Еще не все выводы сделаны, потому что, повторюсь, возможно, не все еще случилось. Как бы там ни было, изменения значительны. Внешне они, может быть, не очень проявляются, но внутри очень заметны. Удаленные форматы работы — это новая реальность. Теперь и так тоже нужно уметь. Впрочем, «удаленка» — не панацея. Есть моменты, где этот формат улучшил взаимодействие, есть моменты, где он не ухудшил, но удешевил процесс принятия решений, но есть и моменты, где «удаленка» — очевидно вынужденная мера. Поиск оптимума, комбинации офлайна и онлайна — критически важен для банков. Здесь много управленческих вопросов, а также много вопросов доступа к данным и их защиты.
Даже сейчас ослабление карантинных мер у нас в банке не привело к тому, что надо всех срочно возвращать в офис. Ситуация не позволяет быть оптимистичным, и для многих подразделений сохраняется либо удаленный, либо комбинированный формат работы. На первом шаге мы планируем, что примерно 15% сотрудников в центральном офисе останутся в гибком графике, то есть какое-то время работают в офисе, а какое-то — вне офиса. При этом понятие «вне офиса» тоже можно трактовать широко — и как домашний режим, и как работу в коворкинге. В любом случае, это позволит оптимизировать значительное количество арендных площадей и уменьшить расходы банка. Я надеюсь, что часть сотрудников будет ценить гибкий формат — не обязательные 5 дней в офисе, а комбинацию из офисного и домашнего форматов. Конечно, при условии, что качество работы не упадет.
Что касается внешнего контура, то здесь слово, которое уже не уйдет из нашего лексикона — это «доставка». Для некоторых услуг доставка критична. Особенно там, где есть физические артефакты, например, карты. В этом смысле взаимодействие со службами доставки станет определенным стандартом банковской деятельности.