Эталонная стройка: как подрядчик электронной промышленности стал одним из крупнейших девелоперов в России
1 июня 2022 года Группе «Эталон» исполнилось 35 лет. За это время она прошла путь от советского предприятия до вертикально-интегрированного холдинга с проектами в крупнейших регионах, инновационными техническими решениями в области строительства как жилых, так и коммерческих и выставочных объектов, а также одним из самых высоких в отрасли уровнем цифровизации.
специальный проект
Эталонная стройка: как подрядчик электронной промышленности стал одним из крупнейших девелоперов в России
Электронная промышленность, патенты и перестройка — именно с этого начинается история одной из крупнейших строительных компаний России. 1 июня 2022 года Группе «Эталон» исполнилось 35 лет. За это время она прошла путь от советского предприятия до вертикально-интегрированного холдинга с проектами в крупнейших регионах, инновационными техническими решениями в области строительства как жилых, так и коммерческих и выставочных объектов, а также одним из самых высоких в отрасли уровнем цифровизации.
специальный проект
По мере становления компании формировался вертикально интегрированный холдинг. Чтобы как можно меньше зависеть от сторонних поставщиков и подрядчиков, в 1997 году учредители создали «ЛенСпецСМУ-Монолит», затем появилась «ЛенСпецСМУ-Реконструкция» и другие генподрядные организации. По мере необходимости в составе холдинга появлялись субподрядные организации, отдельная компания была создана для управления недвижимостью.
период масштабирования
становление холдинга
В начале 2000-х комплексное развитие территорий тоже было новым словом в строительстве — ЛенСпецСМУ одним из первых начал возводить целые микрорайоны, связанные единой концепцией, в которых вместе с жилыми домами появлялись школы, детские сады, торгово-развлекательные и бизнес-центры.

«Чем привлекательны такие проекты — там есть, где разогнаться фантазии. Если брать точечную застройку, мы вынуждены вписывать наш проект в существующее окружение, делать не то, что хочется, а то, что можно. Если же брать масштабный проект, то там можно строить с чистого листа и предложить будущим жителям максимальный выбор форматов и планировок, как в нашем крупнейшем проекте Shagal в Москве: там есть и двухэтажные таунхаусы, и стометровые башни, и школы, и детские сады, и парковые территории. И все необходимое – в одном районе, на расстоянии короткой пешей прогулки. Как это называют на Западе, «15-минутный город», – поясняет Геннадий Щербина.
первые масштабные проекты
Такой мощный холдинг мог браться уже не только за точечные проекты, но и за комплексную квартальную застройку.
Тогда же, в начале 2000-х, и началась история бренда «Эталон». Сначала это имя появилось в названии первого бизнес-центра, построенного компанией.
«Когда был создан «правильный» вертикально интегрированный строительный холдинг, в который входило достаточно большое количество предприятий, было принято решение, что постепенно компания должна переходить от исторического ЛенСпецСМУ к современному «Эталон». Это был достаточно длинный путь, который мы завершили только в прошлом году, объединив все активы под единым брендом», — говорит Геннадий Щербина.

В целом, ранние 2000-е стали периодом бурного роста компании.
«С того момента как в Петербурге появился рынок земельных участков, наш бизнес начал расширяться, мы стали строить больше, зарабатывать больше, покупать земельные участки и в конце концов стали одним из крупнейших застройщиков города. Как раз, когда я пришел в компанию — в 2003 году, был период резкого набора высоты. Вплоть до кризиса 2008−2009 годов».
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
История Группы «Эталон»
Кризис немного замедлил реализацию амбициозных планов компании. Еще до его начала была запущена подготовка к IPO. Управляющая компания «Эталон-ЛенСпецСМУ» занималась разработкой стратегии, определением ключевых направлений развития, созданием системы корпоративного управления, централизацией финансовых, контрольных и юридических функций, подготовкой консолидированной отчетности по международным стандартам.

В 2008 году основные действия по подготовке были завершены, и компания была готова к началу работы с потенциальными инвесторами. Но на фоне кризисных явлений в мировой экономике планы по привлечению акционерного капитала были пересмотрены. В течение нескольких ближайших лет основные усилия были направлены на поддержание финансовой устойчивости, повышение эффективности в основном бизнесе, запуск первых проектов в Московском регионе.

Чувство времени и собственные РАЗРАБОТКИ
подготовка к ipo
период масштабирования
«Юбилейный квартал»
На заре рынка И ТЕХНОЛОГИЙ
История Группы «Эталон» начинается еще в Советском Союзе. Правда, сам бренд «Эталон» появился позже, и даже известное многим «имя-предшественник» ЛенСпецСМУ прозвучало не сразу.

В 1987 году государство поставило задачу развивать электронную промышленность. Для производства чипов и микросхем требовались так называемые «чистые комнаты» с идеально горизонтальными полами и идеально вертикальными стенами. Чтобы они появились, в объединении «Союзэлектронстрой» было сформировано Ленинградское специализированное ремонтно-строительное управление — ЛенСпецРСУ.
история названия
Строительство первого многоквартирного дома Группы «Эталон» на Комендантском проспекте
Первые клиенты действительно относились к электронной промышленности. Заказы были, но рассчитывались клиенты нерегулярно. Серьезные планы были на государственные подряды, но перестройка пошла по другому сценарию. Когда заказы в рамках госплана прекратились, предприятие оказалось на грани закрытия. В то же время в стране росло кооперативное движение, началась приватизация.

Годом позже ремонтно-строительное управление стало строительно-монтажным, сменив аббревиатуру на ЛенСпецСМУ.
«Будущий многолетний руководитель компании Вячеслав Заренков с командой выкупили акции этого предприятия, и началась собственно самостоятельная жизнь ЛенСпецСМУ».
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
на заре рынка и технологий
Название принадлежало государственному предприятию, и сохранить его акционерной компании не разрешали. Тогда Вячеслав Заренков потребовал документ, в котором было бы четко указано, что использование названия недопустимо, и в конце концов имя «ЛенСпецСМУ» удалось отстоять. Дальше нужно было решать, что строить и где. Строить жилье без участия государства оказалось возможным только лишь в пригородах Ленинграда.

В самом начале свободного плавания предстояло сохранить «бренд», за которым уже была определенная репутация.
В 1996 году был построен первый дом на Комендантском проспекте. Четырнадцатиэтажный дом на 172 квартиры был построен по кирпично-монолитной технологии — это было ноу-хау на рынке.

«Вячеслав Заренков разработал кирпично-монолитную технологию строительства, которая позволила строить быстро, качественно и надежно. Потом компания стала применять новую уникальную технологию строительства фасадов. Если вы посмотрите, то фасады ЛенСпецСМУ в то время сильно выделялись. И поэтому мы начали привлекать достаточно большое количество дольщиков, которые с удовольствием приобретали квартиры в наших домах. Деньги от продажи шли на строительство новых жилых домов, и бизнес достаточно резко пошел вверх», — рассказывает Геннадий Щербина.

Дебют на Комендантском, 39, не принес компании большой прибыли, зато дал необходимый опыт.
Строительство первого многоквартирного дома на Комендантском пр д. 39, корп 1.
квартал «галактика»
Shagal
Как Группа «Эталон» стала одним из лидеров жилищного строительства в россии
смотреть инфографику
По мере становления компании формировался вертикально интегрированный холдинг. Чтобы как можно меньше зависеть от сторонних поставщиков и подрядчиков, в 1997 году учредители создали «ЛенСпецСМУ-Монолит», затем появилась «ЛенСпецСМУ-Реконструкция» и другие генподрядные организации. По мере необходимости в составе холдинга появлялись субподрядные организации, отдельная компания была создана для управления недвижимостью.
период масштабирования
становление холдинга
В начале 2000-х комплексное развитие территорий тоже было новым словом в строительстве — ЛенСпецСМУ одним из первых начал возводить целые микрорайоны, связанные единой концепцией, в которых вместе с жилыми домами появлялись школы, детские сады, торгово-развлекательные и бизнес-центры.

«Чем привлекательны такие проекты — там есть, где разогнаться фантазии. Если брать точечную застройку, мы вынуждены вписывать наш проект в существующее окружение, делать не то, что хочется, а то, что можно. Если же брать масштабный проект, то там можно строить с чистого листа и предложить будущим жителям максимальный выбор форматов и планировок, как в нашем крупнейшем проекте Shagal в Москве: там есть и двухэтажные таунхаусы, и стометровые башни, и школы, и детские сады, и парковые территории. И все необходимое – в одном районе, на расстоянии короткой пешей прогулки. Как это называют на Западе, «15-минутный город», – поясняет Геннадий Щербина.
первые масштабные проекты
Такой мощный холдинг мог браться уже не только за точечные проекты, но и за комплексную квартальную застройку.
Тогда же, в начале 2000-х, и началась история бренда «Эталон». Сначала это имя появилось в названии первого бизнес-центра, построенного компанией.
«Когда был создан «правильный» вертикально интегрированный строительный холдинг, в который входило достаточно большое количество предприятий, было принято решение, что постепенно компания должна переходить от исторического ЛенСпецСМУ к современному «Эталон». Это был достаточно длинный путь, который мы завершили только в прошлом году, объединив все активы под единым брендом», — говорит Геннадий Щербина.
В целом, ранние 2000-е стали периодом бурного роста компании.
«С того момента как в Петербурге появился рынок земельных участков, наш бизнес начал расширяться, мы стали строить больше, зарабатывать больше, покупать земельные участки и в конце концов стали одним из крупнейших застройщиков города. Как раз, когда я пришел в компанию — в 2003 году, был период резкого набора высоты. Вплоть до кризиса 2008−2009 годов».
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
История Группы «Эталон»
Кризис немного замедлил реализацию амбициозных планов компании. Еще до его начала была запущена подготовка к IPO. Управляющая компания «Эталон-ЛенСпецСМУ» занималась разработкой стратегии, определением ключевых направлений развития, созданием системы корпоративного управления, централизацией финансовых, контрольных и юридических функций, подготовкой консолидированной отчетности по международным стандартам.

В 2008 году основные действия по подготовке были завершены, и компания была готова к началу работы с потенциальными инвесторами. Но на фоне кризисных явлений в мировой экономике планы по привлечению акционерного капитала были пересмотрены. В течение нескольких ближайших лет основные усилия были направлены на поддержание финансовой устойчивости, повышение эффективности в основном бизнесе, запуск первых проектов в Московском регионе.
Чувство времени и собственные разработки
подготовка к ipo
период масштабирования
«Юбилейный квартал»
На заре рынка и технологий
История Группы «Эталон» начинается еще в Советском Союзе. Правда, сам бренд «Эталон» появился позже, и даже известное многим «имя-предшественник» ЛенСпецСМУ прозвучало не сразу.

В 1987 году государство поставило задачу развивать электронную промышленность. Для производства чипов и микросхем требовались так называемые «чистые комнаты» с идеально горизонтальными полами и идеально вертикальными стенами. Чтобы они появились, в объединении «Союзэлектронстрой» было сформировано Ленинградское специализированное ремонтно-строительное управление — ЛенСпецРСУ.
история названия
Строительство первого многоквартирного дома Группы «Эталон» на Комендантском проспекте
Первые клиенты действительно относились к электронной промышленности. Заказы были, но рассчитывались клиенты нерегулярно. Серьезные планы были на государственные подряды, но перестройка пошла по другому сценарию. Когда заказы в рамках госплана прекратились, предприятие оказалось на грани закрытия. В то же время в стране росло кооперативное движение, началась приватизация.
Годом позже ремонтно-строительное управление стало строительно-монтажным, сменив аббревиатуру на ЛенСпецСМУ.
«Будущий многолетний руководитель компании Вячеслав Заренков с командой выкупили акции этого предприятия, и началась собственно самостоятельная жизнь ЛенСпецСМУ».
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
на заре рынка и технологий
Название принадлежало государственному предприятию, и сохранить его акционерной компании не разрешали. Тогда Вячеслав Заренков потребовал документ, в котором было бы четко указано, что использование названия недопустимо, и в конце концов имя «ЛенСпецСМУ» удалось отстоять. Дальше нужно было решать, что строить и где. Строить жилье без участия государства оказалось возможным только лишь в пригородах Ленинграда.
В самом начале свободного плавания предстояло сохранить «бренд», за которым уже была определенная репутация.
В 1996 году был построен первый дом на Комендантском проспекте. Четырнадцатиэтажный дом на 172 квартиры был построен по кирпично-монолитной технологии — это было ноу-хау на рынке.

«Вячеслав Заренков разработал кирпично-монолитную технологию строительства, которая позволила строить быстро, качественно и надежно. Потом компания стала применять новую уникальную технологию строительства фасадов. Если вы посмотрите, то фасады ЛенСпецСМУ в то время сильно выделялись. И поэтому мы начали привлекать достаточно большое количество дольщиков, которые с удовольствием приобретали квартиры в наших домах. Деньги от продажи шли на строительство новых жилых домов, и бизнес достаточно резко пошел вверх», — рассказывает Геннадий Щербина.
Дебют на Комендантском, 39, не принес компании большой прибыли, зато дал необходимый опыт.
Строительство первого многоквартирного дома на Комендантском пр д. 39, корп 1.
Как Группа «Эталон» стала одним из лидеров жилищного строительства в россии
смотреть инфографику
квартал «галактика»
Shagal
Собственная цифровая среда дала дополнительный толчок к развитию строительных технологий. «Еще когда мы только начали увлекаться ТИМ, мы понимали, что эта технология позволяет быстрее и качественнее проектировать дома. Но несколько другие дома, нежели было принято строить на тот момент. В последние годы мы обратили внимание на модульное домостроение, которое позволяет ускорить процесс строительства и проектирования, и инвестируем в эту технологию», – рассказывает Геннадий Щербина.

При этом технология подходит как для массового жилья, так и для премиальной недвижимости – все зависит от «начинки» модулей.
Строительное ускорение
модули
«Модули хороши тем, что они позволяют конфигурировать дом в любом месте, любых габаритов, с любой квартирографией, и очень быстро. А с учетом системы проектного финансирования скорость проектирования и строительства очень важна. Как только получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, я получаю деньги с эскроу-счетов, отдаю кредиты и получаю прибыль»
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
квартал Shagal
IPO на Лондонской бирже состоялось в 2011 году. Общий объем полученных в результате размещения денежных средств составил $ 575 млн
Группа «Эталон» IPO
«Мы видели, как строят западные компании, как быстро у них все получается, с меньшим количеством проектировщиков и строителей. Это было дорогое удовольствие: программное обеспечение, обучение – все это стоило больших денег. Но я убедил акционеров, что этим надо заниматься. И сейчас мы понимаем, что были правы»
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
строительное ускорение
Успешное прохождение компанией кризисного периода и укрепление ее позиций на рынке после стабилизации экономики обеспечили повышенный интерес к компании среди новых инвесторов. «Мы вышли достаточно успешно и своевременно. Эти деньги были чрезвычайно важны в то время, чтобы прыгнуть еще выше, на них мы приобрели достаточно большой объем земельных участков в Москве и в Петербурге», – вспоминает Геннадий Щербина.

«Своевременно» – подходящее слово, если учитывать, что компания решила повторить свой успех в 2021 году. Повторное размещение на Лондонской бирже принесло «Эталону» еще примерно $150 млн.

Своевременной оказалась и ставка на развитие «цифры». В 2012 году «Эталон» одним из первых в России начал внедрять технологии информационного моделирования (ТИМ).
До конца следующего года «Эталон» планирует закончить «оцифровку» всего строительного цикла — от сценария принятия решения о покупке земельного участка до взаимодействия с клиентами и эксплуатации готового проекта. «Как только мы найдем подходящий участок, мы сможем загрузить его в систему, и робот мастер-планировщик нарисует нам будущий проект во всех деталях. После этого мы начинаем считать деньги и сразу понимаем, выгодно нам это или невыгодно. Через год мы будем владеть всеми современными технологиями для наиболее точных прогнозов», - поделился Геннадий Щербина.

Уже сейчас диджитализация каналов продаж, процесса покупки недвижимости и регистрации сделки экономит покупателям время, а приложение «Мой Дом Эталон» помогает жителям отправлять заявки и обращения, вызывать мастеров, следить за показаниями счетчиков, оценивать качество оказанных услуг, получать оперативную информацию от управляющей компании. В будущем «Эталон» планирует запустить единое мобильное приложение, сопровождающее клиента с момента выбора квартиры до передачи показаний и оплаты коммунальных услуг.

Цифровые решения для каждого из этапов девелоперского цикла объединены в многомодульную облачную платформу CONTRUST. Это собственная разработка Группы «Эталон». «Мы пытались привлекать внешних разработчиков, пытались приобретать компании — опыт оказался негативный. Мы не хотим оказаться в ситуации, когда недобросовестные подрядчики начинают диктовать свои условия. Поэтому у нас должно быть все свое, и разработанное только для нас», — говорит Геннадий Щербина.
Будет совершенствоваться и цифровое общение с клиентами — покупателями и жителями готовых домов.
Пример проекта на основе ТИМ-технологий
применение ТИМ-технологий в группе «эталон»
Собственная цифровая среда дала дополнительный толчок к развитию строительных технологий. «Еще когда мы только начали увлекаться ТИМ, мы понимали, что эта технология позволяет быстрее и качественнее проектировать дома. Но несколько другие дома, нежели было принято строить на тот момент. В последние годы мы обратили внимание на модульное домостроение, которое позволяет ускорить процесс строительства и проектирования, и инвестируем в эту технологию», – рассказывает Геннадий Щербина.

При этом технология подходит как для массового жилья, так и для премиальной недвижимости – все зависит от «начинки» модулей.
Строительное ускорение
модули
«Модули хороши тем, что они позволяют конфигурировать дом в любом месте, любых габаритов, с любой квартирографией, и очень быстро. А с учетом системы проектного финансирования скорость проектирования и строительства очень важна. Как только получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, я получаю деньги с эскроу-счетов, отдаю кредиты и получаю прибыль»

Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
квартал Shagal
IPO на Лондонской бирже состоялось в 2011 году. Общий объем полученных в результате размещения денежных средств составил $575 млн
Группа «Эталон» IPO
«Мы видели, как строят западные компании, как быстро у них все получается, с меньшим количеством проектировщиков и строителей. Это было дорогое удовольствие: программное обеспечение, обучение – все это стоило больших денег. Но я убедил акционеров, что этим надо заниматься. И сейчас мы понимаем, что были правы»
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
строительное ускорение
Успешное прохождение компанией кризисного периода и укрепление ее позиций на рынке после стабилизации экономики обеспечили повышенный интерес к компании среди новых инвесторов. «Мы вышли достаточно успешно и своевременно. Эти деньги были чрезвычайно важны в то время, чтобы прыгнуть еще выше, на них мы приобрели достаточно большой объем земельных участков в Москве и в Петербурге», – вспоминает Геннадий Щербина.

«Своевременно» – подходящее слово, если учитывать, что компания решила повторить свой успех в 2021 году. Повторное размещение на Лондонской бирже принесло «Эталону» еще примерно $150 млн.
Своевременной оказалась и ставка на развитие «цифры». В 2012 году «Эталон» одним из первых в России начал внедрять технологии информационного моделирования (ТИМ).
До конца следующего года «Эталон» планирует закончить «оцифровку» всего строительного цикла — от сценария принятия решения о покупке земельного участка до взаимодействия с клиентами и эксплуатации готового проекта. «Как только мы найдем подходящий участок, мы сможем загрузить его в систему, и робот мастер-планировщик нарисует нам будущий проект во всех деталях. После этого мы начинаем считать деньги и сразу понимаем, выгодно нам это или невыгодно. Через год мы будем владеть всеми современными технологиями для наиболее точных прогнозов», - поделился Геннадий Щербина.
Уже сейчас диджитализация каналов продаж, процесса покупки недвижимости и регистрации сделки экономит покупателям время, а приложение «Мой Дом Эталон» помогает жителям отправлять заявки и обращения, вызывать мастеров, следить за показаниями счетчиков, оценивать качество оказанных услуг, получать оперативную информацию от управляющей компании. В будущем «Эталон» планирует запустить единое мобильное приложение, сопровождающее клиента с момента выбора квартиры до передачи показаний и оплаты коммунальных услуг.

Цифровые решения для каждого из этапов девелоперского цикла объединены в многомодульную облачную платформу CONTRUST. Это собственная разработка Группы «Эталон». «Мы пытались привлекать внешних разработчиков, пытались приобретать компании – опыт оказался негативный. Мы не хотим оказаться в ситуации, когда недобросовестные подрядчики начинают диктовать свои условия. Поэтому у нас должно быть все свое, и разработанное только для нас», – говорит Геннадий Щербина.
Будет совершенствоваться и цифровое общение с клиентами — покупателями и жителями готовых домов.
Пример проекта на основе ТИМ-технологий
применение ТИМ-технологий в группе «эталон»
А летом 2017 года компания начала строительство своего первого объекта бизнес-класса в Москве. «Серебряный фонтан» стал для «Эталона» еще и первым масштабным проектом редевелопмента промышленной территории в столице, своего рода пробой сил перед реализацией мегапроекта «ЗИЛ-Юг».

Благодаря покупке 100% долей в проекте «ЗИЛ-Юг», а также приобретению и интеграции компании «Лидер-Инвест» в 2019 году Группа «Эталон» заняла второе место по данным рейтинга застройщиков РФ по количеству проектов в Москве и вошла в ТОП-10 – по объему продаж и объему текущего строительства. Вновь наступил момент поиска новых возможностей для развития.
новые возможности
Первым проектом комплексного освоения на новом рынке стали «Изумрудные холмы» в подмосковном Красногорске в 2009 году.
«зеленая река»
Региональная экспансия
Еще в 2006 году «Эталон» ощутил свой потенциал для расширения бизнеса в других регионах. «Мы занимали от 11 до 14% рынка города — это очень много. При этом ресурсов было с избытком, и мы приняли решение выходить в Москву. Приобрели в Москве небольшую строительную компанию и начали работать», — говорит Геннадий Щербина.

Экспансия в Москву началась уже под брендом «Эталон-Инвест».
Компанию интересуют прежде всего города-миллионники, имеющие хороший потенциал развития рынка недвижимости.
В 2020 году «Эталон» принял новую, рассчитанную до 2024 года стратегию, в которой наметил региональную экспансию.
«На сегодняшний день мы вышли в Омск, Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург также мы рассматриваем варианты выхода в другие регионы», – отмечает Геннадий Щербина. В 2022 году «Эталон» планирует открыть продажи в новых проектах в Петербурге, новых очередях в проектах в Москве и запустить проекты в новых регионах. Всего в продажу будет выведено более 800 тысяч м2 продаваемых площадей».

Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
на заре рынка и технологий
«Мы должны прежде всего быть эффективной компанией с точки зрения себестоимости. Потому что можно иметь 300 га где-то в степи и говорить о большом земельном банке, но каждый метр земли должен использоваться эффективно. Наша задача — сделать все, чтобы каждый вложенный рубль приносил прибыль», — говорит Геннадий Щербина.

Дальнейшая стратегия компании предполагает рост, а значит, в арсенале девелопера будут появляться все новые технологические платформы, решения и проекты.
Также в ближайших планах компании дальнейшее развитие цифровых технологий, приобретение новых земельных участков и работа с себестоимостью.
Жилой комплекс «Изумрудные Холмы»
botanica
«серебряный фонтан»
* Шагал, Ботаника, АЙ-ПИ-О, КОНТРАСТ

ЖК Летний сад - ООО «Управляющая компания «Дмитровская». Проектная декларация
ЖК Серебряный фонтан - АО «Специализированный застройщик «Серебряный фонтан». Проектная декларация
ЖК Изумрудные холмы - АО «ЗАТОНСКОЕ». Проектная декларация
ЖК Shagal – ООО "Специализированный Застройщик "Зил-Юг". Проектная декларация
ЖК Зеленая река - "Специализированный Застройщик "ЭТАЛОН-ОМСК". Проектная декларация

При подготовке спецпроекта использовались материалы книги «Эталон успеха» Заренкова В.А.
А летом 2017 года компания начала строительство своего первого объекта бизнес-класса в Москве. «Серебряный фонтан» стал для «Эталона» еще и первым масштабным проектом редевелопмента промышленной территории в столице, своего рода пробой сил перед реализацией мегапроекта «ЗИЛ-Юг».

Благодаря покупке 100% долей в проекте «ЗИЛ-Юг», а также приобретению и интеграции компании «Лидер-Инвест» в 2019 году Группа «Эталон» заняла второе место по данным рейтинга застройщиков РФ по количеству проектов в Москве и вошла в ТОП-10 – по объему продаж и объему текущего строительства. Вновь наступил момент поиска новых возможностей для развития.
новые возможности
Первым проектом комплексного освоения на новом рынке стали «Изумрудные холмы» в подмосковном Красногорске в 2009 году.
«зеленая река»
Региональная экспансия
Еще в 2006 году «Эталон» ощутил свой потенциал для расширения бизнеса в других регионах. «Мы занимали от 11 до 14% рынка города – это очень много. При этом ресурсов было с избытком, и мы приняли решение выходить в Москву. Приобрели в Москве небольшую строительную компанию и начали работать», – говорит Геннадий Щербина.

Экспансия в Москву началась уже под брендом «Эталон-Инвест».
Компанию интересуют прежде всего города-миллионники, имеющие хороший потенциал развития рынка недвижимости.
В 2020 году «Эталон» принял новую, рассчитанную до 2024 года стратегию, в которой наметил региональную экспансию.
«На сегодняшний день мы вышли в Омск, Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург также мы рассматриваем варианты выхода в другие регионы», – отмечает Геннадий Щербина. В 2022 году «Эталон» планирует открыть продажи в новых проектах в Петербурге, новых очередях в проектах в Москве и запустить проекты в новых регионах. Всего в продажу будет выведено более 800 тысяч м2 продаваемых площадей».
Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
на заре рынка и технологий
«Мы должны прежде всего быть эффективной компанией с точки зрения себестоимости. Потому что можно иметь 300 га где-то в степи и говорить о большом земельном банке, но каждый метр земли должен использоваться эффективно. Наша задача – сделать все, чтобы каждый вложенный рубль приносил прибыль», – говорит Геннадий Щербина.

Дальнейшая стратегия компании предполагает рост, а значит, в арсенале девелопера будут появляться все новые технологические платформы, решения и проекты.
Также в ближайших планах компании дальнейшее развитие цифровых технологий, приобретение новых земельных участков и работа с себестоимостью.
Жилой комплекс «Изумрудные Холмы»
botanica
«серебряный фонтан»
* Шагал, Ботаника, АЙ-ПИ-О, КОНТРАСТ

ЖК Летний сад - ООО «Управляющая компания «Дмитровская». Проектная декларация
ЖК Серебряный фонтан - АО «Специализированный застройщик «Серебряный фонтан». Проектная декларация
ЖК Изумрудные холмы - АО «ЗАТОНСКОЕ». Проектная декларация
ЖК Shagal – ООО "Специализированный Застройщик "Зил-Юг". Проектная декларация
ЖК Зеленая река - "Специализированный Застройщик "ЭТАЛОН-ОМСК". Проектная декларация

При подготовке спецпроекта использовались материалы книги «Эталон успеха» Заренкова В.А.
На заре рынка и технологий
История Группы «Эталон» начинается еще в Советском Союзе. Правда, сам бренд «Эталон» появился позже, и даже известное многим «имя-предшественник» ЛенСпецСМУ прозвучало не сразу.

В 1987 году государство поставило задачу развивать электронную промышленность. Для производства чипов и микросхем требовались так называемые «чистые комнаты» с идеально горизонтальными полами и идеально вертикальными стенами. Чтобы они появились, в объединении «Союзэлектронстрой» было сформировано Ленинградское специализированное ремонтно-строительное управление — ЛенСпецРСУ.
Годом позже ремонтно-строительное управление стало строительно-монтажным, сменив аббревиатуру на ЛенСпецСМУ.
Первые клиенты действительно относились к электронной промышленности. Заказы были, но рассчитывались клиенты нерегулярно. Серьезные планы были на государственные подряды, но перестройка пошла по другому сценарию. Когда заказы в рамках госплана прекратились, предприятие оказалось на грани закрытия. В то же время в стране росло кооперативное движение, началась приватизация.

Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
«Будущий многолетний руководитель компании Вячеслав Заренков с командой выкупили акции этого предприятия, и началась собственно самостоятельная жизнь ЛенСпецСМУ».

В самом начале свободного плавания предстояло сохранить «бренд», за которым уже была определенная репутация.
Название принадлежало государственному предприятию, и сохранить его акционерной компании не разрешали. Тогда Вячеслав Заренков потребовал документ, в котором было бы четко указано, что использование названия недопустимо, и в конце концов имя «ЛенСпецСМУ» удалось отстоять. Дальше нужно было решать, что строить и где. Строить жилье без участия государства оказалось возможным только лишь в пригородах Ленинграда.
Дебют на Комендантском, 39, не принес компании большой прибыли, зато дал необходимый опыт.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА НА КОМЕНДАНТСКОМ ПР Д. 39, КОРП 1.

В 1996 году был построен первый дом на Комендантском проспекте. Четырнадцатиэтажный дом на 172 квартиры был построен по кирпично-монолитной технологии — это было ноу-хау на рынке.

«Вячеслав Заренков разработал кирпично-монолитную технологию строительства, которая позволила строить быстро, качественно и надежно. Потом компания стала применять новую уникальную технологию строительства фасадов. Если вы посмотрите, то фасады ЛенСпецСМУ в то время сильно выделялись. И поэтому мы начали привлекать достаточно большое количество дольщиков, которые с удовольствием приобретали квартиры в наших домах. Деньги от продажи шли на строительство новых жилых домов, и бизнес достаточно резко пошел вверх», — рассказывает Геннадий Щербина.
период масштабирования
По мере становления компании формировался вертикально интегрированный холдинг. Чтобы как можно меньше зависеть от сторонних поставщиков и подрядчиков, в 1997 году учредители создали «ЛенСпецСМУ-Монолит», затем появилась «ЛенСпецСМУ-Реконструкция» и другие генподрядные организации. По мере необходимости в составе холдинга появлялись субподрядные организации, отдельная компания была создана для управления недвижимостью.
Такой мощный холдинг мог браться уже не только за точечные проекты, но и за комплексную квартальную застройку.
В начале 2000-х комплексное развитие территорий тоже было новым словом в строительстве — ЛенСпецСМУ одним из первых начал возводить целые микрорайоны, связанные единой концепцией, в которых вместе с жилыми домами появлялись школы, детские сады, торгово-развлекательные и бизнес-центры.

«Чем привлекательны такие проекты — там есть, где разогнаться фантазии. Если брать точечную застройку, мы вынуждены вписывать наш проект в существующее окружение, делать не то, что хочется, а то, что можно. Если же брать масштабный проект, то там можно строить с чистого листа и предложить будущим жителям максимальный выбор форматов и планировок, как в нашем крупнейшем проекте Shagal в Москве: там есть и двухэтажные таунхаусы, и стометровые башни, и школы, и детские сады, и парковые территории. И все необходимое – в одном районе, на расстоянии короткой пешей прогулки. Как это называют на Западе, «15-минутный город», – поясняет Геннадий Щербина.
«Юбилейный квартал»
квартал «галактика»
Shagal
Тогда же, в начале 2000-х, и началась история бренда «Эталон». Сначала это имя появилось в названии первого бизнес-центра, построенного компанией.
«Когда был создан «правильный» вертикально интегрированный строительный холдинг, в который входило достаточно большое количество предприятий, было принято решение, что постепенно компания должна переходить от исторического ЛенСпецСМУ к современному «Эталон». Это был достаточно длинный путь, который мы завершили только в прошлом году, объединив все активы под единым брендом», — говорит Геннадий Щербина.
В целом, ранние 2000-е стали периодом бурного роста компании.

Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
«С того момента как в Петербурге появился рынок земельных участков, наш бизнес начал расширяться, мы стали строить больше, зарабатывать больше, покупать земельные участки и в конце концов стали одним из крупнейших застройщиков города. Как раз, когда я пришел в компанию — в 2003 году, был период резкого набора высоты. Вплоть до кризиса 2008−2009 годов».

Чувство времени и собственные разработки
Кризис немного замедлил реализацию амбициозных планов компании. Еще до его начала была запущена подготовка к IPO. Управляющая компания «Эталон-ЛенСпецСМУ» занималась разработкой стратегии, определением ключевых направлений развития, созданием системы корпоративного управления, централизацией финансовых, контрольных и юридических функций, подготовкой консолидированной отчетности по международным стандартам.

В 2008 году основные действия по подготовке были завершены, и компания была готова к началу работы с потенциальными инвесторами. Но на фоне кризисных явлений в мировой экономике планы по привлечению акционерного капитала были пересмотрены. В течение нескольких ближайших лет основные усилия были направлены на поддержание финансовой устойчивости, повышение эффективности в основном бизнесе, запуск первых проектов в Московском регионе.
IPO на Лондонской бирже состоялось в 2011 году. Общий объем полученных в результате размещения денежных средств составил $575 млн
Успешное прохождение компанией кризисного периода и укрепление ее позиций на рынке после стабилизации экономики обеспечили повышенный интерес к компании среди новых инвесторов. «Мы вышли достаточно успешно и своевременно. Эти деньги были чрезвычайно важны в то время, чтобы прыгнуть еще выше, на них мы приобрели достаточно большой объем земельных участков в Москве и в Петербурге», – вспоминает Геннадий Щербина.

«Своевременно» – подходящее слово, если учитывать, что компания решила повторить свой успех в 2021 году. Повторное размещение на Лондонской бирже принесло «Эталону» еще примерно $150 млн.
Своевременной оказалась и ставка на развитие «цифры». В 2012 году «Эталон» одним из первых в России начал внедрять технологии информационного моделирования (ТИМ).

Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
«Мы видели, как строят западные компании, как быстро у них все получается, с меньшим количеством проектировщиков и строителей. Это было дорогое удовольствие: программное обеспечение, обучение – все это стоило больших денег. Но я убедил акционеров, что этим надо заниматься. И сейчас мы понимаем, что были правы»

До конца следующего года «Эталон» планирует закончить «оцифровку» всего строительного цикла — от сценария принятия решения о покупке земельного участка до взаимодействия с клиентами и эксплуатации готового проекта. «Как только мы найдем подходящий участок, мы сможем загрузить его в систему, и робот мастер-планировщик нарисует нам будущий проект во всех деталях. После этого мы начинаем считать деньги и сразу понимаем, выгодно нам это или невыгодно. Через год мы будем владеть всеми современными технологиями для наиболее точных прогнозов», - поделился Геннадий Щербина.
Будет совершенствоваться и цифровое общение с клиентами — покупателями и жителями готовых домов.
Уже сейчас диджитализация каналов продаж, процесса покупки недвижимости и регистрации сделки экономит покупателям время, а приложение «Мой Дом Эталон» помогает жителям отправлять заявки и обращения, вызывать мастеров, следить за показаниями счетчиков, оценивать качество оказанных услуг, получать оперативную информацию от управляющей компании. В будущем «Эталон» планирует запустить единое мобильное приложение, сопровождающее клиента с момента выбора квартиры до передачи показаний и оплаты коммунальных услуг.

Цифровые решения для каждого из этапов девелоперского цикла объединены в многомодульную облачную платформу CONTRUST. Это собственная разработка Группы «Эталон». «Мы пытались привлекать внешних разработчиков, пытались приобретать компании – опыт оказался негативный. Мы не хотим оказаться в ситуации, когда недобросовестные подрядчики начинают диктовать свои условия. Поэтому у нас должно быть все свое, и разработанное только для нас», – говорит Геннадий Щербина.

применение ТИМ-технологий в группе «эталон»

Строительное ускорение
Собственная цифровая среда дала дополнительный толчок к развитию строительных технологий. «Еще когда мы только начали увлекаться ТИМ, мы понимали, что эта технология позволяет быстрее и качественнее проектировать дома. Но несколько другие дома, нежели было принято строить на тот момент. В последние годы мы обратили внимание на модульное домостроение, которое позволяет ускорить процесс строительства и проектирования, и инвестируем в эту технологию», – рассказывает Геннадий Щербина.

При этом технология подходит как для массового жилья, так и для премиальной недвижимости – все зависит от «начинки» модулей.

Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
«Модули хороши тем, что они позволяют конфигурировать дом в любом месте, любых габаритов, с любой квартирографией, и очень быстро. А с учетом системы проектного финансирования скорость проектирования и строительства очень важна. Как только получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, я получаю деньги с эскроу-счетов, отдаю кредиты и получаю прибыль».

Региональная экспансия
Еще в 2006 году «Эталон» ощутил свой потенциал для расширения бизнеса в других регионах. «Мы занимали от 11 до 14% рынка города – это очень много. При этом ресурсов было с избытком, и мы приняли решение выходить в Москву. Приобрели в Москве небольшую строительную компанию и начали работать», – говорит Геннадий Щербина.

Экспансия в Москву началась уже под брендом «Эталон-Инвест».
Первым проектом комплексного освоения на новом рынке стали «Изумрудные холмы» в подмосковном Красногорске в 2009 году.

Жилой комплекс «Изумрудные Холмы»

А летом 2017 года компания начала строительство своего первого объекта бизнес-класса в Москве. «Серебряный фонтан» стал для «Эталона» еще и первым масштабным проектом редевелопмента промышленной территории в столице, своего рода пробой сил перед реализацией мегапроекта «ЗИЛ-Юг».

Благодаря покупке 100% долей в проекте «ЗИЛ-Юг», а также приобретению и интеграции компании «Лидер-Инвест» в 2019 году Группа «Эталон» заняла второе место по данным рейтинга застройщиков РФ по количеству проектов в Москве и вошла в ТОП-10 – по объему продаж и объему текущего строительства. Вновь наступил момент поиска новых возможностей для развития.
BOTANICA
«СЕРЕБРЯНЫЙ ФОНТАН»
В 2020 году «Эталон» принял новую, рассчитанную до 2024 года стратегию, в которой наметил региональную экспансию.
Компанию интересуют прежде всего города-миллионники, имеющие хороший потенциал развития рынка недвижимости.

Геннадий Щербина
президент Группы «Эталон»
«На сегодняшний день мы вышли в Омск, Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург также мы рассматриваем варианты выхода в другие регионы», – отмечает Геннадий Щербина. В 2022 году «Эталон» планирует открыть продажи в новых проектах в Петербурге, новых очередях в проектах в Москве и запустить проекты в новых регионах. Всего в продажу будет выведено более 800 тысяч м2 продаваемых площадей».

Также в ближайших планах компании дальнейшее развитие цифровых технологий, приобретение новых земельных участков и работа с себестоимостью.
«Мы должны прежде всего быть эффективной компанией с точки зрения себестоимости. Потому что можно иметь 300 га где-то в степи и говорить о большом земельном банке, но каждый метр земли должен использоваться эффективно. Наша задача – сделать все, чтобы каждый вложенный рубль приносил прибыль», – говорит Геннадий Щербина.

Дальнейшая стратегия компании предполагает рост, а значит, в арсенале девелопера будут появляться все новые технологические платформы, решения и проекты.
* Шагал, Ботаника, АЙ-ПИ-О, КОНТРАСТ

ЖК Летний сад - ООО «Управляющая компания «Дмитровская». Проектная декларация
ЖК Серебряный фонтан - АО «Специализированный застройщик «Серебряный фонтан». Проектная декларация
ЖК Изумрудные холмы - АО «ЗАТОНСКОЕ». Проектная декларация
ЖК Shagal – ООО "Специализированный Застройщик "Зил-Юг". Проектная декларация
ЖК Зеленая река - "Специализированный Застройщик "ЭТАЛОН-ОМСК". Проектная декларация

При подготовке спецпроекта использовались материалы книги «Эталон успеха» Заренкова В.А.
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right