Промышленный туризм: стратегия Морской столицы

Заглянуть за кулисы крупных предприятий, пройтись по цехам и познакомиться с производственным процессом — все это возможности, которые дает промышленный туризм. По итогам 2022 года интерес к нему в стране вырос в 3 раза. В перечень регионов, которые активно развивают свои возможности в этой сфере, входит и Санкт-Петербург. О существующих и будущих проектах промышленного туризма города на Неве — в материале РБК Петербург.

Санкт-Петербург с 2022 года входит в список 30 пилотных регионов по развитию промышленного туризма в России. И городу на Неве — одному из крупнейших индустриальных центров России — есть что предложить в ответ на запросы туристов увидеть необычные места и получить новые знания.

Первоначально в проекте участвовали 10 предприятий. Среди них, например, Императорский фарфоровый завод, часовой завод «Ракета», «ОДК-Климов», «БСХ бытовые приборы» и завод TimeTrial. В феврале 2022 года в Смольном сообщили, что подключиться к этому направлению хотят еще более 20 компаний. Вариантов для тематических экскурсий стало больше.

Так, желающих побывать на настоящем производстве новогодних украшений ждут на фабрике «Ленигрушка», узнать все о трубопроводных вентилях можно на одном из старейших машиностроительных заводов России, а об истории развития энергетического машиностроения и Ленинградского металлического завода расскажет тематическая экскурсия крупнейшего производителя турбин.
И это лишь несколько примеров. Все варианты представлены на городском туристском информационном портале visit-petersburg.ru. Там же можно найти маршруты для самостоятельного изучения. Например, прогулку по историческим местам династии Нобелей в Петербурге или маршрут, связанный с историей всемирно известной ювелирной фирмы и ее основателем Карлом Фаберже.

Для предприятий города промышленный туризм стал одним из инструментов решения бизнес-задач по продвижению локальных брендов и повышению интереса среди инвесторов. Кроме того, подобные экскурсии играют важную роль в привлечении новых кадров. Поэтому по следам первопроходцев уже идут новые компании, готовые открыть свои двери для туристов.
Стать флагманом промышленного туризма для Санкт-Петербурга — задача вполне выполнимая. В Северной столице на сегодняшний день около 750 средних и крупных предприятий, которые могли бы принимать гостей.

Своим опытом в сфере промтуризма город обменивается в рамках акселератора «Открытая промышленность» Агентства стратегических инициатив (АСИ). В числе первых программу прошли завод «Ракета» и Императорский фарфоровый завод.
В апреле этого года состоялся новый выпуск предприятий — участников проекта. Уже третий по счету для Петербурга. В общей сложности за два года выпускниками акселератора стали 30 организаций из самых разных отраслей — пищевой, судостроительной, машиностроительной и многих других.
Петербург – город всесезонного туризма
Продвижение локальных брендов и привлечение инвесторов
Как развивать промтуризм
Петербургская стратегия
Общий охват промышленного туризма, по данным Смольного, составляет 50 тыс. человек в год. Среди предприятий — лидеров по востребованности экскурсий — производственные площадки, которые выпускают самую разную продукцию: от игрушек до турбин.
«Сегодня 33 туроператора Петербурга предлагают гостям и жителям нашего города более 80 экскурсий с посещением предприятий — выпускников акселератора».
Сергей Корнеев
глава Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга
Многие регионы, развивающие промышленные туристические маршруты, разрабатывают дорожные карты, встроенные в общие стратегии по развитию локального туризма. По итогам акселератора «Открытая промышленность» в апреле этого года лучшей признали стратегию Петербурга. Ключевой ее идеей стало создание судостроительного маршрута.

Реализовывать стратегию будут постепенно. На первом этапе создадут маршрут по предприятиям судостроительной отрасли. За 4 дня туристы смогут познакомиться с полным циклом производства: от зарождения идеи и чертежа до спуска на воду готового судна. В программу будут входить посещение музейно-исторического кластера «Остров фортов» в Кронштадте и водная экскурсия по Неве.
На втором этапе Санкт-Петербург во взаимодействии с АСИ создаст федеральный центр компетенций, где представителей судостроительной и туристической отраслей будут обучать проектировать новые маршруты и проводить экскурсии. Финальный шаг реализации стратегии — разработка межрегиональных маршрутов по судостроительным предприятиям, которые будут начинаться и заканчиваться в Северной столице.

В акселераторе «Открытая промышленность» уже прошли обучение четыре предприятия судостроения. В будущем стратегию Санкт-Петербурга масштабируют на всю территорию страны, подчеркивает глава городского Комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. По его оценке, она отвечает идеологии национальной программы «Открытая промышленность» и позволяет вывести развитие промышленного туризма в судостроительной отрасли на новый уровень.
фото: gov.spb.ru