специальный проект
PRO ДИЗАЙН
специальный проект
PRO ДИЗАЙН
Одним из примеров таких решений стал конкурс St. Petersburg Young Design (18+). Он выступил связующим звеном между вузами, студентами, локальными брендами и индустриальными партнерами. Организатор конкурса - Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, а с 2022 года соорганизаторами выступили четыре крупнейших профильных вуза — Академия им А. Л. Штиглица, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, а также Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Два последних года проект реализуется с привлечением средств гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

«Конкурс начинался как экспериментальный проект. В 2020 году он стартовал как Stieglitz Young в партнерстве Фонда инициатив с Академией им. А. Л. Штиглица. А уже в 2022 году было подано более 1,6 тыс. заявок от студентов и выпускников из 46 петербургских вузов и 12 колледжей», — комментирует главный руководитель направления Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Наталья Хвоенкова.
конкурс Young Design
Дизайн как инструмент конкуренции

Сегодня дизайн — это не только про создание функциональных и эстетических решений. Но и про конкурентное преимущество, причем не только бизнеса, но и региона. Удачные решения помогают привлекать инвестиции и туристов, что особенно актуально в условиях трансформации рынков.

Развивать креативные индустрии и поддерживать молодых дизайнеров и художников становится одной из приоритетных задач. Однако одного образования недостаточно, для полноценного становления отрасли необходима проектная работа и понимание запросов бизнеса. Закрыть эту лакуну призваны конкурсы, которые позволяют связать вузы, молодых дизайнеров и предпринимателей.

В прошлом году в рамках конкурса молодые дизайнеры под кураторством менторов и экспертов разрабатывали решения самых резонансных задач. В их числе — разработка городского инфраструктурного артефакта для «Ростелекомa», создание концепции креативного пространства для ДК им. Кирова, разработка интерфейса образовательного модуля для ПАО «Газпром нефть» и многое другое. Участники получили возможность реализовать свои проекты при содействии бизнеса и индустриальных партнеров и попробовать себя в решении коммерческих задач.
Проект развивается поступательно: мы с вузами-соорганизаторами отслеживаем запросы участников-дизайнеров, коллег и партнеров и анализируем обратную связь, что дает возможность конкурсу меняться каждый год, — отмечает Наталья Хвоенкова. В этом году, помимо четырех вузов — соорганизаторов из Санкт-Петербурга, к организации конкурса приглашены шесть вузов — партнеров из других регионов России, а заявку на участие смогут подать молодые дизайнеры со всей страны.

Изменится и название — «Дизайн молодых х Young Design». Планируется масштабирование проекта и наращивание аудитории, чтобы конкурс стал заметным профессиональным событием уже федерального уровня. В задачах на следующие три года — усилить фандрайзинговую работу, чтобы конкурс стал более устойчивым в финансовом плане.
«Бизнесу интересен новый взгляд на привычные вещи, актуальные тренды и вариативность — вот чем привлекателен конкурс. Компаниям нравится работать с молодежью, а конкурс открыт к спонсорским и партнерским предложениям и готов инициировать спецпроекты в регионах», — говорит заместитель генерального директора Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга Екатерина Холоднова.

По ее словам, представители бизнеса, участвуя в конкурсе, получают новые идеи и выражают готовность нести социальную ответственность — дают потренироваться студентам и выпускникам, награждают специальными призами, вносят пожертвования, включают поддержку проекта в планы по социальной корпоративной ответственности.

Студенты — участники конкурса, в свою очередь, получают возможность заявить о себе, выпустить продукт с собственным именем, познакомиться с широким кругом профессионалов и единомышленников и получают шанс на дальнейшее трудоустройство.
РБК Петербург спросил у четырех представителей вузов, которые в разные годы выступали менторами номинаций, что конкурс дает самим вузам и какие задачи позволяет закрывать участие студентов в пилотной коммерческой разработке? Мы получили разные ответы, которые лишь подтверждают важность конкурсов во взаимодействии молодых специалистов и бизнеса.
— В чем, на ваш взгляд, главные проблемы дизайн-образования в России?
— Вузам нужна свобода. Сейчас жесткими шаблонами учебных планов и рабочих программ творческие учебные заведения вгоняют в рамки, называя это наукой. Необходимо, чтобы на уровне правительства произошло какое-то размежевание высших учебных заведений на технические, творческие и гуманитарные.
— Почему студентам важно участвовать в таких конкурсах, как St. Petersburg Young Design?
— Профессия дизайнера — публичная профессия. Работы представлены широкой общественности, которая может отзываться о них совершенно по-разному. Умение держать удар — это неплохое качество для дизайнера. И участие в конкурсах помогает обрести такой навык.
— Какие еще способы «свести» бизнес и молодых дизайнеров, помимо конкурсов, сегодня имеются? Как можно расширить это взаимодействие?
— Вопрос о расширении взаимодействия между молодыми дизайнерами и бизнесом сводится к управлению экономикой. Дайте свободу предприятиям, которые производят реальный конкурентоспособный продукт. Оплатите предприятию организацию рабочего места, чтобы студент мог получить практические навыки непосредственно на производстве, — это и станет началом взаимодействия бизнеса и молодых дизайнеров.
Андрей Блинов
заведующий кафедрой дизайна мебели СПГХПА им. А. Л. Штиглица
Митя Харшак
Дмитрий Мареев
куратор направления «3D промышленный дизайн и инжиниринг» СПбГУПТД
— Производители справляются с импортозамещением, копируя продукт. Многие предприятия просто покупают западные образцы в Европе или Китае — раздирают вещь, изучают ее, воспроизводят и продают здесь за меньшие деньги. Это неправильно, сейчас многие фирмы остановились из-за того, что выбирали такой подход к работе.

Важно выходить на внешние рынки. Но там будет востребован только качественный, оригинальный продукт. И для этого нужны дизайнеры — без их профессиональной работы выпустить высококачественный продукт практически невозможно.
— В чем, на ваш взгляд, главные проблемы дизайн-образования в России сегодня?
— Однозначно главная проблема, с которой мы в «Вышке» успешно боремся, — это отсутствие проектного обучения. Множество программ, которые проходят студенты в России, по-прежнему включают в себя сотни часов академического рисунка и живописи.

Вторая большая проблема тесно связана с первой. Специальность преподают люди, которые либо никогда не занимались проектной деятельностью, либо делали это в отдаленные юные годы.
— Что дает молодым специалистам участие в таких конкурсах, как St. Petersburg Young Design?
— Участие в выставках и конкурсах — это один из способов, подходящих для обучения, совершенствования и творческого роста. Это дает возможность отстраниться и увидеть свои работы со стороны, соотнести собственные проекты с общим развитием индустрии, с работами коллег.
— Почему взаимодействие бизнеса и молодых дизайнеров важно?
— Бизнес, в отличие от многих государственных структур, заинтересован в процветании и увеличении прибыли. Дизайн может быть очень значимым инструментов в повышении добавочной стоимости, в выигрыше конкурентной борьбы на открытом рынке. Молодые дизайнеры способны предложить идеи, которые будут прорывными и смогут помочь бизнесу в повышении узнаваемости продукта.
— Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы креативные индустрии и дизайн стали более весомым сегментом российской экономики?
— Процент, который компании по всему миру тратят на Research and Development (R&D), порой превышает 10% от расходов. К сожалению, уровень таких исследований в российском бизнесе в лучшем случае достигает 1%. Как только производители поймут, что изучение рынка необходимо для повышения конкурентоспособности их продукции, отечественная индустрия дизайна начнет развиваться быстрее.
— В чем, на ваш взгляд, главные проблемы дизайн-образования в России сегодня? Чего не хватает студентам, вузам и преподавателям?
— Высшее образование в России традиционно опирается на теоретическую часть, а сейчас нужна практика. Большинство преподавателей промышленного дизайна не участвуют в создании проектов. В образовательных программах присутствует большое количество непрофильных предметов. Вузы редко кооперируются с предприятиями, которые могут поставить реальные задачи и делом обучить профессии.
конкурс St. Petersburg Young Design:
Свести всех вместе
Обновление проекта
Расширить практику
— Одна из актуальных тем сегодня — импортозамещение. Как думаете, нужно ли оно в дизайне? При каких условиях?
конкурс Young Design
конкурс Young Design
Создание дизайн-концепции оригинального изображения на тему Невского проспекта
Создание концепции городского инфраструктурного артефакта
руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ
Концепция дизайн-языка экстерьера скоростного локомотива
— Почему студентам важно участвовать в таких конкурсах, как St. Petersburg Young Design?
— Для того чтобы стать профессионалом, нельзя изучать только теорию, необходимо участвовать в реальных проектах, где есть заказчик. Конкурируя, студенты набираются опыта, видят свои сильные и слабые стороны, получают обратную связь от заказчика и жюри.
— Как еще можно «свести» бизнес и молодых дизайнеров сегодня?
— Самый лучший способ расширить взаимодействие — привлечь предприятия для выполнения их задач в рамках курсовых проектов. Конечно, для предприятия есть ряд тонких моментов: необходимо подстраиваться под циклы семестров, не всегда есть четкое понимание владельца интеллектуальной собственности, да и студент еще учится и может совершать ошибки.
— Что дает студентам возможность практического воплощения своей идеи?
— Для промышленного дизайнера портфолио — это самое важное. А когда в портфолио появляется реализованный проект, это говорит о том, что человек умеет взаимодействовать с заказчиком, конструкторами и технологами. И конечно, каждый молодой специалист испытывает восторг, когда видит реализованным предмет, который он придумал и спроектировал.
Дмитрий Поландов | Концепция дизайн-языка экстерьера скоростного локомотива
1
2
3
4
Татьяна Диодорова
— В чем, на ваш взгляд, главные проблемы дизайн-образования в России сегодня?
— Студентам не хватает практики и работы с заказчиком. Если бы такие проекты начинались со второго курса, то учащиеся получали бы гораздо больше знаний, при этом не только теоретических, но и практических.
Во-вторых, не хватает практикующих дизайнеров, которые могли бы вести профессиональные курсы. И в-третьих, очень не хватает междисциплинарных связей, экспериментов, творческих поисков, лабораторий, а также коллабораций со специальностями других вузов.
— Почему студентам и вузам важно участвовать в таких конкурсах, как St. Petersburg Young Design?
— Прежде всего конкурс дает возможность поработать с реальным заказчиком и исходными данными. Для студента это отличный опыт, и полученный результат можно положить в портфолио. Для вузов участие в таких конкурсах — это почетно, ответственно и полезно.
— Чего не хватает индустрии дизайна, на ваш взгляд?
— Не хватает высокопрофессиональных грамотных дизайнеров, свободы, креатива и материальной базы.
— Возможно и нужно ли в таких условиях импортозамещение в дизайне?
— Возможно и нужно. Но необходимо работать над качеством российских товаров. Для успешного импортозамещения на производствах важен не только дизайн высокого уровня, но и качественное сырье. Сейчас появилось много российских брендов, которые пока не соответствуют мировым стандартам, хотя для этого есть все предпосылки. Важной частью этого вопроса является проблема развития производства и современных технологий.
разработка айдентики для пяти детских команд Президентского физико-математического лицея № 239
доцент Высшей школы дизайна и архитектуры СПбПУ, руководитель профиля «Графический дизайн», член Союза дизайнеров России
Тимофей Копытин | Создание дизайн-концепции оригинального изображения на тему Невского проспекта для оформления трех стен для входной зоны МФЦ Центрального района
Полина Шевелева | разработка айдентики для пяти детских команд Президентского физико-математического лицея № 239
Софья Серажитдинова | Создание концепции городского инфраструктурного артефакта, доносящего ключевую ценность бренда: качество услуг «Ростелекома»
Поддержка дизайнерской индустрии — необходимая мера для развития экономики, сохранения культурного наследия и укрепления позиций региона. Сейчас сфера дизайна все еще сталкивается с некоторыми проблемами, но молодые специалисты выражают готовность работать над созданием инновационных продуктов и услуг. Конкурс St. Petersburg Young Design является важным инструментом в этом процессе. Он помогает молодым дизайнерам выбрать направление для развития, попробовать свои силы и получить реальный опыт работы.
Важное направление
РЕКЛАМА. https://spb.energy/