Истории петербургского бизнеса
РБК Петербург
Деловые Линии
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ
РБК Петербург
Мегалит
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ

Как группа компаний «Деловые Линии» прошла путь от одной фуры до беспилотных грузоперевозок.

Как группа компаний «Деловые Линии» прошла путь от одной фуры до беспилотных грузоперевозок.
После анархии «дикого капитализма 90-х», в так называемых нулевых появилось окно возможностей для роста перспективных направлений. Рыночных ниш и спроса было достаточно почти во всех потребительских сегментах. Целые нынешние империи были основаны каких-то 20 лет назад — и кем? — вчерашними студентами с горящими глазами.
Энтузиасты обратили взор на вариант с грузоперевозками — тогда это был абсолютно хаотичный рынок, состоящий в основном из физлиц и ИП на старых авто.
Я отучился на кафедре систем обработки информации и управления. Увлекался программированием, информационными системами и разрабатывал свою систему управления транспортными потоками»
"
Так началась в 2001 году и история ныне ведущего грузоперевозчика — компании «Деловые Линии». Началась с мозгового штурма свежеиспеченных выпускников «Военмеха» — мол, как жить дальше будем?
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Решили идти в потенциал и начали понемногу увеличивать собственный автопарк — за 7 лет работы, к 2008-му, он вырос до 250 машин (при этом уже тогда старались брать машины не старше 3 лет), а персонал стал исчисляться не одной сотней человек. За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно не просто вправо или влево, но и вверх, и вглубь, и по диагонали.
Осваивать новые города и направления (в 2006 году открыли первое подразделение за Уралом — в Екатеринбурге, потом последовали терминалы в Челябинске в 2007 году и в Тюмени в 2008-м), развивать сегмент FTL (когда машина целиком выделяется под потребности одного заказчика), складскую логистику, а главное — обрела первые контуры идея о технологической платформе.
Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис в Москве. С нишей не прогадали, и емкость рынка казалась бесконечной.
Достаточно ранний старт в цифровизации обусловил возможность быть на шаг впереди, стать хедлайнером рынка. На созданный задел можно было опереться и развивать его — компания вкладывала ежегодно средства даже тогда, когда многие перевозчики прекрасно жили по старинке без «этих модных и дорогих наворотов». По факту диджитализация окупалась довольно быстро и уже в среднесрочной перспективе стала снижать себестоимость грузоперевозки, позволяя запускать выгодные акции для клиентов и копить ресурсы для дальнейшего роста и развития.
на 25% сокращают расстояние и время перевозки
Поскольку на заре тысячелетия зарождались многие бизнесы, а первыми клиентами «Деловых Линий» были небольшие коммерческие компании, занимавшиеся торговлей либо производством, то рост объемов бизнеса шел параллельно: больше масштаб — выше потребность в перевозках — важнее потребность клиентов в удобстве и сервисе, в охвате новых городов и направлений и так далее. Та самая синергия, которая совместно дает больший эффект, чем рост по отдельности.
Общий тренд последнего времени — «разбег» по специализации бизнесов. Так, если раньше для компании, чей основной профиль деятельности не связан с перевозками, было нормально содержать свой автопарк, то в современных реалиях это становится невыгодным: усложняется законодательство, требуются постоянные вложения в парк и склады, растет фонд оплаты труда, а также вложения в цифровизацию. В итоге отказ от собственной логистики и переход на аутсорсинг для многих становится предпочтительным.
«Огромный импульс к развитию услуг нам дало проникновение интернета как нормы жизни. Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. К тому же мы видели, что заказчики товаров с сайтов хотят получить заказ как можно быстрее, и дали им такую возможность».
"
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
ГК «Деловые Линии» спрогнозировала такую потребность в оказании комплексных услуг (3PL) и предложила клиентам. Сегодня доля 3PL в бизнесе растет и потенциал этого сегмента весьма емкий — так, по экспертным данным, внешние логистические решения могли бы оптимизировать бизнес примерно 2/3 компаний. По расчетам аналитиков «Деловых Линий», благодаря передаче логистики на аутсорсинг возможно до 30% сократить собственные затраты в зависимости от вида деятельности и принципов организации собственной транспортной службы.
Электронный документооборот (ЭДО) — потенциальный резерв для снижения себестоимости перевозки. По расчетам Минтранса, введение ЭДО позволит вдвое увеличить скорость перемещения товаров к 2024 году. В ГК «Деловые Линии» благодаря ЭДО уже удалось на 5% снизить холостые прогоны за счет отсутствия необходимости заезжать в автотранспортные предприятия для сдачи путевой и перевозочной документации.
Математическое моделирование, которое ГК «Деловые Линии» использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объеме и в срок.
Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ «Деловые Линии» оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок.
«Наша миссия — делать сложное простым. И сегодня наша цель — стать основой для развития миллионов бизнесов на территории России и за ее пределами, быть частью каждого груза, перевезенного на территориях нашего присутствия».
"
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
В итоге прибыль конкретной точки интернет-торговли стала в буквальном смысле определяться скоростью и качеством доставки. При этом к переплате конечные клиенты готовы ограниченно (а в идеале любой клиент хочет бесплатную доставку) — тут и пригодились механизмы автоматизации и матмоделирование, которые, впрочем, пришлось в срочном порядке адаптировать под новую ситуацию.
Сегодня у ГК «Деловые Линии» свыше 50 3PL складов по всей России, общая площадь которых уже превысила 100 тысяч кв. м.
«Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции», — говорит Фарид Мадани.
Резкая смена модели потребления клиентов привела к динамичным изменениям внутренних процессов у перевозчиков.
«Благодаря той цифровой трансформации, которую мы проводили все последние годы, нам удалось прирастить клиентскую базу — за счет клиентов тех компаний, которые раскачивались или просто ожидали окончания короткого локдауна и возврата к прежней жизни. Сегодня скорость — один из определяющих факторов. Нам потребовались буквально 2–3 недели на перестройку, что для крупного бизнеса с почти 20 тысячами сотрудников, скажем так, интересный вызов».
По итогам 2020 года ГК «Деловые Линии» стала победителем в конкурсе «Проект года» за проект «Автоматическое планирование рейсов городской автодоставки» — актуальность его резко выросла в пандемию. На сам проект было потрачено 90 тысяч человеко-часов. Разработанная система автодоставки позволяет планировать около двух тысяч рейсов ежедневно для экспедирования грузов клиентов во всех городах РФ. Математическая модель содержит порядка 400 различных параметров и способна быстро распределять заявки на сотни машин. Теперь логист города-миллионника корректирует не более 10–15% рейсов, затрачивая на это 15–20 минут в конце рабочего дня.
Сегодня ГК «Деловые Линии» участвует в государственных проектах по цифровизации отрасли. Это уже упомянутый выше переход на ЭДО и электронные транспортные накладные (ЭТрН) с рядом крупных клиентов. Еще одна революция, конечно, беспилотные грузоперевозки. В июне было подписано соглашение с Минтрансом о создании транспортного коридора для беспилотников. Значение участия в стратегическом госпроекте сложно переоценить, и это позволит создать очередной технологический задел.
Деловые Линии автопарк
Деловые Линии - история компании
год основания компании
количество сотрудников
стран доставки — Россия и другие страны ЕАЭС, Азия, Европа, Америка
квадратных метров складских площадей
Деловые Линии - история компании
Деловые Линии
в сегменте сборных грузов (26% рынка)*
Фарид Мадани
ФАРИД МАДАНИ
Название компании сложили из двух вариантов, между которыми выбирали, — «Невские линии» и «Деловые системы». Арендовали скромное помещение за 250 долл. в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником «Желтые страницы», где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиента.
«В 2008 году у нас появилась потребность отказаться от ручной маркировки грузов и внедрить квитанции со штрихкодом, а также терминалы сбора данных — тогда такие технологии были передовыми», — отмечает фарид Мадани
Сегодня в ГК «Деловые Линии» автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки. Эффект от технологических платформ и решений в цифрах: экономия до 25–30% затрат и времени за счет применения автоматизированных систем управления транспортом и складом.
города присутствия
современных транспортных средств разной грузоподъемности
миллиона клиентов
Материал подготовлен специально для ГК «Деловые Линии»


*по данным Infranews
**по данным KnightFrank, 2021 год
***по данным «RAEX-Аналитика», 2020 год
Конкурентное поле в логистике меняется. Уходит «серый» сегмент рынка, мелкие компании и ИП. Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция, с одной стороны, играет на руку клиенту, с другой — мотивирует быстрее внедрять новации. Профиль рынка, по оценкам экспертов, сильно поменяется в ближайшее десятилетие.
«Нам 20 лет. Если прокрутить за минуту в ускоренной перемотке «фильм» об истории развития ГК «Деловые Линии» — от справочника в первый год работы и команды буквально из трех человек возрастом до 23 лет до системообразующего предприятия страны (компания включена в соответствующий перечень Минтранса. — Прим. ред.), отраслевого гиганта — темпы этого роста до сих пор поражают даже меня».
"
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Фарид Мадани
Деловые Линии автопарк
Деловые Линии
Влияние цифровых решений на эффективность бизнеса ГК «Деловые Линии»
на 15–20% уменьшают простои
в 2 раза снижают время обработки груза на складе
Системы управления складами компании «Деловые Линии»:
на 25% повышают максимальную пропускную способность терминала
Программные продукты, управляющие маршрутами:
на 10% снижают транспортные расходы
гарантируют попадание во временные окна на уровне 95%
Единое окно оператора контактного центра:
на 50% сокращает срок обучения и адаптации новых сотрудников
на 40% сокращает время отработки одной операции
на 15% увеличивает производительность одного оператора
на 10% увеличивает продажи услуг
Деловые Линии - история компании
«Но это и мотивирует держать планку и идти дальше, — говорит Фарид Мадани. — Впереди, так или иначе, беспилотники и дроны, пусть и остается 10–15 лет до их реальной массовой перспективы, но готовиться надо уже сейчас».
«Через 10 лет мы останемся в авангарде», — резюмирует Фарид Мадани.
«Мы уже давно по сути IT-компания, — отмечает Фарид Мадани. — А еще оптимизатор бизнеса для наших клиентов».
Разработки, которые «Деловые Линии» внедрили одними из первых в России:
Система диспетчеризации с помощью TMS и мобильного приложения, при которой водители получают задания и отмечают его выполнение в смартфоне
Использование терминалов сбора данных на складах
Собственный контакт-центр
Уникальная сортировочная линия распределения грузов BUDDE, аналогов которой нет в РФ
по объему складских площадей в регионах РФ**
по рейтингу служб доставки в Москве***
победы в Национальной премии в области грузового автомобильного транспорта «Грузовики и дороги
Ее величество цифра
Синергия роста
Потенциальные новшества сначала тестируются на математических моделях, которые имитируют бизнес-процесс (в том числе визуально) и позволяют адаптировать события и метрики в более эффективном ключе. При отсутствии эффекта в рамках матмодели от идеи отказываются либо модифицируют.
Адаптивность к форс-мажорам
Двадцать лет — и много, и мало
Истории петербургского бизнеса
Спецпроекты РБК Петербург
Деловые Линии
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ
Как группа компаний «Деловые Линии» прошла путь от одной фуры до беспилотных грузоперевозок.
После анархии «дикого капитализма 90-х», в так называемых нулевых появилось окно возможностей для роста перспективных направлений. Рыночных ниш и спроса было достаточно почти во всех потребительских сегментах. Целые нынешние империи были основаны каких-то 20 лет назад — и кем? — вчерашними студентами с горящими глазами.
Энтузиасты обратили взор на вариант с грузоперевозками — тогда это был абсолютно хаотичный рынок, состоящий в основном из физлиц и ИП на старых авто.
Я отучился на кафедре систем обработки информации и управления. Увлекался программированием, информационными системами и разрабатывал свою систему управления транспортными потоками»
"
Так началась в 2001 году и история ныне ведущего грузоперевозчика — компании «Деловые Линии». Началась с мозгового штурма свежеиспеченных выпускников «Военмеха» — мол, как жить дальше будем?
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис в Москве. С нишей не прогадали, и емкость рынка казалась бесконечной.
Решили идти в потенциал и начали понемногу увеличивать собственный автопарк — за 7 лет работы, к 2008-му, он вырос до 250 машин (при этом уже тогда старались брать машины не старше 3 лет), а персонал стал исчисляться не одной сотней человек. За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно не просто вправо или влево, но и вверх, и вглубь, и по диагонали.
Сегодня в ГК «Деловые Линии» автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки. Эффект от технологических платформ и решений в цифрах: экономия до 25–30% затрат и времени за счет применения автоматизированных систем управления транспортом и складом.
Осваивать новые города и направления (в 2006 году открыли первое подразделение за Уралом — в Екатеринбурге, потом последовали терминалы в Челябинске в 2007 году и в Тюмени в 2008-м), развивать сегмент FTL (когда машина целиком выделяется под потребности одного заказчика), складскую логистику, а главное — обрела первые контуры идея о технологической платформе.
«Огромный импульс к развитию услуг нам дало проникновение интернета как нормы жизни. Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. К тому же мы видели, что заказчики товаров с сайтов хотят получить заказ как можно быстрее, и дали им такую возможность».
"
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Достаточно ранний старт в цифровизации обусловил возможность быть на шаг впереди, стать хедлайнером рынка. На созданный задел можно было опереться и развивать его — компания вкладывала ежегодно средства даже тогда, когда многие перевозчики прекрасно жили по старинке без «этих модных и дорогих наворотов». По факту диджитализация окупалась довольно быстро и уже в среднесрочной перспективе стала снижать себестоимость грузоперевозки, позволяя запускать выгодные акции для клиентов и копить ресурсы для дальнейшего роста и развития.
Электронный документооборот (ЭДО) — потенциальный резерв для снижения себестоимости перевозки. По расчетам Минтранса, введение ЭДО позволит вдвое увеличить скорость перемещения товаров к 2024 году. В ГК «Деловые Линии» благодаря ЭДО уже удалось на 5% снизить холостые прогоны за счет отсутствия необходимости заезжать в автотранспортные предприятия для сдачи путевой и перевозочной документации.
«Наша миссия — делать сложное простым. И сегодня наша цель — стать основой для развития миллионов бизнесов на территории России и за ее пределами, быть частью каждого груза, перевезенного на территориях нашего присутствия».
"
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Сегодня у ГК «Деловые Линии» свыше 50 3PL складов по всей России, общая площадь которых уже превысила 100 тысяч кв. м.
«Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции, — говорит Фарид Мадани.
Поскольку на заре тысячелетия зарождались многие бизнесы, а первыми клиентами «Деловых Линий» были небольшие коммерческие компании, занимавшиеся торговлей либо производством, то рост объемов бизнеса шел параллельно: больше масштаб — выше потребность в перевозках — важнее потребность клиентов в удобстве и сервисе, в охвате новых городов и направлений и так далее. Та самая синергия, которая совместно дает больший эффект, чем рост по отдельности.
Общий тренд последнего времени — «разбег» по специализации бизнесов. Так, если раньше для компании, чей основной профиль деятельности не связан с перевозками, было нормально содержать свой автопарк, то в современных реалиях это становится невыгодным: усложняется законодательство, требуются постоянные вложения в парк и склады, растет фонд оплаты труда, а также вложения в цифровизацию. В итоге отказ от собственной логистики и переход на аутсорсинг для многих становится предпочтительным.
ГК «Деловые Линии» спрогнозировала такую потребность в оказании комплексных услуг (3PL) и предложила клиентам. Сегодня доля 3PL в бизнесе растет и потенциал этого сегмента весьма емкий — так, по экспертным данным, внешние логистические решения могли бы оптимизировать бизнес примерно 2/3 компаний. По расчетам аналитиков «Деловых Линий», благодаря передаче логистики на аутсорсинг возможно до 30% сократить собственные затраты в зависимости от вида деятельности и принципов организации собственной транспортной службы.
Математическое моделирование, которое ГК «Деловые Линии» использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объеме и в срок.
Деловые Линии - история компании
Деловые Линии история
год основания компании
количество сотрудников
стран доставки — Россия и другие страны ЕАЭС, Азия, Европа, Америка
квадратных метров складских площадей
Деловые Линии - история компании
Деловые Линии - склады
в сегменте сборных грузов (26% рынка)*
Деловые Линии - автопарк
ФАРИД МАДАНИ
Название компании сложили из двух вариантов, между которыми выбирали, — «Невские линии» и «Деловые системы». Арендовали скромное помещение за 250 долл. в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником «Желтые страницы», где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиента.
«В 2008 году у нас появилась потребность отказаться от ручной маркировки грузов и внедрить квитанции со штрихкодом, а также терминалы сбора данных — тогда такие технологии были передовыми», — отмечает фарид Мадани
«Но это и мотивирует держать планку и идти дальше, — говорит Фарид Мадани. — Впереди, так или иначе, беспилотники и дроны, пусть и остается 10–15 лет до их реальной массовой перспективы, но готовиться надо уже сейчас».
города присутствия
современных транспортных средств разной грузоподъемности
миллиона клиентов
Материал подготовлен специально для ГК «Деловые Линии»


*по данным Infranews
**по данным KnightFrank, 2021 год
***по данным «RAEX-Аналитика», 2020 год
Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ «Деловые Линии» оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок.
В итоге прибыль конкретной точки интернет-торговли стала в буквальном смысле определяться скоростью и качеством доставки. При этом к переплате конечные клиенты готовы ограниченно (а в идеале любой клиент хочет бесплатную доставку) — тут и пригодились механизмы автоматизации и матмоделирование, которые, впрочем, пришлось в срочном порядке адаптировать под новую ситуацию.
Резкая смена модели потребления клиентов привела к динамичным изменениям внутренних процессов у перевозчиков.
«Благодаря той цифровой трансформации, которую мы проводили все последние годы, нам удалось прирастить клиентскую базу — за счет клиентов тех компаний, которые раскачивались или просто ожидали окончания короткого локдауна и возврата к прежней жизни. Сегодня скорость — один из определяющих факторов. Нам потребовались буквально 2–3 недели на перестройку, что для крупного бизнеса с почти 20 тысячами сотрудников, скажем так, интересный вызов».
По итогам 2020 года ГК «Деловые Линии» стала победителем в конкурсе «Проект года» за проект «Автоматическое планирование рейсов городской автодоставки» — актуальность его резко выросла в пандемию. На сам проект было потрачено 90 тысяч человеко-часов. Разработанная система автодоставки позволяет планировать около двух тысяч рейсов ежедневно для экспедирования грузов клиентов во всех городах РФ. Математическая модель содержит порядка 400 различных параметров и способна быстро распределять заявки на сотни машин. Теперь логист города-миллионника корректирует не более 10–15% рейсов, затрачивая на это 15–20 минут в конце рабочего дня.
«Нам 20 лет. Если прокрутить за минуту в ускоренной перемотке «фильм» об истории развития ГК «Деловые Линии» — от справочника в первый год работы и команды буквально из трех человек возрастом до 23 лет до системообразующего предприятия страны (компания включена в соответствующий перечень Минтранса. — Прим. ред.), отраслевого гиганта — темпы этого роста до сих пор поражают даже меня».
"
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Фарид Мадани
Сегодня ГК «Деловые Линии» участвует в государственных проектах по цифровизации отрасли. Это уже упомянутый выше переход на ЭДО и электронные транспортные накладные (ЭТрН) с рядом крупных клиентов. Еще одна революция, конечно, беспилотные грузоперевозки. В июне было подписано соглашение с Минтрансом о создании транспортного коридора для беспилотников. Значение участия в стратегическом госпроекте сложно переоценить, и это позволит создать очередной технологический задел.
Конкурентное поле в логистике меняется. Уходит «серый» сегмент рынка, мелкие компании и ИП. Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция, с одной стороны, играет на руку клиенту, с другой — мотивирует быстрее внедрять новации. Профиль рынка, по оценкам экспертов, сильно поменяется в ближайшее десятилетие.
ЖК ELEVEN
Деловые Линии - автопарк
на 25% сокращают расстояние и время перевозки
Влияние цифровых решений на эффективность бизнеса ГК «Деловые Линии»
на 15–20% уменьшают простои
в 2 раза снижают время обработки груза на складе
Системы управления складами компании «Деловые Линии»:
на 25% повышают максимальную пропускную способность терминала
Программные продукты, управляющие маршрутами:
на 10% снижают транспортные расходы
гарантируют попадание во временные окна на уровне 95%
Единое окно оператора контактного центра:
на 50% сокращает срок обучения и адаптации новых сотрудников
на 40% сокращает время отработки одной операции
на 15% увеличивает производительность одного оператора
на 10% увеличивает продажи услуг
«Мы уже давно по сути IT-компания, — отмечает Фарид Мадани. — А еще оптимизатор бизнеса для наших клиентов».
«Через 10 лет мы останемся в авангарде», — резюмирует Фарид Мадани.
Фарид Мадани
Разработки, которые «Деловые Линии» внедрили одними из первых в России:
Система диспетчеризации с помощью TMS и мобильного приложения, при которой водители получают задания и отмечают его выполнение в смартфоне
Использование терминалов сбора данных на складах
Собственный контакт-центр
Уникальная сортировочная линия распределения грузов BUDDE, аналогов которой нет в РФ
по объему складских площадей в регионах РФ**
по рейтингу служб доставки в Москве***
победы в Национальной премии в области грузового автомобильного транспорта «Грузовики и дороги
Ее величество цифра
Потенциальные новшества сначала тестируются на математических моделях, которые имитируют бизнес-процесс (в том числе визуально) и позволяют адаптировать события и метрики в более эффективном ключе. При отсутствии эффекта в рамках матмодели от идеи отказываются либо модифицируют.
Синергия роста
Адаптивность к форс-мажорам
Двадцать лет — и много, и мало
После анархии «дикого капитализма 90-х», в так называемых нулевых появилось окно возможностей для роста перспективных направлений. Рыночных ниш и спроса было достаточно почти во всех потребительских сегментах. Целые нынешние империи были основаны каких-то 20 лет назад — и кем? — вчерашними студентами с горящими глазами.
Так началась в 2001 году и история ныне ведущего грузоперевозчика — компании «Деловые Линии». Началась с мозгового штурма свежеиспеченных выпускников «Военмеха» — мол, как жить дальше будем?
Энтузиасты обратили взор на вариант с грузоперевозками — тогда это был абсолютно хаотичный рынок, состоящий в основном из физлиц и ИП на старых авто.
Я отучился на кафедре систем обработки информации и управления. Увлекался программированием, информационными системами и разрабатывал свою систему управления транспортными потоками».
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Название компании сложили из двух вариантов, между которыми выбирали, — «Невские линии» и «Деловые системы». Арендовали скромное помещение за 250 долл. в месяц, принесли свой компьютер и вооружились справочником «Желтые страницы», где искали компании, которым могли бы требоваться грузоперевозки. Машины с водителями привлекали по субподряду. Сначала занялись перевозкой между городами и доставкой от и до адреса клиента.
Первую собственную машину купили в 2002 году, тогда же открыли офис в Москве. С нишей не прогадали, и емкость рынка казалась бесконечной.
Деловые Линии - история компании
Решили идти в потенциал и начали понемногу увеличивать собственный автопарк — за 7 лет работы, к 2008-му, он вырос до 250 машин (при этом уже тогда старались брать машины не старше 3 лет), а персонал стал исчисляться не одной сотней человек. За несколько лет стало ясно: развиваться в грузоперевозках можно не просто вправо или влево, но и вверх, и вглубь, и по диагонали.
Осваивать новые города и направления (в 2006 году открыли первое подразделение за Уралом — в Екатеринбурге, потом последовали терминалы в Челябинске в 2007 году и в Тюмени в 2008-м), развивать сегмент FTL (когда машина целиком выделяется под потребности одного заказчика), складскую логистику, а главное — обрела первые контуры идея о технологической платформе.
Ее величество цифра
«Огромный импульс к развитию услуг нам дало проникновение интернета как нормы жизни. Наша компания была одной из первых, кто вложился в онлайн-сервисы и технологические платформы. Это помогло существенно нарастить клиентскую аудиторию. К тому же мы видели, что заказчики товаров с сайтов хотят получить заказ как можно быстрее, и дали им такую возможность».
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
«В 2008 году у нас появилась потребность отказаться от ручной маркировки грузов и внедрить квитанции со штрихкодом, а также терминалы сбора данных — тогда такие технологии были передовыми», — отмечает фарид Мадани
Достаточно ранний старт в цифровизации обусловил возможность быть на шаг впереди, стать хедлайнером рынка. На созданный задел можно было опереться и развивать его — компания вкладывала ежегодно средства даже тогда, когда многие перевозчики прекрасно жили по старинке без «этих модных и дорогих наворотов». По факту диджитализация окупалась довольно быстро и уже в среднесрочной перспективе стала снижать себестоимость грузоперевозки, позволяя запускать выгодные акции для клиентов и копить ресурсы для дальнейшего роста и развития.
Сегодня в ГК «Деловые Линии» автоматизировано около 60% процессов, связанных с организацией доставки. Эффект от технологических платформ и решений в цифрах: экономия до 25–30% затрат и времени за счет применения автоматизированных систем управления транспортом и складом.
Деловые Линии - история компании
Потенциальные новшества сначала тестируются на математических моделях, которые имитируют бизнес-процесс (в том числе визуально) и позволяют адаптировать события и метрики в более эффективном ключе. При отсутствии эффекта в рамках матмодели от идеи отказываются либо модифицируют.
Электронный документооборот (ЭДО) — потенциальный резерв для снижения себестоимости перевозки. По расчетам Минтранса, введение ЭДО позволит вдвое увеличить скорость перемещения товаров к 2024 году. В ГК «Деловые Линии» благодаря ЭДО уже удалось на 5% снизить холостые прогоны за счет отсутствия необходимости заезжать в автотранспортные предприятия для сдачи путевой и перевозочной документации.
Влияние цифровых решений на эффективность бизнеса ГК «Деловые Линии»
Программные продукты, управляющие маршрутами:
  • на 25% сокращают расстояние и время перевозки
  • на 15–20% уменьшают простои
  • на 10% снижают транспортные расходы
  • гарантируют попадание во временные окна на уровне 95%
Системы управления складами компании «Деловые Линии»:
  • в 2 раза снижают время обработки груза на складе
  • на 25% повышают максимальную пропускную способность терминала
Единое окно оператора контактного центра:
  • на 50% сокращает срок обучения и адаптации новых сотрудников
  • на 40% сокращает время отработки одной операции
  • на 15% увеличивает производительность одного оператора
  • на 10% увеличивает продажи услуг
Деловые Линии - история компании
Синергия роста
Поскольку на заре тысячелетия зарождались многие бизнесы, а первыми клиентами «Деловых Линий» были небольшие коммерческие компании, занимавшиеся торговлей либо производством, то рост объемов бизнеса шел параллельно: больше масштаб — выше потребность в перевозках — важнее потребность клиентов в удобстве и сервисе, в охвате новых городов и направлений и так далее. Та самая синергия, которая совместно дает больший эффект, чем рост по отдельности.
Общий тренд последнего времени — «разбег» по специализации бизнесов. Так, если раньше для компании, чей основной профиль деятельности не связан с перевозками, было нормально содержать свой автопарк, то в современных реалиях это становится невыгодным: усложняется законодательство, требуются постоянные вложения в парк и склады, растет фонд оплаты труда, а также вложения в цифровизацию. В итоге отказ от собственной логистики и переход на аутсорсинг для многих становится предпочтительным.
Деловые Линии - склады
ГК «Деловые Линии» спрогнозировала такую потребность в оказании комплексных услуг (3PL) и предложила клиентам. Сегодня доля 3PL в бизнесе растет и потенциал этого сегмента весьма емкий — так, по экспертным данным, внешние логистические решения могли бы оптимизировать бизнес примерно 2/3 компаний. По расчетам аналитиков «Деловых Линий», благодаря передаче логистики на аутсорсинг возможно до 30% сократить собственные затраты в зависимости от вида деятельности и принципов организации собственной транспортной службы.
Сегодня у ГК «Деловые Линии» свыше 50 3PL складов по всей России, общая площадь которых уже превысила 100 тысяч кв. м.
Математическое моделирование, которое ГК «Деловые Линии» использует в своей предиктивной аналитике, работает и в интересах клиентов, позволяя оптимизировать их бизнес-процессы. Так, на массиве данных можно спрогнозировать, сколько и какого груза понадобится в той или иной точке. Для клиента это явная оптимизация расходов и времени, выявление новых ниш товарного ассортимента, а для конечного покупателя — удовлетворение потребностей наилучшим образом, то есть в нужном объеме и в срок.
Деловые Линии - история компании
«Наша миссия — делать сложное простым. И сегодня наша цель — стать основой для развития миллионов бизнесов на территории России и за ее пределами, быть частью каждого груза, перевезенного на территориях нашего присутствия».
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Адаптивность к форс-мажорам
Пандемия стала вызовом для всего мира и практически для всех видов бизнеса. Перестроиться потребовалось очень быстро. Так, резко вырос спрос на адресную доставку — в ответ «Деловые Линии» оперативно провели реновацию автопарка малотоннажных машин, расширили возможности управления заказами через верифицированный номер, ввели возможность общаться с менеджером по видеозвонку. Кратно увеличился интерес к покупкам через маркетплейсы — стали активно работать с крупными ретейлерами, ввели кастомизированные предложения. Резко возросла требовательность клиентов к сроку доставки — вплоть до того, что долгая доставка заставит отказаться от покупки вообще и взять в том интернет-магазине или маркетплейсе, который предложит кратчайший срок.
В итоге прибыль конкретной точки интернет-торговли стала в буквальном смысле определяться скоростью и качеством доставки. При этом к переплате конечные клиенты готовы ограниченно (а в идеале любой клиент хочет бесплатную доставку) — тут и пригодились механизмы автоматизации и матмоделирование, которые, впрочем, пришлось в срочном порядке адаптировать под новую ситуацию.
Деловые Линии - автопарк
Резкая смена модели потребления клиентов привела к динамичным изменениям внутренних процессов у перевозчиков.
«Раньше крупный бизнес мог себе позволить быть неповоротливым и медленным, бюрократическим и негибким. Сегодня компании, не отвечающие требованиям времени, мгновенно теряют свои позиции, — говорит Фарид Мадани.
«Благодаря той цифровой трансформации, которую мы проводили все последние годы, нам удалось прирастить клиентскую базу — за счет клиентов тех компаний, которые раскачивались или просто ожидали окончания короткого локдауна и возврата к прежней жизни. Сегодня скорость — один из определяющих факторов. Нам потребовались буквально 2–3 недели на перестройку, что для крупного бизнеса с почти 20 тысячами сотрудников, скажем так, интересный вызов».
По итогам 2020 года ГК «Деловые Линии» стала победителем в конкурсе «Проект года» за проект «Автоматическое планирование рейсов городской автодоставки» — актуальность его резко выросла в пандемию. На сам проект было потрачено 90 тысяч человеко-часов. Разработанная система автодоставки позволяет планировать около двух тысяч рейсов ежедневно для экспедирования грузов клиентов во всех городах РФ. Математическая модель содержит порядка 400 различных параметров и способна быстро распределять заявки на сотни машин. Теперь логист города-миллионника корректирует не более 10–15% рейсов, затрачивая на это 15–20 минут в конце рабочего дня.
Деловые Линии - автопарк
Двадцать лет — и много, и мало
«Нам 20 лет. Если прокрутить за минуту в ускоренной перемотке «фильм» об истории развития ГК «Деловые Линии» — от справочника в первый год работы и команды буквально из трех человек возрастом до 23 лет до системообразующего предприятия страны (компания включена в соответствующий перечень Минтранса. — Прим. ред.), отраслевого гиганта — темпы этого роста до сих пор поражают даже меня».
Фарид Мадани
Генеральный директор ГК «Деловые Линии»
«Но это и мотивирует держать планку и идти дальше, — говорит Фарид Мадани. — Впереди, так или иначе, беспилотники и дроны, пусть и остается 10–15 лет до их реальной массовой перспективы, но готовиться надо уже сейчас».
Сегодня ГК «Деловые Линии» участвует в государственных проектах по цифровизации отрасли. Это уже упомянутый выше переход на ЭДО и электронные транспортные накладные (ЭТрН) с рядом крупных клиентов. Еще одна революция, конечно, беспилотные грузоперевозки. В июне было подписано соглашение с Минтрансом о создании транспортного коридора для беспилотников. Значение участия в стратегическом госпроекте сложно переоценить, и это позволит создать очередной технологический задел.
«Мы уже давно по сути IT-компания, — отмечает Фарид Мадани. — А еще оптимизатор бизнеса для наших клиентов».
Конкурентное поле в логистике меняется. Уходит «серый» сегмент рынка, мелкие компании и ИП. Крупные игроки соревнуются в сервисе, и эта конкуренция, с одной стороны, играет на руку клиенту, с другой — мотивирует быстрее внедрять новации. Профиль рынка, по оценкам экспертов, сильно поменяется в ближайшее десятилетие.
«Через 10 лет мы останемся в авангарде», — резюмирует Фарид Мадани.
Александр Брега
Фарид Мадани

«ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ» В ЦИФРАХ
  • 4000 современных транспортных средств разной грузоподъемности
  • 192 города присутствия
  • 66 стран доставки — Россия и другие страны ЕАЭС, Азия, Европа, Америка
  • 655 000 кв. м. складских площадей
  • ~3,5 миллиона клиентов
  • > 19000 сотрудников
  • №1 в сегменте сборных грузов (26% рынка)*
  • №1 по объему складских площадей в регионах РФ**
  • №1 по рейтингу служб доставки в Москве***
  • трехкратный победитель Национальной премии в области грузового автомобильного транспорта «Грузовики и дороги»

Материал подготовлен специально для ГК «Деловые Линии»


*по данным Infranews
**по данным KnightFrank, 2021 год
***по данным «RAEX-Аналитика», 2020 год