Хотя большинство представителей бизнеса уже считают свои предприятия частью цифровой экономики, рассказанные ими кейсы напоминают лоскутное одеяло: с одной стороны, все делают одно и то же, с другой – компании идут разными путями, без единой стратегии, зачастую дублируя или не используя отраслевые наработки. Объединение усилий и практик, по мнению бизнесменов, может вывести цифровизацию на новый уровень.
К примеру, вопросами биометрической идентификации школьников занимаются сразу две компании, чьи руководители участвовали в дискуссии, - «РОСОХРАНА» и «МегаФон», но отдельно друг от друга. При этом больница им. С.П. Боткина также заинтересована в биометрических технологиях, так как это упростило бы учет пациентов БОМЖ. При массовом поступлении пациентов, число которых может достигать 600 человек за 3 часа, на их идентификацию просто не хватает времени. «Ленсвет» в свою очередь заинтересован в системах распознавания речи, подобных тем, которые используют врачи для записи историй болезни. Понятно, что сотрудничество и межотраслевое взаимодействие могло бы открыть для предприятий новые перспективы.
Юрий Матвеев
директор по информационным технологиям и связи ОАО «ЛОЭСК»
Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон»
Алексей Титов рассказывает о том, как бизнесу проходить цифровую трансформацию в условиях отсутствия единых стандартов
Юрий Матвеев, директор по информационным технологиям и связи ОАО «ЛОЭСК», рассказывая об одном из направлений цифровизации предприятия, отметил, что сотрудничество в процессе трансформации необходимо. «Наша ремонтная программа увязана с закупками материалов и оборудования, распределением ресурсов – рабочей силы и техники, с привлечением к работе подрядчиков. Эта цепочка также должна быть соответствующим образом цифровизирована. Да и сам подход к формированию ремонтной программы меняется от ремонта по нормативам к ремонту по состоянию оборудования. Не могу сказать, что мы находимся уже в конце этого пути – скорее, все еще впереди, потому что для этого нужна достоверная «обкатанная» методика оценки состояния электросетевых объектов, – отметил он. – И здесь как раз анализ больших данных позволит выявить нужные закономерности, которые лягут в основу такой методики. Информации в энергетике накоплено уже много, но нужно ее проанализировать, чтобы найти те закономерности, критерии, коэффициенты, которые позволят делать выводы о состоянии того или иного элемента сетей».
И плюсы сотрудничества видят не только бизнес-пользователи, но и компании, специализирующиеся на цифровизации. «Мы ведем активный диалог с нашими клиентами, – рассказывает Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон». – Это позволяет увидеть, какие сервисы, напрямую не относящиеся к традиционной телеком-индустрии, но связанные с цифровизацией, надо развивать».
Она отметила, что хотя у крупных компаний чаще всего есть стратегическое видение, телеком-оператор даже для них выступает носителем инноваций. В ходе обсуждения удается выявить болевые точки или точки роста эффективности бизнеса, на которые можно повлиять за счет цифровизации.
В свою очередь директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам Северо-Западного филиала «МегаФон» Елена Полякова указала на значимость масштабного подхода при внедрении технологий: «Наш опыт показывает, что новые технологические решения имеет смысл внедрять не в отдельные отрасли, а в целом в городскую инфраструктуру, в ЖКХ, транспорт, здравоохранение, госуслуги, туризм. У нас есть такие технологии, и надо их задействовать максимально широко. На Северо-Западе «МегаФон» уже заключил соответствующие соглашения с администрациями Петербурга, Великого Новгорода, Пскова. Большой охват поможет перевести жизнь городов на ощутимо новый уровень. Но, конечно, важно и обеспечивать контроль работы всего оборудования, всех процессов на 100%».
Однако сейчас бизнес находится в ситуации, когда все только начинается, поэтому у каждого своя методика, да и единых стандартов нет – есть лишь «очаги цифровизации». По мнению Михаила Гаврилова, советника заместителя председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург», весомую роль в изменении ситуации к лучшему может сыграть регулятор.
«Это никому не нужно, кроме главного бенефициара нашего бизнеса – и это не советы директоров или акционеры, это государство, в юрисдикции которого мы находимся, платим ему налоги и для которого развиваем экономику. И если я предложу каждому из вас интегрировать в единое облако все наши базы данных, каждый из вас откажется, – обратился Михаил Гаврилов к участникам встречи. – Но, если это предложат на госуровне, мы сможем пользоваться на разных условиях данными друг друга, появятся стандарты, на основе которых мы эти данные сможем очищать и загружать. В этом случае для нас всех начнется еще один виток в развитии технологий».
Он отметил, что в этом случае девелоперы будут строить дома там, где выявлено меньшее количество заболеваний, а определять цену на жилье будет алгоритм, учитывающий в том числе и эту информацию. Банки будут определять кредитные рейтинги заемщиков, учитывая социальный профиль их соседей – принцип «скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты» отлично работает.
«Мы сейчас лоскутно и точечно уже пытаемся все это использовать, приходим к «МегаФону» и просим агрегированные данные. Но пока это больше похоже на «купи – продай» - ты мне одно, я тебе другое. Однако данные становятся все более дорогими, скоро многие из нас не смогут за них платить. Выход – свести их в единую базу, превратив часть налогов в данные, делиться ими в обязательном порядке с государством, которое будет в свою очередь предоставлять к ним доступ бизнесу, – предложил Михаил Гаврилов. – Представляете, какой качественный шаг благодаря этому мы сможем сделать в новое цифровое будущее?».
Елена Полякова, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам Северо-Западного филиала «МегаФон»
Михаил Гаврилов, советник заместителя председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург»
Но если в перспективы сотрудничества и взаимодействия верит большинство, то возможность создания единой базы данных многие оценивают скептически. «Объединение баз данных в единую систему, где можно будет взять всё, нереально, – считает Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон». – Скоро появятся новые технологии, а мы только стандарт для сбора таких данных согласовывать будем год, а когда согласуем, придется его переписывать, потому что он устареет – это слишком большие и неоправданные сложности. Сейчас время движения, быстрого взаимодействия, поиска того, что именно сейчас, в данный момент может применяться».
Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон»
Михаил Гаврилов рассказывает о своем видении значимости цифровой трансформации для отечественных предприятий
Елена Полякова рассказывает о том, какие технологии изменят жизнь россиян
Юлия Сябитова рассказывает почему облачный рынок в России в ближайшие годы продолжит расти