Волшебник театра балета
спецпроект, посвященный 75-летию ХОРЕОГРАФА
банк ВТБ

Путеводитель по творческой вселенной Бориса Эйфмана

Контуры судьбы
Создателя своего театра, своей танцующей галактики, которого критики называют «классиком современного балета», «театральным волшебником», «хореографом будущего», однажды в детстве спасла судьба, когда он случайно остался один на саночках среди снежных сибирских степей. Уже засыпанный с головой колкими хлопьями, он кричал так, что его услышали. По жизни ему также придется «кричать», пробивать глухую, холодную стену непонимания и неприятия. Судьба – это еще и ты сам, это внутренняя сила, которая творит биографию.
Борис Эйфман в детстве
Борис Эйфман родился в Алтайском крае, в послевоенном 1946 году в семье, не связанной ни с балетом, ни с театром. И вдруг возникла в нем непреодолимая любовь к танцу. В 6 лет ему уже хотелось пересказать движениями «Руслана и Людмилу», в 13 он завел тетрадь для записей своих «первых постановок», а в 1959-м, поступив на хореографическое отделение Кишиневского училища, вскоре сам начал руководить небольшой балетной труппой. Но юному Эйфману не давал покоя вопрос – рожден ли он для сочинения танца?
И вот лет в 16, впервые приехав в Петербург и, пораженный его таинственной красотой, он дал себе клятву, что будет здесь жить и работать и обязательно станет хореографом. Исполнение этой мечты потребовало огромного труда, силы воли, характера, целеустремленности и той «силы голоса», которая спасла его в снежной вьюге.
На пути к успеху
Борис Эйфман в детстве
В 1966 году Борис Эйфман поступил на балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Герой этого рассказа был бы, наверное, совсем другим, не окажись он в Петербурге. И этот город, в свою очередь, сегодня тоже был бы иным, если бы в нем не жил и не творил Борис Эйфман, недавно заслуженно ставший его почетным гражданином.
детство Бориса Эйфмана
Борис Эйфман в молодости
Борис Эйфман на съемках фильма-балета «Вариации на тему рококо»
Борис Эйфман на съемках фильма-балета «Вариации на тему рококо»
Создание своего театра
За время учебы Эйфман начал ставить свои первые балеты с выпускниками Ленинградского академического хореографического училища
им. А. Я. Вагановой: «Жизни навстречу»
Д. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова,
В. Арзуманова (1970), «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. Глинки и другие. На втором курсе он уже получил от телевидения заказ на постановку балета «Вариации на тему рококо» П. Чайковского. А на экзамене по специальности его «Колыбельную» на музыку Д. Шостаковича комиссия и критика оценили как «явление в хореографии».
И, наконец, выпускник консерватории ставит свою дипломную работу – «Гаянэ» (1972) на музыку
А. Хачатуряна, показанную на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Для этой постановки он написал новое либретто, выступив в роли драматурга, что впоследствии станет художественным кредо Бориса Эйфмана, для которого «драматургия балета – это не сюита танцевальных сцен, а пластическое действие, где всё подчинено мысли».

Так подводился итог 6-летней жизни в Ленинграде и профессионального становления. С этого момента, по признанию хореографа, он «обрек себя на вечные мытарства этой ужасной неблагодарной, изнуряющей, но самой прекрасной театральной профессии».
С успехом окончив Ленинградскую консерваторию, Борис Эйфман уходит на годичную службу в армию (ансамблю песни и танца ЛВО требовался балетмейстер), о чем вспоминает с неожиданной теплотой и юмором. После армии он продолжает работу в ЛАХУ им. А. Я. Вагановой, осуществляя постановки на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова: «Русская симфония» (1973)
В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку
Р. Щедрина, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша и другие. Он становится автором фильмов-балетов «Три сочинения», «Кровавое солнце» и целого ряда других.
Время перемен
Он «вернулся в свой город»
Борис Эйфман И ЛЕОНИД ЯКОБСОН
Борис Эйфман И ЛЕОНИД ЯКОБСОН
Премьера Балета «Гаянэ»
Уже эти ранние постановки были открытием для балетной публики. Эйфман обнажал иную выразительность движения, усложняя и преобразуя классическую основу элементами модерна. В его постановках ощущалась та свобода хореографического мышления, которая вела к оригинальности пластических находок. На счету Эйфмана появляются победы на различных конкурсах и немало успешных балетов: «Жар-птица»
И. Стравинского (1975) в Кировском театре, показанная также на гастролях в Москве и Японии. «Гаянэ» – балет в 3-х действиях на музыку
А. Хачатуряна, поставленный не только в Ленинградском Малом театре оперы и балета, но и в Большом театре г. Лодзь, (Польша, 1975) и в Театре оперы и балета Риги, (Латвия, 1976). К этим первым большим успехам его вел упорный каждодневный труд, требовавший полной самоотдачи и осознания своего предназначения.
Творческий дар Эйфмана становился все заметнее, и неудивительно, что именно ему в 1977 году предложили возглавить хореографический коллектив при Ленконцерте. Художественному руководителю пришлось приложить немало усилий, чтобы создать ансамбль, способный творить искусство. Он пригласил талантливых артистов – легендарную балерину, народную артистку РСФСР Аллу Осипенко, ее партнера по Кировскому театру Джона Марковского — и увидел перспективы творческого роста молодых талантов – Валерия Михайловского, который уже через несколько лет получит звание Заслуженного артиста РСФСР, и Валентины Морозовой, ставшей народной артисткой России. И вместе со всем коллективом он начал создавать профессиональную труппу своего авторского театра.
ПРЕМЬЕРА БалетА «Гаянэ»
Балет «Гаянэ»
Балет «Гаянэ»
Борис Эйфман на репетиции балета «Жар-птица»
Борис Эйфман на репетиции балета «Жар-птица»
Хореограф-психолог, хореограф-драматург
Борис Эйфман
«Он обогатил наше духовное пространство»
О Борисе Эйфмане, его искусстве написаны тысячи статей, сняты фильмы, издаются книги. Его постановки не раз с триумфом обошли планету. Но движение к совершенному спектаклю заставляет его идти вперед, экспериментировать, дарить зрителю незабываемые чувства, что-то новое, доселе неведомое. В период постановки «Чайки», размышляя об одном чеховском герое, Эйфман заметил: «…он внес свою тему, свои страдания в нашу картину мира… он обогатил наше духовное пространство».
Это можно отнести и к самому хореографу. Да, наше духовное пространство становится богаче с появлением каждого нового спектакля гениального хореографа. Создатель авторской формулы современной хореографии – «театр балета» – всякий раз свершает открытия не только в области новой балетной эстетики, но и театральной драматургии, в основе которой – проникновение в бесконечность внутреннего мира человека. Именно поэтому постановки Эйфмана всегда волнуют душу, всегда интересны, ведь нет ничего интереснее в искусстве, чем сам человек.
Борис Эйфман в период службы в армии
БОРИС ЭЙФМАН В ПЕРИОД СЛУЖБЫ В АРМИИ
Борис Эйфман на репетиции
Символично, одним из первых спектаклей стал балет на музыку Р. Щедрина «Только любовь» (1977). В самом деле, только любовь — к новому искусству, к творчеству, друг к другу – могла поднимать тогда людей, творивших в условиях безденежья, отсутствия репетиционных залов, во времена жесткой цензуры.

Преодолевая сопротивление властей, Эйфман формировал новую эстетику и новый тип балетного театра. В каждой постановке он воплощал свою главную идею: «Сложнейшая тема человеческих отношений, вскрытие глубинных тайников души может быть проанализирована тончайшим из инструментов – пластикой человеческого тела». Это, прежде всего, относилось к шедевру – не раз в те годы запрещаемому цензурой – «Двухголосие» (1977) на музыку Pink Floyd и к балету «Идиот» (1980) на музыку П. Чайковского по роману
Ф. Достоевского.
Афиша дебютных выступлений труппы Бориса Эйфмана
Афиша дебютных выступлений труппы Бориса Эйфмана
Балет «Двухголосие»
Балет «ДВУХГОЛОСИЕ»
Балет «Идиот»
БАЛЕТ «ИДИОТ»
Первое десятилетие проходило под знаком изнурительной борьбы за право быть не таким, как все. Эйфман отразил это в миниатюре «Познание» (1981) на музыку Т. Альбинони, где человек ищет выхода, мучительно стараясь вырваться, отделиться от безликой толпы.
Балет «Познание»
БАЛЕТ «ПОЗНАНИЕ»
Переломным моментом в отношении к своему театру Эйфман считает 1987 год, когда он поставил «Мастера и Маргариту» по мотивам романа М. Булгакова. Он решил забыть о цензуре, не надеясь даже, что его постановку вообще пропустят. Но времена изменились. И, по его воспоминаниям, в глазах комиссии он «вдруг из «диссидента» превратился в лидера искусства новой России. С 1987 года линия судьбы пошла вверх». Театр получает свою репетиционную базу, звание государственного, а художественный руководитель – первую серьезную награду. У труппы постепенно появляется возможность показать свое искусство на ведущих площадках мира.
Наступала новая эра – свободы от диктата идеологии и несвободы от диктата рынка. Теперь хореографу приходилось бороться за свои идеи, за свое право на мысль уже в других обстоятельствах. Это было время изломов, что отразилось в хореографии изломанных линий балетов тех лет, особенно в редакции «Реквиема» на музыку В. А. Моцарта после 1991 года. Балет Эйфмана становился «электрокардиограммой эпохи».
Мотив «Реквиема» проступает и в балете «Чайковский» (1993), поставленном в год 100-летия со дня смерти композитора на музыку самого Петра Ильича. И, что характерно для Эйфмана, здесь воплотилась очень личная для него тема: «…тип художника, олицетворяемый Чайковским, очень близок мне. По сути, вся его жизнь – это борьба за возможность творить».
Балет «Мастер и Маргарита»
БАЛЕТ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Балет «Реквием»
БАЛЕТ «РЕКВИЕМ»
Балет «Чайковский»
БАЛЕТ «ЧАЙКОВСКИЙ»
Борис Эйфман часто обращается к произведениям классической литературы, каждый раз открывая «неизвестное в известном», прочитывая то, что таится между строк.

Так он прочитал «Анну Каренину», передав в танце не схему романа, а его тайну, воплощая на сцене всю глубину психоанализа Толстого. «Онегин» также раскрыл хореографу самые закодированные свои страницы. Вглядываясь в сны героев Пушкина, Эйфман проникает в сокровенный мир души, лишний раз доказывая, что эпитет «психологический» в отношении его Театра – не пустой звук. В балете «По ту сторону греха» поражает постижение философии Достоевского, актуальных вопросов свободы, тяжелого исторического наследия.
Обращение к литературным источникам стало визитной карточкой Театра. Однако довольно часто Эйфман сам «источник» сюжетов своих балетов, где он как драматург размышляет о выдающихся людях, о том, как жизнь художника, его переживания, страсти, переплетаются с образами, им создаваемыми. В постановке «Роден, ее вечный идол» он пластически говорит о тайнах ремесла скульптора, столь похожего на его собственное искусство. Его «Красная Жизель» – не о Жизели, а о драме балерины, ее исполнявшей. Его новый балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – это авторская драматургия о трагическом столкновении комедиографа и его героя. Балет «Русский Гамлет» – не сюжет Шекспира, а сюжет Эйфмана, увидевшего историю русского принца через призму великой трагедии.
Борис Эйфман
Балет «Красная Жизель»
БАЛЕТ «КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ»
Балет «Евгений Онегин»
БАЛЕТ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Балет «Анна Каренина»
БАЛЕТ «Анна каренина»
Балет «Роден, ее вечный идол»
БАЛЕТ «РОДЕН, ЕЕ ВЕЧНЫЙ ИДОЛ»
Контуры судьбы
Создателя своего театра, своей танцующей галактики, которого критики называют «классиком современного балета», «театральным волшебником», «хореографом будущего», однажды в детстве спасла судьба, когда он случайно остался один на саночках среди снежных сибирских степей. Уже засыпанный с головой колкими хлопьями, он кричал так, что его услышали. По жизни ему также придется «кричать», пробивать глухую, холодную стену непонимания и неприятия. Судьба – это еще и ты сам, это внутренняя сила, которая творит биографию.
Борис Эйфман в детстве
Борис Эйфман родился в Алтайском крае, в послевоенном 1946 году в семье, не связанной ни с балетом, ни с театром. И вдруг возникла в нем непреодолимая любовь к танцу. В 6 лет ему уже хотелось пересказать движениями «Руслана и Людмилу», в 13 он завел тетрадь для записей своих «первых постановок», а в 1959-м, поступив на хореографическое отделение Кишиневского училища, вскоре сам начал руководить небольшой балетной труппой. Но юному Эйфману не давал покоя вопрос – рожден ли он для сочинения танца?
И вот лет в 16, впервые приехав в Петербург и, пораженный его таинственной красотой, он дал себе клятву, что будет здесь жить и работать и обязательно станет хореографом. Исполнение этой мечты потребовало огромного труда, силы воли, характера, целеустремленности и той «силы голоса», которая спасла его в снежной вьюге.
На пути к успеху
Борис Эйфман в детстве
В 1966 году Борис Эйфман поступил на балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Герой этого рассказа был бы, наверное, совсем другим, не окажись он в Петербурге. И этот город, в свою очередь, сегодня тоже был бы иным, если бы в нем не жил и не творил Борис Эйфман, недавно заслуженно ставший его почетным гражданином.
детство Бориса Эйфмана
Борис Эйфман в молодости
Борис Эйфман на съемках фильма-балета «Вариации на тему рококо»
Борис Эйфман на съемках фильма-балета «Вариации на тему рококо»
Создание своего театра
За время учебы Эйфман начал ставить свои первые балеты с выпускниками Ленинградского академического хореографического училища им. А. Я. Вагановой: «Жизни навстречу» Д. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова, В. Арзуманова (1970), «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. Глинки и другие. На втором курсе он уже получил от телевидения заказ на постановку балета «Вариации на тему рококо» П. Чайковского. А на экзамене по специальности его «Колыбельную» на музыку Д. Шостаковича комиссия и критика оценили как «явление в хореографии».
И, наконец, выпускник консерватории ставит свою дипломную работу – «Гаянэ» (1972) на музыку А. Хачатуряна, показанную на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Для этой постановки он написал новое либретто, выступив в роли драматурга, что впоследствии станет художественным кредо Бориса Эйфмана, для которого «драматургия балета – это не сюита танцевальных сцен, а пластическое действие, где всё подчинено мысли».

Так подводился итог 6-летней жизни в Ленинграде и профессионального становления. С этого момента, по признанию хореографа, он «обрек себя на вечные мытарства этой ужасной неблагодарной, изнуряющей, но самой прекрасной театральной профессии».
С успехом окончив Ленинградскую консерваторию, Борис Эйфман уходит на годичную службу в армию (ансамблю песни и танца ЛВО требовался балетмейстер), о чем вспоминает с неожиданной теплотой и юмором. После армии он продолжает работу в ЛАХУ им. А. Я. Вагановой, осуществляя постановки на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова: «Русская симфония» (1973) В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. Щедрина, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша и другие. Он становится автором фильмов-балетов «Три сочинения», «Кровавое солнце» и целого ряда других.
Время перемен
Он «вернулся в свой город»
Борис Эйфман И ЛЕОНИД ЯКОБСОН
Борис Эйфман И ЛЕОНИД ЯКОБСОН
Премьера Балета «Гаянэ»
Уже эти ранние постановки были открытием для балетной публики. Эйфман обнажал иную выразительность движения, усложняя и преобразуя классическую основу элементами модерна. В его постановках ощущалась та свобода хореографического мышления, которая вела к оригинальности пластических находок. На счету Эйфмана появляются победы на различных конкурсах и немало успешных балетов: «Жар-птица» И. Стравинского (1975) в Кировском театре, показанная также на гастролях в Москве и Японии. «Гаянэ» – балет в 3-х действиях на музыку А. Хачатуряна, поставленный не только в Ленинградском Малом театре оперы и балета, но и в Большом театре г. Лодзь, (Польша, 1975) и в Театре оперы и балета Риги, (Латвия, 1976). К этим первым большим успехам его вел упорный каждодневный труд, требовавший полной самоотдачи и осознания своего предназначения.
Творческий дар Эйфмана становился все заметнее, и неудивительно, что именно ему в 1977 году предложили возглавить хореографический коллектив при Ленконцерте. Художественному руководителю пришлось приложить немало усилий, чтобы создать ансамбль, способный творить искусство. Он пригласил талантливых артистов – легендарную балерину, народную артистку РСФСР Аллу Осипенко, ее партнера по Кировскому театру Джона Марковского — и увидел перспективы творческого роста молодых талантов – Валерия Михайловского, который уже через несколько лет получит звание Заслуженного артиста РСФСР, и Валентины Морозовой, ставшей народной артисткой России. И вместе со всем коллективом он начал создавать профессиональную труппу своего авторского театра.
ПРЕМЬЕРА БалетА «Гаянэ»
Балет «Гаянэ»
Балет «Гаянэ»
Борис Эйфман на репетиции балета «Жар-птица»
Борис Эйфман на репетиции балета «Жар-птица»
Хореограф-психолог, хореограф-драматург
Борис Эйфман
«Он обогатил наше духовное пространство»
О Борисе Эйфмане, его искусстве написаны тысячи статей, сняты фильмы, издаются книги. Его постановки не раз с триумфом обошли планету. Но движение к совершенному спектаклю заставляет его идти вперед, экспериментировать, дарить зрителю незабываемые чувства, что-то новое, доселе неведомое. В период постановки «Чайки», размышляя об одном чеховском герое, Эйфман заметил: «…он внес свою тему, свои страдания в нашу картину мира… он обогатил наше духовное пространство».
Это можно отнести и к самому хореографу. Да, наше духовное пространство становится богаче с появлением каждого нового спектакля гениального хореографа. Создатель авторской формулы современной хореографии – «театр балета» – всякий раз свершает открытия не только в области новой балетной эстетики, но и театральной драматургии, в основе которой – проникновение в бесконечность внутреннего мира человека. Именно поэтому постановки Эйфмана всегда волнуют душу, всегда интересны, ведь нет ничего интереснее в искусстве, чем сам человек.
Борис Эйфман в период службы в армии
БОРИС ЭЙФМАН В ПЕРИОД СЛУЖБЫ В АРМИИ
Борис Эйфман на репетиции
Символично, одним из первых спектаклей стал балет на музыку Р. Щедрина «Только любовь» (1977). В самом деле, только любовь — к новому искусству, к творчеству, друг к другу – могла поднимать тогда людей, творивших в условиях безденежья, отсутствия репетиционных залов, во времена жесткой цензуры.

Преодолевая сопротивление властей, Эйфман формировал новую эстетику и новый тип балетного театра. В каждой постановке он воплощал свою главную идею: «Сложнейшая тема человеческих отношений, вскрытие глубинных тайников души может быть проанализирована тончайшим из инструментов – пластикой человеческого тела». Это, прежде всего, относилось к шедевру – не раз в те годы запрещаемому цензурой – «Двухголосие» (1977) на музыку Pink Floyd и к балету «Идиот» (1980) на музыку П. Чайковского по роману Ф. Достоевского.
Афиша дебютных выступлений труппы Бориса Эйфмана
Афиша дебютных выступлений труппы Бориса Эйфмана
Балет «Двухголосие»
Балет «ДВУХГОЛОСИЕ»
Балет «Идиот»
БАЛЕТ «ИДИОТ»
Первое десятилетие проходило под знаком изнурительной борьбы за право быть не таким, как все. Эйфман отразил это в миниатюре «Познание» (1981) на музыку Т. Альбинони, где человек ищет выхода, мучительно стараясь вырваться, отделиться от безликой толпы.
Балет «Познание»
БАЛЕТ «ПОЗНАНИЕ»
Переломным моментом в отношении к своему театру Эйфман считает 1987 год, когда он поставил «Мастера и Маргариту» по мотивам романа М. Булгакова. Он решил забыть о цензуре, не надеясь даже, что его постановку вообще пропустят. Но времена изменились. И, по его воспоминаниям, в глазах комиссии он «вдруг из «диссидента» превратился в лидера искусства новой России. С 1987 года линия судьбы пошла вверх». Театр получает свою репетиционную базу, звание государственного, а художественный руководитель – первую серьезную награду. У труппы постепенно появляется возможность показать свое искусство на ведущих площадках мира.
Наступала новая эра – свободы от диктата идеологии и несвободы от диктата рынка. Теперь хореографу приходилось бороться за свои идеи, за свое право на мысль уже в других обстоятельствах. Это было время изломов, что отразилось в хореографии изломанных линий балетов тех лет, особенно в редакции «Реквиема» на музыку В. А. Моцарта после 1991 года. Балет Эйфмана становился «электрокардиограммой эпохи».
Мотив «Реквиема» проступает и в балете «Чайковский» (1993), поставленном в год 100-летия со дня смерти композитора на музыку самого Петра Ильича. И, что характерно для Эйфмана, здесь воплотилась очень личная для него тема: «…тип художника, олицетворяемый Чайковским, очень близок мне. По сути, вся его жизнь – это борьба за возможность творить».
Балет «Мастер и Маргарита»
БАЛЕТ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Балет «Реквием»
БАЛЕТ «РЕКВИЕМ»
Балет «Чайковский»
БАЛЕТ «ЧАЙКОВСКИЙ»
Борис Эйфман часто обращается к произведениям классической литературы, каждый раз открывая «неизвестное в известном», прочитывая то, что таится между строк.

Так он прочитал «Анну Каренину», передав в танце не схему романа, а его тайну, воплощая на сцене всю глубину психоанализа Толстого. «Онегин» также раскрыл хореографу самые закодированные свои страницы. Вглядываясь в сны героев Пушкина, Эйфман проникает в сокровенный мир души, лишний раз доказывая, что эпитет «психологический» в отношении его Театра – не пустой звук. В балете «По ту сторону греха» поражает постижение философии Достоевского, актуальных вопросов свободы, тяжелого исторического наследия.
Обращение к литературным источникам стало визитной карточкой Театра. Однако довольно часто Эйфман сам «источник» сюжетов своих балетов, где он как драматург размышляет о выдающихся людях, о том, как жизнь художника, его переживания, страсти, переплетаются с образами, им создаваемыми. В постановке «Роден, ее вечный идол» он пластически говорит о тайнах ремесла скульптора, столь похожего на его собственное искусство. Его «Красная Жизель» – не о Жизели, а о драме балерины, ее исполнявшей. Его новый балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – это авторская драматургия о трагическом столкновении комедиографа и его героя. Балет «Русский Гамлет» – не сюжет Шекспира, а сюжет Эйфмана, увидевшего историю русского принца через призму великой трагедии.
Борис Эйфман
Балет «Красная Жизель»
БАЛЕТ «КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ»
Балет «Евгений Онегин»
БАЛЕТ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Балет «Анна Каренина»
БАЛЕТ «Анна каренина»
Балет «Роден, ее вечный идол»
БАЛЕТ «РОДЕН, ЕЕ ВЕЧНЫЙ ИДОЛ»
Контуры судьбы
Создателя своего театра, своей танцующей галактики, которого критики называют «классиком современного балета», «театральным волшебником», «хореографом будущего», однажды в детстве спасла судьба, когда он случайно остался один на саночках среди снежных сибирских степей. Уже засыпанный с головой колкими хлопьями, он кричал так, что его услышали. По жизни ему также придется «кричать», пробивать глухую, холодную стену непонимания и неприятия. Судьба – это еще и ты сам, это внутренняя сила, которая творит биографию.
Борис Эйфман родился в Алтайском крае, в послевоенном 1946 году в семье, не связанной ни с балетом, ни с театром. И вдруг возникла в нем непреодолимая любовь к танцу. В 6 лет ему уже хотелось пересказать движениями «Руслана и Людмилу», в 13 он завел тетрадь для записей своих «первых постановок», а в 1959-м, поступив на хореографическое отделение Кишиневского училища, вскоре сам начал руководить небольшой балетной труппой. Но юному Эйфману не давал покоя вопрос – рожден ли он для сочинения танца?
И вот лет в 16, впервые приехав в Петербург и, пораженный его таинственной красотой, он дал себе клятву, что будет здесь жить и работать и обязательно станет хореографом. Исполнение этой мечты потребовало огромного труда, силы воли, характера, целеустремленности и той «силы голоса», которая спасла его в снежной вьюге.
детство Бориса Эйфмана
Он «вернулся в свой город»
В 1966 году Борис Эйфман поступил на балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Герой этого рассказа был бы, наверное, совсем другим, не окажись он в Петербурге. И этот город, в свою очередь, сегодня тоже был бы иным, если бы в нем не жил и не творил Борис Эйфман, недавно заслуженно ставший его почетным гражданином.
За время учебы Эйфман начал ставить свои первые балеты с выпускниками Ленинградского академического хореографического училища им. А. Я. Вагановой: «Жизни навстречу» Д. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова, В. Арзуманова (1970), «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. Глинки и другие. На втором курсе он уже получил от телевидения заказ на постановку балета «Вариации на тему рококо» П. Чайковского. А на экзамене по специальности его «Колыбельную» на музыку Д. Шостаковича комиссия и критика оценили как «явление в хореографии».
И, наконец, выпускник консерватории ставит свою дипломную работу – «Гаянэ» (1972) на музыку А. Хачатуряна, показанную на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Для этой постановки он написал новое либретто, выступив в роли драматурга, что впоследствии станет художественным кредо Бориса Эйфмана, для которого «драматургия балета – это не сюита танцевальных сцен, а пластическое действие, где всё подчинено мысли».

Так подводился итог 6-летней жизни в Ленинграде и профессионального становления. С этого момента, по признанию хореографа, он «обрек себя на вечные мытарства этой ужасной неблагодарной, изнуряющей, но самой прекрасной театральной профессии».
БАЛЕТ «ГАЯНЭ»

БАЛЕТ «ГАЯНЭ»

На пути к успеху
С успехом окончив Ленинградскую консерваторию, Борис Эйфман уходит на годичную службу в армию (ансамблю песни и танца ЛВО требовался балетмейстер), о чем вспоминает с неожиданной теплотой и юмором. После армии он продолжает работу в ЛАХУ им. А. Я. Вагановой, осуществляя постановки на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова: «Русская симфония» (1973) В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. Щедрина, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша и другие. Он становится автором фильмов-балетов «Три сочинения», «Кровавое солнце» и целого ряда других.
БОРИС ЭЙФМАН В ПЕРИОД СЛУЖБЫ В АРМИИ

БОРИС ЭЙФМАН В ПЕРИОД СЛУЖБЫ В АРМИИ

Уже эти ранние постановки были открытием для балетной публики. Эйфман обнажал иную выразительность движения, усложняя и преобразуя классическую основу элементами модерна. В его постановках ощущалась та свобода хореографического мышления, которая вела к оригинальности пластических находок. На счету Эйфмана появляются победы на различных конкурсах и немало успешных балетов: «Жар-птица» И. Стравинского (1975) в Кировском театре, показанная также на гастролях в Москве и Японии. «Гаянэ» – балет в 3-х действиях на музыку А. Хачатуряна, поставленный не только в Ленинградском Малом театре оперы и балета, но и в Большом театре г. Лодзь, (Польша, 1975) и в Театре оперы и балета Риги, (Латвия, 1976). К этим первым большим успехам его вел упорный каждодневный труд, требовавший полной самоотдачи и осознания своего предназначения.
БОРИС ЭЙФМАН НА РЕПЕТИЦИИ БАЛЕТА «ЖАР-ПТИЦА»

БОРИС ЭЙФМАН НА РЕПЕТИЦИИ БАЛЕТА «ЖАР-ПТИЦА»

Создание своего театра
Творческий дар Эйфмана становился все заметнее, и неудивительно, что именно ему в 1977 году предложили возглавить хореографический коллектив при Ленконцерте. Художественному руководителю пришлось приложить немало усилий, чтобы создать ансамбль, способный творить искусство. Он пригласил талантливых артистов – легендарную балерину, народную артистку РСФСР Аллу Осипенко, ее партнера по Кировскому театру Джона Марковского — и увидел перспективы творческого роста молодых талантов – Валерия Михайловского, который уже через несколько лет получит звание Заслуженного артиста РСФСР, и Валентины Морозовой, ставшей народной артисткой России. И вместе со всем коллективом он начал создавать профессиональную труппу своего авторского театра.
АФИША ДЕБЮТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ТРУППЫ БОРИСА ЭЙФМАНА

АФИША ДЕБЮТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ТРУППЫ БОРИСА ЭЙФМАНА

Символично, одним из первых спектаклей стал балет на музыку Р. Щедрина «Только любовь» (1977). В самом деле, только любовь — к новому искусству, к творчеству, друг к другу – могла поднимать тогда людей, творивших в условиях безденежья, отсутствия репетиционных залов, во времена жесткой цензуры.

Преодолевая сопротивление властей, Эйфман формировал новую эстетику и новый тип балетного театра. В каждой постановке он воплощал свою главную идею: «Сложнейшая тема человеческих отношений, вскрытие глубинных тайников души может быть проанализирована тончайшим из инструментов – пластикой человеческого тела». Это, прежде всего, относилось к шедевру – не раз в те годы запрещаемому цензурой – «Двухголосие» (1977) на музыку Pink Floyd и к балету «Идиот» (1980) на музыку П. Чайковского по роману Ф. Достоевского.
Первое десятилетие проходило под знаком изнурительной борьбы за право быть не таким, как все. Эйфман отразил это в миниатюре «Познание» (1981) на музыку Т. Альбинони, где человек ищет выхода, мучительно стараясь вырваться, отделиться от безликой толпы.
БАЛЕТ «ПОЗНАНИЕ»

БАЛЕТ «ПОЗНАНИЕ»

Время перемен
Переломным моментом в отношении к своему театру Эйфман считает 1987 год, когда он поставил «Мастера и Маргариту» по мотивам романа М. Булгакова. Он решил забыть о цензуре, не надеясь даже, что его постановку вообще пропустят. Но времена изменились. И, по его воспоминаниям, в глазах комиссии он «вдруг из «диссидента» превратился в лидера искусства новой России. С 1987 года линия судьбы пошла вверх». Театр получает свою репетиционную базу, звание государственного, а художественный руководитель – первую серьезную награду. У труппы постепенно появляется возможность показать свое искусство на ведущих площадках мира.
Наступала новая эра – свободы от диктата идеологии и несвободы от диктата рынка. Теперь хореографу приходилось бороться за свои идеи, за свое право на мысль уже в других обстоятельствах. Это было время изломов, что отразилось в хореографии изломанных линий балетов тех лет, особенно в редакции «Реквиема» на музыку В. А. Моцарта после 1991 года. Балет Эйфмана становился «электрокардиограммой эпохи».
Мотив «Реквиема» проступает и в балете «Чайковский» (1993), поставленном в год 100-летия со дня смерти композитора на музыку самого Петра Ильича. И, что характерно для Эйфмана, здесь воплотилась очень личная для него тема: «…тип художника, олицетворяемый Чайковским, очень близок мне. По сути, вся его жизнь – это борьба за возможность творить».
Борис Эйфман
Хореограф-психолог, хореограф-драматург
Борис Эйфман часто обращается к произведениям классической литературы, каждый раз открывая «неизвестное в известном», прочитывая то, что таится между строк.

Так он прочитал «Анну Каренину», передав в танце не схему романа, а его тайну, воплощая на сцене всю глубину психоанализа Толстого. «Онегин» также раскрыл хореографу самые закодированные свои страницы. Вглядываясь в сны героев Пушкина, Эйфман проникает в сокровенный мир души, лишний раз доказывая, что эпитет «психологический» в отношении его Театра – не пустой звук. В балете «По ту сторону греха» поражает постижение философии Достоевского, актуальных вопросов свободы, тяжелого исторического наследия.
Обращение к литературным источникам стало визитной карточкой Театра. Однако довольно часто Эйфман сам «источник» сюжетов своих балетов, где он как драматург размышляет о выдающихся людях, о том, как жизнь художника, его переживания, страсти, переплетаются с образами, им создаваемыми. В постановке «Роден, ее вечный идол» он пластически говорит о тайнах ремесла скульптора, столь похожего на его собственное искусство. Его «Красная Жизель» – не о Жизели, а о драме балерины, ее исполнявшей. Его новый балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – это авторская драматургия о трагическом столкновении комедиографа и его героя. Балет «Русский Гамлет» – не сюжет Шекспира, а сюжет Эйфмана, увидевшего историю русского принца через призму великой трагедии.
«Он обогатил наше духовное пространство»
О Борисе Эйфмане, его искусстве написаны тысячи статей, сняты фильмы, издаются книги. Его постановки не раз с триумфом обошли планету. Но движение к совершенному спектаклю заставляет его идти вперед, экспериментировать, дарить зрителю незабываемые чувства, что-то новое, доселе неведомое. В период постановки «Чайки», размышляя об одном чеховском герое, Эйфман заметил: «…он внес свою тему, свои страдания в нашу картину мира… он обогатил наше духовное пространство».
Это можно отнести и к самому хореографу. Да, наше духовное пространство становится богаче с появлением каждого нового спектакля гениального хореографа. Создатель авторской формулы современной хореографии – «театр балета» – всякий раз свершает открытия не только в области новой балетной эстетики, но и театральной драматургии, в основе которой – проникновение в бесконечность внутреннего мира человека. Именно поэтому постановки Эйфмана всегда волнуют душу, всегда интересны, ведь нет ничего интереснее в искусстве, чем сам человек.
Must See. Балеты Бориса Эйфмана, которые обязательно нужно посмотреть
Must See. Балеты Бориса Эйфмана, которые обязательно нужно посмотреть
«Хореограф–строитель»
С самого начала он привлекал непривычно молодую аудиторию на свои спектакли. Сегодня он вновь привлекает молодежь – на новом уровне – к хореографическому искусству. И это тоже авангард, взгляд в будущее, куда обращено и само его творчество.
«Хореограф–строитель» – и так иногда называют Бориса Эйфмана. Благодаря его усилиям в городе появились замечательные здания – Академия танца и Детский театр танца, носящие его имя. Конечно, Эйфман «строитель» в более широком, метафизическом смысле. Он – создатель своей школы, своего театра балета.
Программа Академии рассчитана на 12 лет — это единственное хореографическое училище с начальной школой. Уровень подготовки позволяет воспитанникам участвовать в спектаклях Мариинского театра, Театра балета Бориса Эйфмана (к примеру, в роли Наследника в детстве в балете «Русский Гамлет»). По сути, исполнители этих партий и в жизни являются «наследниками», они, как и другие ученики Академии, воплощают школу Эйфмана, его наследие.

В 2021 году Академия впервые выпустила своих воспитанников. Выпускники получили приглашения в Театр балета Бориса Эйфмана, Мариинский театр, Михайловский театр, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Екатеринбургский театр оперы и балета и другие.
Всемирно известный хореограф давно задумывался о проекте национального масштаба — учреждении Академии, где будут обучаться талантливые дети, собранные со всей России. И Академия танца Бориса Эйфмана, представляющая собой новую систему подготовки универсальных артистов балета XXI века, владеющих одновременно и классической базой, и различными техниками современного танца, открылась в 2013 году.

Кажется, ничего не изменилось на маленькой неприметной улице Петроградской стороны в Санкт-Петербурге. Все осталось на месте, как и небольшое здание, в которым размещалась так называемая «база» Эйфмана. Долгие годы там ютились офисы администрации, кабинет самого художественного руководителя, репетиционные залы. Теперь за практически тем же скромным фасадом, открывается какой-то космос — непонятно каким образом поместившееся там творение современной архитектуры из стекла и воздушных лестниц.
«Хореограф–строитель»
«Хореограф–строитель» – и так иногда называют Бориса Эйфмана. Благодаря его усилиям в городе появились замечательные здания – Академия танца и Детский театр танца, носящие его имя. Конечно, Эйфман «строитель» в более широком, метафизическом смысле. Он – создатель своей школы, своего театра балета.

С самого начала он привлекал непривычно молодую аудиторию на свои спектакли. Сегодня он вновь привлекает молодежь – на новом уровне – к хореографическому искусству. И это тоже авангард, взгляд в будущее, куда обращено и само его творчество.
Всемирно известный хореограф давно задумывался о проекте национального масштаба — учреждении Академии, где будут обучаться талантливые дети, собранные со всей России. И Академия танца Бориса Эйфмана, представляющая собой новую систему подготовки универсальных артистов балета XXI века, владеющих одновременно и классической базой, и различными техниками современного танца, открылась в 2013 году.

Кажется, ничего не изменилось на маленькой неприметной улице Петроградской стороны в Санкт-Петербурге. Все осталось на месте, как и небольшое здание, в которым размещалась так называемая «база» Эйфмана. Долгие годы там ютились офисы администрации, кабинет самого художественного руководителя, репетиционные залы. Теперь за практически тем же скромным фасадом, открывается какой-то космос — непонятно каким образом поместившееся там творение современной архитектуры из стекла и воздушных лестниц.
Программа Академии рассчитана на 12 лет — это единственное хореографическое училище с начальной школой. Уровень подготовки позволяет воспитанникам участвовать в спектаклях Мариинского театра, Театра балета Бориса Эйфмана (к примеру, в роли Наследника в детстве в балете «Русский Гамлет»). По сути, исполнители этих партий и в жизни являются «наследниками», они, как и другие ученики Академии, воплощают школу Эйфмана, его наследие.

В 2021 году Академия впервые выпустила своих воспитанников. Выпускники получили приглашения в Театр балета Бориса Эйфмана, Мариинский театр, Михайловский театр, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Екатеринбургский театр оперы и балета и другие.
Первая большая сцена
С Академией театр соединен подземным переходом. Пятиэтажный театральный комплекс, общая площадь которого 9105 кв. м, состоит из сцены и зрительного зала на 500 мест, репетиционного зала, мастерских, технических и бытовых помещений. Театр оснащен современным звуковым, световым и сценическим оборудованием, видеопроекционной системой и самым большим в городе светодиодным экраном.
С недавнего времени ученики Академии получили возможность совершенствовать свое исполнительское мастерство в Детском театре танца, расположившемся на Петроградской стороне Санкт-Петербурга по адресу: ул. Введенская, д. 3. Для многих из них данная площадка стала первой большой сценой в их артистической жизни. Торжественное открытие этого инновационного центра хореографического искусства и учебной сцены Академии танца состоялось 16 ноября 2019 года.
Детский театр танца Бориса Эйфмана получил ОДНО ИЗ лучшИХ техническИХ оснащениЙ, но главное – возможность приобщить к высоким ценностям балетного искусства тысячи юных петербуржцев.
Первая большая сцена
С недавнего времени ученики Академии получили возможность совершенствовать свое исполнительское мастерство в Детском театре танца, расположившемся на Петроградской стороне Санкт-Петербурга по адресу: ул. Введенская, д. 3. Для многих из них данная площадка стала первой большой сценой в их артистической жизни. Торжественное открытие этого инновационного центра хореографического искусства и учебной сцены Академии танца состоялось 16 ноября 2019 года.
С Академией театр соединен подземным переходом. Пятиэтажный театральный комплекс, общая площадь которого 9105 кв. м, состоит из сцены и зрительного зала на 500 мест, репетиционного зала, мастерских, технических и бытовых помещений. Театр оснащен современным звуковым, световым и сценическим оборудованием, видеопроекционной системой и самым большим в городе светодиодным экраном.
Детский театр танца Бориса Эйфмана получил ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ техническИХ оснащениЙ, но главное – возможность приобщить к высоким ценностям балетного искусства тысячи юных петербуржцев.
«Балетный квартал»
В состав этого художественно-образовательного, театрального и учебного пространства уже входят Академия танца, Детский театр танца и другие объекты. Учитывая, что одним из направлений деятельности Дворца будет воспитательная и просветительская работа, можно говорить о том, что такое культурно-просветительское пространство не зря созвучно парижскому «Латинскому кварталу», где кроме Сорбонны располагаются ряд школ и университетов.
Дворец танца Бориса Эйфмана, идея которого впервые возникла еще в 1995 году, задуман как в полном смысле слова современный международный центр хореографического искусства. В нем будут представлены самые разнообразные направления и стили – от классического балета до модерна и фольклора. Он будет располагаться в «парке балетной славы» и завершит формирование «балетного квартала» на Петроградской стороне Санкт-Петербурга.
Дворец также станет творческой лабораторией молодых хореографов, где начинающие талантливые служители искусства танца смогут воплощать в жизнь свои замыслы и осуществлять художественные поиски и эксперименты.
Дворец будет не только театральным домом для труппы Бориса Эйфмана, но и новым масштабным культурным кластером, имеющим стратегическое значение для развития отечественного балета. На новой сцене смогут гастролировать лучшие танцевальные коллективы России и всего мира.
Реализация проекта Дворца танца, безусловно, позволит создать в Санкт-Петербурге уникальный культурный и творческий центр и укрепить международное лидерство российского балетного искусства.
Текст: Татьяна Боборыкина
Дворец Танца Бориса Эйфмана
«Балетный квартал»
Дворец танца Бориса Эйфмана, идея которого впервые возникла еще в 1995 году, задуман как в полном смысле слова современный международный центр хореографического искусства. В нем будут представлены самые разнообразные направления и стили – от классического балета до модерна и фольклора. Он будет располагаться в «парке балетной славы» и завершит формирование «балетного квартала» на Петроградской стороне Санкт-Петербурга.

В состав этого художественно-образовательного, театрального и учебного пространства уже входят Академия танца, Детский театр танца и другие объекты. Учитывая, что одним из направлений деятельности Дворца будет воспитательная и просветительская работа, можно говорить о том, что такое культурно-просветительское пространство не зря созвучно парижскому «Латинскому кварталу», где кроме Сорбонны располагаются ряд школ и университетов.
ДВОРЕЦ ТАНЦА БОРИСА ЭЙФМАНА

ДВОРЕЦ ТАНЦА БОРИСА ЭЙФМАНА

Дворец будет не только театральным домом для труппы Бориса Эйфмана, но и новым масштабным культурным кластером, имеющим стратегическое значение для развития отечественного балета. На новой сцене смогут гастролировать лучшие танцевальные коллективы России и всего мира.

Дворец также станет творческой лабораторией молодых хореографов, где начинающие талантливые служители искусства танца смогут воплощать в жизнь свои замыслы и осуществлять художественные поиски и эксперименты.
Реализация проекта Дворца танца, безусловно, позволит создать в Санкт-Петербурге уникальный культурный и творческий центр и укрепить международное лидерство российского балетного искусства.
текст: Татьяна Боборыкина
22 июля исполняется 75 лет основателю и художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, народному артисту России Борису Эйфману. В честь юбилея хореографа коллектив организовал серию спектаклей в Александринском театре (Санкт-Петербург) и в Большом театре (Москва). Генеральным спонсором мероприятий в честь юбилея Бориса Эйфмана стал банк ВТБ.
Сотрудничество Театра балета Бориса Эйфмана и ВТБ началось в 2013 году, а уже с 2015 года банк становится генеральным партнером театра в рамках программы «Культурная страна».
При поддержке ВТБ были выпущены такие громкие премьеры театра, как «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Up & Down», «Русский Гамлет» и «Эффект Пигмалиона».
Театр и банк сотрудничают в различных форматах – помимо поддержки театральных постановок были реализованы несколько креативных коллабораций. Например, в 2020 году в период пандемии ярким событием стало участие Театра Эйфмана в творческом проекте банка «Команда ВТБ: Арт.Спорт.Хайп» (0+), который рассказывает о классическом балете на языке, понятном молодым людям.
Новая веха в культурном сотрудничестве: в 2021 году в рамках юбилейных активностей был запущен совместный проект Театра балета Бориса Эйфмана и ВТБ Капитал Инвестиции «Релакс для инвестора» — серия видеороликов, в которых артисты балета показывают эффективные короткие тренировки для быстрого расслабления во время трудового дня и восстановления тонуса для дальнейшей продуктивной работы. Всего проект включает шесть тренировок: на дыхание, баланс, гибкость, опору, координацию и расслабление.
О партнере проекта
Балет «Двухголосие» 12+, Балет «Идиот» 12+, Балет «Мастер и Маргарита» 16+, Балет «Анна Каренина» 12+, Балет «Евгений Онегин» 12+, Балет «Роден, ее вечный идол» 12+, Балет «По ту сторону греха» 12+, Балет «Up & Down» 12+, Балет «Красная Жизель» 12+, Балет «Чайковский. PRO et CONTRA» 16+, Балет «Русский Гамлет» 12+, Балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» 12+, Балет «Жизни навстречу» 12+, фильм-балет «Вариации на тему Рококо» 12+, Балет «Икар» 12+, Балет «Блестящий дивертисмент» 12+, Балет «Колыбельная» 12+, Балет «Гаянэ» 12+, «Русская симфония» 12+, «Встречи» 12+, «Прерванная песня» 12+, фильм-балет «Три сочинения» 12+, фильм-балет «Кровавое солнце» 12+, Балет «Только любовь» 12+, миниатюра «Познание» 12+, «Руслан и Людмила» 12+, серия видеороликов «Релакс для инвестора» 0+.
*Up & Down (Ап энд Даун, Вверх и вниз), Must See (обязательно к просмотру)

Банк ВТБ (ПАО)
О партнере проекта
22 июля исполняется 75 лет основателю и художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, народному артисту России Борису Эйфману. В честь юбилея хореографа коллектив организовал серию спектаклей в Александринском театре (Санкт-Петербург) и в Большом театре (Москва). Генеральным спонсором мероприятий в честь юбилея Бориса Эйфмана стал банк ВТБ.

Сотрудничество Театра балета Бориса Эйфмана и ВТБ началось в 2013 году, а уже с 2015 года банк становится генеральным партнером театра в рамках программы «Культурная страна».

При поддержке ВТБ были выпущены такие громкие премьеры театра, как «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Up & Down», «Русский Гамлет» и «Эффект Пигмалиона».

Театр и банк сотрудничают в различных форматах – помимо поддержки театральных постановок были реализованы несколько креативных коллабораций. Например, в 2020 году в период пандемии ярким событием стало участие Театра Эйфмана в творческом проекте банка «Команда ВТБ: Арт.Спорт.Хайп», который рассказывает о классическом балете на языке, понятном молодым людям.
Новая веха в культурном сотрудничестве: в 2021 году в рамках юбилейных активностей был запущен совместный проект Театра балета Бориса Эйфмана и ВТБ Капитал Инвестиции «Релакс для инвестора» — серия видеороликов, в которых артисты балета показывают эффективные короткие тренировки для быстрого расслабления во время трудового дня и восстановления тонуса для дальнейшей продуктивной работы. Всего проект включает шесть тренировок: на дыхание, баланс, гибкость, опору, координацию и расслабление.
Балет «Двухголосие» 12+, Балет «Идиот» 12+, Балет «Мастер и Маргарита» 16+, Балет «Анна Каренина» 12+, Балет «Евгений Онегин» 12+, Балет «Роден, ее вечный идол» 12+, Балет «По ту сторону греха» 12+, Балет «Up & Down» 12+, Балет «Красная Жизель» 12+, Балет «Чайковский. PRO et CONTRA» 16+, Балет «Русский Гамлет» 12+, Балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» 12+, Балет «Жизни навстречу» 12+, фильм-балет «Вариации на тему Рококо» 12+, Балет «Икар» 12+, Балет «Блестящий дивертисмент» 12+, Балет «Колыбельная» 12+, Балет «Гаянэ» 12+, «Русская симфония» 12+, «Встречи» 12+, «Прерванная песня» 12+, фильм-балет «Три сочинения» 12+, фильм-балет «Кровавое солнце» 12+, Балет «Только любовь» 12+, миниатюра «Познание» 12+, «Руслан и Людмила», серия видеороликов «Релакс для инвестора» 0+.

*Up & Down (Ап энд Даун, Вверх и вниз), Must See (обязательно к просмотру)

Банк ВТБ (ПАО)
1977
«Двухголосие»
на музыку PinkFloyd – один из ранних шедевров хореографа. Кажется, два голоса кричат о своей любви, когда на черном фоне танцуют «обнаженные» мужчина и женщина в облегающих телесного цвета трико. «Двухголосие» – это предательство и всепрощение, оголенность нерва, страсти и нежности двух людей, связанных судьбой.
1980
«Идиот»
на Шестую симфонию П. И. Чайковского по роману Ф. М. Достоевского. Эйфман не иллюстрирует сюжет, он хореографически тонко воплощает идеи глубокого, сложного и, может быть, величайшего в мировой литературе сочинения. Спектакль как молитва или исповедь хореографа о том, что и сам он, и его время, и безбожный мир нуждаются в понимании, сострадании, в Боге…
1987
«Мастер и Маргарита»
на музыку А. Петрова по мотивам одноименного романа М. Булгакова. В условиях жесткой идеологической цензуры тех лет Эйфман осмелился говорить правду, иносказательно, но прозрачно показав весь «театр абсурда», жестокую, доводящую до безумия, похожую на галлюцинацию действительность.
2005
«Анна Каренина»
на музыку П. И. Чайковского по роману Л. Н. Толстого. В чем секрет колоссального успеха этого балета? Эйфман гениально открыл в известном всем романе неведомую мистическую глубину, которая у него становится зримой. Для хореографии скрытых движений души, страсти и судьбы он нашел такие танцующие образы, которые, кажется, могли бы восхитить самого великого автора, «тайновидца плоти» – Толстого. Это и есть магия Театра балета Бориса Эйфмана.
2009
«Евгений Онегин»
на музыку П. И. Чайковского и А. Ситковецкого по роману в стихах А. С. Пушкина. Это балет, увиденный «сквозь магический кристалл» сновидений и психоанализа. По Эйфману, не только Татьяна, но и Онегин к моменту второй встречи начинает понимать, что значит любить. И в этом «поэзия» постановки, где показана любовь, не совпавшая во времени и реализованная только в снах.
2011
«Роден, ее вечный идол»
на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне. Балет о французском скульпторе – «вечном идоле» его возлюбленной, музы и модели Камиллы Клодель — похож на чувственное сновидение, в котором телесные образы движутся в такт вибрациям души. Волнующий до слез рассказ хореографа о двух гениях пластически живописно и мощно передает бесконечность всего пережитого и воплощенного ими в скульптуре.
2013
«По ту сторону греха»
на музыку С. В. Рахманинова, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Само название спектакля говорит о стремлении заглянуть в иную реальность романа, куда-то по ту сторону сюжета, постичь пророческий смысл образов, созданных Достоевским. Открытый финал спектакля – как выход в космос человеческого духа, по ту сторону греха.
2015
«Up & Down»
на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, А. Берга, А. Шенберга по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна», где сама жизнь предстает как музыкальная импровизация, идущая то вверх, то вниз. Именно так – Up & Down – назвал Эйфман свой балет. Это относится и к главному герою спектакля, чья духовная вертикаль устремлялась вверх, когда он служил своему предназначению, когда он полюбил и почувствовал нежность ночи, и резко пошла вниз, когда он предал самого себя, свой талант и свою любовь.
(1997, новая редакция – 2015)
«Красная Жизель»
на музыку П. И. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе. Балет о выдающейся русской балерине Ольге Спесивцевой, которая сошла с ума, как и ее героиня – Жизель. Борис Эйфман создал не хореографическую биографию, а символическую драму о хрупкой творческой личности, попавшей в обжигающее «красное зарево» революционной эпохи в истории России.
2016
«Чайковский. PRO et CONTRA»
на музыку П. И. Чайковского. Балет, в котором зримые пластические формы обретает спор человека с самим собой. Как заметил Эйфман: «Pro et contra – это сама личность Чайковского». Это не «байопик», а картина биографии души, картина творчества, которое становится биографией.
(1999, новая хореографическая версия – 2017)
«Русский Гамлет»
на музыку Л. Бетховена, Г. Малера. Это драма о судьбе русского принца Павла I, увиденная через призму великой трагедии Шекспира. На сцене русской истории разворачивается история о любви, об убийственной силе интриг, лицемерия, о беспощадной – во все времена – борьбе за власть, вообще о том, что не имеет национальных или государственных границ.
2021
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана»
на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ж.-Б. Люли. Спектакль полон мольеровского юмора, при этом драматург предстает фигурой трагической, а его чарующий герой становится предлогом для раскрытия внутренней драмы своего создателя, проекцией его подсознания, его «маской».