Дворцовая площадь и Эрмитаж, Исаакиевский собор и Петропавловская крепость, разводные мосты и одетые в гранит набережные — узнаваемые и любимые символы Санкт-Петербурга. Увидеть их — обязательная часть путешествия в Северную столицу. Но это далеко не весь Петербург.
Город не просто так называют музеем под открытым небом, историческая его часть огромна, а прогулки могут быть гораздо разнообразнее. Одна из альтернатив — знакомство с Литейной частью. Начиная с основания города, здесь жили и работали политики и общественные деятели, известные просветители и коллекционеры, писатели, поэты и композиторы. Дорогие особняки, первые литературные клубы, сады и парки, ставшие свидетелями смены эпох, — все это о ней. Но обо всем по порядку.
Начать путешествие в истинную атмосферу Петербурга мы предлагаем с ближайшего соседа Литейной части — Летнего сада. Он является практически ровесником Петербурга и любимым детищем Петра I, который лично занимался проектом сада и проводил в нем много времени. Окруженный сразу тремя реками — Невой, Фонтанкой и Мойкой — Летний сад восхищает своими фонтанами и скульптурами.
По его аллеям гуляли Александр Пушкин, Иван Крылов, которому позже здесь будет установлен памятник, Василий Жуковский, Иван Гончаров, Петр Чайковский, Александр Блок и многие другие. Сад был местом не только отдыха, но и вдохновения.
Свои произведения Летнему саду посвящали поэты самых разных эпох. Так, возле скульптурной группы «Амур и Психея» можно вспомнить строки Гавриила Державина, Дмитрий Мережковский упоминает Летний сад в своих «Старинных октавах», писали о времени, проведенном в Летнем саду, и Петр Вяземский, Анна Ахматова, Владимир Пяст, Георгий Иванов, Надежда Павлович и многие другие.
Именно сюда водил гулять monsieur l’Abbé героя поэмы Пушкина Евгения Онегина — не докучая мальчику моралью строгой, «чтоб не измучилось дитя». Но наибольшее отражение в поэзии Летний сад получил в период Серебряного века — поэты назначали на его аллеях свидания, забегая ради «галантных приключений», как это делал, например, Николай Агнивцев:
Ах, как приятно в день весенний
Урвать часок на променад
И для галантных приключений
Зайти в веселый «Летний сад».
Прогулка по саду настроит вас на ритм города, позволит ощутить вдохновение или добавит сил для дальнейшего погружения в историю. Так, по набережной от Летнего дворца Петра I можно отправиться в сторону необычной городской локации, особенно полюбившейся детям, — Мозаичного дворика, а потом выйти
на улицу Чайковского (бывшую Сергиевскую). Ранее это была одна из самых аристократических улиц Петербурга. Расположенные на ней особняки принадлежали представителям «списка Forbes» XIX века.
Образы и истории Летнего сада вдохновили команду отеля Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo* на создание поэтической аудиоэкскурсии по самым ярким страницам русской литературы, связанным с первым городским садом. Отсылки к столь знаковому для города месту можно найти и в оформлении самого отеля — в авторских муралах и образах ограды Летнего сада в декоре номеров. Сама ограда, безусловно, заслуживает отдельного внимания.
Со стороны Невы она состоит из 36 колонн, обрамленных металлическим кружевом и позолоченными элементами. Создателем ее был архитектор Юрий Фельтен. Упоминание ее есть в знаменитом стихотворении Анны Ахматовой о Летнем саде, написанном в 1959 году:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой…
Ограду сада со стороны Михайловского замка создали по рисунку архитектора Людвига Шарлеманя. Ее чередующиеся звенья украшают изображения головы горгоны Медузы. У петербуржцев даже есть фразеологизм «У Шарлеманя» — так принято говорить, назначая встречу у южного входа в сад. Этот лик горгоны Медузы спустя годы после эмиграции вспоминал в стихотворении «Пятая годовщина» Иосиф Бродский. Еще будучи мальчиком, поэт, живший неподалеку, много раз проходил мимо ограды Шарлеманя, вглядываясь в искаженное лицо, увенчанное клубком змей вместо волос. В своем произведении, написанном в 1977 году, он сравнивал этот образ со статуей Свободы в Нью-Йорке:
Например, дом 29 по улице Чайковского — особняк, некогда принадлежавший деду Александра Пушкина — Абраму Ганнибалу. За столетия дом сменил не одного знаменитого владельца, среди них был и сенатор Иван Неплюев, и граф Трубецкой. В конце 1870-х его выкупил князь Василий Нарышкин. Это тот самый дом, где в марте 2012 года во время реконструкции нашли старинный тайник со столовым серебром, ювелирными изделиями, предметами декора, орденами и медалями Российской империи.
На улице Чайковского, 28, расположен особняк Кельха, знаменитый своим фасадом из светлого песчаника. Строительство дома началось в 1896 году под руководством архитекторов Владимира Чагина и Василия Шене. Отделкой готической столовой и личных покоев по желанию супруги Кельха — Варвары Базановой, наследницы золотых приисков, владевшей коллекцией драгоценностей и пасхальных яиц работы фирмы Фаберже, стал родственник ювелира Карл Шмидт. Однако восстания на Ленских приисках в 1905 году и расточительный образ жизни хозяйки вскоре разорили Кельхов. Они разъехались, продав дом купцам Александровым. В 1999 году особняк Кельха получил название Дом Юриста, после открытия здесь юридического факультета СПбГУ.
На улице Чайковского, 17, расположен и отель Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo*. Каменное здание на этом месте возвели в 1840-х годах. Современный шестиэтажный дом в формах постмодерна выстроили накануне Первой мировой войны. В 1914 году архитектор Владислав Ястржембский реконструировал его для русского товарищества «Нефть». В 1916-м здание снова перестроили, превратив в аналог современных апарт-отелей с жилыми квартирами и офисами. В 1930-е годы дом передали гостинице «Нева», функционировавшей здесь до 2009 года. В дальнейшем — с 2009 по 2014 год — его реконструировали под нынешний бутик-отель.
Передохнув и подкрепившись в ресторане отеля Vino&Voda или на его террасе с видом на исторический центр Петербурга, можно отправиться по множеству маршрутов, но мы рассмотрим лишь несколько из них. Например, один из них восхищает величием замысла. Речь идет о Смольном соборе. «Не только лучшая жемчужина в творчестве Растрелли, но и наиболее русское из его произведений» — так описывал Смольный собор российский и советский художник, реставратор, искусствовед Игорь Грабарь.
В доме 46–48 по улице Чайковского располагается двухэтажный дворец великой княгини Ольги Александровны с фасадом, украшенным гербом Ольденбургских-Романовых. Ранее он принадлежал фельдмаршалу князю Александру Барятинскому и его наследникам. Барятинского, к слову, считали одним из самых блестящих донжуанов Петербурга. Особняком на Чайковского, 27, владел граф Владимир Орлов-Давыдов, женатый на известной благотворительнице Ольге Барятинской, сестре фельдмаршала. В середине XIX века здесь проводили приемы и парадные обеды, бывал здесь и будущий император Александр II с супругой.
Жемчужина в творчестве Растрелли
Возведенный в стиле елизаветинского барокко Смольный собор представляет центральную часть монастырского комплекса на левом берегу Невы. Храм заложили 30 октября 1748 года. Сначала работы по строительству велись с большим размахом, средств не жалели, но после начала Семилетней войны с Пруссией финансирование урезали, а работы замедлились. В дальнейшем собор несколько десятков лет оставался незавершенным. Конкурс на его достройку объявили только в 1828 году. Руководил проектом архитектор Василий Стасов. В итоге спустя 87 лет после основания — в 1835-м — все работы наконец завершили.
Сейчас у посетителей собора есть возможность подняться на смотровую площадку в звоннице храма и оттуда с высоты 50 метров полюбоваться Невой и панорамой центра Петербурга. Для сравнения: высота колоннады Исаакиевского собора на уровне смотровой площадки на семь метров ниже.
Летом 2023 года в городе впервые на официальном уровне вновь обсуждалась возможность полного воплощения задумки Растрелли — возведения 175-метровой колокольни Смольного собора, которая в силу разных причин так и не была возведена ни при жизни мастера в России, ни при достройке собора Стасовым. В случае если ее все же построят на историческом ли месте или в другом, она может стать самым высоким православным сооружением в мире. Пока решение не принято, у гостей города есть возможность насладиться уже привычным видом ансамбля Смольного собора.
Другой маршрут от отеля уводит в Литейную часть Петербурга, тесно связанную с жизнью и творчеством Иосифа Бродского. Отправиться в путешествие по памятным адресам поэта также можно с аудиогидом от отеля Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo*, а начать стоит с Дома Мурузи на пересечении улицы Пестеля и Литейного проспекта.
Погрузиться в литературную историю Литейной части можно вместе с еще одним
аудиогидом от отеля Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo*. Опираясь на предлагаемые несколько десятков адресов, связанных с известными поэтами и писателями, есть возможность составить план прогулки самостоятельно или воспользоваться четырьмя разработанными маршрутами, посетив места, которые хранят память об Александре Пушкине, Иване Тургеневе, Алексее Толстом, Сергее Есенине, Евгении Замятине, Александре Блоке, Николае Гумилеве, Анне Ахматовой, Осипе Мандельштаме, Владимире Маяковском, Данииле Хармсе и многих других литераторах.
...Я не любил жлобства, не целовал иконы,
и на одном мосту чугунный лик Горгоны
казался в тех краях мне самым честным ликом.
Зато столкнувшись с ним теперь, в его великом
варьянте, я своим не подавился криком
и не окаменел…
Бродский прожил в нем 17 лет — с 1955 по 1972 год. Семья поэта занимала полторы комнаты в коммуналке. Причем попасть в половинчатую комнату можно было через шкаф. В 2020 году здесь создали первый в Петербурге музей поэта. Неподалеку от Дома Мурузи находятся несколько школ, в которых учился поэт. Рядом с одной из них в здании протестантской церкви Святой Анны — знаменитой Анненкирхе — находился кинотеатр «Спартак», где бывал Бродский. Здание кирхи будет закрыто на реконструкцию летом 2024 года.
Другое знаковое место, связанное с поэтом, находится недалеко от Литейного моста и набережной Кутузова — речь об особняке Александра Шереметева на Шпалерной улице, 18. В нем располагался Дом писателей. Именно там в конце января 1968-го прошел «Вечер встречи творческой молодежи». Это было последнее публичное выступление поэта в Ленинграде.
На Литейном проспекте в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме можно посетить отдельную экспозицию памяти поэта — «Иосиф Бродский. Натюрморт». В текстах Бродского мир вещей играл огромную роль, поэтому экспозиция опирается только на мемориальные предметы, отмечают в музее. Здесь собрали разные предметы, принадлежащие поэту: его кровать, лампы, плащ, печатную машинку, даже детские игрушки и многие другие вещи.
Также от отеля можно отправиться до другого значимого зеленого оазиса в центре Петербурга — Таврического сада. Его разбили при строительстве Таврического дворца, возведенного по указу Екатерины II. Над созданием сада работал приглашенный английский садовый архитектор Вильям Гульд. Таврический — первый пейзажный парк Санкт-Петербурга.
Его владельцем был Григорий Потемкин. Именно для него неподалеку от сада — на Шпалерной, 47, — построили Таврический дворец, выдающийся памятник русского классицизма и эталон усадебной архитектуры. В 1792 году дворец стал императорской резиденцией. В дальнейшем — с 1906 по 1917 год — здание стало местом пребывания Госдумы Российской империи. А сейчас во дворце расположена штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ. Посетить дворец можно с экскурсией.