«Наш бизнес сложнее, чем салон красоты, но приносит гораздо больше удовольствия»

Основатель ГК «БестЪ» и сети «Школа Бенуа» - о том, зачем и как люди покупают франшизы центров детского развития
Первая Школа Бенуа была открыта в Петербурге, на территории исторического памятника «Лесная молочная ферма Юлия Юльевича Бенуа», в 2017 году, и стала плацдармом для развития общероссийской франчайзинговой сети. За 2018 год к сети присоединились порядка 20 Школ Бенуа, работающих в разных форматах: от клуба подготовки к школе до развивающего детского сада полного дня, дополненного мастерскими, квест-румами и занятиями с репетиторами.

По словам основателя проекта Андрея Лушникова, франшизы охотно покупают девелоперы, а также предприниматели с миссией, которые хотят организовать более важный бизнес, чем салон красоты. Все они учатся на ошибках и успехах друг друга в единой IT-среде, рассказал Андрей Лушников в интервью РБК+.
«Идеальный вариант – огромные жилые комплексы»
— Начиная проект, вы делали ставку в том числе на девелоперов – что они захотят оживить свои проекты социальной инфраструктурой. Ваш расчет оправдался?
— Я сам как девелопер выделил помещение под школу в новом апарт-комплексе Группы «БестЪ», потому что считаю это очень полезным для развития объекта. И да, другие девелоперы активно покупают наши франшизы. Идеальный вариант – огромные жилые комплексы в новых районах, где ребенку в первые год-два после сдачи жилья в эксплуатацию просто некуда пойти. В одном таком комплексе может работать две-три Школы Бенуа. Вот в ЖК «Юбилейный квартал», на севере Петербурга, уже открыта наша школа, она полностью заполнена, и в этом микрорайоне можно открыть еще две таких. Открыты Школы Бенуа в ЖК «Новый Оккервиль», в апарт-отеле Docklands, в нескольких торговых комплексах. Еще порядка 10 школ – в стадии открытия. Вообще, мы стабильно продаем от 2 до 4 франшиз в месяц.
— Как это происходит в случае с девелоперами – они сами развивают школы или привлекают заинтересованных предпринимателей?
— Девелопер, купив у нас лицензию, может сразу в рекламной кампании указывать, что в составе объекта есть брендированный детский сад и центр подготовки к школе. То есть франшиза начинает работать на него, когда школа еще даже не построена. А дальше есть варианты. Девелопер может продать помещение для школы с нашей лицензией, а может найти стороннего предпринимателя для управления проектом или же вести проект сам. Возможно, кто-то из предприимчивых жильцов захочет поучаствовать. Бывает, что супруга или дети бизнесмена готовы начать свой бизнес, и наш проект – конечно, более интересный и значимый, чем салон красоты или пиццерия. Хотя он и более сложный
Андрей Лушников
Мы предоставляем «плотное» сопровождение франчайзи на этапе открытия – по сути, открываем каждую школу вместе с ними.
— С какими сложностями уже столкнулись ваши франчайзи?
— Во-первых, мы решили не продавать лицензии в помещения без ремонта. Мы лучше поможем предпринимателям, заинтересованным в нашей франшизе, подобрать другое помещение. Иначе открытие школы непредсказуемо затягивается; это невыгодно ни партнеру, ни нам. Во-вторых, вряд ли стоит открываться в жилых комплексах эконом-класса, где квартиры продаются без отделки. Потребность в школе там очень большая, а платежеспособный спрос – низкий. Люди истощены ипотекой и ремонтом, у них не остается денег ни на что. Поэтому наша школа, открытая в одном из таких ЖК, заполняется медленнее других. Другие сложности, с которыми может столкнуться предприниматель, мы постарались предусмотреть заранее и предложить решения. Для того и существует франчайзинговая компания, чтобы пороги входа для франчайзи в новый бизнес были минимальны.
IT-франчайзинговая компания с педагогами и персонажами
— Что вы даете франчайзинговым партнерам, кроме бренда и, видимо, методик?
Мы даем, прежде всего, экосистему, в которой выложены все наши методики, учебные пособия, азбуки, книги с фирменными персонажами (бенуариками), и в которой присутствуют все школы – со всеми педагогами и учениками. Эта система постоянно обновляется в интересах франчайзи. По сути, мы продаем логин и пароль в нее; в этом корень нашего бизнеса. Мы IT-франчайзинговая компания, которая разработала и совершенствует цифровую платформу для сети школ подготовки к школе.

Паушальный взнос франчайзи платят один раз; мы отказались от ежегодных платежей – нам было бы трудно контролировать их поступление. Мы не хотим, чтобы нас обманывали. И не хотим становиться обузой для наших партнеров – когда они окрепнут, им не придется думать о том, как бы от нас избавиться. Регулярно франчайзи платят только за IT-обеспечение (нам нужно оплачивать услуги фирм-разработчиков) и за наши дополнительные сервисы, когда они им нужны.
Андрей Лушников
Мы хотим, чтобы ребенок остался в реальном мире, по эту сторону экрана. Хотим, чтобы он читал простые книжки, а не электронные. Поэтому в наших книжках есть дополненная реальность: такая книга становится интереснее компьютерной игры.
— Достаточно ли информации, которую человек увидит на экране компьютера, для запуска нового бизнеса? Как правило, нужны консультации «вживую», человеческая поддержка?
Мы, конечно, предоставляем «плотное» сопровождение франчайзи на этапе открытия – по сути, открываем каждую школу вместе с ними. Мы также находим педагогов, большинство из них принимаем в штат. У нас методики разрабатывают «звездные» педагоги, а учат детей – хорошие люди. Найти хорошего человека и научить его преподавать по готовой методике - дешевле, эффективнее и лучше для детей, чем нанимать «звезд». Гении не любят работать по регламентам и не всегда приятны в общении.

Также наша роль – в заключении авторских лицензионных соглашений, что, кстати, является очень дорогой составляющей «детского» бизнеса. Использовать произведения известных писателей и художников каждая школа по отдельности не смогла бы. Сейчас мы планируем снимать мультфильм; это будет еще дороже.

Относительно «информации на экране компьютера» могу сказать, что в нашей цифровой экосистеме этап открытия школы описан пошагово, с большим количеством видеоуроков. Последующие этапы тоже представлены в деталях.
«С каждой новой школой мы сильнее»
— Вы говорили, что все педагоги и ученики подключены к общей системе. Зачем?
Во-первых, для взаимного обучения – с каждой новой школой вся сеть становится сильнее. Во-вторых, для удобства учеников и родителей и, в-третьих, для контроля качества, которое мы, как франчайзинговая компания, обязаны осуществлять.

Наша экосистема состоит из нескольких уровней. Первый уровень – это ERP-система записи учеников и получения от них обратной связи, дающая нам понимание, хорошо ли работают наши преподаватели. Этот процесс у нас полностью автоматизирован. Мы видим КПД каждого преподавателя, уровень удовлетворенности школьников. Лучшие преподаватели, с максимальными рейтингами, учат остальных. Второй уровень - СRM –система, в которой сложены все наши учебные курсы с подробными методическими указаниями. Ее преимущество – удобный для преподавателей доступ к программам и конспектам. Преподаватель может, сидя за компьютером, подготовиться к уроку очень быстро.

Плюс у нас активно развивается «пользовательский контент» - дети снимают видео, делают репортажи, что тоже транслируется на всю сеть.
Андрей Лушников
Наши уроки построены так, чтобы ребенку было интересно видеть разные решения и доходить своим путем до результата. Планшеты, лего, дополненная реальность в этом помогают - но думать ученикам нужно самостоятельно.
Остаться по эту сторону экрана
— Вы используете технологии для организации работы сети. Как вы относитесь к технологиям в процессе обучения детей – как далеко нужно уходить от классических тетрадей и карандашей?
У нас в основе – классическая педагогика. Мы ее украсили нашими художественными образами (страной Бенуарией и персонажами-бенуариками) и дополнили ТРИЗ – Теорией решения изобретательских задач. При этом ТРИЗу мы детей не учим – его учат преподаватели. Отвечая на ваш вопрос, мы от классических тетрадей, карандашей и книг вообще никуда не ушли, хотя мы очень технологичны. Мы не используем виртуальной реальности, например.
— Сознательно?
Да. Мы хотим, чтобы ребенок остался в реальном мире, по эту сторону экрана. Хотим, чтобы он читал простые книжки, а не электронные. Поэтому в наших книжках есть дополненная реальность: такая книга становится интереснее компьютерной игры.

Странно было бы не учить детей правильно пользоваться технологиями, отводить им нужное место в жизни. Технология – это то, что может нас усилить, если мы сами хорошо соображаем. Так, все наши уроки сертифицированы Apple, и мы используем планшеты, чтобы дети могли создавать что-то совместно с учителем.
— Нужно ли учить дошкольников программированию, робототехнике?
В нашу программу входит лего-робототехника. Конструирование развивает творческие способности. У нас также действуют Бенуа Lab (уроки керамики, живописи, графики и в целом мастерства) и Бенуа Dance (танцевальная студия), которые мы считаем важной частью концепции. Древнее искусство керамики органично соседствует в нашей программе с уроками видеоблогинга – дети снимают репортажи, монтируют их на планшетах, учатся совместным творческим проектам. Некоторые репортажи о школе мы даже у них покупаем.

Что касается программирования, то в нем важно не столько знание языков, сколько умение структурировать задачу и составлять алгоритмы. Этому учит классическая математика, так что она, конечно, играет особую роль в образовании.
— То есть надо больше учить детей математике?
Не больше, а столько, сколько нужно. Ребенок, который еще не пошел в начальную школу, не должен быть готовым математиком (или филологом) – иначе в первом-втором классе он будет скучать.

Важно другое – привить детям вкус к решению задач. Наши уроки построены так, чтобы ребенку было интересно видеть разные решения и доходить своим путем до результата. ТРИЗ, планшеты, лего, дополненная реальность в этом помогают - но думать ученикам нужно самостоятельно.
Как вырастить предпринимателя
— Чему нужно учить ребенка, чтобы он стал предпринимателем?
Я не педагог. Все, что я здесь рассказываю о детском образовании, для нас разработали и описали светила российской педагогики – возможно, вам лучше их спросить.
— Но это вопрос к действующему предпринимателю. Из того, чему вас учили когда-то, что максимально помогает заниматься бизнесом?
Я пять лет штудировал математику, механику, сопромат, и так далее, в Корабелке (Ленинградский Кораблестроительный институт, сейчас Санкт-Петербургский морской технический университет). Ничего из тех знаний мне на практике не пригодилось – более того, технологии, которые мы проходили, наверняка на 90% устарели. Но я совершенно не жалею. После сопромата и тому подобного мне ничего не страшно.

У меня сформировалась привычка погружаться в сложные области знаний без страха и с пониманием, что это далеко не последнее, что мне придется выучить в жизни. Предпринимателю важно не бояться начать любое новое дело, в том числе совершенно незнакомое. Два года назад я захотел открыть ресторан («Ферма Бенуа» - ред.) и год с небольшим назад я его открыл. Меня отговаривали на том основании, что я никогда не был ресторатором, что в этом бизнесе масса нюансов… А почему я должен бояться нюансов? То, что мне нужно для понимания этого бизнеса, как он устроен, из-за чего процветает или разоряется, я изучу. Узкоспециальные знания мне не нужны – я найму профессионалов, у которых они есть.

Наш образовательный проект, «Школа Бенуа», еще сложнее, чем ресторан. И тоже ни я, ни кто-либо еще в нашей команде, никогда не работали в сфере детского образования. Мы вообще собирались купить готовую франшизу, но не нашли на рынке ни одной, которая бы нас убедила. Поэтому решили создать собственную, не побоялись. Вот алгоритмы к цифровой системе Школ Бенуа мы пишем сами, потому что программисты не знают, как должна работать наша сеть – они только переводят написанное нами на язык кодов.

Так что готовность осваивать новые сложные области и часто начинать профессиональный путь с нуля – главный навык, который нужно привить будущему бизнесмену. Как, впрочем, и любому другому человеку.
— Проект «Школы Бенуа» окупается?
Для франчайзи да, а для нас он пока дотационный. Мы все время что-то новое внедряем, продлевая таким образом инвестиционный период. Задача экономии ресурсов не ставится. Для меня это больше миссия, чем бизнес.
беседовала Елена Кром