Эдуард Тиктинский: «Если вы понимаете, какую боль вы будете лечить, то пробуйте»
PUBLIC TALK
ПРЕЗИДЕНТ ГРУППЫ RBI (ВХОДЯТ КОМПАНИИ RBI И СЕВЕРНЫЙ ГОРОД) - О РЕШЕНИИ ВЕСТИ БИЗНЕС В КРИЗИС, СТРАТЕГИИ СОБСТВЕННОЙ КОМПАНИИ И БУДУЩЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА.
Эдуард Тиктинский — о решении вести бизнес в кризис, стратегии собственной компании и будущем строительного рынка.
PUBLIC TALK
ПРЕЗИДЕНТ ГРУППЫ RBI – О РЕШЕНИИ ВЕСТИ БИЗНЕС В КРИЗИС, СТРАТЕГИИ СОБСТВЕННОЙ КОМПАНИИ И БУДУЩЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА.
Часть I. Идеальный шторм
ВОПРОС:
Это не первый кризис на вашей памяти, чем он отличается от предыдущих?
ОТВЕТ:
Каждый кризис индивидуален. Для строительного рынка серьезным кризисом был 2008 год, потому что в 1998 году с девальвацией рубля маржа девелоперов только подросла. В 2008 году продажи как отрубило: проходили только 2-3 сделки в месяц. Для нас это был шок, пришлось сокращать персонал, мы взвешивали необходимость заморозки строек. В значительной мере стройки тогда финансировали дольщики, плюс частично у RBI стройки были обеспечены кредитами. Ситуация была более тревожная, чем сейчас.

Сегодня мы попали в идеальный шторм. Во-первых, цена на нефть очень низкая, ее объемы упали. Вероятно, страна сможет продавать значительно меньше нефти, чем раньше и по низкой цене. Валютная выручка упала. Во-вторых, сложилась тяжелая эпидемиологическая ситуация с закрытием огромного числа предприятий, падением выручки у многих до нуля. Оказалось, что у большинства предприятий нет запаса прочности. Хотя прошло всего полтора месяца, по ощущениям – полгода: большинство предприятий заявляют о том, что они не в состоянии поддерживать текущие затраты – зарплаты, аренды.
ВОПРОС:
Что происходит в строительной отрасли?
ОТВЕТ:
С одной стороны, девелопмент в моменте не так сильно пострадал, как ряд других отраслей, но продажи по рынку в среднем упали на 50%. Мы, наша компания, стоим на двух столпах: сильный кэш-флоу и сильная корпоративная культура. Очень важно, что каждый человек вкладывает в успешность функционирования компании, поскольку на удаленном доступе контроль затруднен. Мы считаем, что корпоративная культура, которую построила группа, в этой непростой ситуации приносит свои плоды.
Президент Группы RBI Эдуард Тиктинский — о поддержке сотрудников
Часть II. Повышение эффективности
ВОПРОС:
Как кризис изменил работу вашей компании, ваших партнеров?
ОТВЕТ:
Он во многом помог. Я вижу, что очень быстро стали приниматься решения внутри компании. У нас давно построен электронный документооборот, но подрядчикам что-то мешало перейти на электронную цифровую подпись. Сейчас сделали это за два дня. Оповестили, что все объемы закрываем только через электронную цифровую подпись, и все справились, все перешли. Очень много вкладываем в повышение эффективности деятельности группы. Недавно послушали несколько лекций по кайдзену и выбрали партнера. Будем серьезно развивать культуру постоянного повышения эффективности. Программы, которые мы готовили, в кризис получили дополнительный импульс.
ВОПРОС:
А вам нравится работать на удаленке?
ОТВЕТ:
Не очень. Я люблю работать в офисе, общаться с людьми, и мне этого не хватает. При всех «зумах», огромном количестве конференций часть чувств оказалась выключена. Но надо признать, что одновременно ощутимо выросла эффективность работы компании. Например, мы поменяли модель совещаний: теперь каждый высказывается по очереди, у каждого лимит и это дало высокое качество переговоров. Большой объем новых навыков сохраним и после возвращения к привычному режиму. Часть сотрудников останется на удаленке.
ВОПРОС:
Насколько серьезно пришлось перестроить технологии для продолжения работы?
ОТВЕТ:
С точки зрения развития онлайн-технологий мы прошли огромный путь за полтора месяца. Я не очень продвинутый пользовать разных технологий. Невозможно делать онлайн то, что нужно делать офлайн. Это хардкор. Но сейчас Zoom - наше все. Мы проводим еженедельно онлайн-собрания на всю девелоперское ядро, на 300 человек. Рассказываем, как идут дела, что за прошедшую неделю случилось. И люди это очень ценят. Оказалось, что, когда наши сотрудники говорили, что есть проблемы с доступом к информации, причина была не в том, что она закрыта, а в том, что система неудобно устроена. Это удалось исправить. Мы находимся в намного более тесном контакте с людьми, они имеют более качественную информацию, чем было до удаленной работы. Изменилась и система управления проектами, появилось много инструментов, о которых мы месяц назад просто не знали.
Директор по продажам Группы RBI Дмитрий Фалкин — про дистанционные продажи
Часть III. Рыночный баланс
ВОПРОС:
Многие ли строительные компании будут сейчас убирать побочные бизнесы, непроверенные направления?
ОТВЕТ:
Я не буду говорить за коллег, но RBI не следует такой политике. Мы никого не сокращаем, напротив, мы утвердили систему долгосрочной мотивации. Символично, что для топ-менеджеров ее утвердили прямо в момент кризиса. Сейчас мы заканчиваем подготовку еще одной такой системы для проектных групп. У людей, которые занимаются экономикой и управлением стройкой, будет мотивация, связанная с оптимизацией себестоимости
ВОПРОС:
Почему вы думаете, что расширение бизнеса оправдано сейчас, что это не авантюра?
ОТВЕТ:
Мы исходим из того, что потребность людей в жилье – базовая и здесь ничего не поменяется. Может поменяться только продукт. Обеспеченность людей невысокая. Те проекты, которые мы покупаем сегодня, выйдут в стройку в среднем через два года. Поэтому мы ищем взаимовыгодные условия с собственниками земельных участков, возможности распределить риски. Если собственник земельного участка видит перед собой партнера, который 26 лет на рынке, у которого есть деньги, который платит авансы и предлагает зафиксироваться квадратными метрами, это становится хорошим предложением.
ВОПРОС:
В кризис будет дешеветь земля? Можно будет приобрести земельный банк выгоднее, чем раньше?
ОТВЕТ:
На рынке уже сейчас появляются участки, которых раньше не было, и собственники в целом сговорчивые. Им выгоднее иметь или деньги, или ликвидные квадратные метры вместо земельного участка. Я думаю, что владельцы земли очень избирательно сейчас подходят к выбору партнеров. Это справедливо, потому что сейчас многие хотят не максимальную цену, а надежного партнера, с которым можно пойти в длинную историю.
ВОПРОС:
Как ведут себя банки?
ОТВЕТ:
Банки сейчас значительно теснее связаны с девелоперами, потому что в текущих проектах они выступают держателями эскроу-счетов, но даже в старых объектах они обеспечивают проектное финансирование. По сути проектов без банков больше не осталось. Кроме того, они также являются операторами господдержки, дотаций по ипотекам. У нас прошли первые сделки по ипотеке с господдержкой, оживает наш загородный проект в Мистолово: объект сдан и цены там растут. В новые проекты банки пойдут очень избирательно, но наши постоянные партнеры— банк Санкт-Петербург, Сбербанк – заверили, что поддержат нас
ВОПРОС:
Банки как рыночные институты в кризисной ситуации должны задуматься, вкладывать ли деньги. Не будет ли это проблемой для отрасли?
ОТВЕТ:
С точки зрения баланса спроса и предложения ситуация, когда банки оценивают перспективы того или иного проекта, здоровая. Ведь, не дай Бог, на рынок вывалятся миллионы квадратных метров. Это точно закончится недостроем.

Я считаю, что меньшее число запусков — это правильно, потому что позволит удержать баланс на рынке. По первому кварталу мы видим, что запусков было очень мало, в сегменте бизнес-класса вышло всего 5 тыс. кв. м. Хотя в среднем за год выходит 200 тыс. кв. м. Также по комфорту и эконому вышло меньше в квартале, чем было продано. Сейчас залог успеха и стабильности отрасли в том, чтобы сбалансировалось предложение и спрос. Надо внимательно выверять запуск каждого нового проекта.

На днях мы выпустили на рынок новый проект бизнес-класса на 12-й Красноармейской. За первые два часа с момента старта - 60 броней! А ведь там очень высокий средний чек, цена квадратного метра – от 196 до 290 тысяч рублей. И на сегодня забронировано фактически 30% от всего объема предложения. Такой интерес говорит о том, что проект ждали, что он востребован – именно этого уровня и именно в этом месте.
Директор по маркетингу Группы RBI Михаил Гущин — о реакции рынка недвижимости на пандемию
ВОПРОС:
Как изменилась работа с субподрядчиками? Есть ли риск задержки платежей и сроков?
ОТВЕТ:
Задержек платежей не будет, для этого нет оснований у группы. Мы платим четко как часы и продолжим платить. Да, из-за закрытия границ Европы мы сталкиваемся с локальными проблемами, но, к счастью для нас, ничего срочного. Мы стараемся заказывать заранее все необходимое. Где-то мы смотрим, если ситуация совсем тяжелая, какие могут быть замены тех или иных решений. Это постоянная работа.

Что касается партнеров, то мы постоянно находимся в контакте с нашими ключевыми подрядчиками, стараемся понимать их самочувствие, помогать, управлять рисками. Разумеется, возможны разные ситуации, и никто не застрахован.
ВОПРОС:
Как вы строите прогнозы?
ОТВЕТ:
Недавно прикинули, как проживем год, если продажи остановятся, увидели, что нормально, и прекратили прогнозирование. Это неблагодарное занятие. Откуда мы знаем, насколько упадут продажи - на 50%, на 30%? Мы сосредоточены на том, чтобы дать своему клиенту максимальную ценность в каждый момент времени.

Очень важно, что мы в RBI верим в то, что мы в состоянии влиять на ситуацию. Компания способна справиться с вызовами. Мы ориентируем людей на то, что от их вклада зависит успех компании. Даже сейчас не проводим никаких сокращений, не лишаем зарплат, не меняем премиальную составляющую, более того, мы ищем людей, открываем новые вакансии.
Часть IV. Инвестиции в кризис
ВОПРОС:
Будете ли продолжать работу с проектами в исторических объектах?
ОТВЕТ:
Да. Предложений сейчас мало, большая часть элитного жилья сфокусирована на Петровском острове, а далеко не все клиенты поклонники этого места. Будем смотреть интересные локации. Работать в центре очень сложно и ответственно, это и не должно быть легко, но хотелось бы большей прозрачности. Когда ты выполняешь все законодательные требования, важно, чтобы была предсказуемость, уверенность, что ты не потеряешь деньги.
ВОПРОС:
Как себя ведут профессиональные инвесторы?
ОТВЕТ:
Сейчас сложно что-то говорить о ближайших полутора месяцах, люди присматриваются. Но недвижимость – это твердый инструмент, и я думаю, что люди, которые имеют средства и желание инвестировать, продолжат управлять своим портфелем, включая в него недвижимость. Если ты вкладываешь не на один год, то недвижимость обыгрывает инфляцию. В ближайшей перспективе не очень понятно, как заполнять апарт-отели. Но если мы верим, что мир в целом способен справиться с эпидемией, то мы рассчитываем, что люди продолжат ездить, восстановится внутренний туризм, внешний. Люди будут жить в апарт-отелях. С этой точки зрения арендный доход всегда будет.
Директор RBI PM Карина Шальнова — о действующих программах доходности для владельцев апартаментов
ВОПРОС:
В какие отрасли вы бы сейчас не стали вкладывать? Планируете ли покупку проектов других строительных компаний, оказавшихся в затруднительном положении?
ОТВЕТ:
Я не смотрю активы в других отраслях, потому что сейчас полностью сфокусирован на RBI: все, что я рассматриваю, находится внутри экосистемы группы. Бизнесы, которые появились, сконцентрированы вокруг RBI и повышают эффективность девелоперского бизнеса. Если есть подобные проекты, работающие на результативность, то мы готовы смотреть и включать их в экосистему группы.

Если рассуждать абстрактно, то я не стал бы входить в сложные активы, например, связанные с авиакомпаниями. Это всегда был крайне низкомаржинальный бизнес. Есть отрасли, которые подвергнутся сильной корректировке, например, туристические компании.

Что касается строительных компаний, я надеюсь, что коллеги справятся, и не будет необходимости покупок. Но если будут поступать предложения по земельным участкам, мы их с удовольствием рассмотрим.
ВОПРОС:
Стоит ли создавать бизнес сейчас? Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям?
ОТВЕТ:
Есть разные типы предпринимателей, есть люди, которые не могут не быть предпринимателями. Мой совет — мир меняется, меняются бизнес-модели, надо внимательно наблюдать за тем, что происходит, расширять кругозор, искать ниши, где есть возможность удовлетворить потребительский спрос. Они всегда есть. Но это задача для пытливого ума. Если вы сейчас принимаете решение, не начать ли инвестировать в проект нового ресторана, то это неочевидно. Если вы понимаете, какую ценность, какую боль вы будете лечить, то пробуйте. Человек должен хотеть быть предпринимателем, и жить идеей, которая может удовлетворить потребность людей.
Полная версия Public Talk (1 час 10 минут)
Использованные видеоматериалы взяты с youtube-канала Группы RBI
Studio Moskovsky - ООО "Курдонер". Проектная декларация на сайте

Жилой комплекс "Созидатели" - ООО Специализированный застройщик "Эмпора". Проектная декларация на сайте

Жилой комплекс EcoCity - ООО "Карелия Девелопмент". Проектная декларация на сайте