Андрей Хлутков,
РАНХиГС Санкт-Петербург:
«Выбирайте не конкретную профессию, а среду для развития»

Директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Андрей Хлутков — о ключевых навыках управленцев будущего, переходе к парадигме непрерывного образования и сближении вузов с работодателями

  • Одного диплома о высшем образовании и развитых мягких навыков для блестящей карьеры больше недостаточно, на первое место выходит умение человека постоянно совершенствоваться, говорит директор РАНХиГС Санкт-Петербург Андрей Хлутков. Чему в РАНХиГС Санкт-Петербург учат будущих управленцев, зачем проводить фестиваль провалов и как добиться 99% трудоустройства студентов — в интервью Андрея Хлуткова для спецпроекта РБК Петербург «Профессии будущего».

Часть I. Многоуровневое образование

Смотреть профессии будущего:
01
  • ВОПРОС:
    Что сейчас происходит в сегменте высшего образования? Какие тренды, на ваш взгляд, зарождаются?
    ОТВЕТ:
    На первом месте, конечно, переход от образования «на всю жизнь» к образованию «сквозь всю жизнь», к непрерывному и бесконечному процессу расширения своих знаний, навыков и умений. Все понимают, что парадигма «получить хороший диплом на всю жизнь», которая работала еще 30 лет назад, уходит в прошлое. Чтобы успеть за стремительным развитием общества, учиться надо постоянно.

    На второе место я бы поставил качество образования. Эта цель официально начертана на знаменах нашего вуза, такую задачу ставит и ректор Президентской Академии Алексей Комиссаров. Важен не факт наличия диплома, а реальные профессиональные компетенции. Однозначно в сфере образования теперь практико-ориентированный подход.

    И третье — это индивидуализация траектории обучения, ее обеспечивает связка вуз — работодатель и сам студент. Наша задача как вуза — научить человека учиться, чтобы он легко мог совершенствовать свое знание и сам выбирал нужные знания.

    В главные тренды я бы добавил еще технологические моменты, все тренды происходят в условиях стремительно летящей вперед цифровизации. Раньше знаниями, одной технологией пользовалось несколько поколений. Сейчас в течение жизни одного человека технология меняется несколько раз и важно постоянно держать руку на пульсе.
Андрей Хлутков, РАНХиГС Санкт-Петербург
  • ВОПРОС:
    Какие принципиальные изменения в современной системе образования вы бы выделили?
    ОТВЕТ:
    Сейчас мы готовимся к большой структурной реформе высшего образования, направленной на повышение качества высшего образования, его конкурентоспособности. Основное нововведение — возврат к модели базового высшего образования с получением конкретной специальности уже на первом этапе (вместо бакалавриата), продолжительность которого может варьироваться от 4 до 6 лет. Следующий уровень — специализация в рамках выбранной профессии без смены направления, как это допускается сейчас.

    Формируется система, сочетающая фундаментальные принципы советского образования с гибкостью современной многоуровневой модели. Это должно повысить качество подготовки специалистов и конкурентоспособность дипломов. Кроме того, расширяется роль дополнительного профессионального образования и переподготовки как альтернативы второму высшему. Закон, регулирующий эти изменения, мы ждем уже в этом — начале следующего года.
Парадигма «получить хороший диплом на всю жизнь», которая работала еще 30 лет назад, уходит в прошлое. Чтобы успеть за стремительным развитием общества, учиться надо постоянно
— Андрей Хлутков, директор РАНХиГС Санкт-Петербург

Часть II. Сближение с реальностью

  • ВОПРОС:
    Как вы помогаете студентам в трудоустройстве? Как организовано взаимодействие с бизнесом, с госструктурами?
    ОТВЕТ:
    Сейчас вузы и работодатели сблизились, профессиональное сообщество активно включено в учебный процесс. Студенты после большого количества практик, стажировок, самостоятельной работы к старшим курсам уже хорошо представляют, где будут работать, а многие уже и работают. Хотя обязательного распределения сейчас не существует, 99% наших выпускников к моменту получения диплома уже трудоустроены.

    У нас учится больше 14 тыс. студентов, поэтому всей этой работой руководит Центр развития профессиональных компетенций «Карьера». У вуза больше 350 партнеров, практически все ведущие компании Санкт-Петербурга и страны, в равном соотношении госкомпании и бизнес. Представители компаний читают лекции, проводят стажировки, участвуют в итоговой аттестации студентов. Благодаря такому сближению ребята понимают, какие профессиональные знания им нужны прямо сейчас, как будет развиваться их профессиональная траектория, и, еще находясь в стенах академии, спешат правильно использовать это время.
Андрей Хлутков, РАНХиГС Санкт-Петербург
  • ВОПРОС:
    Поддерживает ли РАНХиГС Санкт-Петербург самостоятельные стартапы студентов или ваши выпускники по определению — часть крупной структуры?
    ОТВЕТ:
    Поддерживаем и очень серьезно — такие проекты студенты защищают в качестве дипломных работ и по своей инициативе, и по заказам государственных органов и бизнес-структур. Это направление год от года увеличивается. К примеру, в прошлом году 5−6% выпускников выполняли дипломные квалификационные работы в виде стартапов.

    Важно, что мы проводим различные конкурсы, поддерживаем студенческие научные инициативы внутри академии для того, чтобы ребята могли проявить себя и заняться темами не только по просьбе заказчика, бизнес-структуры, но и по своему желанию, научным интересам. Одна из магистральных задач вуза — это включение в научную работу всех заинтересованных уже с первого курса.
  • ВОПРОС:
    Каких специалистов, на ваш взгляд, должны сегодня готовить вузы?
    ОТВЕТ:
    Сегодня очень востребованы рынком специалисты, которые сильны не только в рамках одной выбранной профессии, но и в смежных областях. Нужны люди, которые могут предъявить уникальные комплексные компетенции, например: экономические знания, знания иностранных языков и цифровых технологий. В ответ мы стараемся организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты получали объемные междисциплинарные знания в дополнение к основному образовательному треку. Мир развивается, и нужно уметь работать с огромными массивами информации и моментально принимать управленческие решения.
Андрей Хлутков, РАНХиГС Санкт-Петербург

Часть III. Навыки для успешной карьеры

  • ВОПРОС:
    Какие навыки станут особенно актуальны для управленцев будущего? Стратегическое мышление, опыт использования новых технологий, способность к переговорам? Есть ли эффективные методики для развития мягких навыков, этому можно научить?
    ОТВЕТ:
    Научить мягким навыкам совершенно точно можно. Например, мы сейчас на факультете государственного муниципального управления серьезно задумались о том, чтобы давать не просто основы ораторского искусства, но и навыки театрального мастерства. Человек, который будет презентовать проект, коммуницировать с группами населения, работодателями, должен уметь подать и материал, и себя.

    Для управленца наиболее важны умения вести переговоры, формировать команду, навыки проектного управления. Все это заложено в многочисленные практические занятия, стажировки, потому что на лекции этому не научишь. Мы на практике разбираем все возможные ситуации, с которыми придется столкнуться чиновнику. Берем план работы реальной администрации района или конкретного комитета Смольного и прямо по нему отрабатываем сценарии.

    Можно ли из каждого человека сделать народного артиста? Думаю, нет. Для блестящей карьеры одних фундаментальных знаний и софт-скиллов недостаточно. Самый главный фактор успеха — постоянная работа над собой, нельзя почивать на лаврах. Как в реке — стоит остановиться, расслабиться, и течение тебя сносит обратно. Чтобы двигаться вперед, надо быстро грести к четкой цели, вкладывать силы, энергию. Как мы говорим нашим студентам, если работать не покладая рук 24 часа 7 дней в неделю, то успех придет к вам сам.

    Важна и образовательная среда Санкт-Петербурга. Мы сторонники интеграции образовательного процесса в историю и культуру Петербурга. У ребят должно оставаться время посетить музеи, выставки, театры, потому что наш город сам по себе несет колоссальную воспитательную нагрузку, образовательную и культурную настройку.

    Так что, помимо софт-скиллов, информационных и проектных подходов, обязательно нужна коммуникация с обществом. По-другому траектория успеха не строится.
  • ВОПРОС:
    А мероприятия по погружению в современную действительность проводите?
    ОТВЕТ:
    Конечно, мы стараемся студентам рассказать не только об успехах, но и о рисках. Одним из очень важных наших мероприятий я считаю ставший популярным фестиваль «Фиаско фест». Мы приглашаем к нам чиновников, крупных бизнесменов, известных топ-менеджеров, чтобы они рассказали о том, как падали с высоких вершин на самое дно и опять возрождались благодаря правильной организации управления.
«Не стоит бояться выбора, бояться стоит бездействия. [...] Выбирайте место, где дают возможность проверить себя, где учат учиться — это главный тренд современной эпохи»
— Андрей Хлутков, директор РАНХиГС Санкт-Петербург
  • ВОПРОС:
    Как вы выбираете лекторов для этого проекта?
    ОТВЕТ:
    Мы обращаемся с просьбой поучаствовать в проекте, но соглашаются поделиться опытом, конечно, не все. Тем не менее интерес к их опыту просто огромный, потому что в аудиториях мы рассказываем о том, как все должно быть, а здесь студенты видят реальную жизнь. Примеры того, как характер, сила воли, нацеленность на результат и, конечно, знания позволяют людям, несмотря на самые крутые виражи в жизни, вставать и идти дальше, достигать еще больших высот. Ребята видят, что никогда нельзя опускать руки. Если у тебя есть знания, характер и желание двигаться вперед, то все можно преодолеть.
  • ВОПРОС:
    Что бы вы посоветовали абитуриентам, которые боятся ошибиться в выборе профессии и вуза? Как выбирать сегодня?
    ОТВЕТ:
    Не стоит бояться выбора, бояться стоит бездействия. Выбирайте не конкретную профессию — ее можно поменять даже в рамках одного вуза, это нестрашно, выбирайте среду, в которой будете развиваться. Мы видим массу примеров, как люди из маленьких городов приезжают к нам, героически преодолевают колоссальную конкуренцию и максимально погружаются в атмосферу вуза.

    Выбирайте место, где дают возможность проверить себя, где учат учиться, — это главный тренд современной эпохи. И тогда, став выпускником, вы сможете на хорошее образование постоянно нанизывать дополнительные компетенции, будете востребованы всегда.

Реклама. Рекламодатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) ERID: F7NfYUJCUneRJUjX9t7F

Бизнес-информатика
Обучение в Северо-Западном институте управления РАНХиГС (РАНХиГС Санкт-Петербург)