специальный проект
Петербург как столица делового туризма
специальный проект
Петербург как столица делового туризма
— Петербург глубоко интегрирован в международную туристскую карту, поэтому итоги нужно оценивать в общемировом контексте. Только что в Мадриде завершилась Генеральная ассамблея Международной туристской организации ООН, на которой подвели предварительные итоги этого года. Объем международного туризма сократился на 76% по отношению к 2019 году. Это немногим лучше, чем в 2020 году, когда падение составило 80%. Недополучены триллионы долларов. Страны пытаются выработать алгоритмы, открывают границы, вновь закрывают, но факт остается фактом — пандемия пока не дает международному туризму восстанавливаться.

Это большой вызов для мировой индустрии гостеприимства, и для Петербурга в том числе. До пандемии Петербург вместе с Москвой были самыми популярными российскими городами для иностранных туристов — 80% организованных зарубежных туристских групп посещали именно Петербург и Москву.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
«О прибыли речи не идет, но отрасли удается сохранить обороты»

В 2021 году, по предварительным данным, Петербург посетило порядка 5 млн туристов. Это вдвое меньше, чем в 2019 году, когда город принял чуть больше 10 млн гостей, однако позволяет рассчитывать на сохранение инфраструктуры и высокого уровня гостеприимства. О предварительных итогах года для туротрасли и инструментах, поддерживающих индустрию в период пандемии, — в интервью РБК Петербург рассказал председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

— Как вы оцениваете предварительные итоги 2021 года для туристской отрасли Петербурга?
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
— А сейчас?
— В 2021 году наше «окно возможностей» было очень небольшим — одна волна пандемии перешла в другую. В конце второго — начале третьего квартала в Петербурге стали появляться туристы из тех стран, с которыми открыто авиасообщение, в частности арабских стран (ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия). Были группы из европейских стран — Испании, Германии, Франции. Но назвать их потоком нельзя. Скорее, это «пилотные» поездки.

Очень важно, что в этом году мы — со всеми ограничениями, которые установил УЕФА, — приняли игры чемпионата Европы. Потому что они показали международному сообществу, что в Петербурге комфортно, безопасно, вся инфраструктура работает в полном объеме и на высоком уровне.

Всего в 2021 году, по предварительной оценке, мы приняли порядка 200 тыс. иностранных туристов. Можно сказать, что это основа для дальнейшего восстановления.
— Сейчас международный туризм — туризм вакцинированных. Например, в Бахрейне «Спутник» — одна из основных вакцин, и это является дополнительным фактором в пользу поездок в Россию. Восстановление международного туризма сейчас зависит от уровня вакцинации, и об этом также говорилось на ассамблее ВТО. Другого алгоритма нет. И я полностью согласен с позицией нашего президента и мировых экспертов в сфере туризма, что сейчас восстановление международного туризма зависит от взаимного признания вакцин и документов о вакцинации.
Туризм вакцинированных
— Как обстоит ситуация с внутренним туризмом?
— Безусловно, он тоже зависим от ситуации с пандемией. Но инфраструктура города работала в полном объеме. По предварительным итогам опроса, который мы проводили в течение года, порядка 85% туристов отзываются о качестве обслуживания, об уровне гостеприимства в Петербурге как о высоком или очень высоком.

И это сейчас очень важно. Наша задача — сохранить рейтинг, репутацию крупного туристского центра международного уровня. Мы много рассказывали российским туристам о классическом Петербурге, о новой туристкой географии, проводили ознакомительные поездки для профессионалов, пресс-туры, роуд-шоу по городам-миллионникам, по перспективным регионам страны.

О прибыли речи не идет, но отрасли удается сохранить обороты, чтобы инфраструктура работала, не теряя качества, и была готова к восстановлению. По предварительным данным, по итогам года мы увидим более 5 млн туристов.
Это меньше, чем до пандемии, но это неплохой результат. Есть важный критерий для туристских центров: когда количество туристов совпадает с количеством жителей, туризм подтверждает свой статус системообразующей сферы экономики. И мы этот показатель удержали.
— Как меняется поведение, привычки российского туриста?
— Увеличилось время пребывания — до 6 дней. Наиболее распространенные поездки на 3–4 дня, это больше, чем до пандемии. Увеличилось количество повторных визитов, до 5 поездок в течение года. Как следствие, увеличивается средний чек трат на одного туриста, то есть доходы экономики города. Показатели очень важные для отрасли. Именно этого мы добиваемся, в частности, в рамках проекта «Новая культурная и туристская география», чтобы у туристов было больше причин приезжать в Петербург и неоднократно, больше занятий, интересных мест, больше вовлеченности.

Важную роль играет позиция Петербурга как туристского хаба маршрутов «Серебряного ожерелья России». Люди приезжают в город на выходные и отправляются дальше в Карелию, в следующий раз собираются в Великий Новгород, Тихвин, Старую Ладогу, Выборг — и тоже через Петербург.

Получается своего рода «бесконечный конструктор путешествий», вокруг которого мы выстраивали нашу маркетинговую кампанию: приезжайте в Санкт-Петербург снова и снова — и всегда найдете что-то новое и интересное.
Сохранить обороты
— Меняется ли состав гостей?
— Да, в частности, расширяется география массовых туристских потоков. Если раньше туристы из Москвы и Московской области составляли порядка 40%, то в этом году — порядка 27,5%. В то же время Московская агломерация традиционно остается главным поставщиком значительной доли туристов в наш город. В топ ключевых регионов также входят Краснодарский край, города-миллионники Сибири и Урала, Башкортостан, Татарстан, Псков, Новгородская область, Республика Карелия.

Большинство туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, преследуют культурно-познавательные цели. Крайне важный критерий: исследования показали, что теперь абсолютное большинство туристов планируют не раз вернуться в Санкт-Петербург и рекомендовать его своим друзьям. Это основа для устойчивого развития возвратного всесезонного туризма.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
Новые проекты
— Что нужно делать, чтобы этот процесс не останавливался?
При поддержке
— Как себя чувствует деловой туризм?
— Сложно. В Петербурге еще в самом начале пандемии по поручению губернатора Александра Беглова были разработаны городские эпидемиологические стандарты для отдельных секторов индустрии гостеприимства, в том числе для конгрессно-выставочной деятельности. Они позволили возобновить работу профильных организаций, в том числе провести Петербургский международный экономический форум в гибридном формате. Однако сегмент деловых мероприятий не восстановился — и не мог восстановиться — в полном объеме.
Сократилось количество международных участников, многие мероприятия переносятся. И это касается в том числе крупных мероприятий, таких как Культурный форум, было решено отложить его до восстановления международных перемещений.

В этом году количество мероприятий сократилось более чем в 2 раза по сравнению с 2019 годом. Но главное, что они проходят. Организаторы научились гибридному формату, противоэпидемические меры стали частью делового этикета. Показательно, что по количеству организаций — участников выставок снижение не столь велико, порядка 25%. И чтобы сохранить потенциал этого сектора, губернатор Александр Беглов поручил нам распространить меры поддержки на сектор конгрессно-выставочного и делового туризма.

Наименее радужная ситуация сложилась в таком секторе делового туризма, как командировки. Компании научились проводить деловые встречи онлайн и стремятся как можно меньше отправлять сотрудников в поездки. Это важно, поскольку командировки давали загрузку инфраструктуры в межсезонье, особенно осенью, когда заканчивается традиционный сезон массовых летних отпусков.
— Говоря об инфраструктуре — насколько удалось ее сохранить? Были ли случаи консервации гостиниц, подготовки к продаже?
— До консервации, к счастью, не дошло. Пандемия ставит перед нами задачу: сохранить обороты, инфраструктуру, кадры, которые к ней привязаны, и, как итог, сохранить высокий уровень гостеприимства. Во многом это стало возможно благодаря стандартам эпидемиологической безопасности. Петербург стал первым городом в России, который присоединился к международной программе по обеспечению безопасного туризма — Safe Travels («Безопасные путешествия»). У нас 1200 гостиниц всех категорий в федеральном реестре и более 700 туроператоров, и практически все они раскрывают информацию о принимаемых мерах эпидемиологической безопасности.

В результате количество гостиниц не уменьшилось, количество туроператоров в федеральном реестре уменьшилось на 30 компаний. То есть инфраструктура в полном объеме приспособилась к тому обороту, который есть сейчас. Небольшие отели в прошлом году приостанавливали свою работу, но в этом восстановили в том или ином формате. Ни одна крупная гостиница не прекратила свою деятельность.

Безусловно, происходят рыночные процессы — кто-то продает, кто-то покупает.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
«Всего в 2021 году, по предварительной оценке, мы приняли порядка 200 тыс. иностранных туристов. Можно сказать, что это основа для дальнейшего восстановления»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
«О прибыли речи не идет, но отрасли удается сохранить обороты, чтобы инфраструктура работала, не теряя качества, и была готова к восстановлению. По предварительным данным, по итогам года мы увидим более 5 млн туристов»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
«Расширяется география массовых туристских потоков. Если раньше туристы из Москвы и Московской области составляли порядка 40%, то в этом году — порядка 27,5%. В топ ключевых регионов входит Краснодарский край, города-миллионники Сибири и Урала, Башкортостан, Татарстан, Псков, Новгородская область, Республика Карелия»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— То есть в гостиничную сферу сейчас идут инвестиции?
— Да, и в гостиничную, и в смежные сферы гостеприимства. Это происходит в том числе благодаря тому, что летом прошлого года нам удалось достаточно быстро провести рестарт отрасли. Мы приняли стандарты эпидемиологической безопасности, в августе вошли в федеральную программу туристического кешбэка. По поручению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова разработали комплексные меры поддержки, в рамках которых, в частности, отменили все возможные региональные налоги для всех предприятий индустрии гостеприимства. Поддержкой смогли воспользоваться порядка 3 тыс. компаний, общий объем поддержки в 2020–2021 годах оценивается в 4 млрд рублей.

Как только меры поддержки вступили в силу, мы получили много обращений от предпринимателей из других регионов России. Инвестиционный рейтинг города в части индустрии гостеприимства серьезно поднялся. Не из-за налоговых льгот как таковых — предприниматели, которые сейчас начинают проекты, понимают, что ими уже не воспользуются. В нашу пользу сработал сам факт такой быстрой реакции, максимальной поддержки индустрии гостеприимства.

Сейчас Ростуризм запустил новый механизм поддержки развития инфраструктуры — компенсация банкам процентной ставки по кредитам для строительства объектов туриндустрии, и банки подали уже более 10 заявок по новым инвестпроектам, связанным со строительством и реконструкцией гостиниц в Санкт-Петербурге.

Проекты, начатые до пандемии, также реализуются. В прошлом году открылось пять гостиниц — собственники приняли решение не откладывать запуск. В этом году также открылось пять объектов размещения, в том числе три больших высококлассных отеля.
— Как отразился на туриндустрии запрет на организацию хостелов в жилых домах?
— Я всегда выступал против этого законопроекта. Я считаю, что он ухудшил жизнь индустрии гостеприимства, а свои задачи при этом не решил. Хостелы просто перешли в категорию сдачи краткосрочного жилья в аренду и выпали из поля федерального реестра классифицированных средств размещения. Поэтому в Ростуризме, Государственной думе работают над изменением этого законодательства. Сейчас рассматривается законопроект о туристском жилье, и мы входим в число как инициаторов его разработки, так и активных участников его обсуждения.
«Сейчас рассматривается законопроект о туристском жилье, и мы входим в число как инициаторов его разработки, так и активных участников его обсуждения»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Ключевые инструменты
— Как вы оцениваете первые итоги программы «Новая культурная и туристская география»?
— Очень позитивно. Это не то, что мы искусственно придумали, — это ожидания наших гостей. Популярность этих предложений растет, растет посещаемость новых точек туристского интереса, авторских экскурсий. Пока среди российских туристов, но зарубежные эксперты отрасли говорят, что и у иностранных туристов после пандемии будет востребован образ Петербурга как классического и одновременно современного города, в котором всегда есть что-то новое.

Можно отметить, что региональные туристы проявляют интерес и посещают как широко известные локации, так и относительно новые точки притяжения для туристов. Наиболее высокую узнаваемость среди объектов «Новой культурной и туристской географии» у туристов приобрели такие локации, как Кронштадт — «Остров Фортов», новые общественные пространства города.
— Насколько эффективна программа «Два города — миллион впечатлений» по совместному продвижению Петербурга и Москвы?
— Это успешный пример коллаборации. Петербург и Москва как крупные мегаполисы столкнулись с большим вызовом в период пандемии — многим людям сегодня кажутся безопасными менее многолюдные направления. Мы поняли, что нам выгодно объединить маркетинговые, информационные ресурсы. И не только на российском рынке, но и на международном — уже сейчас, чтобы в дальнейшем оставаться востребованными. И это приносит результаты: совокупный турпоток вырос не менее чем на 10–15%.
«Мы поняли, что нам выгодно объединить маркетинговые, информационные ресурсы. И не только на российском рынке, но и на международном — уже сейчас, чтобы в дальнейшем оставаться востребованными. И это приносит результаты: совокупный турпоток вырос не менее чем на 10–15%»
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Как продвигается работа по созданию единого календаря событий? По каким принципам она ведется?
— Это наш главный инструмент в части событийного туризма. События, праздники, фестивали — одна из главных визиток Петербурга. Календарь составляется на год. Ключевые события закладываются уже сейчас, это 20 топовых событий, далее календарь будет обновляться в режиме онлайн при появлении новых мероприятий.

Он объединяет события разных категорий для людей с разными интересами — деловые, спортивные, культурные. Это единый ресурс, который продвигается всеми возможными инструментами, в том числе на официальном туристском портале VisitPetersburg.

В рамках программы «Два города — миллион впечатлений» мы состыковали наши события с московскими. В этот уик-энд приезжайте в Москву, в следующий — в Петербург, а летом — и туда и туда. Мы также синхронизировались с Ленинградской областью — взаимно продвигаем события и стараемся разводить их по датам. Это важная работа, которая, в частности, помогает привлекать туристов в «низкий» сезон.
— Один из ключевых трендов сегодня — увеличение доли индивидуальных туристов. Как реагирует на это туристская отрасль Санкт-Петербурга?
— В пандемию тяжелее всего пришлось туристическим компаниям. В том числе потому, что из-за нее сократился организованный туризм. Многие люди стараются путешествовать рассредоточено, выбирают свои индивидуальные программы. Особенно пострадали лучшие турфирмы города, которые занимались приемом иностранных гостей: они приостановили свою деятельность, хотя и готовы возобновить работу в любой момент.

Правительство Санкт-Петербурга со своей стороны поддержало предприятия отрасли. Только один пример — за 2020-й и девять месяцев 2021 года выдано 88 льготных займов на сумму 275 млн рублей с возможностью погашения их за счет бюджета, что позволило сохранить более 2000 рабочих мест.

Некоторые туристические компании перестраиваются, в том числе на работу с индивидуальными туристами, предлагают кастомизированные маршруты, авторские экскурсии. Пока это не больше 10–15% их клиентов, но это тоже ресурс для увеличения организованного турпотока. Потому что кто-то предпочитает планировать поездку самостоятельно, а кто-то хочет, чтобы ему все было подано «на тарелочке».
— Что ждет туротрасль в 2022 году?
— Какие-либо прогнозы сейчас давать сложно. Со своей стороны, мы продлили действие мер поддержки для предприятий отрасли. В 2022 году компании получат 50% льготу по налогу на имущество, транспортному и земельному налогу. Действие налоговых льгот будет расширено на компании, занятые в конгрессно-выставочной индустрии. По нашей оценке, общий объем мер поддержки составит дополнительно порядка 1 млрд рублей. Это позволит сохранить туристскую инфраструктуру Санкт-Петербурга и качество оказываемых гостям услуг. Город останется по-прежнему гостеприимным и по-новому привлекательным для всех категорий гостей.
При поддержке
Материалы по теме:
вернуться на главную
специальный проект
«О прибыли речи не идет, но отрасли удается сохранить обороты»
В 2021 году, по предварительным данным, Петербург посетило порядка 5 млн туристов. Это вдвое меньше, чем в 2019 году, когда город принял чуть больше 10 млн гостей, однако позволяет рассчитывать на сохранение инфраструктуры и высокого уровня гостеприимства. О предварительных итогах года для туротрасли и инструментах, поддерживающих индустрию в период пандемии, — в интервью РБК Петербург рассказал председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
Туризм вакцинированных
— Как вы оцениваете предварительные итоги 2021 года для туристской отрасли Петербурга?
— Петербург глубоко интегрирован в международную туристскую карту, поэтому итоги нужно оценивать в общемировом контексте. Только что в Мадриде завершилась Генеральная ассамблея Международной туристской организации ООН, на которой подвели предварительные итоги этого года. Объем международного туризма сократился на 76% по отношению к 2019 году. Это немногим лучше, чем в 2020 году, когда падение составило 80%. Недополучены триллионы долларов. Страны пытаются выработать алгоритмы, открывают границы, вновь закрывают, но факт остается фактом — пандемия пока не дает международному туризму восстанавливаться.

Это большой вызов для мировой индустрии гостеприимства, и для Петербурга в том числе. До пандемии Петербург вместе с Москвой были самыми популярными российскими городами для иностранных туристов — 80% организованных зарубежных туристских групп посещали именно Петербург и Москву.
— А сейчас?
— В 2021 году наше «окно возможностей» было очень небольшим — одна волна пандемии перешла в другую. В конце второго — начале третьего квартала в Петербурге стали появляться туристы из тех стран, с которыми открыто авиасообщение, в частности арабских стран (ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия). Были группы из европейских стран — Испании, Германии, Франции. Но назвать их потоком нельзя. Скорее, это «пилотные» поездки.

Очень важно, что в этом году мы — со всеми ограничениями, которые установил УЕФА, — приняли игры чемпионата Европы. Потому что они показали международному сообществу, что в Петербурге комфортно, безопасно, вся инфраструктура работает в полном объеме и на высоком уровне.

Всего в 2021 году, по предварительной оценке, мы приняли порядка 200 тыс. иностранных туристов. Можно сказать, что это основа для дальнейшего восстановления.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
— Что нужно делать, чтобы этот процесс не останавливался?
— Сейчас международный туризм — туризм вакцинированных. Например, в Бахрейне «Спутник» — одна из основных вакцин, и это является дополнительным фактором в пользу поездок в Россию. Восстановление международного туризма сейчас зависит от уровня вакцинации, и об этом также говорилось на ассамблее ВТО. Другого алгоритма нет. И я полностью согласен с позицией нашего президента и мировых экспертов в сфере туризма, что сейчас восстановление международного туризма зависит от взаимного признания вакцин и документов о вакцинации.
«Всего в 2021 году, по предварительной оценке, мы приняли порядка 200 тыс. иностранных туристов. Можно сказать, что это основа для дальнейшего восстановления»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Сохранить обороты
— Как обстоит ситуация с внутренним туризмом?
— Безусловно, он тоже зависим от ситуации с пандемией. Но инфраструктура города работала в полном объеме. По предварительным итогам опроса, который мы проводили в течение года, порядка 85% туристов отзываются о качестве обслуживания, об уровне гостеприимства в Петербурге как о высоком или очень высоком.

И это сейчас очень важно. Наша задача — сохранить рейтинг, репутацию крупного туристского центра международного уровня. Мы много рассказывали российским туристам о классическом Петербурге, о новой туристкой географии, проводили ознакомительные поездки для профессионалов, пресс-туры, роуд-шоу по городам-миллионникам, по перспективным регионам страны.

О прибыли речи не идет, но отрасли удается сохранить обороты, чтобы инфраструктура работала, не теряя качества, и была готова к восстановлению. По предварительным данным, по итогам года мы увидим более 5 млн туристов.
Это меньше, чем до пандемии, но это неплохой результат. Есть важный критерий для туристских центров: когда количество туристов совпадает с количеством жителей, туризм подтверждает свой статус системообразующей сферы экономики. И мы этот показатель удержали.
«О прибыли речи не идет, но отрасли удается сохранить обороты, чтобы инфраструктура работала, не теряя качества, и была готова к восстановлению. По предварительным данным, по итогам года мы увидим более 5 млн туристов»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Как меняется поведение, привычки российского туриста?
— Увеличилось время пребывания — до 6 дней. Наиболее распространенные поездки на 3–4 дня, это больше, чем до пандемии. Увеличилось количество повторных визитов, до 5 поездок в течение года. Как следствие, увеличивается средний чек трат на одного туриста, то есть доходы экономики города. Показатели очень важные для отрасли. Именно этого мы добиваемся, в частности, в рамках проекта «Новая культурная и туристская география», чтобы у туристов было больше причин приезжать в Петербург и неоднократно, больше занятий, интересных мест, больше вовлеченности.

Важную роль играет позиция Петербурга как туристского хаба маршрутов «Серебряного ожерелья России». Люди приезжают в город на выходные и отправляются дальше в Карелию, в следующий раз собираются в Великий Новгород, Тихвин, Старую Ладогу, Выборг — и тоже через Петербург.

Получается своего рода «бесконечный конструктор путешествий», вокруг которого мы выстраивали нашу маркетинговую кампанию: приезжайте в Санкт-Петербург снова и снова — и всегда найдете что-то новое и интересное.
— Меняется ли состав гостей?
— Да, в частности, расширяется география массовых туристских потоков. Если раньше туристы из Москвы и Московской области составляли порядка 40%, то в этом году — порядка 27,5%. В то же время Московская агломерация традиционно остается главным поставщиком значительной доли туристов в наш город. В топ ключевых регионов также входят Краснодарский край, города-миллионники Сибири и Урала, Башкортостан, Татарстан, Псков, Новгородская область, Республика Карелия.

Большинство туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, преследуют культурно-познавательные цели. Крайне важный критерий: исследования показали, что теперь абсолютное большинство туристов планируют не раз вернуться в Санкт-Петербург и рекомендовать его своим друзьям. Это основа для устойчивого развития возвратного всесезонного туризма.
«Расширяется география массовых туристских потоков. Если раньше туристы из Москвы и Московской области составляли порядка 40%, то в этом году — порядка 27,5%. В топ ключевых регионов входит Краснодарский край, города-миллионники Сибири и Урала, Башкортостан, Татарстан, Псков, Новгородская область, Республика Карелия»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Как себя чувствует деловой туризм?
— Сложно. В Петербурге еще в самом начале пандемии по поручению губернатора Александра Беглова были разработаны городские эпидемиологические стандарты для отдельных секторов индустрии гостеприимства, в том числе для конгрессно-выставочной деятельности. Они позволили возобновить работу профильных организаций, в том числе провести Петербургский международный экономический форум в гибридном формате. Однако сегмент деловых мероприятий не восстановился — и не мог восстановиться — в полном объеме.
Сократилось количество международных участников, многие мероприятия переносятся. И это касается в том числе крупных мероприятий, таких как Культурный форум, было решено отложить его до восстановления международных перемещений.

В этом году количество мероприятий сократилось более чем в 2 раза по сравнению с 2019 годом. Но главное, что они проходят. Организаторы научились гибридному формату, противоэпидемические меры стали частью делового этикета. Показательно, что по количеству организаций — участников выставок снижение не столь велико, порядка 25%. И чтобы сохранить потенциал этого сектора, губернатор Александр Беглов поручил нам распространить меры поддержки на сектор конгрессно-выставочного и делового туризма.

Наименее радужная ситуация сложилась в таком секторе делового туризма, как командировки. Компании научились проводить деловые встречи онлайн и стремятся как можно меньше отправлять сотрудников в поездки. Это важно, поскольку командировки давали загрузку инфраструктуры в межсезонье, особенно осенью, когда заканчивается традиционный сезон массовых летних отпусков.
Новые проекты
— Говоря об инфраструктуре — насколько удалось ее сохранить? Были ли случаи консервации гостиниц, подготовки к продаже?
— До консервации, к счастью, не дошло. Пандемия ставит перед нами задачу: сохранить обороты, инфраструктуру, кадры, которые к ней привязаны, и, как итог, сохранить высокий уровень гостеприимства. Во многом это стало возможно благодаря стандартам эпидемиологической безопасности. Петербург стал первым городом в России, который присоединился к международной программе по обеспечению безопасного туризма — Safe Travels («Безопасные путешествия»). У нас 1200 гостиниц всех категорий в федеральном реестре и более 700 туроператоров, и практически все они раскрывают информацию о принимаемых мерах эпидемиологической безопасности.

В результате количество гостиниц не уменьшилось, количество туроператоров в федеральном реестре уменьшилось на 30 компаний. То есть инфраструктура в полном объеме приспособилась к тому обороту, который есть сейчас. Небольшие отели в прошлом году приостанавливали свою работу, но в этом восстановили в том или ином формате. Ни одна крупная гостиница не прекратила свою деятельность.

Безусловно, происходят рыночные процессы — кто-то продает, кто-то покупает.
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
— То есть в гостиничную сферу сейчас идут инвестиции?
— Да, и в гостиничную, и в смежные сферы гостеприимства. Это происходит в том числе благодаря тому, что летом прошлого года нам удалось достаточно быстро провести рестарт отрасли. Мы приняли стандарты эпидемиологической безопасности, в августе вошли в федеральную программу туристического кешбэка. По поручению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова разработали комплексные меры поддержки, в рамках которых, в частности, отменили все возможные региональные налоги для всех предприятий индустрии гостеприимства. Поддержкой смогли воспользоваться порядка 3 тыс. компаний, общий объем поддержки в 2020–2021 годах оценивается в 4 млрд рублей.

Как только меры поддержки вступили в силу, мы получили много обращений от предпринимателей из других регионов России. Инвестиционный рейтинг города в части индустрии гостеприимства серьезно поднялся. Не из-за налоговых льгот как таковых — предприниматели, которые сейчас начинают проекты, понимают, что ими уже не воспользуются. В нашу пользу сработал сам факт такой быстрой реакции, максимальной поддержки индустрии гостеприимства.

Сейчас Ростуризм запустил новый механизм поддержки развития инфраструктуры — компенсация банкам процентной ставки по кредитам для строительства объектов туриндустрии, и банки подали уже более 10 заявок по новым инвестпроектам, связанным со строительством и реконструкцией гостиниц в Санкт-Петербурге.

Проекты, начатые до пандемии, также реализуются. В прошлом году открылось пять гостиниц — собственники приняли решение не откладывать запуск. В этом году также открылось пять объектов размещения, в том числе три больших высококлассных отеля.
— Как отразился на туриндустрии запрет на организацию хостелов в жилых домах?
— Я всегда выступал против этого законопроекта. Я считаю, что он ухудшил жизнь индустрии гостеприимства, а свои задачи при этом не решил. Хостелы просто перешли в категорию сдачи краткосрочного жилья в аренду и выпали из поля федерального реестра классифицированных средств размещения. Поэтому в Ростуризме, Государственной думе работают над изменением этого законодательства. Сейчас рассматривается законопроект о туристском жилье, и мы входим в число как инициаторов его разработки, так и активных участников его обсуждения.
«Сейчас рассматривается законопроект о туристском жилье, и мы входим в число как инициаторов его разработки, так и активных участников его обсуждения»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Ключевые инструменты
— Как вы оцениваете первые итоги программы «Новая культурная и туристская география»?
— Очень позитивно. Это не то, что мы искусственно придумали, — это ожидания наших гостей. Популярность этих предложений растет, растет посещаемость новых точек туристского интереса, авторских экскурсий. Пока среди российских туристов, но зарубежные эксперты отрасли говорят, что и у иностранных туристов после пандемии будет востребован образ Петербурга как классического и одновременно современного города, в котором всегда есть что-то новое.

Можно отметить, что региональные туристы проявляют интерес и посещают как широко известные локации, так и относительно новые точки притяжения для туристов. Наиболее высокую узнаваемость среди объектов «Новой культурной и туристской географии» у туристов приобрели такие локации, как Кронштадт — «Остров Фортов», новые общественные пространства города.
— Насколько эффективна программа «Два города — миллион впечатлений» по совместному продвижению Петербурга и Москвы?
— Это успешный пример коллаборации. Петербург и Москва как крупные мегаполисы столкнулись с большим вызовом в период пандемии — многим людям сегодня кажутся безопасными менее многолюдные направления. Мы поняли, что нам выгодно объединить маркетинговые, информационные ресурсы. И не только на российском рынке, но и на международном — уже сейчас, чтобы в дальнейшем оставаться востребованными. И это приносит результаты: совокупный турпоток вырос не менее чем на 10–15%.
«Мы поняли, что нам выгодно объединить маркетинговые, информационные ресурсы. И не только на российском рынке, но и на международном — уже сейчас, чтобы в дальнейшем оставаться востребованными. И это приносит результаты: совокупный турпоток вырос не менее чем на 10–15%»
— Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
— Как продвигается работа по созданию единого календаря событий? По каким принципам она ведется?
— Это наш главный инструмент в части событийного туризма. События, праздники, фестивали — одна из главных визиток Петербурга. Календарь составляется на год. Ключевые события закладываются уже сейчас, это 20 топовых событий, далее календарь будет обновляться в режиме онлайн при появлении новых мероприятий.

Он объединяет события разных категорий для людей с разными интересами — деловые, спортивные, культурные. Это единый ресурс, который продвигается всеми возможными инструментами, в том числе на официальном туристском портале VisitPetersburg.

В рамках программы «Два города — миллион впечатлений» мы состыковали наши события с московскими. В этот уик-энд приезжайте в Москву, в следующий — в Петербург, а летом — и туда и туда. Мы также синхронизировались с Ленинградской областью — взаимно продвигаем события и стараемся разводить их по датам. Это важная работа, которая, в частности, помогает привлекать туристов в «низкий» сезон.
— Один из ключевых трендов сегодня — увеличение доли индивидуальных туристов. Как реагирует на это туристская отрасль Санкт-Петербурга?
— В пандемию тяжелее всего пришлось туристическим компаниям. В том числе потому, что из-за нее сократился организованный туризм. Многие люди стараются путешествовать рассредоточено, выбирают свои индивидуальные программы. Особенно пострадали лучшие турфирмы города, которые занимались приемом иностранных гостей: они приостановили свою деятельность, хотя и готовы возобновить работу в любой момент.

Правительство Санкт-Петербурга со своей стороны поддержало предприятия отрасли. Только один пример — за 2020-й и девять месяцев 2021 года выдано 88 льготных займов на сумму 275 млн рублей с возможностью погашения их за счет бюджета, что позволило сохранить более 2000 рабочих мест.

Некоторые туристические компании перестраиваются, в том числе на работу с индивидуальными туристами, предлагают кастомизированные маршруты, авторские экскурсии. Пока это не больше 10–15% их клиентов, но это тоже ресурс для увеличения организованного турпотока. Потому что кто-то предпочитает планировать поездку самостоятельно, а кто-то хочет, чтобы ему все было подано «на тарелочке».
председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
— Что ждет туротрасль в 2022 году?
— Какие-либо прогнозы сейчас давать сложно. Со своей стороны, мы продлили действие мер поддержки для предприятий отрасли. В 2022 году компании получат 50% льготу по налогу на имущество, транспортному и земельному налогу. Действие налоговых льгот будет расширено на компании, занятые в конгрессно-выставочной индустрии. По нашей оценке, общий объем мер поддержки составит дополнительно порядка 1 млрд рублей. Это позволит сохранить туристскую инфраструктуру Санкт-Петербурга и качество оказываемых гостям услуг. Город останется по-прежнему гостеприимным и по-новому привлекательным для всех категорий гостей.