Как современные школы отвечают потребностям нового поколения и почему они становятся центром притяжения не только для учеников. Разбираемся вместе с компанией «Главстрой Санкт-Петербург»

Школа для поколения Альфа

Школа Северная Долина
Новые поколения сменяют друг друга, особенности характеров, интересы, привычки стремительно трансформируются, а вместе с ними меняется процесс образования и наполнение школ. Сейчас наличие бассейнов, спортивного и хореографического залов, классов с современным ИТ-оборудованием и масштабной спортивной зоной на пришкольной территории становится нормой. Именно это вкупе с педагогическим мастерством становится залогом активного и успешного развития тех детей, которые сейчас не только поступают, но и продолжают учиться в петербургских школах.

Здесь можно отдельно выделить проекты комплексной застройки, где девелоперы вместе с городскими властями с нуля развивают целые образовательные кластеры, в рамках которых у ребят есть возможность получать не только полное, но и дополнительное образование по интересующим их направлениям. О том, как проектируются и наполняются школы для поколения Альфа — в спецпроекте РБК Петербург совместно с девелоперской компанией «Главстрой Санкт-Петербург».

Школа Северная Долина
Школа Северная Долина
Школа Северная Долина
Школа Северная Долина
Где и как строят новые школы?
Петербург приближается к тому, чтобы избавиться от дефицита мест в школах. По заявлению городских властей, еще буквально год — и можно будет забыть об очередях в конфликтные комиссии, для каждого первоклассника найдется место в школе недалеко от дома.

Такие темпы нужны, чтобы закрыть дефицит, который еще в 2019 году составлял порядка 100 школ. Полностью устранить нехватку мест в школах Смольный планирует к 2025 году. И если при точечной застройке появление новых социальных объектов определяется индивидуально, то в случае с комплексной застройкой их минимальное количество определено изначально.

сколько новых школ открывают в петербурге?
В 2023 году к 1 сентября в Петербурге открылось 22 новые школы, и еще две начнут работу до конца года. Это рекордный ввод за последние 10 лет.
Таким образом, у родителей есть возможность заранее узнать, какие сады и школы будут построены рядом с их домом, и, исходя из этого, планировать приобретение жилья.
Школа Юнтолово
Школа Северная Долина
Школа Северная Долина
Школа Северная Долина
Школа Юнтолово
Школа Юнтолово
Школа Северная Долина
Первые комплексные проекты, предполагавшие строительство садов, школ, дорог, спортивных зон и общественных пространств, появились в Петербурге еще в 2010 году. Изначально такой подход предложил девелопер «Главстрой Санкт-Петербург», основателем которого является промышленник Олег Дерипаска.

«Мы строим настоящий город в городе, в котором каждый квартал обязательно имеет в своем составе школы и детские сады», — отмечает директор проекта «Юнтолово» компании «Главстрой Санкт-Петербург» Ирина Межейникова.


По словам эксперта, компания работает в режиме одновременной сдачи жилья и соцобъектов. «Сейчас на первый план выходит синхронизация сроков строительства жилья с социальными объектами. В итоге школа или садик обязательно вводится в эксплуатацию либо одновременно с жилыми домами, либо с опережением — на квартал раньше, чем жилые корпуса. Это происходит и в «Северной долине», и в «Юнтолово», — подчеркнула Ирина Межейникова.

Ирина Межейникова Главстрой
Ирина Межейникова
директор проекта «Юнтолово» компании «Главстрой Санкт-Петербург»
Какие социальные объекты строят в проектах девелопера «Главстрой Санкт-Петербург»
7
5
2+
детских садов с бассейнами
построены и открыты
школ нового поколения с собственными стадионами и ИТ-пространствами
на этапе строительства
детская городская поликлиника, станция скорой помощи и кабинеты врачей общей практики
детских сада с бассейнами
школы, в том числе одна из самых больших в Санкт-Петербурге
взрослая и детская поликлиники
3
3
2
2
1
1
детских сада с бассейнами
построены и открыты
общеобразовательная школа с центром цифровых дисциплин «Техноспейс»
на этапе строительства
кабинет врачей общей практики
детских сада с бассейнами
школа
поликлиника для детей и взрослых
2
1
1
Современные школьники — кто они и что им нужно?
Но построить здание недостаточно, важно, чтобы его наполнение отвечало современным подходам к образованию.

«Основное отличие сегодняшнего школьного образования — это постоянное увеличение объема информации, а современные здания полностью оборудованы всем необходимым для получения знаний, общения и развития», — отметила директор школы № 469 Юлия Купорова.

Для нового поколения очень важно, в какой атмосфере они учатся, какие возможности у них появляются. И даже то, как оформлена сама школа, имеет значение. К примеру, существенную роль играет цветовая гамма, в которой оформлены помещения (природные спокойные цвета будут способствовать усвоению полученной на уроке информации).
По словам Людмилы Смирновой, педагога-психолога, современные дети быстро анализируют информацию. «Поэтому информационные технологии лучше сосредоточить там, где они принесут максимальную пользу, — в классах информатики, в библиотеках.

Школьные библиотеки нужно развивать и количественно, и качественно. Это должно быть именно то место, где школьнику будет интересно, где нужны компьютерные модули, где школьники могли бы добывать самую разную информацию всеми доступными путями. Возможно, в тандеме с техническими лабораториями. Не зря, например, в Китае библиотека — невероятно современное, фантастическое здание, оснащенное по последнему слову техники», — приводит пример эксперт.
Людмила Смирнова психолог
людмила смирнова
педагог-психолог
Индивидуальное наполнение: что есть в новых школах
Главное отличие современных школ, благодаря которому они могут реагировать на требования времени, — это индивидуальный подход к каждому проекту.

Сейчас, по словам генерального директора проектного института «ПИ-2» Андрея Дербина, девелоперы создают социальные объекты по индивидуальным проектам с уникальной конфигурацией учебных блоков, технических помещений, рекреационных зон, площадок для занятий спортом и так далее.
«К примеру, в новых школах появились бассейны как для младших школьников, так и для старшеклассников — ранее о таком можно было только мечтать. В отличие от советских школ, где зачастую была общая входная зона, в современных объектах потоки учеников, как правило, разделены: для младших классов организован отдельный вход.

Такие школы мы проектируем в том числе в экорайоне «Юнтолово» и жилом комплексе «Северная долина», — рассказал Андрей Дербин.

Конфигурация проекта, по словам Ирины Межейниковой, в первую очередь диктуется следующими параметрами: общей вместимостью, формой участка и планировкой территории. «Наши школы и садики всегда располагаются в центре жилого квартала, чтобы обеспечить безопасность подводящих путей для школьников и для дошколят и чтобы жители могли по пешеходным бульварам спокойно подойти к школе и обратно, не пересекая оживленные магистрали», — подчеркивает она.
как строили раньше?
«Раньше большинство учебных учреждений строились по стандартизированным проектам. Существовало отдельное ведомство, разрабатывавшее с 1965 по 1991 год типовые проекты социальных учреждений для всего Союза. Например, в 1975 году центр разработал типовой проект школы 222-1-197 на 30 классов (или 1176 учащихся), который можно встретить в разных областях России: Волгоградской, Вологодской, Башкирии, Калмыкии и в других регионах», — говорит генеральный директор проектного института «ПИ-2» Андрей Дербин.
андрей дербин
генеральный директор проектного института «ПИ-2»
Оснащение школы № 469 в ЖК «Северная долина»
33 учебных класса
два бассейна
актовый зал со сценой
зал для хореографии, театральная студия
спортивные и танцевальные секции
центр цифрового образования INFINITI*
большой и малый спортивные залы
лингафонные классы и научные лаборатории
что еще меняется в школах?
«Много внимания уделяется созданию внутренней навигации», — добавляет Ирина Межейникова. В школах предусматриваются большие просторные рекреационные пространства для отдыха, общения и отдельно для учебы, многофункциональные актовые залы и библиотеки, которые можно трансформировать благодаря подвижным внутренним перегородкам. Обязательно наличие классов с мультимедийным оборудованием, возможностей для занятия различными видами спорта.
Укрупнение школ как новый тренд
При высоких темпах строительства новых школ немаловажным становится и кадровый вопрос. Вопрос поиска и привлечения новых специалистов с учетом многолетнего кадрового голода становится актуальным как никогда. «Качество педагогического образования наших профессиональных учреждений хорошее. Не могу сказать за всех выпускников, но те, кто к нам доходит, хорошо обучены. Часто это педагоги не в первом поколении, они понимают, куда идут и что их ждет», — рассказала Юлия Купорова.

Для лучшей адаптации в школах работают программы кураторства. «В решение задачи вовлечен весь коллектив через наставничество, через распределение нагрузки, чтобы вовлекать молодые кадры в рабочий процесс постепенно. Большую роль играют условия труда, новая техника, определенный уровень комфорта», — добавила она.
Решить кадровую проблему, по крайней мере с точки зрения административного персонала, отчасти помогает укрупнение школ, когда вновь построенные школы входят в состав уже действующих. «У нас была маленькая школа — 286 учащихся по нормативу — сейчас уже 3030, три корпуса школы и два корпуса детского сада. Главный плюс — возможность для маневрирования и по ставкам, и по заработной плате, и по задачам. У меня есть больше людей, которым я могу делегировать решение отдельных вопросов», — поделилась Юлия Купорова.

Такое укрупнение позволяет и более эффективно развивать инфраструктуру, наполняя ее множеством функций. «В проекте «Северная долина» есть школа, которая состоит из двух корпусов с единым спортивным ядром. Это позволяет обеспечить полноценной спортивной функцией учащихся сразу двух школьных зданий», — рассказала Ирина Межейникова. Еще один неоспоримый плюс заключается в том, что созданной инфраструктурой могут пользоваться абсолютно все ученики. При желании педагог начальных классов может продемонстрировать научные опыты в классах химии и физики, и для этого не нужно выходить на улицу, договариваться со старшей школой, достаточно просто пройти по коридору в нужный кабинет.


Северная долина Школа
Северная долина Школа
Северная долина Школа
Ирина Межейникова
директор проекта «Юнтолово» компании «Главстрой Санкт-Петербург»
Юлия Купорова директор школы 469
юлия купорова
директор школы № 469
как школы адаптируют под число учеников?
Укрупнение школ требует учета дополнительных нюансов, которые не имели значения для учебных заведений на 200–300 детей. Так, если строится здание на две тысячи учащихся — это как минимум непрерывное взаимодействие школьников друг с другом на уроках и на переменах, от которого детям периодически надо отдыхать, как рекомендуют психологи. Поэтому в современных школах необходимо предусматривать тихие релаксационные зоны, сенсорные кабинеты. И проектировщики уже учитывают эти потребности в новых зданиях.
Как школы становятся ядром новых кварталов
Большой масштаб плюс индивидуализация проектов позволяют создавать в новых школах разнообразные возможности для дополнительной активности. Современная школа движется в сторону школы полного дня, где дети не только учатся, но и продуктивно и интересно проводят время после учебы.

«В современных школах помимо классических занятий все чаще появляются специализированные классы, которые предоставляют новые возможности для развития, которых не было ранее», — рассказала Ирина Межейникова. К примеру, в экорайоне «Юнтолово» работает школа, где несколько лет назад был создан центр дополнительного цифрового образования «Техноспейс». А в предыдущем году в рамках курса по урбанистике эксперты СПбГАСУ читали лекции для старшеклассников. В ближайших планах расширение программы и включение в число лекторов экспертов «Главстрой Санкт-Петербург».


«У нас огромное отделение дополнительного образования, в котором занимается 2880 детей и 195 групп», — поделилась, в свою очередь, Юлия Купорова. Большие спортивные и актовые залы позволяют проводить для детей разнообразные мероприятия. «У нас проходят и конференции, и литературные балы — практически все кружки и все педагоги используют эти помещения», — подчеркнула директор школы.

Пользоваться дополнительными возможностями новых школ могут не только ученики. «Мы используем нашу территорию для организации детских праздников для всего квартала», — пояснила Юлия Купорова.
«Техноспейс» в школе экорайона «Юнтолово» для школьников, которые увлечены профессиями будущего
Таким образом, школа не только становится местом для учебы, но и дает возможности для всестороннего развития жителей новых кварталов комплексного девелоперского проекта.
ЖК «Северная долина», застройщик: ООО "Главстрой-СПб специализированный застройщик"
ЖК «Юнтолово», застройщик: ООО "Главстрой-СПб специализированный застройщик"
Проектные декларации данных ЖК на сайте наш.дом.рф

*ИТ, ИНФИНИТИ, 3Д, КАД

Реклама, Рекламодатель ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик», https://glavstroy-spb.ru/

бесплатное обучение
с 7-го по 11-й класс
робототехника, интернет вещей, прототипирование, 3D-моделирование и др