ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ

Об итогах пандемийного года на рынке железнодорожных перевозок

Павел Ситало
ДИРЕКТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА ПГК
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ
2020. ГЛАВНОЕ
Об итогах пандемийного года на рынке железнодорожных перевозок
Павел Ситало
ДИРЕКТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА ПГК
Сложный 2020-й – год новых идей, решений, уроков, которые извлек бизнес. Обмен этими знаниями крайне полезен для развития всего бизнес-сообщества. Выделяя из множества эпизодов жизни самых энергичных компаний Главное, мы пишем коллективный учебник по «новому менеджменту», который, возможно, очень пригодится всем нам в будущем. Итак, 2020.Главное.
Первая грузовая компания (ПГК) входит в ТОП-10 операторов железнодорожного подвижного состава в стране, по данным INFOLine RAIL RUSSIA TOP за 2019 год, и занимает второе место по парку в управлении. Директор Санкт-Петербургского филиала ПГК Павел Ситало рассказал об уроках и итогах пандемийного года на рынке железнодорожных перевозок.
Первая грузовая компания (ПГК) входит в ТОП-10 операторов железнодорожного подвижного состава в стране, по данным INFOLine RAIL RUSSIA TOP за 2019 год, и занимает второе место по парку в управлении. Директор Санкт-Петербургского филиала ПГК Павел Ситало рассказал об уроках и итогах пандемийного года на рынке железнодорожных перевозок.
Часть I. Итоги в цифрах и кейсах
ВОПРОС:
Как бы вы оценили воздействие пандемии на отрасль железнодорожных грузоперевозок в регионе? Можно ли ее отнести к пострадавшим или она ближе к бенефициарам «коронакризиса»?
ОТВЕТ:
Грузоперевозки не зря называют одним из индикаторов состояния экономики. Будучи в числе игроков рынка железнодорожных грузоперевозок, мы всегда «сверяем часы» с тем, как обстоят дела на полигоне Октябрьской железной дороги (ОЖД). За январь-ноябрь 2020 года объем погрузки на полигоне составил более 94,2 млн тонн грузов, это на 2% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Хороший рост, например, показали строительные грузы, но снизились перевозки нефти и нефтепродуктов, лесных грузов, промышленного сырья.

Санкт-Петербургский филиал ПГК за 11 месяцев текущего года также увеличил общий объем погрузки на 1%, до 11,3 млн тонн. Со станций Октябрьской магистрали в вагонах ПГК мы отправили грузоотправителям более 2 млн строительных грузов — на 50% больше, чем в прошлом году. На 48%, до 85 тыс. тонн нарастили перевозки лома черных металлов; на 20%, до 34 тыс тонн — химикатов и соды.

Считаю, что в сложившихся условиях даже незначительный рост вагонопотока — весьма неплохой показатель.
«В сложившихся условиях даже незначительный рост вагонопотока — весьма неплохой показатель»
«В сложившихся условиях даже незначительный рост вагонопотока — весьма неплохой показатель»
ВОПРОС:
Какие негативные последствия этого года не удалось смягчить? Какие эффекты, наоборот, оказались позитивными для Санкт-Петербургского филиала ПГК?
ОТВЕТ:
Думаю, стоит смотреть на происходящее философски. Время всегда предлагает бизнесу новые вызовы. Согласен, год был весьма непростым, однако это не изменило ни наши принципы, ни цели. Санкт-Петербургскому филиалу удалось сохранить клиентский портфель и, пусть незначительно, но нарастить объем погрузки.

Мы получили бесценный навык: даже в кризисный период наладили и обеспечили все рабочие процессы. Более того, мы развивались, работали над логистическими решениями для наших партнеров, чтобы сделать их еще более эффективными. Например, компании «Ленстройкомплектация» (ЛСК) предложили использовать попутную погрузку, чтобы минимизировать транспортные расходы на порожние рейсы, а в ответ получили возможность грузить на производственной площадке партнера ежемесячно до 2 тысяч вагонов. Принцип взаимной выгоды мы со своей стороны четко видим в цифрах: продукция ЛСК за 11 месяцев 2020 года занимает около 70% в грузопотоке стройматериалов Санкт-Петербургского филиала ПГК.

Еще один кейс — специалисты филиала предложили группе компаний HeidelbergCement в России новый маршрут перевозок продукции — со «Сланцевского цементного завода «ЦЕСЛА» (входит в состав группы) в Мурманскую область. Поскольку продукция отгружается с предприятия, также расположенного в Северо-Западном округе, это ускорило доставку продукции. В целом за 11 месяцев объем погрузки партнера в вагоны ПГК вырос почти в три раза к уровню 2019 года и превысил 45,4 тыс. тонн.

Общая экономическая ситуация усилила конкуренцию, а это заставило нас внимательнее отнестись к работе с представителями малого и среднего бизнеса. Так, в этом году Санкт-Петербургский филиал ПГК получили хороший опыт по вывозу гранитного щебня из карьеров Карелии в рамках спотовых сделок. Такие нерегулярные перевозки как правило, отличаются срочностью и требуют эффективного взаимодействия как с грузоотправителем, так и с ОЖД. Буквально за сезон количество обращений от компаний, не связанных с ПГК долгосрочными контрактами, увеличилось на 20%. Это хороший результат, который свидетельствует о том, что клиенты по достоинству оценили качество нашей работы, и мы смогли удовлетворить все их запросы.
«Общая экономическая ситуация усилила конкуренцию, а это заставило нас внимательнее отнестись к работе с представителями малого и среднего бизнеса»
«Общая экономическая ситуация усилила конкуренцию, а это заставило нас внимательнее отнестись к работе с представителями малого и среднего бизнеса»
Часть II. Повод для развития
ВОПРОС:
К какой «работе над собой» стимулировал этот год вашу команду?
ОТВЕТ:
Безусловно, мы пересмотрели многие процессы, ускорили внедрение электронного документооборота. Завершающийся год очень ярко продемонстрировал правильность решения о развитии цифровых сервисов. Те условия и неопределенность, с которыми все столкнулись, научили нас еще больше ценить друг друга и командную работу. Сейчас Санкт-Петербургский филиал участвует в магистральном проекте ПГК под названием «Производственная система». Он направлен на непрерывное улучшение процессов в компании и как раз включает командную работу над проектами. Самые успешные разработки превратятся в перспективе в ряд мероприятий, направленных, к примеру, на снижение простоев под грузовыми операциями и сокращение времени в порожнем рейсе.
ВОПРОС:
Какие из принятых в течение года решений вы считаете главными?
ОТВЕТ:
С самого начала мы дали себе установку, что невзирая ни на какие перемены наша цель останется неизменной: это выполнение всех обязательств перед партнерами и работа над качеством бизнес-процессов. Будь то управление подвижным составом, его состояние или уровень сервиса, не важно, результат всегда можно измерить либо в цифрах, либо в виде обратной связи. Все действия, все последующие решения в этом году мы подчиняли этой задаче. Поэтому филиал смог прийти к результатам, о которых мы говорили выше.
Буквально за сезон количество обращений от компаний, не связанных с ПГК долгосрочными контрактами, увеличилось на 20%. Это хороший результат, который свидетельствует о том, что клиенты по достоинству оценили качество нашей работы
Буквально за сезон количество обращений от компаний, не связанных с ПГК долгосрочными контрактами, увеличилось на 20%. Это хороший результат, который свидетельствует о том, что клиенты по достоинству оценили качество нашей работы
ВОПРОС:
Какие из услуг и сервисов периода локдауна вы точно оставите в арсенале компании? Какие из инструментов себя не оправдали и оказались лишь временной мерой?
ОТВЕТ:
ПГК одной из первой среди транспортных компаний перешла на дистанционный формат работы. Конечно, этот процесс значительно облегчила проведенная цифровая трансформация. Современные средства коммуникации позволяют многие вопросы решать онлайн, а развитие собственных приложений и сервисов, таких как «Мобильный репортер» (позволяет создавать актуальную цифровую базу о состоянии крытого подвижного состава) и «Личный кабинет клиента» с системе «ПГК Онлайн» делает решение профессиональных вопросов еще более быстрым и удобным. Навык всегда оставаться на связи и полноценно работать дистанционно не только останется в арсенале ПГК, но, полагаю, станет всеобщим трендом.
ВОПРОС:
Как, на ваш взгляд, ваша отрасль будет развиваться в дальнейшем?
ОТВЕТ:
Если говорить об отрасли в целом, то железнодорожные грузоперевозки ждут новые этапы цифровой трансформации. Эти процессы уже идут, и сегодня мы можем говорить о наступающей эпохе big data и применения искусственного интеллекта. Что касается ближайшей перспективы, мы понимаем, что развитие отрасли напрямую зависит от состояния экономики и развития бизнеса наших партнеров. И надеемся на более благоприятный наступающий 2021 год.
Материал подготовлен специально для Санкт-Петербургского филиала ПГК