вернуться на главную
специальный проект
Человек для технологий
или технологии для человека?
вернуться на главную
специальный проект
Человек для технологий
или технологии для человека?
Тема экологического образования и воспитания сегодня находится на пике актуальности. Как отметил заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин, для этого есть две основные причины, и первая очень негативная: откладывать дальше попросту невозможно. «Вопросы экологии неожиданно для нас за последние десять-пятнадцать лет стали касаться каждого. Может, не каждый еще это понял», - сказал Левин. Вторая причина более радостная: благосостояние людей — во всяком случае, в Петербурге и Москве — выросло до такого уровня, когда можно не беспокоиться за удовлетворение базовых потребностей, и возникают потребности более высокого класса. Например, внести свой вклад в защиту окружающей среды.
Начинать воспитание, подчеркнул гендиректор AGM Group Евгений Волошин, нужно еще в детском саду. «Если в садике, в школе не привиты определенные экологические привычки, то во взрослой жизни для этого требуется серьезный осознанный переход», - полагает эксперт. Петр Левин отметил еще одну группу, которая хорошо поддается экологическому воспитанию — люди советской закалки от 70 и старше, которые привыкли жить в эпоху дефицита и хорошо воспринимают идею экономии ресурсов, а также знакомы со сбором макулатуры, металлолома, стеклянных бутылок.
Безотходное воспитание. Эксперты обсудили проблемы экологического просвещения

Проблема экологического просвещения, воспитания и образования сегодня стоит остро, как никогда. Бизнесу не хватает обученных экологов-практиков, а школам — возможности беспрепятственно реализовывать «зеленые» инициативы. В рамках фестиваля White Nights Startup участники дискуссии «Как корпорации, школы и общественные организации учат экологическому мышлению» поделились опытом собственных проектов и обсудили препятствия к их масштабированию.

При этом, по оценке гендиректора группы компаний Нэорециклинг Романа Казакова, системной работы в плане экологического воспитания сегодня не ведется. «Я вижу положительную динамику в вопросах оборота, обращения с отходами. Но вопрос экологического просвещения и образования остается в стороне», - сказал он.
Идеальная ситуация — когда экологическое воспитание, привычки, заложенные с ранних лет, естественным образом перерастают в экологическое образование. Директор ГБОУ Гимназии 631 Приморского района Санкт-Петербурга Марина Топунова поделилась опытом организации подобного процесса. В школе налажен раздельный сбор отходов, например, каждый месяц вывозится порядка 80 кг пластиковых бутылок. Учителя собирают идеи школьников и помогают их реализовывать. Любой выезд на пикник означает обязательную уборку территории.
«После того как дети уже имеют определенные навыки, они хотят развиваться дальше, и к воспитательному процессу подключается образовательный. Ряду учащихся становится интересны смежные науки, на которых базируется экология, и мы поддерживаем этот интерес. Сейчас, например, мы участвовали в гранте губернатора, выиграли двадцать пять миллионов и закупаем оборудование по молекулярной биологии для продолжения запущенного ранее системного проекта», - рассказала Марина Топунова.
Материалы по теме:
«Если в садике, в школе не привиты определенные экологические привычки, то во взрослой жизни для этого требуется серьезный осознанный переход»
Евгений Волошин
генеральный директор AGM Group
Тем не менее, бизнесу не хватает квалифицированных специалистов в сфере экологии. Так, по словам Романа Казакова, вузы и ссузы не готовят специалистов по переработке отходов, которые бы разбирались в типологии отходов, экономике процесса, умели работать с соответствующим оборудованием. «Мы столкнулись с этой проблемой два года назад и обратились в ведущие вузы Петербурга. Они откликнулись на запрос, и мы создали специальность менеджер по переработке отходов», - поделился эксперт.
Млад и стар
Председатель МОО «Чистые Игры» Дмитрий Иоффе полагает, что наиболее эффективным для экологического воспитания и просвещения детей является геймификация. «Если мы говорим о работе со школьниками, общий тренд сегодня таков, что все лучше преподносить в виде игры, любого интерактивного мероприятия. Человек принял участие и увидел, что на что-то повлиял», - сказал он.
От воспитания к образованию
Преподаватель Людмила Руденко с ним не согласилась и привела негативный опыт участия студентов колледжа в подобной игре. Во-первых, за ограниченное время студенты не успели качественно убрать территорию, во-вторых, некоторые участники пытались украсть мешки с мусором у других команд, чтобы получить приз. В итоге студенты оказались разочарованы.
На эту критику ответил Петр Левин. Он подчеркнул, что крайне важна качественная организация мероприятий. Кроме того, качество уборки территории — не главный результат подобных игр. «Не так важно, насколько они качественно уберут. Важно показать людям радость от этой работы. Тогда они сами захотят этим заниматься и дальше», - подчеркнул эксперт.
Опытом экологического просвещения взрослых поделился менеджер по устойчивому развитию в магазине ИКЕА Дыбенко Денис Агеноров-Папуловский. «Мы работаем и с сотрудниками, и с покупателями, проводим лекции, игры, разные активности. Кроме того, в описании товаров и сервисов мы указываем экологическую информацию: например, товар сделан из вторсырья, использован такой-то процент возобновляемого сырья и так далее», - рассказал он.
В игре и в жизни
Масштабированию удачного опыта сегодня мешает целый ряд факторов. Один из них — недостаток финансирования. «Я как предприниматель готов оказывать посильную финансовую помощь общественным организациям. Но на сегодняшний день это непросто: возникают вопросы налогообложения, экономического обоснования и так далее», - подчеркнул Роман Казаков.
Сергей Семенов, «Спецтранс 1 - Инжиниринг»
«Я вижу положительную динамику в вопросах оборота, обращения с отходами. Но вопрос экологического просвещения и образования остается в стороне».
Роман Казаков
Однако общественные организации готовы принять помощь не только в денежном выражении. Альтернативный вариант — бартер: печать информационных материалов, грузовики для вывоза мусора, мешки, перчатки, угощение для участников и так далее в обмен на пиар. Такая помощь сопряжена с серьезными организационными затратами, поэтому Дмитрий Иоффе предложил создать специальный бартерный фонд, который собирал бы предложения от предпринимателей, запросы общественных организаций и позволял бы максимально упростить и автоматизировать администрирование.
В свою очередь, преподаватель профессионального модуля СПБ ГБПОУ Петровский Колледж Елена Лавник привела примеры того, как экологические компетенции интегрируются в различные образовательные программы. Так, студенты по специальности туризм в качестве дипломных работ разрабатывают экотуры. Студенты по земельно-имущественным отношениям проходят практику на предприятиях и в своих отчетах, в том числе, оценивают экологическое воздействие и предлагают свои меры по улучшению ситуации. Ее коллега, преподаватель Людмила Руденко добавила работы студентов-дизайнеров по экодизайну офисов и будущих специалистов по рекламе, которые разрабатывают социальную рекламу в области экологии.
заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин
Другая проблема — несовершенство государственного регулирования. Так, Петр Левин нашел в организации раздельного сбора отходов на территории школы административные нарушения на 1,5 млн рублей штрафа. «Делать что-то легально очень тяжело, некоторые вещи невозможно. Но все делают, потому что все всё понимают», - подчеркнул он.
Герман Хильченко, «Музей «PROМусор»
генеральный директор AGM Group Евгений Волошин
Генеральный директор группы компаний Нэорециклинг
«Если говорить о роли государства, то мы скорее сталкиваемся с государством как с системой, которую нужно обойти. Самое простое действие государства для развития — просто не запрещать классным частным проектам, пускай даже частично коммерческим, интегрироваться в систему общего образования», - подчеркнул основатель проекта Startup Junior Александр Ружинский.
Препятствия для роста
Из этой проблемы вытекает следующая — сложности коммуникации. Общественные организации не могут зайти в школы, потому что, с одной стороны, руководство школ не хочет ввязываться в хлопоты, с другой — организации недостаточно подкованы в области регулирования и не понимают, с чего начать.
Александр Уставщиков, Nokian Tyres Россия
Директор ГБОУ Гимназии 631 Приморского района Санкт-Петербурга Марина Топунова
Евгения Иванова, Балтика
преподаватель профессионального модуля СПБ ГБПОУ Петровский Колледж Елена Лавник
Ксения Воскресенская, «Киилто Россия»
председатель МОО «Чистые Игры» Дмитрий Иоффе
Евгения Фалькова, DANONE
Генеральный директор группы компаний Нэорециклинг Роман Казаков
Денис Агеноров-Папуловский, ИКЕА Дыбенко
основатель проекта Startup Junior Александр Ружинский
«Самое простое действие государства для развития — просто не запрещать классным частным проектам, пускай даже частично коммерческим, интегрироваться в систему общего образования»
Александр Ружинский
основатель проекта Startup Junior
вернуться на главную
специальный проект
Человек для технологий
или технологии для человека?

Безотходное воспитание. Эксперты обсудили проблемы экологического просвещения

Проблема экологического просвещения, воспитания и образования сегодня стоит остро, как никогда. Бизнесу не хватает обученных экологов-практиков, а школам — возможности беспрепятственно реализовывать «зеленые» инициативы. В рамках фестиваля White Nights Startup участники дискуссии «Как корпорации, школы и общественные организации учат экологическому мышлению» поделились опытом собственных проектов и обсудили препятствия к их масштабированию.
White Night Startup
Млад и стар
Тема экологического образования и воспитания сегодня находится на пике актуальности. Как отметил заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин, для этого есть две основные причины, и первая очень негативная: откладывать дальше попросту невозможно. «Вопросы экологии неожиданно для нас за последние десять-пятнадцать лет стали касаться каждого. Может, не каждый еще это понял», - сказал Левин. Вторая причина более радостная: благосостояние людей — во всяком случае, в Петербурге и Москве — выросло до такого уровня, когда можно не беспокоиться за удовлетворение базовых потребностей, и возникают потребности более высокого класса. Например, внести свой вклад в защиту окружающей среды.
заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин
заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин
Начинать воспитание, подчеркнул гендиректор AGM Group Евгений Волошин, нужно еще в детском саду. «Если в садике, в школе не привиты определенные экологические привычки, то во взрослой жизни для этого требуется серьезный осознанный переход», - полагает эксперт. Петр Левин отметил еще одну группу, которая хорошо поддается экологическому воспитанию — люди советской закалки от 70 и старше, которые привыкли жить в эпоху дефицита и хорошо воспринимают идею экономии ресурсов, а также знакомы со сбором макулатуры, металлолома, стеклянных бутылок.
генеральный директор AGM Group Евгений Волошин
генеральный директор AGM Group Евгений Волошин
При этом, по оценке гендиректора группы компаний Нэорециклинг Романа Казакова, системной работы в плане экологического воспитания сегодня не ведется. «Я вижу положительную динамику в вопросах оборота, обращения с отходами. Но вопрос экологического просвещения и образования остается в стороне», - сказал он.
От воспитания к образованию
Идеальная ситуация — когда экологическое воспитание, привычки, заложенные с ранних лет, естественным образом перерастают в экологическое образование. Директор ГБОУ Гимназии 631 Приморского района Санкт-Петербурга Марина Топунова поделилась опытом организации подобного процесса. В школе налажен раздельный сбор отходов, например, каждый месяц вывозится порядка 80 кг пластиковых бутылок. Учителя собирают идеи школьников и помогают их реализовывать. Любой выезд на пикник означает обязательную уборку территории.
«Если в садике, в школе не привиты определенные экологические привычки, то во взрослой жизни для этого требуется серьезный осознанный переход»
— Евгений Волошин, генеральный директор AGM Group
«После того как дети уже имеют определенные навыки, они хотят развиваться дальше, и к воспитательному процессу подключается образовательный. Ряду учащихся становится интересны смежные науки, на которых базируется экология, и мы поддерживаем этот интерес. Сейчас, например, мы участвовали в гранте губернатора, выиграли двадцать пять миллионов и закупаем оборудование по молекулярной биологии для продолжения запущенного ранее системного проекта», - рассказала Марина Топунова.
Директор ГБОУ Гимназии 631 Приморского района Санкт-Петербурга Марина Топунова
Директор ГБОУ Гимназии 631 Приморского района Санкт-Петербурга Марина Топунова
В свою очередь, преподаватель профессионального модуля СПБ ГБПОУ Петровский Колледж Елена Лавник привела примеры того, как экологические компетенции интегрируются в различные образовательные программы. Так, студенты по специальности туризм в качестве дипломных работ разрабатывают экотуры. Студенты по земельно-имущественным отношениям проходят практику на предприятиях и в своих отчетах, в том числе, оценивают экологическое воздействие и предлагают свои меры по улучшению ситуации. Ее коллега, преподаватель Людмила Руденко добавила работы студентов-дизайнеров по экодизайну офисов и будущих специалистов по рекламе, которые разрабатывают социальную рекламу в области экологии.
преподаватель профессионального модуля СПБ ГБПОУ Петровский Колледж Елена Лавник
преподаватель профессионального модуля СПБ ГБПОУ Петровский Колледж Елена Лавник
Тем не менее, бизнесу не хватает квалифицированных специалистов в сфере экологии. Так, по словам Романа Казакова, вузы и ссузы не готовят специалистов по переработке отходов, которые бы разбирались в типологии отходов, экономике процесса, умели работать с соответствующим оборудованием. «Мы столкнулись с этой проблемой два года назад и обратились в ведущие вузы Петербурга. Они откликнулись на запрос, и мы создали специальность менеджер по переработке отходов», - поделился эксперт.
В игре и в жизни
Председатель МОО «Чистые Игры» Дмитрий Иоффе полагает, что наиболее эффективным для экологического воспитания и просвещения детей является геймификация. «Если мы говорим о работе со школьниками, общий тренд сегодня таков, что все лучше преподносить в виде игры, любого интерактивного мероприятия. Человек принял участие и увидел, что на что-то повлиял», - сказал он.
председатель МОО «Чистые Игры» Дмитрий Иоффе
председатель МОО «Чистые Игры» Дмитрий Иоффе
Преподаватель Людмила Руденко с ним не согласилась и привела негативный опыт участия студентов колледжа в подобной игре. Во-первых, за ограниченное время студенты не успели качественно убрать территорию, во-вторых, некоторые участники пытались украсть мешки с мусором у других команд, чтобы получить приз. В итоге студенты оказались разочарованы.
На эту критику ответил Петр Левин. Он подчеркнул, что крайне важна качественная организация мероприятий. Кроме того, качество уборки территории — не главный результат подобных игр. «Не так важно, насколько они качественно уберут. Важно показать людям радость от этой работы. Тогда они сами захотят этим заниматься и дальше», - подчеркнул эксперт.
«Я вижу положительную динамику в вопросах оборота, обращения с отходами. Но вопрос экологического просвещения и образования остается в стороне».
— Роман Казаков, Генеральный директор группы компаний Нэорециклинг
Опытом экологического просвещения взрослых поделился менеджер по устойчивому развитию в магазине ИКЕА Дыбенко Денис Агеноров-Папуловский. «Мы работаем и с сотрудниками, и с покупателями, проводим лекции, игры, разные активности. Кроме того, в описании товаров и сервисов мы указываем экологическую информацию: например, товар сделан из вторсырья, использован такой-то процент возобновляемого сырья и так далее», - рассказал он.
Препятствия для роста
Масштабированию удачного опыта сегодня мешает целый ряд факторов. Один из них — недостаток финансирования. «Я как предприниматель готов оказывать посильную финансовую помощь общественным организациям. Но на сегодняшний день это непросто: возникают вопросы налогообложения, экономического обоснования и так далее», - подчеркнул Роман Казаков.
Генеральный директор группы компаний Нэорециклинг Роман Казаков
Генеральный директор группы компаний Нэорециклинг Роман Казаков
Однако общественные организации готовы принять помощь не только в денежном выражении. Альтернативный вариант — бартер: печать информационных материалов, грузовики для вывоза мусора, мешки, перчатки, угощение для участников и так далее в обмен на пиар. Такая помощь сопряжена с серьезными организационными затратами, поэтому Дмитрий Иоффе предложил создать специальный бартерный фонд, который собирал бы предложения от предпринимателей, запросы общественных организаций и позволял бы максимально упростить и автоматизировать администрирование.
Другая проблема — несовершенство государственного регулирования. Так, Петр Левин нашел в организации раздельного сбора отходов на территории школы административные нарушения на 1,5 млн рублей штрафа. «Делать что-то легально очень тяжело, некоторые вещи невозможно. Но все делают, потому что все всё понимают», - подчеркнул он.
«Самое простое действие государства для развития — просто не запрещать классным частным проектам, пускай даже частично коммерческим, интегрироваться в систему общего образования»
— Александр Ружинский, основатель проекта Startup Junior
Из этой проблемы вытекает следующая — сложности коммуникации. Общественные организации не могут зайти в школы, потому что, с одной стороны, руководство школ не хочет ввязываться в хлопоты, с другой — организации недостаточно подкованы в области регулирования и не понимают, с чего начать.
основатель проекта Startup Junior Александр Ружинский
основатель проекта Startup Junior Александр Ружинский
«Если говорить о роли государства, то мы скорее сталкиваемся с государством как с системой, которую нужно обойти. Самое простое действие государства для развития — просто не запрещать классным частным проектам, пускай даже частично коммерческим, интегрироваться в систему общего образования», - подчеркнул основатель проекта Startup Junior Александр Ружинский.
Материалы по теме
Программа фестиваля White Night Startup
Денис Романов - о проектах по снижению углеродного следа и важности комплексного подхода в работе со строительными отходами.
Елена Соловьева - о том, что продается под брендом «эко» и роли государства в развитии «зеленого» строительства
Экодевелопмент становится массовым трендом в жилищном строительстве