«Грузопотоки стабилизировались, на повестке дня — кадры»

Член совета директоров Группы компаний «ТрансБалт» Ольга Медведева — об ответах логистической отрасли на новые вызовы

  • Российская логистика живет в непростых условиях уже несколько лет, но каждый год приносит свои новые вызовы. Возникшие в 2024 году затруднения с платежами в «дружественные» страны ставят в тупик даже опытных и сверхадаптивных отечественных бизнесменов. Выходы из тупика ищут — и в большинстве случаев находят — зачастую их логистические партнеры.

    Чему научились за 2024 год крупные логистические компании, какие задачи бизнеса смогли решить и в чем видят риски работы в 2025 году — рассказала в интервью РБК Петербург член совета директоров Группы компаний «ТрансБалт» Ольга Медведева.
Часть I. Первый шок прошел
  • ВОПРОС:
    Как прошел 2024 год для логистической отрасли?
    ОТВЕТ:
    Логистическая отрасль продолжает переживать трансформации, связанные прежде всего с изменениями геополитической ситуации. 2024 год не был проще предыдущего, но оказался более понятным. У клиентов и логистических компаний прошел первый шок, и если раньше все ждали возврата к прошлым реалиям, надеялись, что ситуация вернется на круги своя, то сейчас пришло осознание, что как раньше уже не будет, по крайней мере в обозримом будущем. Приняв ситуацию, участники рынка стали готовы к конструктивному диалогу.

    За этот год логистические компании, в том числе наша, расширили набор компетенций сотрудников, ведь теперь в международной логистике не встречаются простые задачи, когда клиенту достаточно лишь вовремя подать под загрузку морской контейнер или автотранспорт. Приходится учитывать множество разных факторов: санкционную политику стран, участвующих при движении груза или денежных средств, как именно какие документы на каком этапе нужно оформить и так далее. Услуга должна быть оказана комплексно, все возможные риски должны быть учтены уже на этапе изначальной котировки ставки клиентам.
Группа компаний ТрансБалт
  • ВОПРОС:
    Как на международную логистику повлияли новые санкции, затруднившие переводы в Китай и страны ближнего зарубежья?
    ОТВЕТ:
    Естественно, клиенты столкнулись с проблемами оплаты за товар. Если в 2023 году все решали вопросы, как привезти европейский товар, то в 2024-м возникла проблема с тем, как оплатить еще и товары из Азии, в первую очередь из Китая. Решения находятся, их много, и для каждой ситуации эти решения свои.

    Самое простое, к чему пришли многие наши клиенты — импортеры товаров, — это услуги единственного банка, который все-таки заработал в Китае. Но у этой истории есть свои нюансы и ограничения, да и сроки, комиссии и условия могут значительно отличаться для разных поставок. Все большую популярность получают услуги банковских платежных агентов. Решения есть, но при этом все посредники в цепочке берут свою комиссию, и это ложится на себестоимость товара как напрямую, так и в виде повышения итоговой таможенной стоимости товаров, а значит, и ввозных таможенных платежей.

    Хотела бы отметить, что само по себе осуществление платежей — не единственная проблема, ведь даже если денежные средства доходят до китайских партнеров, в ряде случаев им начали запрещать отправлять грузы по транспортным документам в Российскую Федерацию. Разумеется, логистические компании начали искать выходы из ситуации, в которой нужно сделать так, чтобы поставщик сдал в банк документы, адресованные в третью страну, из которой поступили денежные средства, а груз поехал непосредственно в Российскую Федерацию.
  • ВОПРОС:
    С какими еще сложностями столкнулись логистические компании в этом году? Коснулось ли повышение ключевой ставки вашу отрасль?
    ОТВЕТ:
    Одна из серьезных проблем — это договоры с постоплатой. Многие крупные предприятия прописывают в договоре значительные отсрочки платежей, от 30 до 90 дней. Соответственно, на этот период логистической компании нужно заемное финансирование, и поэтому для нас высокая ключевая ставка тоже ведет к значительному росту затрат. При этом мы понимаем, что наши клиенты тоже заложники ситуации. Все у всех берут в долг, а страдают от этого в итоге и потребители, и рынок.
Группа компаний ТрансБалт
Часть II. Направления роста
  • ВОПРОС:
    Центральный офис вашей компании находится в Санкт-Петербурге. Какая сейчас ситуация с логистическими потоками в данном регионе?
    ОТВЕТ:
    Если посмотреть на объем грузов, которые обрабатывает порт Санкт-Петербург, он несколько увеличился за последний год, но до уровня «до 2022 года» все еще очень далеко. Многие импортеры, которые доставляют грузы из Азии в Московский регион и восточнее, не хотят возвращаться в порт Санкт-Петербург, они хорошо освоили восточные схемы доставки и не видят больших преимуществ работать через наш порт. Многие грузопотоки Северо-Западного региона остались на Дальнем Востоке, в Новороссийске, куда вынужденно переключились в 2022 году. Часть грузов ушла в Астрахань, на коридор «Север — Юг» через Иран и Азербайджан.

    Существует ряд линий с прямыми и непрямыми сервисами из Азии, Индии, Африки, Латинской Америки. Заработали фидерные линии, которые могут доставить несанкционные грузы из Европы через порты Роттердам и Таллин. Также отмечу востребованность транзита в Беларусь, что также оказывает влияние на грузооборот порта Санкт-Петербург.

    Увеличилось количество рейсов по Северному морскому пути, о котором мы говорили в прошлом году, но это по-прежнему сезонное явление для контейнерного флота, и сейчас, к сожалению, навигация по нему уже закрылась до конца весны.
  • ВОПРОС:
    Можно ли говорить о продолжении роста логистики, в том числе внутрироссийской?
    ОТВЕТ:
    Да, можно. Здесь важно различать тенденции, которые происходят в международных и внутрироссийских перевозках. В международных перевозках мы видим рост, но он связан не с реальным ростом оборота. Неопределенность с возможностью произвести оплату за товар в будущем заставляет закупать их наперед. Да и ситуация такова, что комиссия за международные переводы тем ниже, чем выше сумма разовой оплаты, и если раньше импортер, например, оплачивал и привозил пять контейнеров в месяц условно за $300 тыс., то сейчас он предпочтет ввезти на сумму в 2–3 раза больше, заполнив склады.
Группа компаний ТрансБалт
  • ВОПРОС:
    А что с ситуацией на внутреннем рынке?
    ОТВЕТ:
    Здесь объемы растут. В связи со всеми сложностями работы с иностранными компаниями у нас действительно развивается собственное производство, и этому производству требуются логистические услуги.
  • ВОПРОС:
    Означает ли рост логистических услуг соответствующий рост инвестиций в инфраструктуру?
    ОТВЕТ:
    Безусловно, развитие инфраструктуры идет. Это и модернизация железнодорожных станций, и строительство автобанов. Наша компания много инвестировала в развитие складской инфраструктуры в новых локациях. Так, у нас сейчас три склада в Краснодарском крае, и они пользуются большим спросом. Во-первых, сейчас востребована складская инфраструктура на пути новых логистических потоков, помимо Краснодара это, например, Екатеринбург, где активно инвестируют наши коллеги. Во-вторых, с расширением действия маркировки «Честный знак» компаниям требуются дополнительные складские мощности, где эту маркировку можно осуществлять.
Часть III. Взгляд в будущее
  • ВОПРОС:
    Что ожидает логистическую отрасль в 2025 году?
    ОТВЕТ:
    Очередной рост цен на услуги. Международная логистика очень сильно зависит от политической обстановки в мире. Разгораются какие-то конфликты на Ближнем Востоке — и у нас перестают работать порты Израиля или становится «токсичным» направление Красного моря. Мы постоянно лавируем в этих обстоятельствах, все время нужно быть в курсе последних событий, постоянно находиться в контакте с перевозчиками, поставщиками, понимать, что происходит в каждой точке маршрута, и зачастую присутствовать где-то лично — увеличиваются даже затраты на поездки сотрудников.
  • ВОПРОС:
    Какие новые компетенции нужны сотрудникам логистических компаний?
    ОТВЕТ:
    Первое — это знание языков. Английского уже недостаточно, нужны языки наших новых ключевых партнеров. Это касается не только китайского, но и хинди, фарси, турецкого языка. Очень возросла значимость коммуникационных навыков. Если раньше логист, условно, совершал одну операцию, то теперь ему приходится соединять и поставщика, и перевозчика, и платежного агента, обеспечивать перегрузку с одного транспорта на другой, в том числе на границе, и так далее.

    К сожалению, не все выдерживают работу в таком ритме. Особенно с учетом того, что работа у логистов продолжается 24 на 7, приходится жить в нескольких часовых поясах. Я сама все больше начинаю жить по времени Китая, хотя нахожусь на Северо-Западе России в Санкт-Петербурге.
Группа компаний ТрансБалт
  • ВОПРОС:
    Говоря о сотрудниках и о потребностях в новых компетенциях. Как сегодня логистические компании решают кадровый вопрос?
    ОТВЕТ:
    Путей всего два. Один из них — это агрессивный хантинг, который практикуют некоторые компании на фоне дефицита кадров в логистическом и таможенном бизнесе. Они переманивают сотрудников, обещая заработную плату, которая, на мой взгляд, не соответствует ни рынку, ни компетенциям этих сотрудников. И это проблема для отрасли.
  • ВОПРОС:
    А второй?
    ОТВЕТ:
    Второй путь, по которому идет наша компания, — это обучение молодого поколения, поиск студентов с «горящими глазами». Если раньше многие компании говорили о том, что нужно учить молодежь, но дальше разговоров дело не шло, то в 2024 году ситуация изменилась. Мы обучаем молодежь прямо по ходу работы — это трудоемкий процесс, затратный по времени и деньгам, и, к сожалению, он не всегда приводит к ожидаемому результату, но мы считаем, что это путь, по которому стоит идти.
  • ВОПРОС:
    Можно ли говорить, что дефицит кадров становится основной проблемой отрасли?
    ОТВЕТ:
    В целом да. Нет роста грузопотоков, между компаниями идет настоящая борьба за долю имеющегося рынка, и именно профессионализм сотрудников, их умение работать в условиях многозадачности, их способность оперативно решать проблемы клиентов определяют, какие компании продолжат работу в 2025 году, а каким придется уйти.
Группа компаний ТрансБалт
Реклама. ООО "ТЛО", https://tblt.ru ERID: F7NfYUJCUneP4zmnGSQF