподавателей. И совсем не случайно наша небольшая школа, в которой далеко не каждый уникально способный отличник, вот уже полтора десятка лет входит в число 25 лучших по результатам ЕГЭ гимназий Санкт-Петербурга. А 100% на ЕГЭ — это не только мечта для каждого, но и реальная цель для многих»
Елена Морозова, основатель школы «Взмах»

А еще бизнес-школа — это специально организованное ребячье бизнес-пространство. Зачем? Это же интересно! И это тоже работает на главную цель: не заставлять, не тянуть, не ругать — предоставлять широчайшие возможности, поощрять, давать обратную связь. А значит, превращать ребят из подневольных существ, тянущих унылую лямку под названием «должен», в людей, которые имеют право выбрать, во что вложиться в максимальной степени, а во что в меньшей или в минимальной. Столкнуться с последствиями своего решения и своих действий, получить доброжелательную обратную связь и опыт, который дорогого стоит.
Цель школы — человек успешный
Зачем во «Взмахе» так много всего разного? Почему бы просто не ограничиться обучением? Потому что обучаем мы не компьютер, в который что загрузил, то и выгрузил, а человека. Сложного. Противоречивого. Со своими ресурсами, эмоциями, амбициями, страхами. «И результат обучения — это функция от каждого из этих параметров, это во-первых, — подчеркивает Елена Морозова. — А во-вторых, на наш взгляд, настоящей, правильной целью для каждой школы должен являться именно человек, а не знания. В том смысле, что для гармоничного, здорового физически и психологически человека, находящегося в контакте с собой и с миром, вовсе не проблема приобрести знания. Особенно в правильной школе».

И потому так же системно и осознанно, как в начальной школе во «Взмахе» учили ребенка дружить, доверять, интересоваться, в бизнес-школе учат хотеть, понимать себя, строить планы и упорно работать. А заодно познавать мир во всем его многообразии, чтобы найти в нем то самое свое место. Кстати, для этого же после восьмого, девятого и десятого классов бизнес-школьники отправляются на практику в настоящие фирмы и компании. От газеты до Торгово-промышленной палаты. Ведь школа — это место, где не только учат таблицу умножения, но и выбирают свой жизненный путь.

Реклама. Рекламодатель НОУ "ЧАСТНАЯ ШКОЛА "ВЗМАХ", vzmakh.com


Лицензия на осуществление образовательной деятельности