специальный проект
PRO БИЗНЕС
специальный проект
PRO БИЗНЕС
До появления регионального оператора основная часть города была поделена между крупнейшими перевозчиками — «Автопарк № 1 «Спецтранс» и «Автопарк № 6 «Спецтранс». Другие игроки рынка работали, обслуживая сравнительно небольшие территории. НЭО нарушил традиционный порядок — провел открытые торги по всем территориям Петербурга, предоставив участникам равные возможности бороться за контракты. Результат оказался неожиданным — контракты получили четыре транспортные компании, причем один из главных фаворитов, «Автопарк № 6 «Спецтранс», контракт не получил, поскольку не был допущен из-за отсутствия полного набора документов.

Лот, на который он претендовал — самый крупный из всех, выставленных на торги, — достался компании «Эко Лэнд», которая до этого обслуживала объекты застройщиков «Группа ЛСР» и «КВС» в Петербурге, вывозила мусор из Кронштадта, Ломоносова, Петергофа, Колпино, Металлостроя и других небольших городов. Впрочем, по данным компании, ее услугами пользовалось примерно 1,7 млн жителей Петербурга, да и объемы вывозимых ТКО были не такими уж маленькими — около 350 тыс. кубов в месяц. Тем не менее рынок был удивлен результатами конкурса, и опытные участники предчувствовали трудности с вывозом на такой большой территории. Риски срывов присутствовали не только по лотам, где поменялись подрядные организации, но и у действующих перевозчиков. Сбои возникли и на территориях управляющих компаний, которые до начала реформы сами выбирали подрядчиков по вывозу отходов и просто не заявили о необходимости вывоза новому подрядчику.
Год после реформы: как устроен вывоз мусора в Петербурге

Завершается первый год мусорной реформы в Петербурге. Организацией системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с 1 января 2022 года занимается АО «Невский экологический оператор» (НЭО). Именно он проводит конкурс среди подрядчиков для вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок во дворах и из мусоропроводов. Столкнувшись с трудностями на старте, реформа вывоза мусора за год серьезно изменила рынок. Как устроен вывоз мусора в Петербурге сегодня, какие изменения уже произошли и чего ждать в будущем — в спецпроекте РБК Петербург.

В ноябре 2022 года сроки трех годовых контрактов с новыми операторами заканчиваются и предстоят новые торги. Первым на торги в форме электронного аукциона вышел лот на территории Колпинского, Пушкинского и Невского районов города. Они включают МО Ивановский, МО Невская застава, МО Обуховский, МО Рыбацкое. Сейчас их обслуживает «Ресурс АТЭ». Аукцион был объявлен в октябре, подача заявок завершилась 3 ноября, победитель пока не определен.
Больше всего претензий в начале реформы высказывалось в связи с нарушениями периодичности, своевременности вывоза мусора. Перевозчики признали эту проблему.

«Новая территория, необкатанные маршруты, адреса, которые не были занесены в систему, — все это осложнило работу на начальном этапе. Также из-за повышенного отходообразования на январских праздниках мы столкнулись с тем, что нам нужны были дополнительные мощности в виде техники и кадров. Ко всему прочему, по многим адресам старый подрядчик забрал контейнеры, не предупредив, в связи с чем пришлось направить резервные силы еще и на установку контейнеров в срочном порядке», — вспоминает начало работы на новых территориях директор по логистике ООО «Эко Лэнд» Михаил Васильев.

В новую зиму перевозчики вступают уже без этих проблем начального периода — и с четким пониманием тех подводных камней, которые сохраняются.
Материалы по теме:
Рынок переформатировался
Важный аспект, влияющий на своевременный вывоз мусора, — это, по словам представителей ТСЖ и УК, наличие четкого графика. Он необходим для освобождения проездов для мусоровозов, особенно в центральных районах города. «Основная проблема у всех операторов по транспортированию отходов — доступность проезда к местам сбора отходов», — подтверждает Михаил Васильев. В то же время горожане и перевозчики немного по-разному видят способы решения этой проблемы.

По словам Михаила Васильева, проблему можно решить только совместной работой ГАТИ, ГИБДД, управляющей компании и оператора по вывозу ТКО через установку ограничителей парковки, информирование жителей о графике вывоза, наложение штрафов за перегороженный подъезд к месту сбора отходов и заставленные проезды и т. д.
Опрошенные РБК Петербург председатели ТСЖ и УК утверждают, что при установлении четкого графика вывоза мусора проблем с подъездом мусоровозов не будет. Такой подход практиковался и до мусорной реформы, но сам график вывоза нужно согласовывать. Кроме того, вечером дворники не работают и не могут подбирать грязь, остающуюся после вывоза контейнеров на площадках, говорит член президиума Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Кирилл Захарян. «Раньше мы точно знали, что с 8 до 9 утра приедет мусоровоз. К этому времени приходили дворники и убирали грязь. Сейчас эта система разрушена. Круглосуточно дежурить в ожидании мусоровоза мы не можем», — сетует председатель ТСЖ «БТК» Михаил Латкин.

Перевозчики считают, что в силу чрезвычайной сложности вывоза мусора в центральных районах города следует учесть их интересы. «Закон о тишине Санкт-Петербурга существенно ограничивает возможности вывоза отходов в ранние и вечерние часы. Одно из решений — вывести погрузку и транспортировку отходов из перечня запрещенных работ до 8 утра, это существенно повлияет на временные рамки вывоза отходов, которые сместятся на более ранние часы», — формулирует Михаил Васильев позицию перевозчиков.
Главная интрига
Кроме того, снизить число жалоб можно регулярной работой с обращениями граждан. Так, в начале года, когда происходила «притирка» компаний к новым территориям, поступало значительное количество жалоб. Но оперативное устранение недостатков позволяет такой поток существенно сократить.

«После переходного периода количество жалоб на работу «Эко Лэнда» заметно снизилось, оставшиеся обращения на данный момент зачастую связаны с уборкой контейнерной площадки, что не является обязанностью перевозчика, — приводит в пример опыт компании Михаил Васильев. — Также остались, конечно же, проблемы с затрудненным доступом к контейнерным площадкам по причине запаркованности дворов. Количество обращений всегда можно посмотреть на интерактивной карте портала «Наш Санкт-Петербург», и количество жалоб на работу «Эко Лэнда» на данный момент меньше, чем у других подрядчиков».
«Эко Лэнд» развивается и не только хочет сохранить действующие территории обслуживания, но и способен увеличить зону обслуживания. Существующие мощности и планы по их увеличению позволяют это сделать. Так, в планах дальнейшего развития бизнеса «Эко Лэнда» — строительство завода по переработке ТКО. «На данный момент на финальной стадии находится завод по переработке пленки ПВД в гранулу. Пленка, которая извлекается на наших сортировочных комплексах, пойдет в переработку на новом оборудовании, которое находится на стадии поставки из Китая. Завод уже оплачен, сейчас ждем, когда его привезут, и начнем пусконаладочные работы. Ввод в строй, с учетом сроков разработки и согласования проектов, ожидается к 2024 году. По нашим данным, подобных заводов на Северо-Западе пока нет», — сообщил Михаил Васильев.
вывоз мусора в Петербурге
вывоз мусора в Петербурге
Перевозчик вырос
За прошедший год «Эко Лэнд», по информации самой компании, увеличил парк своей техники почти втрое: в настоящий момент в ее распоряжении имеется 276 единиц спецтехники, которые обслуживают порядка 550 водителей, прошедших соответствующее обучение и допущенных к перевозке опасных грузов. Большая часть отходов вывозится современными мусоровозами задней загрузки, появился у компании и внушительный автопарк малогабаритной техники задней загрузки, чтобы обслуживать труднодоступные места сбора отходов. Для сбора и ежемесячного вывоза около 62 тыс. тонн ТКО компания располагает более чем 70 тыс. пластиковых евроконтейнеров и более 5 тыс. больших металлических контейнеров (пухто, «лодка»). Такое увеличение мощности стало возможным благодаря инвестированию 1,2 млрд руб. в течение года, отметили в компании.
Территории, обслуживаемые мусороперевозчиками — подрядчиками НЭО
ООО «Эко Лэнд»
  • Выборгский район
  • Калининский район
  • Красногвардейский район
  • Петроградский район
Самая острая интрига ожидается по аукциону на крупнейший лот, который сейчас обслуживает «Эко Лэнд». В прошлом году некоторые эксперты сомневались, что компания справится с таким большим объемом работы. Их сомнения основывались на недостаточной мощности компании, которую они сравнивали с прежним оператором — «Автопарком № 6 «Спецтранс». В частности, указывали на то, что «Эко Лэнд» располагает всего 100 единицами техники против 170 у «Спецтранса № 6» и значительно меньшим числом сотрудников — 73 против 618 соответственно.

Генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков отмечал, что у «Эко Лэнда» нет достаточного количества специализированных мусоровозов для дворов-колодцев, распространенных в центре Петербурга, а также для особых контейнеров, применяемых для ТКО в мусоропроводах. С другой стороны, член Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева указывала на то, что у «Эко Лэнда» есть три высокотехнологичных сортировочных комплекса мощностью 1 тыс. тонн в сутки. «Это важно ввиду основной задачи мусорной реформы — увеличить долю переработки отходов», — заявила она РБК Петербург.
1
вывоз мусора в Петербурге
  • Приморский район
  • правобережная часть Невского района
  • частично Центральный район
АО «Автопарк № 1 «Спецтранс»
  • Адмиралтейский район
  • Василеостровский район
  • Кировский район
  • Красносельский район
2
  • Московский район
  • Фрунзенский район
  • частично Центральный район
ООО «Ресурс АТЭ»
  • Колпинский район
  • Пушкинский район
3
  • частично Невский район (МО Ивановский, МО Невская застава, МО Обуховский, МО Рыбацкое)
ООО «ЭкоВаст»
  • Курортный район
  • Кронштадтский район
4
  • Петродворцовый район
ООО «Эко Лэнд»
АО «Автопарк № 1 «Спецтранс»
ООО «Ресурс АТЭ»
Количество единиц спецтехники, привлеченной к ежедневному вывозу ТКО
276
298
138
72
ООО «ЭкоВаст»
«Мы увеличили количество спецтехники, расширили штат, внесли все недостающие адреса в систему и оптимизировали маршруты. Со временем водители прикатались, и мы смогли вывозить все адреса точно по графику»
Михаил Васильев
директор по логистике ООО «Эко Лэнд»
Помочь перевозчикам
Работа с жалобами
«Большая часть отходов вывозится современными мусоровозами задней загрузки. У компании внушительный автопарк малогабаритной техники задней загрузки, что позволяет обслуживать труднодоступные места сбора отходов строго в срок и по графику, предоставленному образователем, несмотря на высокую запаркованность дворов и трудности с подъездом к площадке по узким внутриквартальным проездам»
Михаил Васильев
директор по логистике ООО «Эко Лэнд»
В планах — переработка
Также компания намерена развивать раздельный сбор ТКО. В ноябре этого года «Эко Лэнд» готовится к запуску проекта по раздельному сбору отходов в Приморском районе, в ходе которого планируется установить более 600 контейнеров для раздельного сбора. «В специальные синие контейнеры можно будет складировать все фракции полезных отходов: бумагу, пластик, металл, стекло и тетрапак. Данные отходы не будут смешиваться с органическим мусором благодаря специальному транспорту, который «Эко Лэнд» закупил для проекта. Совсем скоро их можно будет встретить на улицах Приморского района, узнать экомусоровозы будет легко — на борту спецтехники красуется надпись: «Везу на переработку!» — заключил Михаил Васильев.
1,2
млрд руб. — инвестиции в инфраструктуру, автопарк и контейнерное хозяйство
62
тыс. тонн твердых коммунальных отходов транспортирует компания в месяц
276
число транспортных средств
550
число водителей
ООО «Эко Лэнд» в цифрах
35%
рост количества транспортных средств и сотрудников компании за год
специальный проект
PRO БИЗНЕС
Год после реформы: как устроен вывоз мусора в Петербурге
Завершается первый год мусорной реформы в Петербурге. Организацией системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с 1 января 2022 года занимается АО «Невский экологический оператор» (НЭО). Именно он проводит конкурс среди подрядчиков для вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок во дворах и из мусоропроводов. Столкнувшись с трудностями на старте, реформа вывоза мусора за год серьезно изменила рынок. Как устроен вывоз мусора в Петербурге сегодня, какие изменения уже произошли и чего ждать в будущем — в спецпроекте РБК Петербург.
вывоз мусора в Петербурге><meta itemprop=
Рынок переформатировался
До появления регионального оператора основная часть города была поделена между крупнейшими перевозчиками — «Автопарк № 1 «Спецтранс» и «Автопарк № 6 «Спецтранс». Другие игроки рынка работали, обслуживая сравнительно небольшие территории. НЭО нарушил традиционный порядок — провел открытые торги по всем территориям Петербурга, предоставив участникам равные возможности бороться за контракты. Результат оказался неожиданным — контракты получили четыре транспортные компании, причем один из главных фаворитов, «Автопарк № 6 «Спецтранс», контракт не получил, поскольку не был допущен из-за отсутствия полного набора документов.

Лот, на который он претендовал — самый крупный из всех, выставленных на торги, — достался компании «Эко Лэнд», которая до этого обслуживала объекты застройщиков «Группа ЛСР» и «КВС» в Петербурге, вывозила мусор из Кронштадта, Ломоносова, Петергофа, Колпино, Металлостроя и других небольших городов. Впрочем, по данным компании, ее услугами пользовалось примерно 1,7 млн жителей Петербурга, да и объемы вывозимых ТКО были не такими уж маленькими — около 350 тыс. кубов в месяц. Тем не менее рынок был удивлен результатами конкурса, и опытные участники предчувствовали трудности с вывозом на такой большой территории. Риски срывов присутствовали не только по лотам, где поменялись подрядные организации, но и у действующих перевозчиков. Сбои возникли и на территориях управляющих компаний, которые до начала реформы сами выбирали подрядчиков по вывозу отходов и просто не заявили о необходимости вывоза новому подрядчику.
вывоз мусора в Петербурге><meta itemprop=
В ноябре 2022 года сроки трех годовых контрактов с новыми операторами заканчиваются и предстоят новые торги. Первым на торги в форме электронного аукциона вышел лот на территории Колпинского, Пушкинского и Невского районов города. Они включают МО Ивановский, МО Невская застава, МО Обуховский, МО Рыбацкое. Сейчас их обслуживает «Ресурс АТЭ». Аукцион был объявлен в октябре, подача заявок завершилась 3 ноября, победитель пока не определен.
Территории, обслуживаемые мусороперевозчиками — подрядчиками НЭО
ООО «Эко Лэнд»
АО «Автопарк № 1 «Спецтранс»
ООО «Ресурс АТЭ»
ООО «ЭкоВаст»
Главная интрига
Самая острая интрига ожидается по аукциону на крупнейший лот, который сейчас обслуживает «Эко Лэнд». В прошлом году некоторые эксперты сомневались, что компания справится с таким большим объемом работы. Их сомнения основывались на недостаточной мощности компании, которую они сравнивали с прежним оператором — «Автопарком № 6 «Спецтранс». В частности, указывали на то, что «Эко Лэнд» располагает всего 100 единицами техники против 170 у «Спецтранса № 6» и значительно меньшим числом сотрудников — 73 против 618 соответственно.

Генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков отмечал, что у «Эко Лэнда» нет достаточного количества специализированных мусоровозов для дворов-колодцев, распространенных в центре Петербурга, а также для особых контейнеров, применяемых для ТКО в мусоропроводах. С другой стороны, член Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева указывала на то, что у «Эко Лэнда» есть три высокотехнологичных сортировочных комплекса мощностью 1 тыс. тонн в сутки. «Это важно ввиду основной задачи мусорной реформы — увеличить долю переработки отходов», — заявила она РБК Петербург.
Перевозчик вырос
За прошедший год «Эко Лэнд», по информации самой компании, увеличил парк своей техники почти втрое: в настоящий момент в ее распоряжении имеется 276 единиц спецтехники, которые обслуживают порядка 550 водителей, прошедших соответствующее обучение и допущенных к перевозке опасных грузов. Большая часть отходов вывозится современными мусоровозами задней загрузки, появился у компании и внушительный автопарк малогабаритной техники задней загрузки, чтобы обслуживать труднодоступные места сбора отходов. Для сбора и ежемесячного вывоза около 62 тыс. тонн ТКО компания располагает более чем 70 тыс. пластиковых евроконтейнеров и более 5 тыс. больших металлических контейнеров (пухто, «лодка»). Такое увеличение мощности стало возможным благодаря инвестированию 1,2 млрд руб. в течение года, отметили в компании.

Количество единиц спецтехники, привлеченной к ежедневному вывозу ТКО

276
ООО «Эко Лэнд»
298
АО «Автопарк № 1 «Спецтранс»
138
ООО «Ресурс АТЭ»
72
ООО «ЭкоВаст»
ООО «Эко Лэнд»
АО «Автопарк № 1 «Спецтранс»
ООО «Ресурс АТЭ»
Количество единиц спецтехники, привлеченной к ежедневному вывозу ТКО
276
298
138
72
ООО «ЭкоВаст»
Больше всего претензий в начале реформы высказывалось в связи с нарушениями периодичности, своевременности вывоза мусора. Перевозчики признали эту проблему.

«Новая территория, необкатанные маршруты, адреса, которые не были занесены в систему, — все это осложнило работу на начальном этапе. Также из-за повышенного отходообразования на январских праздниках мы столкнулись с тем, что нам нужны были дополнительные мощности в виде техники и кадров. Ко всему прочему, по многим адресам старый подрядчик забрал контейнеры, не предупредив, в связи с чем пришлось направить резервные силы еще и на установку контейнеров в срочном порядке», — вспоминает начало работы на новых территориях директор по логистике ООО «Эко Лэнд» Михаил Васильев.

В новую зиму перевозчики вступают уже без этих проблем начального периода — и с четким пониманием тех подводных камней, которые сохраняются.
«Мы увеличили количество спецтехники, расширили штат, внесли все недостающие адреса в систему и оптимизировали маршруты. Со временем водители прикатались, и мы смогли вывозить все адреса точно по графику»
— Михаил Васильев, директор по логистике ООО «Эко Лэнд»
Помочь перевозчикам
Важный аспект, влияющий на своевременный вывоз мусора, — это, по словам представителей ТСЖ и УК, наличие четкого графика. Он необходим для освобождения проездов для мусоровозов, особенно в центральных районах города. «Основная проблема у всех операторов по транспортированию отходов — доступность проезда к местам сбора отходов», — подтверждает Михаил Васильев. В то же время горожане и перевозчики немного по-разному видят способы решения этой проблемы.

По словам Михаила Васильева, проблему можно решить только совместной работой ГАТИ, ГИБДД, управляющей компании и оператора по вывозу ТКО через установку ограничителей парковки, информирование жителей о графике вывоза, наложение штрафов за перегороженный подъезд к месту сбора отходов и заставленные проезды и т. д.
вывоз мусора в Петербурге><meta itemprop=
Опрошенные РБК Петербург председатели ТСЖ и УК утверждают, что при установлении четкого графика вывоза мусора проблем с подъездом мусоровозов не будет. Такой подход практиковался и до мусорной реформы, но сам график вывоза нужно согласовывать. Кроме того, вечером дворники не работают и не могут подбирать грязь, остающуюся после вывоза контейнеров на площадках, говорит член президиума Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Кирилл Захарян. «Раньше мы точно знали, что с 8 до 9 утра приедет мусоровоз. К этому времени приходили дворники и убирали грязь. Сейчас эта система разрушена. Круглосуточно дежурить в ожидании мусоровоза мы не можем», — сетует председатель ТСЖ «БТК» Михаил Латкин.

Перевозчики считают, что в силу чрезвычайной сложности вывоза мусора в центральных районах города следует учесть их интересы. «Закон о тишине Санкт-Петербурга существенно ограничивает возможности вывоза отходов в ранние и вечерние часы. Одно из решений — вывести погрузку и транспортировку отходов из перечня запрещенных работ до 8 утра, это существенно повлияет на временные рамки вывоза отходов, которые сместятся на более ранние часы», — формулирует Михаил Васильев позицию перевозчиков.
Работа с жалобами
Кроме того, снизить число жалоб можно регулярной работой с обращениями граждан. Так, в начале года, когда происходила «притирка» компаний к новым территориям, поступало значительное количество жалоб. Но оперативное устранение недостатков позволяет такой поток существенно сократить.

«После переходного периода количество жалоб на работу «Эко Лэнда» заметно снизилось, оставшиеся обращения на данный момент зачастую связаны с уборкой контейнерной площадки, что не является обязанностью перевозчика, — приводит в пример опыт компании Михаил Васильев. — Также остались, конечно же, проблемы с затрудненным доступом к контейнерным площадкам по причине запаркованности дворов. Количество обращений всегда можно посмотреть на интерактивной карте портала «Наш Санкт-Петербург», и количество жалоб на работу «Эко Лэнда» на данный момент меньше, чем у других подрядчиков».
«Большая часть отходов вывозится современными мусоровозами задней загрузки. У компании внушительный автопарк малогабаритной техники задней загрузки, что позволяет обслуживать труднодоступные места сбора отходов строго в срок и по графику, предоставленному образователем, несмотря на высокую запаркованность дворов и трудности с подъездом к площадке по узким внутриквартальным проездам»
— Михаил Васильев, директор по логистике ООО «Эко Лэнд»
В планах — переработка
«Эко Лэнд» развивается и не только хочет сохранить действующие территории обслуживания, но и способен увеличить зону обслуживания. Существующие мощности и планы по их увеличению позволяют это сделать. Так, в планах дальнейшего развития бизнеса «Эко Лэнда» — строительство завода по переработке ТКО. «На данный момент на финальной стадии находится завод по переработке пленки ПВД в гранулу. Пленка, которая извлекается на наших сортировочных комплексах, пойдет в переработку на новом оборудовании, которое находится на стадии поставки из Китая. Завод уже оплачен, сейчас ждем, когда его привезут, и начнем пусконаладочные работы. Ввод в строй, с учетом сроков разработки и согласования проектов, ожидается к 2024 году. По нашим данным, подобных заводов на Северо-Западе пока нет», — сообщил Михаил Васильев.
вывоз мусора в Петербурге><meta itemprop=
Также компания намерена развивать раздельный сбор ТКО. В ноябре этого года «Эко Лэнд» готовится к запуску проекта по раздельному сбору отходов в Приморском районе, в ходе которого планируется установить более 600 контейнеров для раздельного сбора. «В специальные синие контейнеры можно будет складировать все фракции полезных отходов: бумагу, пластик, металл, стекло и тетрапак. Данные отходы не будут смешиваться с органическим мусором благодаря специальному транспорту, который «Эко Лэнд» закупил для проекта. Совсем скоро их можно будет встретить на улицах Приморского района, узнать экомусоровозы будет легко — на борту спецтехники красуется надпись: «Везу на переработку!» — заключил Михаил Васильев.

ООО «Эко Лэнд» в цифрах

1,2
млрд руб. — инвестиции в инфраструктуру, автопарк и контейнерное хозяйство
62
тыс. тонн твердых коммунальных отходов транспортирует компания в месяц
276
число транспортных средств
550
число водителей
35%
рост количества транспортных средств и сотрудников компании за год
ООО «Эко Лэнд» в цифрах
1,2
млрд руб. — инвестиции в инфраструктуру, автопарк и контейнерное хозяйство
62
тыс. тонн твердых коммунальных отходов транспортирует компания в месяц
276
число транспортных средств
550
число водителей
35%
рост количества транспортных средств и сотрудников компании за год