специальный проект
Петербург как столица делового туризма 2022
специальный проект
Петербург как столица делового туризма 2022
По версии Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), Петербург с 2020 года удерживает первенство в России в сфере делового туризма. В рейтинге оценивается результативность с учетом деловых мероприятий всех возможных форматов: онлайн, офлайн и гибридные.

Для города это серьезное достижение, поскольку конгрессно-выставочная деятельность обеспечивает дополнительное развитие экономики. «Деловые туристы приводят за собой бизнес-партнеров и инвесторов. Более того, по данным Международной ассоциации конгрессов и конференций, деловой турист во время поездок и командировок в среднем тратит в три-четыре раза больше средств, чем обычный турист. С этой точки зрения деловой туризм можно рассматривать как один из двигателей для развития экономики города», — говорит председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
TravelHub
Деловой сезон открыт

Петербург последние два года удерживает лидерство в сфере делового туризма. Только ПМЭФ-2022 принес городу, по предварительным подсчетам, порядка 8 млрд руб. при затратах в 1 млрд. Но одним экономическим форумом деловая повестка в городе не исчерпывается. Ключевые бизнес-мероприятия этого лета и перспективы развития делового туризма в Северной столице — в материале РБК Петербург.

Этот тезис подтвердили итоги Петербургского международного экономического форума 2022 года, который традиционно стал ключевым деловым событием года и, по предварительным подсчетам, окупился минимум в восемь раз. Деловая программа охватывала широкий спектр вопросов глобальной и российской экономики, повсеместной цифровизации, экологической повестки и развития технологий с учетом меняющейся карты международных отношений.

Кроме того, конгрессно-выставочная сфера — значимый работодатель с высоким мультипликативным эффектом. В Петербурге непосредственно в отрасли работает примерно 100 тыс. человек, а в смежных, так или иначе связанных с ней доходами, отраслях — порядка 400 тыс. человек.
«Нет другой такой сферы, которая обеспечивала бы такой же кумулятивный эффект с точки зрения вложения денег, создания рабочих мест и социально-экономического влияния», — подчеркивает президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.
Материалы по теме:
В среднем, по данным ICCA, участники различных конгрессов тратят по $736 в день — это в 3 раза больше, чем обычные туристы.
Бизнес-лидер
Несколько крупных конгрессов в этом году были перенесены или отложены из-за международной ситуации. Это общая для отрасли ситуация. Согласно результатам опроса, проведенного в конце марта 2022 года Выставочным научно-исследовательским центром (ВНИЦ R&C) среди участников событийной отрасли, по состоянию на конец первого квартала 2022 года 80% организаторов столкнулись с отменой или угрозой отмены мероприятий. Фактически уже отменено 22% из запланированных организаторами событий. Большинство компаний прогнозируют сокращение выручки в 2022 году как относительно 2019 года (90% респондентов), так и относительно 2021 года (68% респондентов).
В этих условиях необходимо искать принципиально новые подходы к тематике мероприятий и составу участников, полагают в Комитете по развитию туризма. «Во-первых, необходимо расширять географию участников. Сейчас мы активно ведем переговоры с представителями стран БРИКС, Ближнего Востока и Азиатского региона, заинтересованными в сотрудничестве с российскими партнерами. Ключевыми рынками могут стать Индия и Китай, где пандемия вызвала большой отложенный спрос на участие в международных выставках», — обозначил первую задачу Сергей Корнеев. Вторая задача, по его словам, привлечение как можно большего количества российских участников. Прежде всего, за счет обращения к теме импортозамещения и налаживания новых деловых связей.

Экономический эффект от состоявшихся и отмененных конгрессов можно косвенно оценить по тратам компаний на командировки. По данным эксперта в сфере делового туризма Юлии Липатовой, в мае спрос на отели Санкт-Петербурга у представителей бизнеса сохранился на уровне 2021 года, хотя и не дотянул до допандемийных показателей 2019 года на 23%. «Падение спроса на размещение деловых путешественников в Северной столице по сравнению с апрелем 2022 года составило 21%. Число авиабилетов в Санкт-Петербург в мае 2022-го сохранилось на уровне 2021 года и сократилось по сравнению с 2019 годом на треть», — сообщила эксперт.
Расширение географии
Тем не менее, по оценке Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в Петербурге конгрессно-выставочная деятельность восстанавливается после пандемии быстрее, чем в других регионах страны.

Способствуют этому в том числе и меры поддержки сферы туризма. «В 2022 году на компании конгрессно-выставочной деятельности был распространен весь спектр льгот, установленный для туристской отрасли Петербурга. А это, в частности, отмена налога на имущество и земельного налога на текущий год, снижение ставки при использовании упрощенной системы налогообложения, субсидии для НКО на организацию конгрессно-выставочных мероприятий», — перечисляет Сергей Корнеев.
При этом потенциал развития отрасли еще очень велик. «В среднем в городе проходит 600–800 конгрессно-выставочных мероприятий в год. Нужно, чтобы проходило порядка 4–5 тыс., как в Лондоне и Париже. Инструменты понятны: нам нужен календарь ключевых событий и нужен ко-маркетинг, когда все заинтересованные стороны объединят усилия», — полагает Сергей Воронков.

Один из инструментов продвижения Петербурга как города конгрессов — программа амбассадоров. По словам Сергея Корнеева, Петербург в 2018 году стал первым российским городом, запустившим такую программу для привлечения деловых мероприятий. Амбассадоры — это ведущие представители профессиональных сообществ, имеющие влияние в своей отрасли и способствующие привлечению в Петербург международных мероприятий для продвижения культурного, научного, инвестиционного и туристского потенциала города. С момента запуска программы было привлечено 17 ротируемых конгрессно-выставочных мероприятий, семь из которых в Северной столице уже состоялись.

«Петербург по праву считается одним из ведущих деловых и туристских центров. Сегодня мы получили новый серьезный вызов, однако город имеет достаточно инструментов, чтобы достойно этот вызов встретить», — уверен Сергей Корнеев.
Сергей Корнеев
При поддержке
Светлана Левинская
Восстановление и развитие
Одним ПМЭФ летняя программа делового туризма в Петербурге не ограничивается. РБК Петербург подготовил топ-7 деловых событий этого лета:
Деловая повестка
дата
место проведения
21 — 22 июня
Design District DAA
Мероприятие объединит поставщиков и закупщиков на рынке ретейла.
1
дата
место проведения
22 июня
онлайн
Конференция организована Комитетом по развитию туризма Петербурга совместно с Санкт-Петербургским агентством медицинского туризма. Ее основная цель — обмен опытом в области медицинского туризма и экспорта медицинских услуг.
2
дата
место проведения
23 — 24 июня
онлайн
Форум, организованный РИВЦ-Пулково, посвящен современным ИТ-решениям в деятельности аэропортов и авиакомпаний.
3
дата
место проведения
29 июня — 1 июля
КВЦ «Экспофорум»
Ежегодный форум, объединяющий представителей юридического сообщества. В этом году большой блок вопросов будет посвящен международному праву и нюансам, связанным с санкциями.
4
дата
место проведения
11 — 14 июля
Сorinthia Hotel St Petersburg
Это ротируемое мероприятие впервые проходит в России и объединяет два ключевых события: 22-й конгресс Международного ринологического общества (IRS) и 40-й конгресс Международного общества по воспалительным и аллергическим заболеваниям носа (ISIAN).
5
дата
место проведения
28 июля
КВЦ «Экспофорум»
Более 100 производителей электротехники, промышленного оборудования, систем безопасности представят свои новинки и обсудят ключевые тренды отрасли.
6
дата
место проведения
31 августа — 3 сентября
КВЦ «Экспофорум»
Участники деловой программы обсудят различные аспекты агропищевой индустрии. На выставке встретятся компании всех звеньев цепочки — от сырьевой базы производства до реализации и сбыта готовой продукции.
7
Светлана Левинская
председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
Neva Buyers Week
президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков
вернуться на главную
специальный проект
Деловой сезон открыт
Петербург последние два года удерживает лидерство в сфере делового туризма. Только ПМЭФ-2022 принес городу, по предварительным подсчетам, порядка 8 млрд руб. при затратах в 1 млрд. Но одним экономическим форумом деловая повестка в городе не исчерпывается. Ключевые бизнес-мероприятия этого лета и перспективы развития делового туризма в Северной столице — в материале РБК Петербург.
TravelHub><meta itemprop=
Бизнес-лидер
По версии Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), Петербург с 2020 года удерживает первенство в России в сфере делового туризма. В рейтинге оценивается результативность с учетом деловых мероприятий всех возможных форматов: онлайн, офлайн и гибридные.

Для города это серьезное достижение, поскольку конгрессно-выставочная деятельность обеспечивает дополнительное развитие экономики. «Деловые туристы приводят за собой бизнес-партнеров и инвесторов. Более того, по данным Международной ассоциации конгрессов и конференций, деловой турист во время поездок и командировок в среднем тратит в три-четыре раза больше средств, чем обычный турист. С этой точки зрения деловой туризм можно рассматривать как один из двигателей для развития экономики города», — говорит председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
В среднем, по данным ICCA, участники различных конгрессов тратят по $736 в день — это в 3 раза больше, чем обычные туристы.
Этот тезис подтвердили итоги Петербургского международного экономического форума 2022 года, который традиционно стал ключевым деловым событием года и, по предварительным подсчетам, окупился минимум в восемь раз. Деловая программа охватывала широкий спектр вопросов глобальной и российской экономики, повсеместной цифровизации, экологической повестки и развития технологий с учетом меняющейся карты международных отношений.

Кроме того, конгрессно-выставочная сфера — значимый работодатель с высоким мультипликативным эффектом. В Петербурге непосредственно в отрасли работает примерно 100 тыс. человек, а в смежных, так или иначе связанных с ней доходами, отраслях — порядка 400 тыс. человек.
Сергей Корнеев><meta itemprop=
президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков
«Нет другой такой сферы, которая обеспечивала бы такой же кумулятивный эффект с точки зрения вложения денег, создания рабочих мест и социально-экономического влияния», — подчеркивает президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.
Деловая повестка
Одним ПМЭФ летняя программа делового туризма в Петербурге не ограничивается. РБК Петербург подготовил топ-7 деловых событий этого лета:
Neva buyers week
Всероссийская онлайн-конференция «Медицинский туризм. Перезагрузка»
Международный авиационный инновационный форум
Петербургский международный юридический форум
Всемирный ринологический конгресс
Форум электротехники и инженерных систем
Агрорусь
Расширение географии
Несколько крупных конгрессов в этом году были перенесены или отложены из-за международной ситуации. Это общая для отрасли ситуация. Согласно результатам опроса, проведенного в конце марта 2022 года Выставочным научно-исследовательским центром (ВНИЦ R&C) среди участников событийной отрасли, по состоянию на конец первого квартала 2022 года 80% организаторов столкнулись с отменой или угрозой отмены мероприятий. Фактически уже отменено 22% из запланированных организаторами событий. Большинство компаний прогнозируют сокращение выручки в 2022 году как относительно 2019 года (90% респондентов), так и относительно 2021 года (68% респондентов).
Светлана Левинская><meta itemprop=
Neva Buyers Week
В этих условиях необходимо искать принципиально новые подходы к тематике мероприятий и составу участников, полагают в Комитете по развитию туризма. «Во-первых, необходимо расширять географию участников. Сейчас мы активно ведем переговоры с представителями стран БРИКС, Ближнего Востока и Азиатского региона, заинтересованными в сотрудничестве с российскими партнерами. Ключевыми рынками могут стать Индия и Китай, где пандемия вызвала большой отложенный спрос на участие в международных выставках», — обозначил первую задачу Сергей Корнеев. Вторая задача, по его словам, привлечение как можно большего количества российских участников. Прежде всего, за счет обращения к теме импортозамещения и налаживания новых деловых связей.

Экономический эффект от состоявшихся и отмененных конгрессов можно косвенно оценить по тратам компаний на командировки. По данным эксперта в сфере делового туризма Юлии Липатовой, в мае спрос на отели Санкт-Петербурга у представителей бизнеса сохранился на уровне 2021 года, хотя и не дотянул до допандемийных показателей 2019 года на 23%. «Падение спроса на размещение деловых путешественников в Северной столице по сравнению с апрелем 2022 года составило 21%. Число авиабилетов в Санкт-Петербург в мае 2022-го сохранилось на уровне 2021 года и сократилось по сравнению с 2019 годом на треть», — сообщила эксперт.
Восстановление и развитие
Тем не менее, по оценке Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в Петербурге конгрессно-выставочная деятельность восстанавливается после пандемии быстрее, чем в других регионах страны.

Способствуют этому в том числе и меры поддержки сферы туризма. «В 2022 году на компании конгрессно-выставочной деятельности был распространен весь спектр льгот, установленный для туристской отрасли Петербурга. А это, в частности, отмена налога на имущество и земельного налога на текущий год, снижение ставки при использовании упрощенной системы налогообложения, субсидии для НКО на организацию конгрессно-выставочных мероприятий», — перечисляет Сергей Корнеев.
Светлана Левинская><meta itemprop=
председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев
При этом потенциал развития отрасли еще очень велик. «В среднем в городе проходит 600–800 конгрессно-выставочных мероприятий в год. Нужно, чтобы проходило порядка 4–5 тыс., как в Лондоне и Париже. Инструменты понятны: нам нужен календарь ключевых событий и нужен ко-маркетинг, когда все заинтересованные стороны объединят усилия», — полагает Сергей Воронков.

Один из инструментов продвижения Петербурга как города конгрессов — программа амбассадоров. По словам Сергея Корнеева, Петербург в 2018 году стал первым российским городом, запустившим такую программу для привлечения деловых мероприятий. Амбассадоры — это ведущие представители профессиональных сообществ, имеющие влияние в своей отрасли и способствующие привлечению в Петербург международных мероприятий для продвижения культурного, научного, инвестиционного и туристского потенциала города. С момента запуска программы было привлечено 17 ротируемых конгрессно-выставочных мероприятий, семь из которых в Северной столице уже состоялись.

«Петербург по праву считается одним из ведущих деловых и туристских центров. Сегодня мы получили новый серьезный вызов, однако город имеет достаточно инструментов, чтобы достойно этот вызов встретить», — уверен Сергей Корнеев.