По подсчетам специалистов международной платформы Bidspirit, в 2022 году оборот российских онлайн-торгов искусством составил $88 млн. В общей сумме за год было продано около 232 тыс. работ. Оценить продажи на первичном рынке, в частности в галереях, довольно сложно, так как эти данные обычно закрыты. Однако эксперты уверено говорят: спрос на покупку современного искусства последние годы в России растет.
Инвестиции в искусство: как выбрать и где купить работы современных художников
Коллекционировать искусство доступнее и проще, чем многие об этом думают. Такие инвестиции при грамотном подходе показывают высокую доходность и все чаще привлекают внимание как частных, так и корпоративных коллекционеров. Разбираемся, что происходит на российском рынке современного искусства, как начинающему инвестору выбрать перспективные работы и где их искать.
«Мы видим огромный интерес к рынку современного искусства. Этому свидетельствует появление в России ярмарок, различных институций, специализирующихся на искусстве».
По словам эксперта, положительную динамику рынок показывал даже в период пандемии. Рост спроса тогда объяснялся тем, что люди хотели окружать свое домашнее пространство произведениями искусства.
Сейчас, по словам Поповой, российские коллекционеры сконцентрировались на внутреннем рынке. Это, по ее мнению, даст возможность укрепиться многим начинающим авторам. Более того, поддержку российскому искусству начинает оказывать бизнес. «Уже есть примеры девелоперов, банков, ресторанов, которые делают коллаборации совместно с художниками», — говорит Евгения Попова.
Говоря о ситуации на рынке, управляющий директор ярмарки «1703» Алиса Преснецова отмечает, что сейчас наблюдается рост числа ярмарок современного искусства. И не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах.
«Мы видели сразу несколько успешных запусков и в прошлом году, и в первом полугодии 2023 года. Что также важно отметить — организаторы ярмарок часто делают ставку на работы молодых и перспективных авторов. Это расширяет круг потенциальных покупателей, так как они могут приобрести произведения, условно, за 10–30 тыс. руб.», — говорит Преснецова.
Это повышает интерес к коллекционированию, появляется новое поколение коллекционеров, и уходит в прошлое миф «покупать искусство — это очень дорого и только для избранных». С другой стороны, не спадает интерес и к уже признанным художникам, цены на работы которых могут достигать миллионов рублей.
Покупка «громких имен». Покупая такие произведения, вы, скорее всего, не потеряете вложенные средства, но инвестиционный прирост будет довольно низкий.
Евгения Попова называет четыре стратегии, которые коллекционеры используют при выборе современного искусства:
В целом, по словам Евгении Поповой, нужно обращать внимание на портфолио художника. «Стоит узнать, на каких ярмарках он был представлен; участвовал ли он в каких-то музейных, групповых или персональных выставках, в том числе в знаковых биеннале. И безусловно, всегда есть аналитика, которую можно посмотреть на различных сайтах, — как меняются цены на работы художника, как растет их инвестиционный потенциал», — говорит она.
Для того чтобы молодому коллекционеру не ошибиться, нужна прежде всего насмотренность и понимание, как устроен рынок. Для этого, по мнению эксперта, будет полезным получить дополнительное образование.
Инвестор ресторанной группы Duaband Сергей Лимонов коллекционирует современное русское искусство уже много лет. Предпочтения отдает молодым прогрессивным авторам, которые еще не стали авторитетами в своей области. Причем выбирает Лимонов именно российских творцов, так как считает важным поддерживать соотечественников.
«С точки зрения инвестиций покупка такого искусства — высокие риски. Это чем-то похоже на венчурный бизнес, на вложение в стартап. Но зато это наиболее азартный и эмоциональный вид деятельности. Четких критериев при выборе работ у меня нет, часто это происходит на подсознательном уровне. Я выбираю искусство, которое для меня драматическое, которое нелегко понять сразу и которое вначале может отталкивать. Главное, чтобы работы не носили интерьерный характер. Пейзажи, какие-то натюрморты, котики, собачки, красивые девушки на холстах — это вчерашний день», — говорит Лимонов.
управляющий директор ярмарки «1703»
По словам коллекционера, именно сложное «интеллектуальное искусство» является перспективным с точки зрения долгосрочных инвестиций. Российские современные художники, по его словам, поднимают в своих работах разные темы, в том числе остросоциальные. Большой пласт сюжетов связан с космизмом и экзистенциальными вопросами — когда человек запутывается в жизни и автор, раскрывая эту тему, выходит за пределы бытовых смыслов.
«В долгосрочном периоде всегда самое странное искусство выигрывало в инвестиционном потенциале у легкого, попсового. Если вы посмотрите на ведущих авторов современного искусства второй половины XX века, то станет понятно, что большая часть работ — это странные, жесткие работы, неоднозначные»
По словам Сергея Лимонова, для коллекционеров источниками современного российского искусства являются галереи, ярмарки, аукционы, мастерские художников. Поиск произведений для покупки — это постоянная работа и насмотренность, которая развивается при посещении галерейных выставок, международных ярмарок и международных музеев современного искусства.
Формат ярмарки искусства — одна из лучших точек входа, чтобы начать коллекционировать искусство или пополнить свое собрание. В Петербурге с 14 по 18 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет
2-я Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» (16+).
На мероприятии будут представлены работы как состоявшихся, так и молодых авторов более тридцати ведущих галерей. Посетители увидят и смогут приобрести произведения, выполненные в разных техниках, среди них — живопись, графика, скульптура, инсталляции, произведения цифрового искусства.
«„1703“ — новая площадка, на которой ежегодно встречаются галереи современного искусства, художники, коллекционеры, искусствоведы, молодые специалисты. Нехватка подобного большого события в Петербурге как значимом центре современного искусства ощущалась давно, об этом часто говорили и эксперты индустрии»
Успех первого выпуска ярмарки в 2022 году показал, что она необходима, полагает Алиса Преснецова. Такой формат событий помогает галереям и коллекционерам наладить партнерские отношения, способствует появлению новых проектов и создает условия для развития рынка современного искусства в России.
«Недавно в России запустились еще две новые ярмарки искусства — Port Art Fair (16+) в Санкт-Петербурге и „Контур“ (16+) в Нижнем Новгороде. Это говорит о том, что потребность в подобных мероприятиях растет, а значит, и число их будет увеличиваться, что отразится на развитии рынка и поддержке художников, галерей и коллекционеров», — заключает Алиса Преснецова.
2-я Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Рынок современного искусства
Миф про дорогое искусство
Инвестор ресторанной группы Duoband
коллекционер, сооснователь некоммерческого фонда Popov Foundation
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» инициирована ПАО «Газпром» и проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга с 2022 года. Ярмарка включена в официальную культурную программу Петербургского международного экономического форума. В прошлом году ярмарка привлекла ключевых игроков российского художественного рынка, а число посетителей за 4 дня работы превысило 10 тыс. человек. В 2023 году количество галерей — участниц ярмарки «1703» увеличилось почти вдвое.
ПАО «Газпром» ведет в Санкт-Петербурге масштабную работу по поддержке и развитию культуры и искусства. Среди проектов корпорации — воссоздание Лионского зала, церкви Воскресения Христова и Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе, восстановление Китайского дворца в Ораниенбауме, поддержка выставочных и реставрационных проектов в Эрмитаже, Русском музее, Музее Фаберже, многофункциональный социальный проект «Друзья Петербурга».
Реклама. Рекламодатель: Фонд поддержки культурных инициатив Газпрома.
1703af.ru Покупка работ художников, которые сейчас в тренде. Такой художник может быстро «выстрелить», либо наоборот — завтра в тренде будет кто-то другой.
Покупка работ «художников с именами», но еще не достигших своего рыночного потенциала.
Покупка работ молодых художников. Это минимальные вложения по сравнению с тремя предыдущими стратегиями. Но вы не знаете, что с этими работами будет в перспективе.