ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В СПЕЦПРОЕКТ
Андрей Рюмин
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПАО «РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО» — ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ И ПЛАНАХ КОМПАНИИ НА 2021 ГОД.

Генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин – об особенностях работы электросетевого комплекса в период пандемии и планах компании на 2021 год.

Сложный 2020-й – год новых идей, решений, уроков, которые извлек бизнес. Обмен этими знаниями крайне полезен для развития всего бизнес-сообщества. Выделяя из множества эпизодов жизни самых энергичных компаний Главное, мы пишем коллективный учебник по «новому менеджменту», который, возможно, очень пригодится всем нам в будущем. Итак, 2020.Главное.
Даже в сложных условиях — будь то непогода или пандемия — энергетические компании должны работать 24/7. С какими сложностями пришлось столкнуться «Россети Ленэнерго» в этом году, какие задачи ближайшего развития стоят перед компанией, а также о строительстве цифровых объектов в интервью РБК Петербург рассказал генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин.
Даже в сложных условиях – будь то непогода или пандемия – энергетические компании должны работать 24/7. С какими сложностями пришлось столкнуться «Россети Ленэнерго» в этом году, какие задачи ближайшего развития стоят перед компанией, а также о строительстве цифровых объектов в интервью РБК Петербург рассказал генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин.
Часть I. Потребление и финансы
ВОПРОС:
Насколько существенным стало снижение энергопотребления из-за карантинных мер в начале года?
ОТВЕТ:
По итогам 10 месяцев 2020 года снижение потребления электроэнергии составило — 4% относительно аналогичного периода 2019 года. Оно обусловлено уменьшением потребления электроэнергии из-за нехарактерно высокой температуры наружного воздуха в первом квартале и влиянием противоэпидемиологических мер. Причем в большей степени снижение потребления произошло на территории Санкт-Петербурга — на 6,5%, по Ленинградской области общий объем потребления практически остается на уровне 2019 года: снижение всего на 0,1%.
ВОПРОС:
Какие еще особенности потребления проявились в этом году?
ОТВЕТ:
Произошло существенное перераспределение потребления электроэнергии в Петербурге и Ленобласти по группам потребителей. Так, серьезное снижение по группе «Прочие потребители» — на 7,7%, и рост по населению на 4,8%. Такая динамика потребления в первую очередь объясняется введением противоэпидемиологических мер, в том числе переводом сотрудников на удаленную работу. Также это свидетельствует о снижении объемов производства рядом крупных предприятий, сокращением объемов потребления электроэнергии предприятиями малого и среднего бизнеса.
Произошло существенное перераспределение потребления электроэнергии в Петербурге и Ленобласти по группам потребителей […] это также свидетельствует о снижении объемов производства рядом крупных предприятий, сокращением объемов потребления электроэнергии предприятиями малого и среднего бизнеса.
Произошло существенное перераспределение потребления электроэнергии в Петербурге и Ленобласти по группам потребителей […] это также свидетельствует о снижении объемов производства рядом крупных предприятий, сокращением объемов потребления электроэнергии предприятиями малого и среднего бизнеса.
ВОПРОС:
Повлияло ли это на финансовые показатели компании?
ОТВЕТ:
Финансовое состояние ПАО «Россети Ленэнерго» по отношению к 2019 году остается стабильно устойчивым. За 9 месяцев 2020 года выручка за услуги по передаче электроэнергии увеличилась на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 58,8 млрд руб. Показатель EBITDA за отчетный период вырос на 11,4% и достиг 25,9 млрд руб. Чистая прибыль за 9 месяцев показала рост на 18,7% и составила 11,8 млрд руб. Основное влияние на рост прибыли оказали изменения в создаваемых компанией резервах и отложенный характер формирования расходов в отчетном периоде.
Часть II. С поправкой на COVID
ВОПРОС:
Что изменилось в работе компании в связи с пандемией и ограничительными мерами?
ОТВЕТ:
Наш оперативный персонал продолжал трудиться на местах. Был разработан и реализован план мероприятий для безопасной организации работы. Это и средства индивидуальной защиты, и карты замещения функций оперативно-технологического управления. Особое внимание компания уделяет обеспечению бесперебойного электроснабжения медицинских учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На объектах, принимающих пациентов COVID-19, регулярно проводятся совместные противоаварийные тренировки, осуществляется круглосуточный мониторинг надежности внешней схемы электроснабжения, предусмотрены резервные источники питания. Сегодня это жизненно важно. Электроснабжение всех таких объектов находится под усиленным контролем. В сжатые сроки мы создали инфраструктуру для технологического присоединения к сетям новых медицинских учреждений, задействованных для пациентов с коронавирусной инфекцией.
ВОПРОС:
А как пандемия сказалась на сервисах? Какие были наиболее востребованы в новых условиях?
ОТВЕТ:
Пандемия COVID-19 переориентировала работу сетевых компаний на дистанционное
обслуживание заявителей. После введения эпидемиологических ограничений мы полностью перешли на онлайн-взаимодействие с клиентами. Компания была к этому готова, поскольку в течение нескольких лет планомерно улучшала свои клиентские сервисы и автоматизировала процедуру техприсоединения. Поэтому, когда возникла необходимость перевести обслуживание клиентов в дистанционный режим, никаких сложностей не возникло, это не сказалось ни на сроках, ни на качестве обслуживания.

С 1 июля, в соответствии с законодательными изменениями, весь документооборот между заявителем и сетевой организацией перенесен в онлайн. Кроме того, при технологическом присоединении сетевая компания устанавливает также приборы учета для клиента. Таким образом, подав заявку и заключив договор онлайн, потребитель получает полный комплекс услуг «под ключ». За счет использования интернет-каналов срок выдачи оферты договора составляет не более 10 дней. А средний срок сегодня — 2−3 дня. Но, если в течение пяти дней заявитель не оплатил счет, договор оферты аннулируется.

Всего с начала года нам поступило более 120 тыс. обращений через интернет-сервисы, в том числе свыше 38 тыс. онлайн-заявок на технологическое присоединение. Сейчас процент онлайн-заявок на присоединение к сетям компании составляет 95%. Для сравнения: на конец 2019 года этот показатель составлял около 75%.
За счет использования интернет-каналов срок выдачи оферты договора [технологического присоединения] составляет не более 10 дней. А средний срок сегодня — 2−3 дня.
За счет использования интернет-каналов срок выдачи оферты договора [технологического присоединения] составляет не более 10 дней. А средний срок сегодня — 2−3 дня.
ВОПРОС:
Вы упомянули технологическое присоединение, как оцениваете результаты работы по сравнению с прошлым годом?
ОТВЕТ:
Что касается техприсоединения, хочу отметить, что компания исполняет все свои обязательства в срок. На 1 декабря 2020 года «Россети Ленэнерго» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществили техприсоединение почти 20 тысяч заявителей, присоединенная мощность физическим и юридическим лицам по договорам техприсоединения составила 653 МВт. Это на 15% ниже, чем в 2019 году. Основная причина снижения показателя — неготовность со стороны заявителей. Объем договоров ТП, планируемых к исполнению в 2020 году, составляет порядка 21 тыс. шт.
Часть III. Цифровые перспективы
ВОПРОС:
Все ли удалось выполнить из запланированного по подготовке к зиме?
ОТВЕТ:
Компания обеспечила финансирование всех необходимых работ по подготовке инфраструктуры к осенне-зимнему периоду. Основные мероприятия по ремонтной программе этого года был выполнены к 1 октября.

Мы ожидаем по итогам 2020 года исполнение инвестпрограммы в полном объеме. В рамках ремонтной кампании на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области специалисты «Россети Ленэнерго» провели ремонт почти 3,7 тыс. км воздушных линий, более 2,3 тыс. трансформаторных подстанций, 19 силовых трансформаторов 35−110 кВ, расчистили более 3,7 тыс. га просек. На 100% сформирован запас оборудования. В распоряжении специалистов компании — 303 резервных источника снабжения электроэнергией мощностью 22,5 МВт. Для ликвидации нештатных ситуаций обеспечена готовность более 1,5 тыс. человек и 470 единиц авто и спецтехники, сформировано 375 аварийно-восстановительных бригад.
ВОПРОС:
Как продвигается работа по созданию цифровых подстанций?
ОТВЕТ:
В этом году были введены в эксплуатацию цифровые энергоисточники — подстанции 110 кВ «Каменка», 110 кВ «Карповская», 35 кВ «Ольгино» в Санкт-Петербурге, а также 110 кВ «Ясень» и 35 кВ «Каменногорская» в Ленинградской области. На этих объектах обеспечена 100% управляемость, наблюдаемость параметров сети, организован автоматизированный учет электроэнергии и цифровой обмен данными технологических процессов.

В этом году мы завершили модернизацию сетевой инфраструктуры для порта «Усть-Луга»: были построены подстанции 110 кВ «Усть-Луга» и «Вистино». Также была реконструирована подстанция 110 кВ «Порт» и смонтировано более 37 км линий электропередачи 110 кВ.

Кроме того, завершается строительство современных цифровых подстанций 110 кВ «Графтио» и «Конная» в Санкт-Петербурге.
ВОПРОС:
Два года назад компания начала программу по переводу неизолированного провода на изолированный. Озвучивались планы в 1 тыс. км к 2020 году. Удалось ли провести масштабную замену и какой эффект это дало?
ОТВЕТ:
Работа по замене неизолированного провода на самонесущий изолированный во всех районах Ленинградской области проводится в рамках реализации программы по повышению надежности электроснабжения в электрических сетях 0,4−110 кВ. На сегодняшний день программа выполнена: за два года проложено более 1 тыс. км сетей. Особое внимание уделялось сложным участкам, находящимся в залесенной зоне.

Самонесущий изолированный провод (СИП) обеспечивает устойчивую работу линий электропередачи даже при падении веток и деревьев на провода, налипании снега и т. д. Кроме того, СИП снижает риски получения электротравм. Комплексная работа по повышению качества электроснабжения «Россети Ленэнерго», включая прокладку СИП, позволила на 25% снизить количество технологических нарушений в сетях в осенне-зимний период 2019—2020 года по сравнению с прошлым годом.
До 2025 года в рамках нового строительства и комплексной модернизации запланировано создание 50 цифровых подстанций напряжением 35−110 кВ на территории Петербурга и Ленобласти.
До 2025 года в рамках нового строительства и комплексной модернизации запланировано создание 50 цифровых подстанций напряжением 35−110 кВ на территории Петербурга и Ленобласти.
ВОПРОС:
Какие задачи стоят перед компанией на 2021 год?
ОТВЕТ:
Первостепенной задачей для нас всегда остается надежное электроснабжение потребителей. Мы ведем целенаправленную работу по снижению аварийности в сетях. В планах на год — выполнение ремонтной и инвестиционной программ. К безусловным приоритетам относится сохранение стабильных финансовых результатов, выполнение утвержденных экономических показателей. Будет продолжена системная работа по усовершенствованию процедуры технологического присоединения к сетям.

Мы ведем модернизацию электросетевого комплекса. До 2025 года в рамках нового строительства и комплексной модернизации запланировано создание 50 цифровых подстанций напряжением 35−110 кВ на территории Петербурга и Ленобласти. Кроме того, в рамках реконструкции на подстанциях 35−110 кВ будут установлены цифровые элементы: современные терминалы релейной защиты, система телеуправления коммутационными аппаратами с диспетчерского пункта центра управления сетями ПАО «Россети Ленэнерго».

Одним из приоритетных направлений для компании на ближайшие годы станет также развитие дополнительных услуг. К ним относятся размещение оборудования телекоммуникации на сетевых объектах компании, аренда волоконно-оптических кабелей, техническое обслуживание и ремонт частных электрических сетей, проектирование и строительство объектов энергетики.
Материал подготовлен специально для ПАО «Россети Ленэнерго»