ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ
«Масштаб нашего бизнеса увеличится практически в 4 раза в довольно короткой перспективе»
Эдуард Тиктинский об управленческих подходах, которые помогают компании развиваться и важнейших для компании событиях 2021 года
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ
«Масштаб нашего бизнеса увеличится практически в 4 раза в довольно короткой перспективе»
Эдуард Тиктинский об управленческих подходах, которые помогают компании развиваться и важнейших для компании событиях 2021 года
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ
«Масштаб нашего бизнеса увеличится практически в 4 раза в довольно короткой перспективе»
Эдуард Тиктинский об управленческих подходах, которые помогают компании развиваться и важнейших для компании событиях 2021 года

Эдуард Тиктинский об управленческих подходах, которые помогают компании развиваться и важнейших для компании событиях 2021 года

«Сложный 2020-й — год новых идей, решений, уроков, которые извлек бизнес. Следующий за ним 2021 – год новых возможностей, оценки промежуточных результатов, новых стратегий. Обмен этими знаниями крайне полезен для развития всего бизнес-сообщества. Выделяя из множества эпизодов жизни самых энергичных компаний Главное, мы пишем коллективный учебник по «новому менеджменту», который, возможно, очень пригодится всем нам в будущем. Итак, 2021. Главное.
Группа RBI ― один из старейших и самых титулованных игроков рынка строящейся недвижимости Петербурга. Об управленческих подходах, которые помогают компании развиваться, планируемом четырехкратном росте бизнеса и важнейших для компании событиях 2021 года ― РБК Петербург в рамках проекта Главное.2021 рассказал президент Группы RBI Эдуард Тиктинский.
ВОПРОС:
Пандемия продолжается, но воспринимается уже как фон. Насколько бизнес и потребители адаптировались к этой ситуации?
ОТВЕТ:
Я бы сказал, что бизнес и потребители адаптировались в полной мере. Мы внимательно следим за настроениями на рынке и не видим никаких проявлений тревоги, связанных с пандемией. Вопрос, скорее, в ее влиянии на платежеспособность покупателей в длительной перспективе. В этом смысле пандемия — это, безусловно, серьезная угроза для экономического роста. Каждый новый локдаун обходится очень дорого. Для того чтобы минимизировать угрозу, нужен высокий процент вакцинированных, другого выхода я не вижу.
ВОПРОС:
Какие факторы оказывают сегодня самое серьезное воздействие на ваш бизнес?
ОТВЕТ:
Один из ключевых факторов — доступность ипотечного кредитования. За последний год около 85% квартир в объектах комфорт-класса было куплено с помощью ипотеки.

В июле, когда программа с субсидируемой процентной ставкой была фактически отменена, по рынку строящегося жилья был нанесен довольно ощутимый удар. Особенно по сегменту массового жилья. Если говорить просто, то желающих купить стало меньше.

Другой важнейший фактор, влияющий на бизнес девелоперов, — политика городских властей. Она стала значительно более жесткой и требовательной. Дойти до получения разрешения на строительство теперь гораздо сложнее.

Мы также видим серьезный рост себестоимости, связанный с дополнительной нагрузкой, которую городские власти возлагают на девелоперов, включая решение вопросов с дорогами, поликлиниками, детскими садами и школами. Из-за подорожания материалов и роста затрат на оплату труда растет и непосредственно строительная себестоимость. В 2021 году — на 13–15%.
Мы много пробуем, предлагаем клиентам и оцениваем, как они реагируют. Другое дело, что этот подход хорош, когда не затрагивает корневой продукт, — здесь ответственность за эксперименты значительно более высокая
Мы много пробуем, предлагаем клиентам и оцениваем, как они реагируют. Другое дело, что этот подход хорош, когда не затрагивает корневой продукт, — здесь ответственность за эксперименты значительно более высокая
ВОПРОС:
Что вы предпринимаете для того, чтобы компания оставалась эффективной и развивалась?
ОТВЕТ:
Отдельно отмечу цифровизацию бизнеса, но именно как элемент управления, направленный на повышение производительности труда и оптимизацию расходов.
Критически важна также система мотивации персонала. Люди способны творить чудеса, когда понимают, ради чего трудятся, и чувствуют себя партнерами в бизнесе. Понимание смыслов, интересные задачи и материальная заинтересованность в успехе — вот важнейшие составные системы мотивации.

Кроме того, мы в RBI очень много экспериментируем с разными вариантами проектного управления. Область жилищного строительства пока отстает в этом смысле, но мы уверены, что это абсолютно правильное направление движения.

Мы участвуем в семинарах и конференциях, приглашаем лекторов, используем связи топ-менеджеров из более продвинутых в смысле проектного управления отраслей, например из нефтянки, ретейла, информационных технологий.

Скажем, из ритейла и IT позаимствовали привычку к проведению большого количества экспериментов в части сервиса и небольших продуктовых нюансов. Мы много пробуем, предлагаем клиентам и оцениваем, как они реагируют. Другое дело, что этот подход хорош, когда не затрагивает корневой продукт, — здесь ответственность за эксперименты значительно более высокая.

Глубокое понимания пути клиента — один из ключевых элементов при принятии решений. В каждый момент времени мы должны не только знать, на каком этапе сделки клиент находится, но и что думает, какие потребности у него возникают и как группа может эти потребности удовлетворить. Понимание пути клиента, качество сервиса, выдающийся продукт — на стыке вот этих элементов мы строим свое конкурентное преимущество. В результате проекты, которые запускает группа, пользуются очень большой популярностью и продаются с большой премией к рынку.
ВОПРОС:
Какие ключевые события 2021 года для вашей компании можете выделить?
ОТВЕТ:
В этом году мы приняли и реализовали решение по управлению бизнесом через один бренд — RBI, отказавшись от бренда «Северный город».

Уровень всех наших проектов сегодня достаточно высок, поэтому необходимость использовать отдельный бренд для жилья комфорт-класса отпала. Например, такие продукты комфорт-класса, как Ultra City, не то что не стыдно, а, напротив, очень почетно продавать под маркой RBI.
Клиенты хорошо восприняли переход на единый бренд, несмотря на некоторые наши опасения в момент принятия решения.

В 2021 году мы также покупали земельные участки, вводили дома в эксплуатацию и получили огромное количество призов в различных профессиональных конкурсах. То, что клиенты и коллеги-эксперты так высоко оценивают наш вклад в рынок, внушает гордость, потому что RBI не очень большая компания.

Также мы активно развиваем новые направления, в частности отельный бизнес. Летом запустили второй отель сети ARTSTUDIO у метро «Фрунзенская», и он, кстати, тоже уже успел завоевать несколько ценных призов, в том числе звание «Лучший апарт-отель России». Как всегда, в нем есть своя арт-составляющая: номера и коридоры оформлены авторскими постерами Петра Банкова, дизайнера с мировым именем, а каждый гость отеля может стать участником аудиоспектакля «Письмо из Петербурга» — режиссер Семен Александровский создал его на основе писем известных деятелей культуры начала XX века. Превращаем, таким образом, отель из «места для ночевки» в самостоятельную культурную достопримечательность. Неслучайно же RBI — самый петербургский девелопер.
«Ключевой вызов для компании — наращивание земельного банка и кратное увеличение масштабов бизнеса. В 2021 году мы купили участки, на которых можно построить около 200 тыс. жилья с объемом выручки на уровне 45 млрд руб. Это практически в 4 раза увеличивает масштаб нашего бизнеса в довольно короткой перспективе»
«Ключевой вызов для компании — наращивание земельного банка и кратное увеличение масштабов бизнеса. В 2021 году мы купили участки, на которых можно построить около 200 тыс. жилья с объемом выручки на уровне 45 млрд руб. Это практически в 4 раза увеличивает масштаб нашего бизнеса в довольно короткой перспективе»
ВОПРОС:
Ковидный год не изменил планов по развитию отельной сети?
ОТВЕТ:
Нет, и в целом мы довольны первыми итогами работы. ARTSTUDIO Nevsky, наш первый отель, был открыт в декабре 2019 года, перед самой пандемией. И в среднем по 2020 году он был заполнен на 67% — это хорошая цифра, с учетом того, что по Петербургу этот показатель держался на уровне 30–50%. На Booking.com у обоих отелей стабильно высокие оценки — 9, 10, «превосходно», «восхитительно»... Такие отзывы вдохновляют! Управляющая компания RBI PM, наша дочерняя структура, — очень мощная команда, ей удается, с одной стороны, обеспечивать превосходный сервис гостям отелей, а с другой — управлять инвестициями собственников юнитов.

При взаимодействии с последними мы стремимся к максимальной прозрачности. Благодаря онлайн-кабинету инвесторы видят все данные по отелю в режиме реального времени: какие номера сданы, какие свободны, стоимость аренды по разным типам номеров, доходность своих вложений. Мы были первыми, кто внедрил подобный инструмент для инвесторов.

Сейчас строим третий отель — ARTSTUDIO M103, прямо около Московских ворот. По «звездам» это будет крепкая «четверка» с богатой гостиничной инфраструктурой: там будет коворкинг, кафе, пекарня и так далее.
ВОПРОС:
Как отрасль, в которой вы работаете, и компания будут развиваться в ближайшие годы?
ОТВЕТ:
Серьезный риск для отрасли — снижение платежеспособности клиентов. Под самым большим давлением будут находиться проекты экономкласса. Основной рецепт здесь — балансировать предложение в продаже и стройке. Я уверен в том, что у нас очень квалифицированные коллеги-конкуренты, и они, скорее всего, будут очень аккуратно управлять товарным запасом, чтобы не столкнуться с кризисом перепроизводства.

Ключевой вызов для компании — наращивание земельного банка и кратное увеличение масштабов бизнеса. В 2021 году мы купили участки, на которых можно построить около 200 тыс. жилья с объемом выручки на уровне 45 млрд руб. Это практически в 4 раза увеличивает масштаб нашего бизнеса в довольно короткой перспективе. Буквально на днях на стратегической сессии поставили себе задачу покупать земли на 400 тыс. кв. м жилья ежегодно. Мы понимаем сейчас, как это можно делать, верим в свою бизнес-модель и в ее рентабельность.

Другая серьезная история — географическая экспансия. Мы серьезно рассматриваем для себя варианты работы на юге России. Там сейчас достаточно сложная ситуация с градостроительными ограничениями, но мы считаем, что с таким продуктом, как апарт-отели, могли бы быть крайне востребованы в районе Сочи и Геленджика. Сейчас ищем партнеров, земельные участки с понятным юридическим статусом, с которыми можно поработать на юге.
Материал подготовлен специально для Группы RBI
Дом Futurist, ООО «Специализированный застройщик «Ламбри» https://barochnaya4.ru/
ЖК Ultra City, ЗАО «Северный город» https://наш.дом.рф/api/ext/file/a4036292-fa7c-4752-8bd2-576a02a379ed
Дом «Болконский», ООО «Эперон» http://krasnoarmeyskaya11.ru/
Дом «Созидатели», ООО «Специализированный застройщик «Эмпора» https://krasnoarmeyskaya12.ru/
Клубный дом «Крестовский IV», ООО «Специализированный застройщик «Рокайль», ремонт существующего здания