Интернет вещей : сегодняшние лидеры

Интернет вещей : сегодняшние лидеры
Интернет вещей – составная часть стратегии цифровизации многих компаний в различных отраслях. Однако далеко не все отрасли одинаково быстро внедряют IoT – как всегда, есть те, кто уже выбился в лидеры. Причин для этого может быть множество. Во-первых, это большое количество накопившихся со временем проблем, грозящих взорваться, как бомба, и потому требующих максимально быстрого решения.
Во-вторых, заставить обратиться к цифровизации может необходимость поддержания конкурентоспособности. Не секрет, что многие российские предприятия весьма амбициозны и хотят не только отвоевать долю рынка внутри страны, но и произвести фурор за границей. И тут цифровизация становится необходимой — ведь многие зарубежные компании-лидеры получили свое место именно благодаря цифровой трансформации.
В-третьих, в бизнесе многое решают деньги. Если отрасль низкомаржинальная, то любой инструмент, позволяющий оптимизировать затраты и увеличить прибыли, будет актуален. Интернет вещей это умеет — и очень неплохо.
Разумеется, это далеко не все причины стремления компаний и целых индустрий освоить интернет вещей, к тому же часто отправной точкой является целый комплекс причин. Но в любом случае: в России уже наметились IoT-лидеры. Не последние среди них — транспортная отрасль, ЖКХ и промышленное производство.
Транспорт
Как известно, в России две беды. И если с первой вряд ли можно что-то сделать, то со второй справиться в стране пытаются — в том числе с помощью интернета вещей. Причем работа идет во всех направлениях: умнее становятся сами дороги, не отстают от них и транспортные средства.
Обольщаться не стоит: интернет вещей не позволит сохранить дорожное покрытие от колейности, да и новая дорога по мановению волшебной IoT-палочки в городе не появится. Но зато благодаря умным светофорам — тем самым подключенным вещам — вполне можно оптимизировать потоки движения. Датчики позволяют собирать информацию о загруженности дороги, передавать ее в центр управления дорожным движением, где могут изменить время переключения светофоров. Последнее, кстати, можно не делать в ручном режиме: искусственный интеллект, обучающийся на основе собранных датчиками IoT данных, может взять эту функцию на себя. В результате уменьшатся и пробки, и количество аварий, которые из-за них возникают.
Отдельное направление — мониторинг транспорта на основе интернета вещей. Подобные решения уже достаточно широко распространены. Отслеживание движения пассажирского транспорта снимает необходимость стоять под дождем в ожидании автобуса или догонять последний с криками «Подождите»: достаточно посмотреть в приложении, насколько далеко нужный транспорт и подойти к остановке вовремя.
Еще больше от мониторинга транспорта и грузов выигрывает бизнес. Например, один из ведущих трейдеров полимерной продукции в России и СНГ «Картли» использует решение для контроля доставки собственных грузов логистическими компаниями. С помощью интернета вещей компания отслеживает 70% поставок, оптимизировала взаимодействие менеджеров по продажам, логистов, водителей, клиентов и поставщиков. Результат — значительное сокращение времени на организацию и отслеживание доставки и повышение лояльности клиентов. Вкупе с оптимизацией маршрутов и повышением контроля над грузоперевозками все это снижает и нагрузку на всю транспортную систему, делает движение по дорогам комфортнее и безопаснее.
Важной составляющей современной транспортной инфраструктуры любого города являются шеринговые сервисы. Они в принципе не могут существовать без IoT, и касается это не только каршеринга, но и, к примеру, краткосрочной аренды самокатов. Так, МТС осенью этого года подключила к сети NB-IoT более 700 электросамокатов шерингового сервиса Eleven в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Подключенные самокаты по сети NB-IoT в режиме реального времени передают информацию о местоположении, статусе поездки и техническом состоянии, например, уровне заряда аккумулятора или переходе в режим ожидания. SIM-карта NB-IoT встроена в самокаты уже на этапе заводской сборки. Это позволяет защитить самокаты от угона и получать точные данные о состоянии каждого конкретного устройства.
Все больше обсуждений вокруг самоуправляемого транспорта. Именно его появления на дорогах общего пользования ждут все — и пассажиры, и автомобилисты, и представители транспортной отрасли. И проекты в этом направлении ведутся достаточно активно. Например, в 2019 году МТС при поддержке Департамента информационных технологий Москвы протестировала в сети 5G на территории ВДНХ инновационные решения, которые способны повысить безопасность дорожного движения в городах. МТС продемонстрировала три сценария использования технологий интернета вещей: «Умный обгон», «Умный перекресток» и «Безопасный пешеход». В основе сценариев лежало взаимодействии участников движения друг с другом и с городской инфраструктурой через сеть 5G.
А еще ранее, в 2018 году МТС и КамАЗ подписали соглашение о сотрудничестве в области создания сетей связи для беспилотного автотранспорта, а также в сегменте разработки, внедрения промышленного интернета вещей и автоматизации производителя грузовых автомобилей. И хотя большого количества полностью беспилотных автомобилей на дорогах придется подождать еще пару десятков лет, без интернета вещей это не произошло бы вовсе.
ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство, пожалуй, стало одной из первых отраслей, где интернет вещей поселился всерьез и надолго. Настолько всерьез, что жители городов зачастую уже даже не замечают того, как используют IoT-решения. Самый простой пример — счетчики воды и электричества, которые сами, без участия человека, передают данные о потреблении в управляющую или энергосетевую компанию. Это выгодно обеим сторонам процесса: жильцы не забывают вовремя сдать показания, а поставщик ресурсов увеличивает контроль за потреблением, собираемость платежей и сокращает затраты не проверку счетчиков. Например, в МТС уверены, что IoT-счетчики воды, производство которых в этом году запущено в партнерстве с компанией «Бетар», снизят расходы на общедомовые нужды в среднем на 10%.
Реальные проекты уже есть. Междуреченский водоканал в сотрудничестве с МТС установил в подвалах жилых домов города промышленные модемы, которые будут собирать данные с приборов учета и позволят контролировать потребление воды. Такое решение исключит человеческий фактор и сделает процесс полностью прозрачным и безошибочным. Кроме того, сотрудники предприятия смогут вести дистанционный контроль за работой технологически сложного оборудования, управлять им в режиме реального времени и получать данные об отклонениях в параметрах водосчетчика. Таким образом, решение станет инструментом снижения издержек на эксплуатацию и сбор данных.
Кроме счетчиков есть и много других направлений для использования IoT. Например, установленные на мусорные контейнеры датчики могут сообщать в ответственную за вывоз мусора компании об их заполнении. Таким образом, предприятие сможет оптимизировать затраты на сбор мусора и отправлять машины не по расписанию, а по необходимости. К тому же это сделает дворы чище: переполняться контейнеры не будут, так что и стихийные свалки рядом с ними не появятся.
Концепция цифровизации управления вывозом ТКО
Концепция цифровизации управления вывозом ТКО
МТС при поддержке Российского экологического общества в ноябре этого года запустила федеральную программу цифровизации работы с отходами - она уже заработала в Орловской и Сахалинской областях. До конца года МТС намерена запустить систему ещё в двух регионах России и пилотные проекты в семи регионах. В ее основе – ERP-система по управлению вывозом твердых коммунальных отходов: ее модули составляют график вывоза мусора на основе данных о наполненности контейнеров, контролируют своевременность и качество уборки территории, автоматизируют процесс формирования счетов, заключения договоров и расчетов с подрядчиками.
Программное обеспечение и приложение для водителей и инспекторов можно быстро развернуть на уже существующей инфраструктуре, а облачная платформа позволяет организовать удаленную работу и круглосуточный доступ к системе, где отражен жизненный цикл отходов от точки сбора до отгрузки на месте переработки.

По словам председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, цифровизация работы с отходами помогает улучшить экологическую обстановку и создает основу для построения эффективной системы переработки мусора. Он отмечает, что решение МТС работает в двух направлениях: прямо сейчас оно позволяет не допускать образование несанкционированных свалок, а в перспективе дает возможность прогнозировать нагрузку на полигоны и мусороперерабатывающие заводы.
«Умное» освещение
Автоматизированное регулирование освещения улиц и придомовых территорий с учетом погодных условий и интенсивности движения по фотоакустическим датчикам и сенсорам движения.

Снижение расходов на освещение до 30−50%. Снижение расходов на эксплуатацию сети освещения до 30%.
«Умные» счетчики
Автоматизированное снятие показаний горячего/холодного водоснабжения и электроэнергии, передача данных потребителю и поставщику в режиме реального времени.

Снижение энергопотребления домохозяйств до 30%. Рост собираемости оплаты за услуги ЖКХ.
«Умные» домофоны
Управление доступом в жилых домах и на придомовой территории, что значительно увеличивает комфорт и безопасность проживания.

Повышение безопасности жильцов. Обеспечение сохранности домового имущества.

Вывоз мусора
Мониторинг наполняемости мусорных контейнеров для оптимизации графиков вывоза мусора: мусоровоз прибывает при наполнении контейнеров, что исключает отгрузку ненаполненных и переполнение контейнеров.

Снижение расходов на вывоз мусора до 20%. Поддержание благоустроенности придомовых территорий.
Мониторинг коммунальной техники
Мониторинг передвижения и режима работы коммунальной и уборочной техники, контроль скорости и точности прохождения маршрута, контроль расходования топлива.

Снижение расходов на ГСМ спецтехники до 10%. Повышение эффективности уборки города.
Мониторинг коммунальной инфраструктуры
Мониторинг показателей труб водо- и тепло- снабжения для выыявления несоответствий нормативам, устранения перегревов, предотвращения и своевременной ликвидации аварий.

Снижение расходов на отопление до 20% за счет предотвращения перегревов.
Производство
Современные производители разнообразного оборудования вынуждены учитывать сразу несколько моментов, связанных с IoT. С одной стороны, им приходится выпускать те самые подключенные вещи, а с другой — на их собственных предприятиях весомая часть оборудования снабжена разнообразными датчиками.
Последнее, разумеется, дает им большие преимущества — например, возможность отслеживать состояние оборудования и вовремя проводить обслуживание, что позволяет избежать простоев из-за поломок. Также можно повысить контроль над технологическим процессом и повышать таким образом качество выпускаемой продукции.
Топ-5 причин внедрения IoT в производстве
47%
44%
Мониторинг производственных потоков
Промышленная автоматизация
44%
41%
Планирование производства и календарное планирование
Управление качеством
39%
Оптимизация процесса
Но это далеко не все. К примеру, МТС в конце прошлого года начала устанавливать IoT-датчики в спецодежду для повышения безопасности на производстве. Кроме датчиков в одежде, решение включает Bluetooth-маячки, устанавливаемые на самом предприятии, а также систему аналитики активности работников и оповещения о вероятности возникновения опасной ситуации. При этом персонал переучивать не нужно — достаточно просто выдать комплект умной одежды. По оценкам компании, решение позволит не только снизить количество травм на производстве, но и контролировать соблюдение рабочего графика на предприятии и фактическое проведение технического обслуживания и ремонта оборудования.
«ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» совместно с МТС внедряют интернет вещей в цеху добычи нефти и газа на Шагиртско-Гожанском месторождении в Куединском муниципальном округе Прикамья. Установленные там датчики могут в автоматическом режиме измерять и в режиме онлайн отправлять параметры работы скважин на серверы корпоративной сети. Технология позволяет также мониторить состояние оборудования и управлять всеми эксплуатационными параметрами добычи нефти.
Разумеется, даже лидерам в области использования IoT есть, к чему стремиться. Интернет вещей даже для них пока только приоткрыл дверь в цифровое будущее. Воспользуются ли они всеми преимуществами новых инструментов и сохранят ли лидерство, покажет время.
Материал подготовлен в партнерстве с ПАО «МТС». Лицензии