РБК Петербург
Perfect Smile
специальный проект
истории петербургского бизнеса
Имеются противопоказания, необходима консультация специалистов
В клинике уже давно существует практика, когда студентов, которые получили после 4 курса медицинского ВУЗа сертификаты, разрешающие работать средним медперсоналом, берут на работу ассистентами и прикрепляют к опытным врачам.
«Внимание к оборудованию играет большое значение и с точки зрения удержания кадров, которые позволяют клинике работать в премиальном сегменте. Врачи хотят работать на современном оборудовании, а не с заплатками и с изолентой».
управляющий партнер и коммерческий директор Центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile
Екатерина Пономарева
«Я сама была пациентом начинающего врача, на приеме присутствовал наставник, который всегда поможет и подскажет, в итоге все закончилось хорошо», - отмечает Екатерина Пономарева.

Но на этом процесс обучения и повышения квалификации не останавливается. Осваивают новые технологии и программы и врачи с большим стажем. И сейчас, несмотря на изменившиеся внешние условия, возможность участвовать в различных международных профильных мероприятиях, обмениваться опытом у врачей тоже не исчезла, подчеркивает Екатерина Пономарева.
В итоге в пандемию клиника занялась обновлением парка техники. «У нас были резервы: мы спокойно заплатили все налоги, выплатили зарплаты и ушли на карантин без истерик, создав технологический задел на будущее», - вспоминает Екатерина Пономарева.
Затем специалист может перейти на позицию гигиениста, чтобы втянуться в работу, научиться коммуницировать с пациентами и администраторами, начинает практическую работу над мануальными навыками. Сразу студента никто не отправит лечить зубы пациентам клиники, поэтому тестовыми пациентами становятся близкие родственники и коллеги.
Еще одним обязательным условием для развития бизнеса выступает непрерывное образование, считают в PerfectSmile. Причем важно не только учиться, но и передавать свои знания, становясь наставником для молодых специалистов.
Эффективность такого подхода проявила себя в пандемию. И хотя она стала стрессом для всех, было ясно, что нужно продолжать работать.

«Когда многие вообще закрывали бизнесы, мы решили, что жизнь продолжается. Да, было ясно, что она будет меняться, но точно не закончится. А то, какой она будет потом, зависит исключительно от нас самих», - вспоминает Екатерина Пономарева.
Благодаря внедрению нового оборудования получается значительно ускорить отдельные процессы. Например, для создания трехмерных изображений индивидуального прикуса и челюсти в клинике применяется компьютерный томограф. Это устройство помогает в диагностике и лечении заболеваний и дефектов полости рта. А дентальный сканер позволяет врачу получить цифровой слепок зубов вместо силиконового, причем полное сканирование с помощью такого прибора занимает всего полторы минуты.
«Работа любого предприятия, делится на организационную и производственную части. В клинике медицина — это производственная часть, во главе которой стоит врач. На все, что происходит в производственной части, менеджер имеет очень мало влияния», - подчеркивает Екатерина Пономарева.

Когда в Россию, например, перестали поставлять некоторые материалы, менеджер не мог выбрать замену сам, но мог подобрать несколько возможных вариантов в качестве альтернативы и предложить коллегам-медикам. И здесь важно, чтобы никто не тянул одеяло на себя. «Ценность команды в том, что каждый занимается своим делом, тем, что он знает и любит. Важно собрать разные компетенции и разделить зоны ответственности, но не менее важно при этом наладить диалог между ними», - резюмирует Екатерина Пономарева.
«Большой импульс развитию российской стоматологии дал приход имплантации в нулевых. С ее приходом начали появляться и новые специалисты. То есть речь уже не шла о том, что в клинике работают только врачи, которые лечат кариес, удаляют зубы и делают съемные протезы, появились новые специальности – имплантолог, ортодонт, парадонтолог».
управляющий партнер и коммерческий директор Центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile
Екатерина Пономарева
Но время не стоит на месте, развитие бизнеса и внешние кризисы показали важность изменений. Делать это эффективнее позволило разделение управленческих функций. Сочетание врач и менеджер дает более качественный результат в работе, хотя в среде медиков и есть расхожее мнение, что управленец только все испортит, потому что в «медицине ничего не понимает».
Технологическое развитие отрасли шло параллельно с развитием управленческой культуры. Клиника зародилась в конце 80-х как частный проект, но в конце нулевых основательница клиники приняла решение продать бизнес.
Постепенно визит к стоматологу перестал вызывать прежний трепет. Болезненные процедуры начали проводить с качественной анестезией. Страшные истории про удаление зубов в духе «двое держат, третий рвет», и использование мышьяка для убийства зубного нерва, к счастью, остались только на уровне воспоминаний.
Врачи работали без записи, с живыми очередями. Сидели в них и отечественные звезды, которые на анонимной основе обращались за услугами эстетической стоматологии. Правда технологии того времени сильно отличались от нынешних.
История PerfectSmile насчитывает уже почти 35 лет. Когда компания только открылась в 1989 году, она стала второй частной клиникой в Петербурге. Врачи работали без записи, с живыми очередями. Сидели в них и отечественные звезды, которые на анонимной основе обращались за услугами эстетической стоматологии. Правда технологии того времени сильно отличались от нынешних.
«Сравнивать состояние стоматологии в тот период и сейчас в принципе невозможно, это совершенно разные технологические возможности».
управляющий партнер и коммерческий директор Центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile
Екатерина Пономарева
Санкционное давление сегодня меняет логистические цепочки и подталкивает бизнес искать альтернативы привычным материалам, в 90-е компаниям приходилось сложнее – их занимали вопросы от поиска материалов и оборудования до еженедельного пересмотра цен из-за скачка курсов валют. Среди петербургских клиник есть те, кто за свою 30-летнюю историю прошли все кризисы, а поиск ответов на новые вызовы превратился в часть управленческой культуры.
пациентов приняла клиника PerfectSmile с 1989 года
коронок и виниров установлено ортопедами клиники за последние 10 лет
имплантов установлено хирургами клиники за последние 10 лет
клиника PerfectSmile
В советской стоматологии не было современных турбин, работали электромоторами с низкими оборотами, отсюда и характерный звук бормашины того времени. Инструменты были из грубой стали, а анестезия в терапевтическом приеме практически отсутствовала, поскольку согласно советским стандартам санэпидемрежима укол шприцом для введения анестезии мог осуществляться исключительно в хирургическом кабинете. Но оборудование, как и сами материалы, претерпели глубокую трансформацию.

В 90-х стоматологи начинают применять композитные материалы для пломб вместо цемента, пластмассы и альгальмы, а в протезировании используют уже металлокерамические и фарфоровые коронки, рассказывает Екатерина Пономарева.
В PerfectSmile от такого противостояния удалось уйти, разделив сферы влияния. Никто не учит врачей как лечить пациентов, а медики, в свою очередь, не занимаются сведением бюджетов, взаимодействием с налоговой и оптимизацией процессов и логистики, когда наступает такая необходимость.
«Мы работали вместе, и когда встал вопрос о продаже, захотели продолжить дело, начав новую главу в его истории. Юридическое лицо купили со всеми правами и обязанностями», - говорит Екатерина Пономарева.
новых пациентов приходят в клинику по рекомендации уже лечившихся в ней людей
Как это стало элементом ДНК – в истории петербургского Центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile.
пациентов в день в среднем посещает клинику
* клиника PerfectSmile - клиника Перфект Смайл

Реклама. ООО «ЭФА». Лицензия https://perfectsmile.pro/about/#serts-16-1, 4CQwVszH9pUiKexMKEE
«В стоматологии все постоянно меняется, появляются новые материалы, инструменты и технологии, которые нужно предоставлять врачам, чтобы им было интересно работать. Бывает, что оборудование есть, но работать на нем никто не умеет или используются ТОЛЬКО БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ»
управляющий партнер и коммерческий директор Центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile
Екатерина Пономарева
клиника PerfectSmile
Тогда же появилось название PerfectSmile. Но перемена не сказалась на главной части бизнеса – качестве оказания услуг и отношении к персоналу. Такой плавный переход позволил сохранить штат и создать преемственность. В клинике трудятся врачи и средний медицинский персонал разных поколений.

«Благодаря тому, что были сохранены даже старые зарплатные ведомости 90-х годов, - некоторые были еще в долларах - мы смогли без проблем предоставить справки о стаже и зарплате для сотрудников, которые уходили на пенсию».
> 31 000
45
83%
> 20 000
> 5000

От живой очереди из звезд до центра костной регенерации: 35 лет эволюции стоматологии — в истории клиники PerfectSmile

В это же время начинают меняться подходы к изготовлению слепков. Сделать их на таком уровне, как сейчас, в советский период было невозможно, так как слепки снимались из менее точных масс, чем современные силиконы, а иногда даже гипсом, который потом нужно было скалывать с зубов.
Ортодонтия, имплантация и эстетическое протезирование остаются и сегодня одними из самых прогрессивных направлений. При этом в отдельных случаях для имплантации может требоваться операция по наращиванию костной ткани, если зуб, на место которого ставят имплантат, удален давно. Раньше таких процедур, конечно, не было.

«Думаю, примерно с 2000 года наши врачи стали активно выезжать за международные конференции, и поняли, что такое настоящая современная стоматология, к чему надо стремиться. С этого момента отрасль начала активно развиваться. Начала происходить трансформация и переход от советской системы к современной технологичной и инновационной», - констатирует Екатерина Пономарева.

Это привело к тому, что с 2014 по 2020 годы огромное количество людей стали относиться к стоматологии как к процедурам «для красоты». Пациенты хотели белоснежные виниры, не имея к этому никаких медицинских показаний. Сейчас интерес к эстетическим процедурам сохраняется, но пандемия заставила нас всех задуматься о здоровье как о базовой ценности», говорит Екатерина Пономарева.
клиника PerfectSmile
клиника PerfectSmile
клиника PerfectSmile
В PerferctSmile уверены, что сегодня за качество отечественной стоматологии можно не переживать, оно не просядет, а отрасль сможет ОСТАТЬСЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ.
Такие вопросы решают в рамках дополнительного обучения или приглашения профильных специалистов, представителей компании-производителя.
Но для этого важно взаимодействие врачей и менеджмента. При наличии баланса и поиска компромиссных решений, получится найти выход из любой ситуации.

«Главное в любой кризис - понять, что условия изменились и действовать исходя из новых вводных, - говорит Екатерина Пономарева. - В бизнес-школе нас учили, например, что надо работать, чтобы оборачиваемость денежных средств была максимальной. Но сейчас обо всех этих инструментах можно забыть, они неактуальны. Задача управленца сегодня – базируясь на знании теории нащупать новые способы повышения эффективности бизнеса, во многом даже интуитивно».
Екатерина Пономарева
рейтинг клиники в отзывах поисковых систем
новых улыбок пациентов клиники после исправления прикуса брекетами и элайнерами
> 1000
4.9
От съемного протеза к имплантам
Этапы эволюции стоматологии в России
1999
2000
2010
2020
~2030
Появление композитных материалов для пломб. Они приходят на смену цементам, пластмассе и амальгаме. Начинается использование металлокерамики в протезировании вместо металлических и металлопластмассовых коронок.
Постепенное вытеснение съемных протезов конструкциями на имплантах. Внедрение микроскопов для лечения и протезирования. Появление безметалловых коронок как более эстетичного вида протезирования.
Развитие технологий наращивания костной ткани и тканей десны в хирургии. Появление cad/cam технологий, внутриротовых сканеров. Широкое распространение компьютерной томографии, компьютерного планирования хирургических вмешательств, 3D шаблонов.
Развитие 3D печати, цифровизация процессов планирования и лечения. Создание цифровой копии в 3D с воспроизведением индивидуальных движений челюстей.
Внедрение технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности. Роботизация мануальной работы врача.
Управленческая революция
Модернизация и прогресс
Наставничество и непрерывное образование