Как группа компаний «Деловые Линии» прошла путь от одной фуры до беспилотных грузоперевозок.
После анархии «дикого капитализма 90-х», в так называемых нулевых появилось окно возможностей для роста перспективных направлений. Рыночных ниш и спроса было достаточно почти во всех потребительских сегментах. Целые нынешние империи были основаны каких-то 20 лет назад — и кем? — вчерашними студентами с горящими глазами.
Энтузиасты обратили взор на вариант с грузоперевозками — тогда это был абсолютно хаотичный рынок, состоящий в основном из физлиц и ИП на старых авто.
Я отучился на кафедре систем обработки информации и управления. Увлекался программированием, информационными системами и разрабатывал свою систему управления транспортными потоками»
Так началась в 2001 году и история ныне ведущего грузоперевозчика — компании «Деловые Линии». Началась с мозгового штурма свежеиспеченных выпускников «Военмеха» — мол, как жить дальше будем?
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Решили идти в потенциал и начали понемногу увеличивать собственный автопарк — за 7 лет работы, к 2008-му, он вырос до 250 машин (при этом уже тогда старались брать машины не старше 3 лет), а персонал стал исчисляться не одной сотней человек. За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно не просто вправо или влево, но и вверх, и вглубь, и по диагонали.
Осваивать новые города и направления (в 2006 году открыли первое подразделение за Уралом — в Екатеринбурге, потом последовали терминалы в Челябинске в 2007 году и в Тюмени в 2008-м), развивать сегмент FTL (когда машина целиком выделяется под потребности одного заказчика), складскую логистику, а главное — обрела первые контуры идея о технологической платформе.
Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис в Москве. С нишей не прогадали, и емкость рынка казалась бесконечной.
Достаточно ранний старт в цифровизации обусловил возможность быть на шаг впереди, стать хедлайнером рынка. На созданный задел можно было опереться и развивать его — компания вкладывала ежегодно средства даже тогда, когда многие перевозчики прекрасно жили по старинке без «этих модных и дорогих наворотов». По факту диджитализация окупалась довольно быстро и уже в среднесрочной перспективе стала снижать себестоимость грузоперевозки, позволяя запускать выгодные акции для клиентов и копить ресурсы для дальнейшего роста и развития.
на 25% сокращают расстояние и время перевозки
Поскольку на заре тысячелетия зарождались многие бизнесы, а первыми клиентами «Деловых Линий» были небольшие коммерческие компании, занимавшиеся торговлей либо производством, то рост объемов бизнеса шел параллельно: больше масштаб — выше потребность в перевозках — важнее потребность клиентов в удобстве и сервисе, в охвате новых городов и направлений и так далее. Та самая синергия, которая совместно дает больший эффект, чем рост по отдельности.
Общий тренд последнего времени — «разбег» по специализации бизнесов. Так, если раньше для компании, чей основной профиль деятельности не связан с перевозками, было нормально содержать свой автопарк, то в современных реалиях это становится невыгодным: усложняется законодательство, требуются постоянные вложения в парк и склады, растет фонд оплаты труда, а также вложения в цифровизацию. В итоге отказ от собственной логистики и переход на аутсорсинг для многих становится предпочтительным.
«Огромный импульс к развитию услуг нам дало проникновение интернета как нормы жизни. Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. К тому же мы видели, что заказчики товаров с сайтов хотят получить заказ как можно быстрее, и дали им такую возможность».
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
ГК «Деловые Линии» спрогнозировала такую потребность в оказании комплексных услуг (3PL) и предложила клиентам. Сегодня доля 3PL в бизнесе растет и потенциал этого сегмента весьма емкий — так, по экспертным данным, внешние логистические решения могли бы оптимизировать бизнес примерно 2/3 компаний. По расчетам аналитиков «Деловых Линий», благодаря передаче логистики на аутсорсинг возможно до 30% сократить собственные затраты в зависимости от вида деятельности и принципов организации собственной транспортной службы.
Электронный документооборот (ЭДО) — потенциальный резерв для снижения себестоимости перевозки. По расчетам Минтранса, введение ЭДО позволит вдвое увеличить скорость перемещения товаров к 2024 году. В ГК «Деловые Линии» благодаря ЭДО уже удалось на 5% снизить холостые прогоны за счет отсутствия необходимости заезжать в автотранспортные предприятия для сдачи путевой и перевозочной документации.
Математическое моделирование, которое ГК «Деловые Линии» использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объеме и в срок.
Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ «Деловые Линии» оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок.
«Наша миссия — делать сложное простым. И сегодня наша цель — стать основой для развития миллионов бизнесов на территории России и за ее пределами, быть частью каждого груза, перевезенного на территориях нашего присутствия».
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
В итоге прибыль конкретной точки интернет-торговли стала в буквальном смысле определяться скоростью и качеством доставки. При этом к переплате конечные клиенты готовы ограниченно (а в идеале любой клиент хочет бесплатную доставку) — тут и пригодились механизмы автоматизации и матмоделирование, которые, впрочем, пришлось в срочном порядке адаптировать под новую ситуацию.
Сегодня у ГК «Деловые Линии» свыше 50 3PL складов по всей России, общая площадь которых уже превысила 100 тысяч кв. м.
«Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции», — говорит Фарид Мадани.
Резкая смена модели потребления клиентов привела к динамичным изменениям внутренних процессов у перевозчиков.
«Благодаря той цифровой трансформации, которую мы проводили все последние годы, нам удалось прирастить клиентскую базу — за счет клиентов тех компаний, которые раскачивались или просто ожидали окончания короткого локдауна и возврата к прежней жизни. Сегодня скорость — один из определяющих факторов. Нам потребовались буквально 2–3 недели на перестройку, что для крупного бизнеса с почти 20 тысячами сотрудников, скажем так, интересный вызов».
По итогам 2020 года ГК «Деловые Линии» стала победителем в конкурсе «Проект года» за проект «Автоматическое планирование рейсов городской автодоставки» — актуальность его резко выросла в пандемию. На сам проект было потрачено 90 тысяч человеко-часов. Разработанная система автодоставки позволяет планировать около двух тысяч рейсов ежедневно для экспедирования грузов клиентов во всех городах РФ. Математическая модель содержит порядка 400 различных параметров и способна быстро распределять заявки на сотни машин. Теперь логист города-миллионника корректирует не более 10–15% рейсов, затрачивая на это 15–20 минут в конце рабочего дня.
Сегодня ГК «Деловые Линии» участвует в государственных проектах по цифровизации отрасли. Это уже упомянутый выше переход на ЭДО и электронные транспортные накладные (ЭТрН) с рядом крупных клиентов. Еще одна революция, конечно, беспилотные грузоперевозки. В июне было подписано соглашение с Минтрансом о создании транспортного коридора для беспилотников. Значение участия в стратегическом госпроекте сложно переоценить, и это позволит создать очередной технологический задел.
стран доставки — Россия и другие страны ЕАЭС, Азия, Европа, Америка
квадратных метров складских площадей
в сегменте сборных грузов (26% рынка)*
Название компании сложили из двух вариантов, между которыми выбирали, — «Невские линии» и «Деловые системы». Арендовали скромное помещение за 250 долл. в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником «Желтые страницы», где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиента.
«В 2008 году у нас появилась потребность отказаться от ручной маркировки грузов и внедрить квитанции со штрихкодом, а также терминалы сбора данных — тогда такие технологии были передовыми», — отмечает фарид Мадани
Сегодня в ГК «Деловые Линии» автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки. Эффект от технологических платформ и решений в цифрах: экономия до 25–30% затрат и времени за счет применения автоматизированных систем управления транспортом и складом.
современных транспортных средств разной грузоподъемности
Материал подготовлен специально для ГК «Деловые Линии»
*по данным Infranews
**по данным KnightFrank, 2021 год
***по данным «RAEX-Аналитика», 2020 год
Конкурентное поле в логистике меняется. Уходит «серый» сегмент рынка, мелкие компании и ИП. Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция, с одной стороны, играет на руку клиенту, с другой — мотивирует быстрее внедрять новации. Профиль рынка, по оценкам экспертов, сильно поменяется в ближайшее десятилетие.
«Нам 20 лет. Если прокрутить за минуту в ускоренной перемотке «фильм» об истории развития ГК «Деловые Линии» — от справочника в первый год работы и команды буквально из трех человек возрастом до 23 лет до системообразующего предприятия страны (компания включена в соответствующий перечень Минтранса. — Прим. ред.), отраслевого гиганта — темпы этого роста до сих пор поражают даже меня».
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Влияние цифровых решений на эффективность бизнеса ГК «Деловые Линии»
на 15–20% уменьшают простои
в 2 раза снижают время обработки груза на складе
Системы управления складами компании «Деловые Линии»:
на 25% повышают максимальную пропускную способность терминала
Программные продукты, управляющие маршрутами:
на 10% снижают транспортные расходы
гарантируют попадание во временные окна на уровне 95%
Единое окно оператора контактного центра:
на 50% сокращает срок обучения и адаптации новых сотрудников
на 40% сокращает время отработки одной операции
на 15% увеличивает производительность одного оператора
на 10% увеличивает продажи услуг
«Но это и мотивирует держать планку и идти дальше, — говорит Фарид Мадани. — Впереди, так или иначе, беспилотники и дроны, пусть и остается 10–15 лет до их реальной массовой перспективы, но готовиться надо уже сейчас».
«Через 10 лет мы останемся в авангарде», — резюмирует Фарид Мадани.
«Мы уже давно по сути IT-компания, — отмечает Фарид Мадани. — А еще оптимизатор бизнеса для наших клиентов».
Разработки, которые «Деловые Линии» внедрили одними из первых в России:
Система диспетчеризации с помощью TMS и мобильного приложения, при которой водители получают задания и отмечают его выполнение в смартфоне
Использование терминалов сбора данных на складах
Собственный контакт-центр
Уникальная сортировочная линия распределения грузов BUDDE, аналогов которой нет в РФ
по объему складских площадей в регионах РФ**
по рейтингу служб доставки в Москве***
победы в Национальной премии в области грузового автомобильного транспорта «Грузовики и дороги
Потенциальные новшества сначала тестируются на математических моделях, которые имитируют бизнес-процесс (в том числе визуально) и позволяют адаптировать события и метрики в более эффективном ключе. При отсутствии эффекта в рамках матмодели от идеи отказываются либо модифицируют.
Адаптивность к форс-мажорам
Двадцать лет — и много, и мало