Как и почему меняется отношение к квартирам-студиям

Все реже их рассматривают как неполноценное жилье, единственная причина существования которого — спрос со стороны людей, доходов которых не хватает на приобретение «нормальной» квартиры. Сегодня квартира-студия — это не столько доступная цена, сколько особый формат проживания, подходящий определенным типам покупателей, в том числе тем, кто может позволить себе дорогостоящее жилье.
В восприятии квартир-студий как класса недвижимости происходят существенные сдвиги.
Именно они формируют спрос на студии в проектах класса «бизнес» и «премиум». Подобный тренд сближает наш достаточно молодой рынок недвижимости с уже устоявшимися рынками более развитых стран.
Изначально квартиры-студии — явление не чисто российское, а заимствованное. Считается, что такой класс жилья появился на рынке США около 100 лет назад. Сегодня компактные квартиры студийного типа также широко представлены в странах Европы и Азии, особенно когда речь идет о жилых проектах разного класса в крупных городских агломерациях.
На отечественном рынке квартиры-студии появились примерно 20 лет назад, причем впервые они были предложены покупателям в Петербурге.
Это произошло как минимум по двум причинам. Во-первых, именно в Петербурге всегда был высок процент горожан, проживавших в коммунальных квартирах и потому готовых обосноваться в скромной по габаритам, но отдельной квартире, в которой свое личное пространство не придется ни с кем делить. Собственно, первые петербургские студии и продвигались под слоганом «квартира по цене комнаты». Во-вторых, петербуржцы как жители самого европейского российского мегаполиса более органично воспринимают форматы жилья, характерные для городов Старого Света.
В итоге появляется возможность получить более функциональное жилище за меньшие деньги. К слову, этот же подход распространяется и на многокомнатные варианты с так называемой «европланировкой»: за счет объединения кухни и гостиной двухкомнатная квартира получает функционал трехкомнатной, трехкомнатная — четырехкомнатной и так далее.
При этом популярность квартир студийного или «полустудийного» типа в Европе объясняется вполне прагматичными причинами. Планировка помещения, подразумевающая отсутствие коридоров, межкомнатных перегородок и закрытых дверей увеличивает полезную площадь, визуально увеличивает пространство, делает его использование максимально рациональным и упрощает обустройство.
Классическая квартира-студия представляет собой помещение, объединяющее кухню, гостиную и спальню. Перегородки практически отсутствуют, единственное изолированное помещение в большинстве случаев — санузел (объединяет туалет и ванную комнату).
Комфортными для проживания считаются студии правильной формы, общая площадь которых стартует с 20−25 кв. м, а площадь собственно комнаты — не меньше 13−15 кв. м.
Впрочем, в современных проектах, особенно если речь идет о классе «бизнес» или «премиум», девелоперы уделяют внимание не только размеру, но и функциональности студий. Например, предусматривают ниши под размещение кухонной зоны или специально закладывают наличие двух окон, что обеспечивает больше возможностей для зонирования пространства.
Высокие потолки, характерные для проектов высоко ценового сегмента, позволяют, в свою очередь, организовать в студиях бизнес-класса антресольные надстройки, на которых можно разместить спальное место или небольшой кабинет.
Ключевая целевая аудитория такого типа жилья — одинокие люди разного возраста и пары без детей. При этом мотивы покупателей студий бизнес-и премиум-класса существенно отличаются от мотивов покупателей жилья в проектах массового спроса.
Особенности квартир-студий — компактность и открытая планировка — четко очерчивают круг потенциальных покупателей.
Определяющим критерием выбора жилья становится не цена, а совокупность качественных характеристик: локации, видов из окон, однородности социального окружения, функционального наполнения жилого комплекса, использование современных технологических и инженерных решений.
До окончания вуза жил в одной квартире с родителями, затем три года снимал жилье за 25 тыс. рублей в месяц. Предпочитает быть полностью независимым, в том числе от арендодателя, поэтому планирует приобрести собственную недвижимость.
Михаил зарабатывает около 180 тыс. рублей в месяц, много путешествует, занимается спортом, интересуется инвестициями. За последнее время скопил около 2 млн рублей, собирается взять ипотеку еще на 2 млн рублей и купить студию в проекте бизнес-класса. Ежемесячные выплаты по кредиту с субсидируемой ставкой будут составлять около 17 тыс. рублей в месяц.
Михаил, 25 лет,
сотрудник IT-компании
То есть приоритеты покупателей студий бизнес-класса совпадают с приоритетами покупателей более габаритных квартир в подобных проектах. Задача же девелопера — гармонизировать удовлетворение нужд различных групп потребителей: и владельцам студий, и обладателям многокомнатных квартир должно быть комфортно под одной крышей.
Считается при этом, что студии прежде всего приобретают молодые люди, для которых подобный формат жилья может стать долгосрочным способом решения жилищной проблемы.
Многие из таких молодых людей неплохо зарабатывают (особенно если речь идет о высокотехнологичных отраслях), ценят комфорт, однородное социальное окружение, хорошую развитую инфраструктуру, транспортную доступность и близость к ключевым городским точкам притяжения одновременно, а потому выбирают студии бизнес-класса.
Как и в Европе, многие современные молодые россияне не хотят задерживаться в родительском доме, но одновременно не спешат создавать собственные семьи, предпочитая сосредоточиться на саморазвитии и построении карьеры, а если даже и образуют пары, то не торопятся с рождением детей, желая подольше «пожить для себя».
Студиями в премиум-классе интересуются также предприниматели, люди творческих профессий и даже требовательные к качеству жизни пенсионеры.
Видя спрос, девелоперы предлагают определенный набор квартир в домах высокой ценовой категории. Одним из пионеров в этом направлении стала «Группа ЛСР», предложившая студии бизнес-класса в своем проекте «Цивилизация на Неве».
Как говорит застройщик, такой шаг стал логичным ответом на тенденцию к уменьшению количества квадратных метров в пользу локации, видовых характеристик и единого социального окружения в запросе современного потребителя.
А как объясняют свой интерес к студиям бизнес- и премиум-класса потенциальные покупатели? Мы спросили некоторых из них, и вот что у нас получилось*
Несколько лет назад похоронила мужа и осталась одна в большой трехкомнатной квартире в дорогой петербургской локации. Любит готовить, но теперь — не для кого. Собирается продать свою недвижимость и переехать в жилой комплекс, в котором купил квартиру ее вполне состоявшийся взрослый сын. В новой квартире он будет жить вместе с женой и двумя детьми.
Валентина, 69 лет,
пенсионерка
Учится в одном из вузов Петербурга, в который поступила после окончания с золотой медалью школы в одном из российских регионов, богатых нефтью и газом. Полностью посвящает себя учебе, собственных источников дохода не имеет, в настоящее время живет в общежитии. Любит кошек, но пока не может себе позволить обзавестись питомцем. Квартиру-студию бизнес-класса, которая станет первым жильем Олеси к моменту окончания вуза, готовы купить ее родители.
Олеся, 19 лет,
студентка
Сергей овдовел 4 года назад, у него взрослый сын, который собирается в скором времени обзавестись семьей. Сергей ведет здоровый образ жизни, увлекается философией. Большую часть времени проводит в командировках по регионам России, но в промежутках между ними неизменно возвращается в Петербург. Сергей хочет передать свою квартиру сыну и его будущей семье, а для себя — купить компактную студию.
Сергей, 48 лет,
практикующий консультант
Владеют небольшим бизнесом, в котором успешные периоды чередуются с провальными. Большую часть заработанного вкладывают в дело. Живут в загородном доме, который полностью обустроили сами и в котором собираются растить будущих детей. Хотят купить второе жилье в городе, чтобы иметь «запасной аэродром» на всякий непредвиденный случай, а также обеспечить себе петербургскую регистрацию.
Антон и Вероника, 29 и 27 лет,
предприниматели
Олег родом с Урала, сейчас живет в Москве, но часто и подолгу бывает в Петербурге по рабочим вопросам. Ему нравится приезжать в город, но не очень нравится жить в гостинице или снимать квартиру. Олег способен приобрести собственное жилье, чтобы во время командировок чувствовать себя максимально комфортно.
Олег, 38 лет,
менеджер крупной корпорации
Квартиры-студии, в которых кухня, гостиная и спальня представляют собой единое многофункциональное пространство — далеко не новый формат жилья на российском рынке, но только сейчас он начинает избавляться от имиджа «неполноценного», завоевывая лояльного покупателя, в том числе в проектах сегмента премиум.
Квартиры-студии бизнес-класса часто приобретают одинокие молодые люди и семьи без детей; для них данный формат — хорошая возможность обзавестись собственным жильем в престижном месте. Такие покупатели обычно отличаются активной жизненной позицией, успешно строят карьеру, и при этом, как правило, проводят мало времени дома.
Также такой формат жилья пользуется неплохим спросом и у людей пенсионного возраста, так как небольшая площадь студий позволяет им сэкономить на коммунальных платежах и упрощает уход за квартирой.
Спрос на студии класса «бизнес» и «премиум» предъявляют также предприниматели, проживающие в основном за городом, проводящие много времени в командировках топ-менеджеры, приезжие бизнесмены и творческие деятели.
Все вместе они гармонично вписываются в сообщество жильцов новых ЖК высокой ценовой категории, наряду с покупателями более габаритных квартир.
Застройщик ООО «ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад». С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте
Михаил не намерен в ближайшее время обзаводиться семьей и потому считает оптимальным соотношение «цена/функционал» в случае покупки квартиры-студии. Дома он практически только ночует, предпочитает питаться в кафе и ресторанах, либо заказывает готовую еду. «Мне отдельная кухня не нужна», — настойчиво повторяет Михаил. Он хочет купить недвижимость рядом с районом, в котором вырос и в котором продолжают жить его родители. Большое внимание уделяет качественным характеристикам проекта, в частности, многоуровневой системе доступа в жилой комплекс, поэтому свой выбор остановил именно на студии бизнес-класса.
Валентина не справляется с обслуживанием своей большой квартиры и собирается приобрести студию, чтобы минимизировать площадь уборки, а также сократить коммунальные платежи. При этом Валентина твердо решила жить рядом с семьей сына, чтобы меньше чувствовать одиночество, а также активно помогать в воспитании двух внучек. Она привыкла к довольно высокому уровню жизни, и выбранный сыном жилой комплекс премиум-класса ей нравится.

Одновременно Валентина хотела бы минимизировать цену покупки, так как разницу между стоимостью трехкомнатной квартиры и новой студии, которая составляет более 10 млн рублей, собирается направить на текущее потребление. Сейчас пенсии в размере 18 тыс. рублей в месяц и других поступлений не хватает на то, чтобы сохранять образ жизни, который она вела вместе с мужем (последний не прекращал работать и неплохо зарабатывать до самой смерти), а от помощи сына Валентина отказывается. Зато согласна на то, чтобы сын позаботится о сохранении и приумножении оставшегося после продажи большой квартиры капитала.
Бюджет покупки родители Олеси ограничили суммой 4 млн рублей, при этом выбирали жилой комплекс, который соответствует их представлениям о комфортном и престижном жилье. Одна из важнейших характеристик, на которой сошлись и родители Олеси, и она сама — ликвидность квартиры. Олеся не знает, как и где сложится ее карьера и личная жизнь, поэтому сформулировала свой запрос следующим образом: «Что-то очень компактное и необременительное, но качественное, престижное и свое».
Сергей считает студию оптимальным вариантом для одинокого мужчины — разумная цена плюс минимальные коммунальные платежи. Обзаводиться новой семьей Сергей не планирует, поэтому выбирает место, в котором ему будет комфортно жить не только во время возвращений в Петербург между рабочими поездками в ближайшие годы, но и после того, как он прекратит активно работать. Поэтому свой выбор остановил на студии в ЖК бизнес-класса.
Антон и Вероника считают студию оптимальным вариантом с точки зрения бюджета покупки. Кроме того, по их мнению, такой тип жилья просто обустроить и недорого содержать. При этом важное значение имеет статус жилого комплекса, однородность социального окружения, а также удобство транспортного сообщения с загородным домом. Поэтому после тщательного анализа доступных объектов свой выбор Антон и Вероника остановили на студии в доме бизнес-класса.
Олегу нужна альтернатива гостиничному номеру – минимальное по площади, но максимально комфортное по характеристикам жилье, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению. Требования к качеству проживания у Олега довольно высокие, поэтому варианты в ЖК массового спроса он не рассматривал. Олег также верит в потенциал роста стоимости петербургской недвижимости и воспринимает приобретение студии премиального уровня как многообещающую инвестицию.