РБК Петербург
Деловые Линии
специальный проект
истории петербургского бизнеса
За последние два десятилетия технологии в области безопасности совершили невероятный рывок. Если в середине 90-х распознавание лиц казалось чем-то из области фантастики, то сейчас такие системы работают во всех общественных местах. В метро Санкт-Петербурга и Москвы станции оборудованы аппаратурой, позволяющей выявлять запрещенные и представляющие угрозу безопасности предметы.
С чего начиналась эта борьба за безопасность на петербургском транспорте и как происходил переход к технологиям нового поколения — рассмотрим на примере 25-летней истории компании «Аспект Северо-Запад».
«Система НПЦ „Аспект“, названная „Янтарь“, не просто соответствовала требованиям американских стандартов к портальным мониторам такого класса, но по ряду параметров даже превышала их».
В середине 90-х в стране, активно осваивающей торговлю со всем миром, возникла острая необходимость в сжатые сроки решить сложную задачу: пресечь несанкционированное перемещение через границу делящихся и радиоактивных материалов.
Дмитрий Гаевский
генеральный директор АО «Аспект Северо-Запад»
Испытательным полигоном для новейших разработок в России тогда стала Шереметьевская таможня. В дальнейшем опытная эксплуатация системы прошла практически во всех регионах страны.
Поиском решений занялся молодой КОЛЛЕКТИВ НПЦ «АСПЕКТ».
В 1998 году НПЦ создал «дочку» — АО «Аспект Северо-Запад». Еще на первоначальном этапе ставку сделали на высококвалифицированный персонал и возможности собственного производства для создания программно-аппаратных комплексов, отмечает глава компании. В дальнейшем такой подход помог организации преодолеть кризисы 2008 и 2014 годов, поскольку зависимость от внешних поставщиков была минимальной.

После создания АО «Аспект Северо-Запад» специалисты петербургской компании приступили к внедрению новейших систем на объектах Северо-Западного таможенного управления и Калининградской областной таможни. Всего было смонтировано и обслуживается на сегодняшний день 193 автомобильных, 100 железнодорожных и 296 пешеходных стационарных таможенных систем обнаружения ДРМ «Янтарь».
В дальнейшем компания занялась разработкой систем безопасности на транспорте. «Оглядываясь на 20 лет назад, понимаешь, насколько далеко шагнули разработки в области технологий безопасности, — отмечает Дмитрий Гаевский. — Если раньше распознавание лиц казалось чем-то из области фантастики, то сейчас такие системы работают в общественных местах повсеместно». В метро Санкт-Петербурга и Москвы станции оборудованы аппаратурой, позволяющей выявлять запрещенные предметы. Все это успешно функционирует, а система интеллектуального видеонаблюдения является одним из элементов этой системы, поясняет глава компании.
«Если информация с объекта по какой-то причине не обработана вовремя, но передается на вышестоящий уровень контроля, то при необходимости он может нивелировать возможную ошибку. Такая технология реализована и на объектах петербургского метрополитена, и на таможенных объектах», - поясняет Дмитрий Гаевский.

На сегодняшний день в портфеле госзаказа АО «Аспект Северо-Запад» числится уже 71 выигранный контракт. Среди заказчиков - ГУП «Петербургский метрополитен», СПб ГБУ «Мостотрест», стадион «Газпром Арена», таможни, морские и речные порты.
«Одним из самых знаковых объектов для нас было оснащение международного автомобильного пункта пропуска «Брусничное» в 2000 году. Тогда к нам приезжали специалисты из МАГАТЭ и оснащение этого объекта получило очень высокую оценку»
Дмитрий Гаевский
генеральный директор АО «Аспект Северо-Запад»
Учитывая трагические события в метро в апреле 2017 года, службы безопасности города и метрополитена уделяют особое внимание именно оставленным предметам, подчеркивает гендиректор компании. При возникновении подобных ситуаций требуется максимально оперативная реакция. И эту задачу как раз решает детектор.

В процессе внедрения ИСВН на метрополитене компания использовала узкоспециализированную платформу датского производства Milestone XProtect, предназначенную именно для систем цифрового видеонаблюдения, но к этому пришли не сразу.
С 2014 года компания выиграла несколько конкурсов на оснащение объектов петербургского метро системами радиационного контроля, ИСВН и пунктами управления обеспечения транспортной безопасности. В январе 2023 года был заключен новый контракт на оснащение еще четырех станций.

Общая задача — оснастить все станции и объекты системой интеллектуального видеонаблюдения. «Нам потребуется интегрировать их в уже существующую защищенную федеративную структуру. Это позволит без дополнительного развертывания рабочих мест выводить информацию со станций на центральный сервер, расположенный в ситуационном центре», — поясняет Дмитрий Гаевский.

Для создания ИСВН на четырех станциях АО «Аспект Северо-Запад» установит более 1 тыс. камер, свыше 110 единиц серверного и телекоммутационного оборудования и проложит 10 км кабельных трасс. После этого в составе системы интеллектуального видеонаблюдения петербургского метрополитена будет 59 объектов.
В итоге эксперты «Аспект Северо-Запад» вместе со специалистами метрополитена провели консультации и выбрали для работы Milestone XProtect в качестве программной платформы. Решение было одобрено Центром специальной техники.

«До этого стояли аналоговые камеры. А объем информации, передаваемой от них, кардинально отличается. После тестирования было принято решение о замене оборудования. Ключевым моментом при выборе этой платформы видеонаблюдения был открытый протокол, который позволяет стыковать различные типы детекторов в зависимости от потребности объекта транспортной инфраструктуры», — отмечает Дмитрий Гаевский.
После того как в 2022 году с российского рынка ушло множество зарубежных вендоров и разработчиков, платформу продолжили использовать. Более того, благодаря постоянному изучению технологий и непрерывной работе у сотрудников компании есть возможность продолжать заниматься ее внедрением и обслуживанием.

«Так как мы достаточно глубоко погружены в этот продукт, мы в свое время сделали с ведома производителя некую надстройку. Наши специалисты могут теперь адаптировать эту систему без дополнительного обращения к производителю. В нынешних условиях другого варианта нам не предоставлено», — говорит глава компании.
«система интеллектуального видеонаблюдения предупреждает о тревожных ситуациях. Например, в петербургском метрополитене работает детектор оставленных предметов. Он обладает повышенной чувствительностью, то есть позволяет выявлять объекты, которые практически сливаются с фоном или заслоняются пассажиропотоком».
Дмитрий Гаевский
генеральный директор АО «Аспект Северо-Запад»
Прежде чем делать такие заявления, нужна экспертная оценка, которая покажет, насколько реалистичен такой сценарий. Так, например, в случае с Milestone XProtect аналогичного продукта пока нет.
В 2014 году работа базировалась на платформе отечественной разработки. Но учитывая огромное количество камер и сложную федеративную структуру, система оказалась не слишком жизнеспособной, не говоря уже о детекторах видеоаналитики.
Хотя в последнее время звучат высказывания о том, что в новых условиях нужно отказываться от зарубежных продуктов, «все сносить» и переходить полностью на свои разработки, нужно понимать, что во многом они являются популистскими, отмечает глава АО «Аспект Северо-Запад».
год основания компании «Аспект Северо-Запад»
стран закупают аппаратуру радиационного контроля, которую производит НПЦ «Аспект»
километров — общая протяжённость подземных и подмостовых кабельных трасс на объектах АО «Аспект Северо-Запад»
МАПП Брусничное
Специалисты решили по максимуму использовать потенциал кластера ядерных технологий Дубны, где расположены несколько советских НИИ, в том числе Объединенный институт ядерных исследований, с которым работала команда ученых. В июне 1996 года прошли испытания созданных разработок. Они стали уникальными для того времени. Их провели совместно с экспертами Лос-Аламосской национальной лаборатории США в рамках российско-американской программы научного сотрудничества Lab to Lab.
Самым сложным и перспективным, по оценке Дмитрия Гаевского, стало оснащение системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) петербургской подземки.
Цифровые сервисы защиты во многом помогают снизить человеческий фактор. Среди наиболее эффективных эксперты называют системы распознавания лиц, контроля доступа с использованием распознавания и многоступенчатый контроль.
государственный контракт выиграла компания «Аспект Северо-Запад»
год окончания работ над первым знаковым проектом — автомобильным пунктом пропуска «Брусничное»

Реклама. АО «Аспект Северо-Запад». aspect-spb.ru
На МАПП «Брусничное» был реализован автоматический комплекс контроля ДРМ на базе систем «Янтарь», включающий в себя стационарные системы, системы видеонаблюдения и системы обработки и передачи данных позволяющих автоматически определять объект с повышенным уровнем излучения, проходящий через зону таможенного контроля. «Этот комплекс был не только первым автоматизированным в стране, но, пожалуй, во всем мире», - говорит глава компании.
биографическая справка
«Сейчас у нас в системе более 10,5 тыс. камер. Это, пожалуй, самый крупный объект транспортной инфраструктуры в России. В дальнейшем, конечно, нужно работать над созданием отечественного софта. И работа в этом направлении ведется в координации с петербургскими вузами»
генеральный директор АО «Аспект Северо-Запад»
Дмитрий Гаевский
1998
2000
71
> 30
> 1500

От ручных металлодетекторов до современных интеллектуальных систем: как за 25 лет изменилась транспортная безопасность — в истории «Аспект Северо-Запад»

А в 1997 году стационарную систему обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь» приняли на оснащение таможенных органов.
НПЦ «Аспект» создал собственное производство полного цикла, где аппаратура радиационного контроля создается с нуля. «Она получила высокую оценку не только в России, но и в других странах. Поставки идут в более чем 30 стран мира», — говорит Дмитрий Гаевский.
Аспект Северо-Запад
Аспект Северо-Запад
Аспект Северо-Запад
Аспект Северо-Запад
Следующим этапом станет интеграция этой системы в общую систему безопасности города. «Это позволит повысить уровень защищенности пассажиров, метрополитена и Петербурга в целом», — заключает Дмитрий Гаевский.
В будущем, учитывая возрастающий запрос на безопасность, компания планирует продолжать свою деятельность, создавая продукты для комплексного решения этой задачи. Первоочередная — оснащение всех объектов петербургского метрополитена системами интеллектуального видеонаблюдения.
Дмитрий Гаевский родился в Ленинграде в 1957 году в семье военнослужащего. В 1975 году окончил физико-математическую школу и поступил в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности (ЛТИХП). После окончания института начал работать инженером в цехе контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) Ленинградского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института с экспериментальным заводом Министерства химической промышленности СССР. В 1991 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 1992 году получил звание «старший научный сотрудник».

С мая 1981 года по май 2001 года работал в НИУ 12 ГУ МО СССР (РФ). Прошел путь от инженера до заместителя начальника научно-исследовательского отдела. Принимал участие в разработке: концепции учета и контроля ядерных материалов; методики оценки эффективности технических систем охраны особо опасных объектов МО; выборе и испытаниях инженерно-технических средств для оснащения объектов 12 ГУ МО; предложений по технической оснащенности средствами контроля делящихся и радиоактивных материалов типовых пунктов пропуска на таможенной границе РФ.
С мая 2001 года генеральный директор АО «Аспект Северо-Запад».
Дмитрий Гаевский
видеокамер в системах безопасности метрополитена и «Мостотреста»
установлено систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов
ПБ (петабайт) — общий объём хранения данных в системе интеллектуальной безопасности метрополитена
19,1
> 11 600
> 1700
млрд руб. — налогов и взносов перечислено в бюджеты различных уровней за 25 лет
1,3