партнерский проект

ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ

РБК Петербург совместно с компанией МегаФон помогает компаниям различных отраслей изучить развилки цифровизации и войти во взаимовыгодные альянсы
Евгений Плотников
ГК «РОСОХРАНА»
Алексей Яковлев
больница им. Боткина
Сергей Мителев
ГУП «Ленсвет»
Владимир Лебединский
«Росинжиниринг»
Андрей Кузьмин
«Аксель групп»
Юрий Матвеев
«ЛОЭСК»
Юлия Сябитова
«МегаФон»
Елена Полякова
«МегаФон»
Михаил Гаврилов
«Банк Санкт-Петербург»
Алексей Титов «МегаФон»
Если еще недавно бизнес ставил эксперименты и искал собственный путь цифровизации, то сейчас пришло время изучать опыт своих конкурентов и компаний других отраслей и объединяться в перспективные альянсы. Наиболее ценно партнерство с теми, чья экспертиза в сфере цифровизации выдержала проверку временем. Результативность такого подхода подтверждается конкретными примерами
СЧИТАТЬ НЕДОСТАТОЧНО
Чаще всего, рассказывая о перспективах цифровой трансформации, бизнесмены говорят о превращении в приложения всего и вся и повышении контроля над уже существующими процессами.
«Безусловно, все, что может перейти в софт, перейдет туда. Но цифровая экономика — это не только софтверизация того, что уже есть, но и контроль — отсюда и слово „экономика“ в термине, — уверен Евгений Плотников, первый заместитель генерального директора Группы компаний „РОСОХРАНА“. — Прежде всего мы должны научиться считать».

По его словам, пример этого процесса — реализуемый в рамках совместного с Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга проект, который направлен на обеспечение контроля доступа и организации питания в образовательных учреждениях города. Несмотря на то что некоторые сотрудники комбинатов питания сначала саботировали процесс (полагая, что их лишают определенной доли прибыли), через некоторое время ситуация изменилась. Сами комбинаты увидели, что затраты стали меньше, контроль — более эффективным.
Алексей Яковлев
главный врач Клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина
Сергей Мителев, директор ГУП «Ленсвет»
Евгений Плотников, первый заместитель генерального директора ГК «РОСОХРАНА»
МНЕНИЕ
Сергей Мителёв рассказывает о том, каковы перспективы межотраслевого сотрудничества в рамках цифровой трансформации
Алексей Яковлев, главный врач Клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина, также говорил о сокращении издержек: «Экономия в медицине возможна только при очень четком учете. Сейчас мы внедрили штрих-кодирование при проведении анализов, которое позволяет следить, чтобы не было лишних или повторных исследований, но нужное обязательно было выполнено, чтобы врач видел результаты в ту же минуту, а не через три дня. И это привело к тому, что в этом году, даже не разворачивая остальные стационары, даже в том куцем варианте, который есть сейчас, мы сами пролечили почти 7,5 тысяч больных гриппом. В прошлом же году – лишь 4,5 тысячи, к тому же их помогали лечить еще два стационара. Т.е. с применением цифровых технологий в медицине резко возрастает эффективность».

Специфика цифровизации в медицине в том, что экономические задачи тесно увязаны с вопросами безопасности и здоровья пациентов. Алексей Яковлев рассказал, что в первую очередь планирует внедрять именно такие решения «на стыке». Например, учет моющих средств непосредственно перед операционной позволит не только точнее контролировать расходы, но и отслеживать, мыл руки доктор перед операцией или нет. Такое же решение будет внедрено и для рядового персонала. Также планируется обеспечить контроль над тем, были ли сняты перчатки после манипуляции.
Возможности для экономии, которые дает цифровизация, видят и в ГУП «Ленсвет». «Мы хотим делать умные светильники, – рассказывает Сергей Мителёв, директор ГУП «Ленсвет». – Это даст нам обратную связь, благодаря которой мы сможем более точно планировать складские запасы, ремонтные программы, делать корпоративные сервисы и в результате – снижать эксплуатационные затраты».

В планах компании – сделать умным весь массив светильников, а дальше работать с софтом, разделяя их на группы. «Когда светильники горят в одном режиме весь период эксплуатации – это плохо, а выключать мы их не можем по требованиям правил, поэтому будем их диммировать, обеспечивая тем самым необходимые нормативы и энергосбережение», – пояснил Сергей Мителёв.
Развитие сотовой связи является весомым стимулом для цифровизации российской экономики. Начался же процесс цифровой трансформации в Петербурге в 1993 году с появлением компании «Северо-Западный GSM».
КОГДА ДЕНЬГИ - НЕ ГЛАВНОЕ
Несмотря на видимые всем представителям бизнеса преимущества, повышение контроля и рост эффективности – не единственные преференции цифровизации, которые сейчас значимы. Более того – такую лежащую на поверхности пользу могут легко перевесить некоторые факторы, не столь предсказуемые.
«Простейший пример – умные дома. Предположим, мы отправляем абоненту уведомление о возникновении протечки. А что делать дальше? Нет системы автоматизации, нет диспетчерского центра, который бы сразу отправил сантехника, - поясняет Евгений Плотников. – Если я получил сигнал, что вскрыта дверь, и фотографию злоумышленника в HD-качестве, то надо понимать, что с этим дальше делать. Что с реагированием? Кто приедет? Пока эта проблема не решена, умные дома не будут хорошо продаваться».

Есть еще один сдерживающий фактор. «РОСОХРАНА» провела опрос потенциальных клиентов системы «умный дом» и выяснилось, что одна из причин, по которой конечные потребители не хотят совершать покупку, состоит в том, что они не могут похвастаться системой, как, к примеру, новым смартфоном. Таким образом, причины сдержанных темпов цифровизации кроются в том числе и в менталитете.
Владимир Лебединский
директор департамента ИТ АО «Росинжиниринг»
Алексей Яковлев
главный врач Клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина
Евгений Плотников, первый заместитель генерального директора ГК «РОСОХРАНА»
МНЕНИЕ
Андрей Кузьмин рассказывает о собственном взгляде на цифровизацию и сложностях, с которыми сталкивается автобизнес в ходе трансформации
Согласен с тем, что есть проблемы и Владимир Лебединский, директор департамента ИТ АО «Росинжиниринг». «Дополнительная большая работа со стороны бизнеса в направлении цифровизации – пересмотр устоявшихся процессов продаж услуг и адаптация их под онлайн-продажи. Переход к онлайн-продажам заставляет как серьезным образом пересмотреть сам процесс продажи услуг через интернет, так и обеспечить на стороне бизнеса учет всей номенклатуры сопутствующих материалов и ресурсов. К примеру, возникают вопросы, которые ставят в тупик руководителей направлений: как продавать детские и взрослые билеты, ведь наверняка будут злоупотребления и необходим дополнительный контроль, как предложить людям бронирование горнолыжного оборудования, которое должно настраиваться под определенный уровень катания и т.д., - отметил он. – Несмотря на все сложности движение в онлайн нельзя останавливать. Это показывают примеры сервисов, имеющих более стандартизированные процессы продаж: переход на онлайн-бронирование в коттеджном поселке одного из наших курортов обеспечил 25-процентный прирост заполняемости. Остается пробовать, искать, экспериментировать и находить оптимальные решения – и только тогда бизнес ждет успех».
Надежды на изменение ситуации во многом связаны с происходящей сменой поколений, считает Алексей Яковлев. «Патерналистский характер нашего общества в ряде случаев тормозит внедрение новых технологий. Я надеюсь, что новое поколение, которое вступает в жизнь сегодня, будет более самостоятельным и ответственным. Это позволит на работе среди сотрудников формировать не «семейные» отношения, а ответственные партнерские», – уверен он.
Среди более глобальных противоречий – желание ряда бизнесменов скрыть часть своей прибыли. «Чтобы экономика была цифровой, она должна стать 100-процентно белой, - поясняет Андрей Кузьмин, административный директор ООО «Аксель групп». – Сейчас это не так, поэтому есть сопротивление. Цифра обеляет: невозможно соврать в массиве данных. У государства как у регулятора появились действенные инструменты для мониторинга, и это выдавливает теневой бизнес на свет. Отсюда банкротства тех, кто не умел работать по белому. Благодаря цифровизации идет реальная трансформация бизнеса – и она будет болезненной».
Андрей Кузьмин
административный директор
ООО «Аксель групп»
Цифровизация невозможна без развитой телеком-инфраструктуры. В Петербурге этот процесс всегда шел весьма активно, и благодаря этому сейчас и город, и область обеспечены покрытием сетей 2G, 3G и 4G от "МегаФон".
ВРЕМЯ ДЕЛИТЬСЯ
Хотя большинство представителей бизнеса уже считают свои предприятия частью цифровой экономики, рассказанные ими кейсы напоминают лоскутное одеяло: с одной стороны, все делают одно и то же, с другой – компании идут разными путями, без единой стратегии, зачастую дублируя или не используя отраслевые наработки. Объединение усилий и практик, по мнению бизнесменов, может вывести цифровизацию на новый уровень.
К примеру, вопросами биометрической идентификации школьников занимаются сразу две компании, чьи руководители участвовали в дискуссии, - «РОСОХРАНА» и «МегаФон», но отдельно друг от друга. При этом больница им. С.П. Боткина также заинтересована в биометрических технологиях, так как это упростило бы учет пациентов БОМЖ. При массовом поступлении пациентов, число которых может достигать 600 человек за 3 часа, на их идентификацию просто не хватает времени. «Ленсвет» в свою очередь заинтересован в системах распознавания речи, подобных тем, которые используют врачи для записи историй болезни. Понятно, что сотрудничество и межотраслевое взаимодействие могло бы открыть для предприятий новые перспективы.
Юрий Матвеев
директор по информационным технологиям и связи ОАО «ЛОЭСК»
Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон»
МНЕНИЕ
Алексей Титов рассказывает о том, как бизнесу проходить цифровую трансформацию в условиях отсутствия единых стандартов
Юрий Матвеев, директор по информационным технологиям и связи ОАО «ЛОЭСК», рассказывая об одном из направлений цифровизации предприятия, отметил, что сотрудничество в процессе трансформации необходимо. «Наша ремонтная программа увязана с закупками материалов и оборудования, распределением ресурсов – рабочей силы и техники, с привлечением к работе подрядчиков. Эта цепочка также должна быть соответствующим образом цифровизирована. Да и сам подход к формированию ремонтной программы меняется от ремонта по нормативам к ремонту по состоянию оборудования. Не могу сказать, что мы находимся уже в конце этого пути – скорее, все еще впереди, потому что для этого нужна достоверная «обкатанная» методика оценки состояния электросетевых объектов, – отметил он. – И здесь как раз анализ больших данных позволит выявить нужные закономерности, которые лягут в основу такой методики. Информации в энергетике накоплено уже много, но нужно ее проанализировать, чтобы найти те закономерности, критерии, коэффициенты, которые позволят делать выводы о состоянии того или иного элемента сетей».
И плюсы сотрудничества видят не только бизнес-пользователи, но и компании, специализирующиеся на цифровизации. «Мы ведем активный диалог с нашими клиентами, – рассказывает Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон». – Это позволяет увидеть, какие сервисы, напрямую не относящиеся к традиционной телеком-индустрии, но связанные с цифровизацией, надо развивать».

Она отметила, что хотя у крупных компаний чаще всего есть стратегическое видение, телеком-оператор даже для них выступает носителем инноваций. В ходе обсуждения удается выявить болевые точки или точки роста эффективности бизнеса, на которые можно повлиять за счет цифровизации.
В свою очередь директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам Северо-Западного филиала «МегаФон» Елена Полякова указала на значимость масштабного подхода при внедрении технологий: «Наш опыт показывает, что новые технологические решения имеет смысл внедрять не в отдельные отрасли, а в целом в городскую инфраструктуру, в ЖКХ, транспорт, здравоохранение, госуслуги, туризм. У нас есть такие технологии, и надо их задействовать максимально широко. На Северо-Западе «МегаФон» уже заключил соответствующие соглашения с администрациями Петербурга, Великого Новгорода, Пскова. Большой охват поможет перевести жизнь городов на ощутимо новый уровень. Но, конечно, важно и обеспечивать контроль работы всего оборудования, всех процессов на 100%».
Однако сейчас бизнес находится в ситуации, когда все только начинается, поэтому у каждого своя методика, да и единых стандартов нет – есть лишь «очаги цифровизации». По мнению Михаила Гаврилова, советника заместителя председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург», весомую роль в изменении ситуации к лучшему может сыграть регулятор.

«Это никому не нужно, кроме главного бенефициара нашего бизнеса – и это не советы директоров или акционеры, это государство, в юрисдикции которого мы находимся, платим ему налоги и для которого развиваем экономику. И если я предложу каждому из вас интегрировать в единое облако все наши базы данных, каждый из вас откажется, – обратился Михаил Гаврилов к участникам встречи. – Но, если это предложат на госуровне, мы сможем пользоваться на разных условиях данными друг друга, появятся стандарты, на основе которых мы эти данные сможем очищать и загружать. В этом случае для нас всех начнется еще один виток в развитии технологий».

Он отметил, что в этом случае девелоперы будут строить дома там, где выявлено меньшее количество заболеваний, а определять цену на жилье будет алгоритм, учитывающий в том числе и эту информацию. Банки будут определять кредитные рейтинги заемщиков, учитывая социальный профиль их соседей – принцип «скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты» отлично работает.

«Мы сейчас лоскутно и точечно уже пытаемся все это использовать, приходим к «МегаФону» и просим агрегированные данные. Но пока это больше похоже на «купи – продай» - ты мне одно, я тебе другое. Однако данные становятся все более дорогими, скоро многие из нас не смогут за них платить. Выход – свести их в единую базу, превратив часть налогов в данные, делиться ими в обязательном порядке с государством, которое будет в свою очередь предоставлять к ним доступ бизнесу, – предложил Михаил Гаврилов. – Представляете, какой качественный шаг благодаря этому мы сможем сделать в новое цифровое будущее?».
Елена Полякова, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам Северо-Западного филиала «МегаФон»
Михаил Гаврилов, советник заместителя председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург»
Но если в перспективы сотрудничества и взаимодействия верит большинство, то возможность создания единой базы данных многие оценивают скептически. «Объединение баз данных в единую систему, где можно будет взять всё, нереально, – считает Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон». – Скоро появятся новые технологии, а мы только стандарт для сбора таких данных согласовывать будем год, а когда согласуем, придется его переписывать, потому что он устареет – это слишком большие и неоправданные сложности. Сейчас время движения, быстрого взаимодействия, поиска того, что именно сейчас, в данный момент может применяться».
Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон»
МНЕНИЕ
Михаил Гаврилов рассказывает о своем видении значимости цифровой трансформации для отечественных предприятий
МНЕНИЕ
Елена Полякова рассказывает о том, какие технологии изменят жизнь россиян
МНЕНИЕ
Юлия Сябитова рассказывает почему облачный рынок в России в ближайшие годы продолжит расти

НА СТЫКЕ ПОКОЛЕНИЙ
Участники дискуссии отметили, что сейчас бизнес фактически разрывается, потому что надо учесть потребности и поколения Y, родившегося со смартфоном в руках, и тех, кто привык к классическим вариантам взаимодействия. Так, Юрий Матвеев рассказал, что ЛОЭСК делает ставку на развитие онлайн-сервисов для клиентов и способствуют этому не только технологии, но и воля регулятора.

«Энергетика традиционно был естественной монополией, и если кто-то в 90-е годы имел необходимость осуществлять технологическое присоединение, то помнит его длительность и трудоемкость оформления. Сейчас есть политическое и законодательное решение о сокращении этого процесса как по времени, так и по трудоемкости, - отметил он. – И вот здесь мы переходим на принципиально новый уровень общения с клиентами через онлайн-сервисы. Сейчас в сетевых компаниях приходят к ситуации, когда с клиентом очно можно встречаться один раз – на объектах, когда идет проверка выполнения техусловий. Популярность такого подхода у клиентов стремительно растет».

Популярность удаленных каналов взаимодействия растет: когда процесс начинался, это была, скорее, маркетинговая фишка, которой пользовались единицы клиентов в год, а сейчас виден поток пользователей.
Владимир Лебединский
директор департамента ИТ АО «Росинжиниринг»
Михаил Гаврилов, советник заместителя председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург»
Юрий Матвеев
директор по информационным технологиям и связи ОАО «ЛОЭСК»
МНЕНИЕ
Алексей Яковлев рассказывает о том, как цифровизация поможет оптимизировать государственные затраты на здравоохранение
Однако не во всех процессах просматривается подобная положительная динамика. «Я вижу другую картину взаимодействия между юридическими лицами. Запустив более года назад на нашем предприятии электронный документооборот, за год работы мы смогли перейти на ЭДО только с 7-10 подрядчиками и поставщиками, преимущественно из сферы ИТ – это операторы связи, поставщики ИТ-услуг. Основная масса наших контрагентов не готова, не хочет или не видит перспектив запуска ЭДО и перехода на безбумажный документооборот, - рассказывает Владимир Лебединский. – Все попытки убедить контрагентов в реальной дороговизне бумажного документооборота не дают результата. Получается, что физические лица сейчас очень серьезно опережают юридические лица по уровню «цифровизации». В свою очередь для многих юридических лиц это сигнал о необходимости меняться, перестраиваться, осознавать выгоды технологий. Косвенная связь описанной ситуации и поколений безусловно на лицо: люди, в настоящий момент находящиеся у руля компаний, редко являются «цифровыми технократами», что отражается на их отношении как к технологиям, так и команде управленцев – а это, разумеется, имеет определенные последствия».
Еще один вызов цифровой экономики – грядущая безработица. Участники дискуссии считают, что многие профессии перестанут существовать, а от некоторых специалистов потребуются новые компетенции и умения – это риски, которые мы должны понимать. Рабочий-станочник, к примеру, уже сейчас должен уметь работать со штрих-кодами и пользоваться специальным приложением на терминале и так далее.
Острым является вопрос и наличия квалифицированных кадров для цифровой экономики. «От того, чему учат студентов-экономистов, волосы встают дыбом. Их учат категориям мысли, которые устарели, - возмущается Михаил Гаврилов. – Они уже могут мыслить новыми идеями и категориями, заниматься нейросетями и машинным обучением, а их учат Visual Basic и пакету Statistica. Это серьезная проблема: у молодых людей, которые готовы менять мир и способны вписаться в любую систему, созданную нами, или даже построить эту систему за нас, у них нет фундамента и базы, вуз не дает им передовых навыков».

По словам Михаила Гаврилова, в США, к примеру, профессорский состав максимально ориентирован на новые технологии и дает практики, которые будут использоваться, когда студенты выпустятся. Чтобы решить эту проблему, нам нужно обеспечить более глубокую интеграцию бизнеса в образовательный процесс.

Андрей Кузьмин отметил, что с интеграцией бизнеса в образование есть большие сложности. Крупные компании готовы искать кадры среди студентов, растить их, предлагать свои программы обучения. Но не всегда эти инициативы поддерживаются на местах, так как это не предусмотрено текущей программой обучения.

Евгений Плотников рассказал, что на него вышли представители петербургских вузов с вопросом, можно ли прислать студентов на практику. Однако, как выяснилось в беседе, формальная сторона вопроса - печати о прохождении практики, гораздо важнее, чем получение прикладных практических знаний и наработка опыта.
Алексей Яковлев вспомнил, что еще недавно за свой счет вывозил молодых специалистов на стажировки за границу, чтобы те получили необходимый для дальнейшей работы опыт. Однако потом решил, что все-таки это задача государства, а не частного лица. «Есть отдельные кафедры, которые пытаются жить иначе, но эти варианты никак не отражаются на функционировании системы в целом, – пояснил он. – Ведь мы бьемся за автоматическое функционирование системы, которая должна избегать ручной регулировки».
Андрей Кузьмин
административный директор
ООО «Аксель групп»
Евгений Плотников, первый заместитель генерального директора ГК «РОСОХРАНА»
Алексей Яковлев
главный врач Клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина
САМИ СЕБЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Как отмечают эксперты, сейчас пришло время реализации. «В телефоне сегодня есть множество приложений, но не все ими умеют пользоваться. То же самое и с набором инструментов для цифровизации, – объясняет Андрей Кузьмин. – Каждый программист придумывает свой инструмент, идет этап наполнения рынка. Поэтому задача крупного бизнеса - отсекать лишнее, как у Микеланджело, выбирать только рабочие технологии и использовать их как стандарт».

Эта идея отражается и на планах участников дискуссии по дальнейшей цифровизации: большинство из них не планирует каких-либо радикально новых проектов, речь идет преимущественно о совершенствовании уже используемых инструментов. «Силовые машины» будут развивать сервисное направление, «Банк Санкт-Петербург» – оптимизировать онлайн-обслуживание и снижать за счет цифровизации транзакционные издержки. В планах «РОСОХРАНА» – развитие проектов «Паутина» и «Единая карта школьника», а ЛОЭСК намерен сосредоточиться на совершенствовании системы взаимодействия с клиентами и выстраивании цепочки электротехнический объект – его состояние – потребность в ремонте.
СТАТЬИ И МНЕНИЯ
Технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» — о том, зачем нужна была телеком-инфраструктура ЧМ-2018 и что с ней будет дальше
МНЕНИЕ
Андрей Звонаренко
Генеральный директор АО «Элдис» рассказывает о том, как цифра помогает сберегать ресурсы
МНЕНИЕ
Роман Власов
«МегаФон» начал цифровизацию Великого Новгорода
СТАТЬЯ