«Показываем клиентам, что белые схемы перспективнее»
Член совета директоров Группы компаний «Трансбалт» Ольга Медведева — о том, как логисты помогают в доставке и импорте
2023. Главное.
Отечественная логистика живет в режиме чрезвычайной ситуации с момента пандемии, когда нарушились мировые грузопотоки, и далее — когда по геополитическим обстоятельствам маршруты менялись едва ли не ежедневно. Сегодня можно с осторожностью говорить о некоей стабилизации, однако от логистических компаний по-прежнему требуется максимальный уровень компетентности. С какими нюансами бизнесу приходится сталкиваться, какие направления сегодня открываются и какие возможности они дают — в интервью РБК Петербург рассказала член совета директоров Группы компаний «Трансбалт» Ольга Медведева.
  • Отечественная логистика живет в режиме чрезвычайной ситуации с момента пандемии, когда нарушились мировые грузопотоки, и далее — когда по геополитическим обстоятельствам маршруты менялись едва ли не ежедневно. Сегодня можно с осторожностью говорить о некоей стабилизации, однако от логистических компаний по-прежнему требуется максимальный уровень компетентности. С какими нюансами бизнесу приходится сталкиваться, какие направления сегодня открываются и какие возможности они дают — в интервью РБК Петербург рассказала член совета директоров Группы компаний «Трансбалт» Ольга Медведева.
Часть I. Грузопотоки работают
  • ВОПРОС:
    С какими итогами отрасль логистики подходит к концу 2023 года?
    ОТВЕТ:
    В целом мы видим, что произошла стабилизация грузопотоков, возобновились заходы в порты Калининграда и Петербурга. Появились сервисы, связывающие российские порты с портами Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Растет количество морских линий, логистических компаний, которые предоставляют этот сервис в России. Порт Новороссийск, Дальний Восток, железнодорожные станции Московского железнодорожного узла перестали испытывать сложности с обработкой грузов, судов, поездов. Нормализовался прием порожнего оборудования. Со своей стороны, мы совместно с партнерами, с другими логистическими компаниями консолидируем усилия для развития новых направлений по доставке.
  • ВОПРОС:
    Какие направления сейчас развиваются активнее всего?
    ОТВЕТ:
    В большей степени логистические маршруты переориентировались на Китай и Турцию. Сейчас очень развито железнодорожное сообщение из Китая через Забайкальск и через Казахстан. В принципе, даже соблюдается расписание движения поездов.
  • ВОПРОС:
    То есть это происходит не всегда?
    ОТВЕТ:
    Сейчас остаются отдельные технические сложности. Где-то не хватает пропускной способности, где-то вмешиваются погодные условия. Но ситуация разительно отличается от 2022 года.

    Локальные проблемы — да, они возникают и сейчас. В ситуации с Турцией, например, они связаны со штормами на Черном море. Тем не менее грузопоток постоянный.
  • ВОПРОС:
    Помимо Китая и Турции, какие еще направления развиваются?
    ОТВЕТ:
    Активные потоки идут из Индии и Ирана. Здесь пока есть нюансы с исполнением сроков доставки. Грузы из Индии могут идти морем и в Новороссийск, и в Санкт-Петербург. Маршруты через Иран приходят в порт Астрахань. О необходимости развития инфраструктуры в порту Астрахань бизнес говорил еще в апреле 2022 года на форуме «Транспортная логистика Каспийского региона», но компании до сих пор побаиваются вкладывать в это деньги, ждут инвестиций и поддержки со стороны государства. Да, идет углубление Волго-Донского канала, но там ходят только маленькие суда, и увеличить грузопоток достаточно сложно. Тем не менее иранское направление тоже развивается.
  • ВОПРОС:
    Как повлияли на сферу логистики скачки валютных курсов в течение года?
    ОТВЕТ:
    У нас большое количество иностранных партнеров, логистических компаний, услуги которых мы оплачиваем в валюте. С конца 2022 года был непростой период, связанный со скачками валютных курсов и возникающими курсовыми разницами. Да, увеличилось количество банков, работающих с альтернативными валютами — юанями, лирами, и международных банков, работающих с рублями. Но тем не менее каждый банк при всех объявленных условиях может внезапно поменять и комиссию, и конвертацию. При этих условиях сложно зафиксировать ставки для клиентов на длительный период, крупные клиенты по привычке хотят зафиксировать ставки на услуги на год, что сделать крайне проблематично.
Часть II. Диверсификация бизнеса
  • ВОПРОС:
    2023 год, можно сказать, прошел под знаком параллельного импорта. Какие здесь есть особенности с точки зрения работы логистической компании?
    ОТВЕТ:
    С конца 2022 года многие логистические компании сделали своим приоритетом организацию закупок подсанкционных товаров. Мы по этому пути идти не стремимся, потому что ЕС ввел и санкции для компаний, и уголовную ответственность в отношении поставок по параллельному импорту в Российскую Федерацию. Более того, уже прошел ряд проверок в Казахстане, в Киргизии, в Армении. Все эти логистические цепочки, на мой взгляд, не надежны. У многих европейских предприятий были организованы производства в Китае, Индии, Азии, Африке, поэтому санкционный запрет распространяется и на товары, произведенные в этих странах. В декабре был обнародован 12 пакет санкций ЕС, который направлен на полное пресечение параллельного импорта.

    Одно из направлений развития нашего бизнеса — поиск аналогов продукции для клиентов в других странах. Это не самый простой вопрос, который занимает долгое время, от получения образцов продукции для испытаний и сертификации до поставки продукции. Сейчас, например, для нас открылся рынок товаров из Ирана, где есть много хороших аналогов химической продукции, строительных материалов и т. д.
  • ВОПРОС:
    То есть логистическая компания сегодня занимается еще и поиском поставщиков?
    ОТВЕТ:
    По сути, для нас это диверсификация бизнеса. Логистических компаний много, и нужно оказывать клиенту дополнительный сервис. И наша компания в этом плане в выигрышной позиции: мы работаем на рынке больше 27 лет, у нас большая база клиентов — в том числе производственных предприятий, которые оказались в безвыходной ситуации из-за прекращения поставок той или иной продукции. За много лет работы сформировался большой пул контрагентов, производителей, поставщиков различных товаров и услуг, к которым мы можем обратиться для организации покупки, доставки товара.

    Сейчас клиенту не интересно просто отвезти груз от точки до точки. Ему нужны услуги под ключ, чтобы привезли товар «от двери до двери» и избавили его от таможенных и прочих формальностей.
  • ВОПРОС:
    Какие формальности сегодня вызывают наибольшие сложности у участников ВЭД?
    ОТВЕТ:
    Думаю, постконтроль. Для многих клиентов это большая проблема, когда через 2–3 года после ввоза или вывоза товара выявились несоответствия при декларировании товара. Поэтому очень важен момент с выбором таможенного представителя, который обладает высокой степенью компетенций в этой области.
  • ВОПРОС:
    На старте идея казалась неплохой — облегчить и ускорить процедуру прохождения таможни, отложив дополнительный контроль на потом…
    ОТВЕТ:
    Таможенные процессы действительно усовершенствовались и ускорились. Сроки оформления декларации в целом соблюдаются. Многие процессы автоматизированы. Но дело именно в унификации и автоматизации работы таможенных органов, постконтроль имеет к этому слабое отношение.

    По сути, это надзорный отдел, который проверяет правильность заявленных сведений. И в течение трех лет после ввоза товара участник ВЭД может попасть под проверку и получить требование на оплату денежных средств. А таможенный представитель несет солидарную ответственность и при этом не видит ни акта проверки, ни что на это ответил клиент. И если хотя бы тысяча рублей не будет уплачена вовремя, на следующий день у таможенного представителя отзовут лицензию. Пришлось выделить отдельных сотрудников, которые следят за результатами таких проверок, чтобы не попасть в подобную ситуацию.
  • ВОПРОС:
    Еще один важный аспект — это классификация товаров. В чем здесь подводные камни?
    ОТВЕТ:
    Основная проблема даже не в классификации, а в дифференцированных пошлинах. Например, могут быть товары с похожими свойствами, но на один пошлина нулевая, на другой — 5%. Разумеется, участники ВЭД будут всеми силами доказывать, что у них «нулевой» код товара, таможня — наоборот.

    Многие ошибки возникают из-за того, что не хватает технического описания свойств товара. Тот же полиэтилен может быть линейным и нелинейным, иметь разный удельный вес – все это разные ставки ввозных пошлин. Возможно, имеет смысл пересмотреть систему пошлин – привести похожие товары к единым ставкам.
Часть III. Тренды и прогнозы
  • ВОПРОС:
    Чем еще государство могло бы помочь участникам ВЭД?
    ОТВЕТ:
    Лучшая помощь — действовать предсказуемо. Например, осенью экспортные пошлины на ряд товаров ввели буквально за две недели. Если на крупные предприятия это повлияло не так сильно, то для малого бизнеса это серьезная нагрузка. А контракты заключаются не за один день, и поменять условия, цену контракта за месяц — это во многих случаях нереально. Соответственно, участники ВЭД поставлены в условия, когда невольно начинают думать, как обойти заградительные меры и уложиться в цену проданного товара.

    Я своим клиентам всегда говорю, что работать по контрактам и белым схемам гораздо лучше: остается какой-то шанс, если что-то пойдет не так, обратиться в суд. Но сегодня, когда экспортеров, особенно малый бизнес, поставили в такие тяжелые условия, убедить их будет сложнее.
  • ВОПРОС:
    Какие еще тренды вы можете спрогнозировать на будущий год?
    ОТВЕТ:
    Многое будет зависеть от геополитической обстановки. Стабилизация логистического рынка присутствует и, надеюсь, продолжится. Главное, чтобы был товарооборот. Потому что в 2023 году цепочки улучшились, но грузопотоки больше не стали, потому что многие грузы стоили вдвое дороже. Рынок потребления в целом замедлился — в текущей ситуации люди лишний раз задумаются, стоит ли менять телевизор, холодильник, начинать ремонт и т. д. Возможно, кстати, замедление потребления тоже сказалось на стабилизации логистических процессов — нет ажиотажа по грузам.

    Новым очагом нестабильности логистических цепочек уже стало Красное море. Судовладельцы меняют маршруты движения судов, сроки доставки увеличиваются. Развитие ситуации мы увидим в 2024 году.
  • ВОПРОС:
    Как вы оцениваете итоги работы компании, какие планы строите на будущий год?
    ОТВЕТ:
    В 2022 году мы наравне со всеми испытали снижение объемов перевозок, приблизительно на 40%. При этом мы не уволили ни одного человека и выплачивали заработную плату. У нас есть подразделения, где люди остались без работы по основному профилю компании, — в приграничных с Украиной областях. Мы находим для них рабочие задачи, чтобы люди чувствовали себя нужными. Страдают подразделения на границе с Финляндией, странами Прибалтики. В то же время благодаря накопленному опыту и репутации у нас есть работа. И свое развитие мы видим в первую очередь в том, чтобы повышать компетентность сотрудников и за счет этого помогать клиентам развивать бизнес.
Реклама. ООО "ТЛО", https://tblt.ru/