Ранний старт большого будущего

О технологиях дошкольного развития для родителей и бизнесменов
Считается, что освоить многие навыки и предметные области в раннем детстве гораздо легче, чем даже в школьном возрасте. Действительно, многочисленные исследования подтверждают поразительные возможности детей к адаптации и усвоению нового. Именно поэтому современные родители стремятся максимально развить ребенка до школы. На помощь им приходит бурно растущий рынок дошкольного образования. Однако он предлагает так много направлений и методик, что немудрено запутаться. Выбор усложняет технологическая революция и связанные с ней вопросы: учить технологично - это хорошо? С какого возраста нужно учить с помощью планшета и роботов, чтобы не оставить чадо в каменном веке?

Предлагаем разбираться вместе - и тем, кто ищет место для дошкольного развития своих детей, и тех, кто хочет сделать этот вид деятельности своим бизнесом.
Считается, что освоить многие навыки и предметные области в раннем детстве гораздо легче, чем даже в школьном возрасте. Действительно, многочисленные исследования подтверждают поразительные возможности детей к адаптации и усвоению нового. Именно поэтому современные родители стремятся максимально развить ребенка до школы. На помощь им приходит бурно растущий рынок дошкольного образования. Однако он предлагает так много направлений и методик, что немудрено запутаться. Выбор усложняет технологическая революция и связанные с ней вопросы: учить технологично - это хорошо? С какого возраста нужно учить с помощью планшета и роботов, чтобы не оставить чадо в каменном веке?

Предлагаем разбираться вместе - и тем, кто ищет место для дошкольного развития своих детей, и тех, кто хочет сделать этот вид деятельности своим бизнесом.
ДЕТСКИЙ ВОПРОС
Детей в России все больше. Только в 2017 году число малышей до 6 лет выросло на 228 тыс. человек и составило 11, 2 млн. Если верить статистике, то последний раз такие показатели были зафиксированы в 1970-х годах. И даже несмотря на обещанный демографами подступающий спад рождаемости (связанный со вступлением в родительский возраст немногочисленного поколения 1990-х годов), потребность в детских центрах останется высокой. По оценкам, сегодня обеспеченность детскими образовательными центрами составляет порядка 65%.

Популярность набирают не только частные детские сады, но и дошкольные учреждения с акцентом на обучение и развитие тех или иных навыков.
Согласно официальным данным, в России действует более 2 тыс. частных детских садов и около 1,5 тыс. развивающих центров различной направленности. Суммарный объем рынка развивающих центров и частных детских садов составляет, по итогам 2016 года, более 18 млрд руб. Согласно оценке «РБК Исследования рынков», базирующейся на анализе финансовых показателей 1300 юридических лиц, работающих в сфере детского образования и частных детских садов, в 2016 году объем рынка в номинальном выражении вырос лишь на 4,6%. По данным ВЦИОМ на 2017 год, около 54% детей ходят на различные развивающие и образовательные занятия, помимо детских садов и школ, что составляет порядка 15,2 млн. человек.
Чаще всего отдают своих детей на дополнительные секции и кружки родители из Москвы и Санкт-Петербурга. Это можно объяснить более высоким уровнем дохода родителей. Кроме того, в двух российских столицах отмечаются высокие требования общеобразовательных школ к умениям и знаниям ребенка, отмечается в исследовании РБК. Требовательность «престижных» гимназий и школ «с уклоном» подогревает интерес родителей к рынку раннего образования.
После трех – поздно?
Родителей подгоняет и расхожее выражение - «после трех уже поздно». Ее автор - Масару Ибука - японский инженер, один из основателей корпорации Sony, разработал систему для воспитания детей раннего возраста. Она основана на убеждении, что уже к трем годам ребенок осваивает все основные навыки, которые затем использует всю жизнь – соответственно, именно в этот период нужно максимально наполнить детское сознание. Но прав ли Ибука?
Действительно, к трем годам мозг человека достигает порядка 80% своего взрослого потенциала. Но, создавая свою систему, талантливый японец – которого не вполне верно интерпретировали последователи – не имел в виду выращивания энциклопедически образованных младенцев, умеющих считать до миллиона. Ибука призывал «дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».
И еще одно важное обстоятельство – свою книгу о раннем развитии японец написал в 1971 году. В то время нейробиологи полагали, что после достижения зрелости новые нейроны в мозге человека уже не образуются. Однако спустя 30 лет ученые «реабилитировали» взрослых людей, выявив возможность рождения новых нейронов в мозге зрелого человека. Таким образом, научить чему-либо ребенка можно и после 3, и после 10 лет.
По мнению большинства сегодняшних педагогов, раннее образование ребенка очень полезно, если делать акцент не на передачу больших массивов информации, а на формирование важных навыков. Из них основной – умение учиться и переучиваться, без страха и с удовольствием. По прогнозам футурологов, с учетом развития медицины, к 2070 году средняя ожидаемая продолжительности жизни превысит 100 лет. Очевидно, что в течение жизненного пути длинной в век не одна специальность отомрет, требования к профессиональным навыкам непредсказуемо поменяются, и только умение периодически начинать карьеру с нуля гарантированно пригодится.
Андрей Лушников, основатель Школы Бенуа (проект «Бенуа 1890»)
Открытость новым областям знаний и деятельности важна в том числе для воспитания будущих предпринимателей. «Мы готовим детей к школе и при этом стараемся дать больше навыков - коммуникации, командная игра, создание собственного проекта - такие умения помогут и в школьной и во взрослой жизни»
РОЖДЕННЫЕ ПОЛВЕКА НАЗАД
У каждой из популярных методик раннего развития есть свои плюсы и минусы. Но одно их объединяет – притом, что сейчас они «в тренде», эти подходы были разработаны больше полувека назад. Так что выбирать стоит внимательно и со скидкой на, что время изменилось. «Мне кажется, будет здорово, если будет больше методик, учитывающих не только возрастные, но и личностные особенности детей - их способность воспринимать информацию и особенности восприятия. Один лучше запоминает картинки, другому просто необходимо потрогать предмет, а третий (таких мало) предпочел бы услышать», - отмечает психолог, директор АНО ДПО «Бережный подход» Татьяна Гилева.
Методика Монтессори
Пожалуй, одна из самых популярных на сегодняшний день методик. Ее автор – итальянский педагог Мария Монтессори. Первоначально методика была разработана для детей с задержками развития. Первая школа была открыта в Риме в 1907 году и предназначалась для детей от 4 до 7 лет. Но результаты, которые особенные дети показывали, привели к распространению методики, в том числе в США, куда Монтессори была вынуждена уехать из фашистской Италии.

Новая волна интереса к методике Монтессори в Европе пришлась на вторую половину XX века. В основе методики лежат простые упражнения на развитие мелкой моторики, речи. Занятия включают лепку, рисование, конструирование, пение, танцы и многочисленные развивающие игры. Важным элементом методики является среда. Она должна быть доступной для ребенка и быть разнообразной по материалам, фактурам, цветам. Именно ребенок решает что делать, роль воспитателя в направлении и наблюдении.

К плюсам методики принято относить развитие самостоятельности, наблюдательности у детей, развитие логических способностей и навыков мелкой моторики.

Среди минусов: слабое развитие коммуникативных навыков, поскольку преимущественно ребенок играет один или в небольших группах. Также это может стать препятствием для активных детей, которым будет сложно усидеть на месте. Считается, что методика мало внимания уделяется развитию творческих и физических способностей детей.
Методика Зайцева
Методика разработана петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе лежит обучение детей чтению с помощью специальных кубиков, на которых написаны слоги. Обучение проходит в форме игры. Дети поют слоги, проговаривают, прохлопывают. Аналогично построено обучение счету. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. Занятия по этой методике проводят как в группах, так и индивидуально.

Среди плюсов отмечается быстрое обучение чтению и письму, развитие памяти, творческого мышления.

К минусам относят недостаточное внимание развитию мелкой моторики, что необходимо для подготовки к письму, и снижение у детей мотивации к обучению в дальнейшем.
Карточки Домана
Методика разработана американским врачом-физиотерапевтом Гленном Доманом. В конце 40-х годов XX века применялась для детей с поражениями нервной системы, но позже получила всеобщее распространение. В основе методики лежат так называемые «карточки Домана». На них крупно написаны слова. Задача воспитателя/родителя – регулярно показывать ребенку карточки с изображениями и словами для запоминания. Аналогично идет обучение математике – на карточке изображены точки – множества. Также методика уделяет большое внимание физической активности ребенка с первых дней жизни.

Среди плюсов – физическое развитие, тренировка памяти, совместное времяпрепровождение взрослого и ребенка, возможность овладеть энциклопедическими знаниями.

Минусы: пассивное участие ребенка в процессе не способствует развитию навыков чтения – дети пытаются «угадывать слова», огромный объем информации может оказаться невостребованным и малоприменимым в жизни.
Система Никитиных
Методика разработана российскими педагогами, авторами системы семейного воспитания, родителями семерых детей – Борисом и Еленой Никитиными еще в 1960-е годы. В основе лежит свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей поддерживать и направлять ребенка. Большое внимание уделяется физическим упражнениям и закаливанию с самого рождения. В доме предполагается создание специального спортивного уголка для ежедневных занятий.

Также в рамках методики разработаны специальные игры, направленные на развитие творчества и логического мышления. Ребенок должен разобраться в играх сам. Самые популярные игры: «рамки и вкладыши», «сложи узор».

Методика позволяет воспитывать самостоятельного ребенка, знающего, чего он хочет и чувствующего поддержку своих устремлений со стороны родителей. Однако метод не уделяет внимание развитию творческих способностей, не способствует целеустремленности. Подходит для домашнего обучения.
Методика Штайнера или Вальдорфский подход
Автор методики - австрийский ученый Рудольф Штайнер. Он хотел объединить духовное и научное познание мира, создав учение «Антропософию». В 1919 году Штайнер был приглашен в Штутгарт для организации школы для детей работников Вальдорфской сигаретной фабрики, где и попытался воплотить свои идеи. Школа, а позднее и детский сад, были прорывными для своего времени – начиная от совместного обучения мальчиков и девочек до методов саморазвития.

Обучение по вальдорфской методике предполагает развитие в комфортном темпе без «опережения». Акцент в обучении делается на развитии интуиции и воображения, на умении фантазировать и творить. Время ребенка посвящено игре, при этом традиционных готовых игрушек нет – дети и преподавтели делают их сами. Активно развиваются творческие способности, в то время как интеллектуальные способности предполагается развивать на более поздний период. Часто это относят к минусам методики, поскольку она не предполагает обучение чтению и письму до 7 лет. Занятия проходят в небольших группах, где занимаются рукоделием, ремеслами, живописью, музыкой, лепкой.

Среди минусов можно указать частое сравнение вальдорфских садов и школ с сектой, в связи с формируемой там особой атмосферой и духовными практиками.
«Мы избегаем всех ментальных методик, будь то ментальная математика или система Монтессори, - говорит Андрей Лушников. – Наше обучение построено на классической педагогике, усиленной ТРИЗ - теорией решения изобретательских задач, причем ТРИЗу мы учим не детей, а преподавателей».
Остаться в оффлайне
Другой важный аспект современного обучения – использование технологий. В государственных детских садах прогресс пока не шагнул дальше использования интерактивных досок, а вот различные центры и кружки предлагают детям не только собрать робота, но и написать для него программу.
Психолог Татьяна Гилева считает, что детей необходимо знакомить с новыми технологиями и гаджетами. В конце концов, они уже живут в мире, где без технологий - никуда. «Однако, используя их в обучении, родители должны контролировать качество поступающей информации и учить ребенка технологической гигиене – понимаю того, что, кроме виртуальной реальности, есть очень классная и очень важная реальная жизнь», - добавляет Татьяна Гилева.
«Мы активно используем в занятиях гаджеты, но показываем, что это лишь инструмент для выполнения каких–то задач, как ручка или диктофон. И с помощью технологических «фишек» мы подчеркиваем красоту и важность происходящего в оффлайне, - говорит Андрей Лушников. - Например, мы используем планшеты для программирования LEGO-роботов, собираемых детьми, а также для обработки видео, которое дети снимают, или для использования дополненной реальности в книгах и учебных пособиях. Ведь технологии – это то, что улучшает нашу жизнь, но не заменяет ее. Поэтому, применяя элементы дополненной реальности, мы не используем виртуальную реальность в наших программах. Являясь одной из самых технологичных школ в России, мы хотим, чтобы ребенок остался в реальном мире».
История российских детских садов
Цветы жизни и их садовницы
По следам Фрёбеля
Не для всех
Народные сады
Детские сады в XX веке
Детские сады в XX веке
Первый «детский сад» был открыт немецким педагогом Фридрихом Фрёбелем в 1837 году в Бад-Бланкенбурге (Германия). Он был назван Kindergarten – «детский сад». Это название быстро распространилось вместе с идеями Фрёбеля: отождествлением детей с цветами жизни, где дети растут сообразно своей природе. Воспитателей в таком саду Фрёбель называл «садовницами».

Задача детских садов заключалась в воспитании и свободном развитии детей, которым учиться еще рано. Основное занятие для детей в таком саду – игра. Для своего сада Фрёбель также разработал целую систему пособий, которая используется и сегодня и носит название «дары Фрёбеля»: набор шаров, цилиндров и кубов, которые в соответствии с возрастом позволяют детям познавать цвета, формы и их взаимодействие.
В России детские сады появились во второй половине XIX века. Первый открылся в 1859 году в Гельсингфорсе (раннее название города Хельсинки, в то время относящегося к Российской империи), а в 1963 году в Петербурге. Столичный детский сад под покровительством Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове был детищем супруги профессора Карла Люгебиля - Софьи. Она была последовательницей методик Фрёбеля и выступала за всестороннее развитие детей и активные занятия на природе. В детский сад принимали детей от трех до восьми лет, обучение было платным.

Учреждение подверглось серьезной критике, в том числе со стороны выдающегося медика Николая Пирогова. Общественность посчитала, что чрезмерная регламентация делает детей несвободными. Спустя шесть лет детский сад был закрыт, но у него уже появились последователи.
В 1966 году детский сад открывает Аделаида Симонович. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Фрёбеля. Детский сад был для детей состоятельных родителей. Учреждение имело просторные залы и сад для прогулок. Воспитание строилось на природосообразном подходе, где развитие происходило в процессе активных игр. Супруги Симонович также начинают издавать первый в России журнал про дошкольное воспитание «Детский сад», распространяя идеи европейского воспитания. Спустя три года, в 1969 году, сад пришлось закрыть из-за недостатка средств.
Первый бесплатный сад открылся в Петербурге в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. Он предназначался для детей выходцев из низших слоев. Тогда же открылся народный детский сад при Обществе попечения о бедных и больных детях. В начале 1890-х годов Женское патриотическое общество открывает бесплатные детские сады для бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах.

В 1871 году в Петербурге под попечительством Паулины Задлер (Раухфус) и Евгении Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц, было открыто Фрёбелевское общество. Оно занималось подготовкой воспитателей для детских садов.

Начинают открываться домашние детские сады, в которые принимали не больше 10 детей. Появляются детские сады при учебных заведениях. В них детей учили чтению, счету и письму для поступления в школы.
К октябрю 1917 года в России работало 280 детских садов, 250 из которых были платными. 20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. С 1919 года детские сады вошли в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

В 1920—1930 годах детский сад призван был заменить домашний очаг. Так что детский сады с продленным рабочим днем стали называть «детский очаг» или просто «очаг». После войны была также создана система яслей, чтобы женщины возвращались к работе уже через два месяцев после родов.

В начале 1960-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

Сегодня в России насчитывается более 60 тысяч детских дошкольных учреждений. Сюда входят ясли, детские сады, группы кратковременного пребывания, центры дошкольного образования.
Многочисленное семейство Бенуа также оставило свои воспоминания о первых петербургских детских садах. Так, Александр Бенуа, сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы некоторое время посещал пансион фрейлен Герке. Он был открыт в 1867 году в Петербурге – в квартире на третьем этаже на Большой Конюшенной улице. Туда принимали детей от трех до десяти лет. Однако посещение пансиона А. Бенуа было недолгим. Затем Александр перешел в киндергартен госпожи Вертер на Малой Мастерской (ныне Мастерской улице).
Исторически детские сады в России, да и в мире, развивались исключительно как частная инициатива. Они возникали в ответ на потребности общества. Первые детские сады в Российской империи были доступны двум категориям – самым состоятельным и самым бедным слоям населения. Позже стали открываться сады при фабриках и заводах, чтобы освободить матерей для созидательного труда. Спустя 155 лет с открытия первого детского сада в России, история повторяется: «частники» приходят на помощь родителям, в том числе, открываются корпоративные детские сады при офисах международных компаний.
ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ГОТОВЫЙ БИЗНЕС
Другой важный аспект - кто и как будет заниматься с ребенком по выбранной методике. «Мой опыт мониторинга детских садов и центров развития показывает, что далеко не везде есть составленные на год, как в обычном дошкольном образовательном учреждении, программы, - отмечает Татьяна Гилева. - Либо же, они есть, но часто формальны. Исключения - учреждения, работающие по франшизе».
В последние пять лет в России активно развивается франчайзинг в сфере детского образования и развития. По сути это покупка уже готового и налаженного бизнеса. Новый игрок (франчайзи) получает возможность открывать центры под именем известного бренда (франчайзера) и пользоваться целым спектром вспомогательных услуг по ведению бизнеса.
«Фактически мы продаем логин и пароль. Дальше в системе все прописано - от того, как открыть «Школу Бенуа», то есть подобрать помещение, получить лицензию, использовать созданных нами художественных персонажей, до того, как сделать рекламу и привлечь учеников. Все сделано пошагово и очень технологично», - говорит совладелец проекта «Бенуа 1890» Андрей Лушников. Компания занимается развитием сети «Школы Бенуа» - центров дополнительного образования для детей от двух лет. В планах за три года расширить сеть школ до 500 путем продажи франшизы по всей России и за рубежом. Сейчас в Петербурге работает три Школы Бенуа.
Вступительной взнос за франшизу частного детского сада может составлять от 100 тыс. до 1,5 млн рублей, инвестиционные затраты - от 1 млн рублей и выше, в зависимости от предоставляемого пакета. Например, Школа Бенуа предлагает несколько вариантов франшиз – открытие развивающей игровой комнаты, творческой студии Benua ArtLab/Benua Dance, кафе/банкетного пространства, квестов и/или Школы Бенуа/детского сада полного или неполного дня. Варианты работы организации можно комбинировать.
По данным DISCOVERY Research Group, в 2017 году в России действовало 83 франшизы в области обучения и развития творческих и интеллектуальных способностей детей. Из них 90%– российские, остальные проекты родом из Украины, США и Великобритании.
«Хороших франшиз мало»
Основатель сети «Школа Бенуа» Андрей Лушников о франшизах в сфере детского развития: «В дошкольном образовании хороших франшиз не так много. Мы изначально не хотели создавать свой проект, а хотели купить франшизу, но - не смогли найти ничего, что бы нас устроило. В итоге нам пришлось создать с нуля свою Школу. Теперь же, благодаря информационным технологиям, мы можем удаленно контролировать франчайзи, общаться с ними и обучать. Это позволяет нам выстраивать сеть. Мы даем франчайзи больше возможностей и свободы. И то, что хорошо получается у одной школы, одного педагога, становится достоянием общей сети. Мы постоянно становимся умнее за счет того, что нас больше».

Франшиза включает три варианта пакетов в зависимости от площади помещения и взноса. Она включает подключение к системе дистанционного обучения - СДО Школы Бенуа, созданной для обучения всех категорий сотрудников с помощью онлайн курсов и вебинаров, и к ERP – системе, специально разработанному для Школы Бенуа программному пакету. ERP в данном случае позволяет автоматизировать процессы по управлению детским центром. Минимальный единоразовый паушальный взнос за франшизу «Школы Бенуа» составляет 900 тыс. руб., а франшиза на брендированные квесты с дополненной реальностью за две комнаты стоит от 450 тыс. руб. Кроме единоразового взноса, франчайзи Школы Бенуа ничего не платят – роялти не взимается.
Андрей Лушников, основатель Школы Бенуа (проект «Бенуа 1890»)
«В дошкольном образовании хороших франшиз не так много. Мы изначально не хотели создавать свой проект, а хотели купить франшизу, но - не смогли найти ничего, что бы нас устроило. В итоге нам пришлось создать с нуля свою Школу. Теперь же, благодаря информационным технологиям, мы можем удаленно контролировать франчайзи, общаться с ними и обучать. Это позволяет нам выстраивать сеть. Мы даем франчайзи больше возможностей и свободы. И то, что хорошо получается у одной школы, одного педагога, становится достоянием общей сети. Мы постоянно становимся умнее за счет того, что нас больше».

Франшиза включает три варианта пакетов в зависимости от площади помещения и взноса. Она включает подключение к системе дистанционного обучения - СДО Школы Бенуа, созданной для обучения всех категорий сотрудников с помощью онлайн курсов и вебинаров, и к ERP – системе, специально разработанному для Школы Бенуа программному пакету. ERP в данном случае позволяет автоматизировать процессы по управлению детским центром. Минимальный единоразовый паушальный взнос за франшизу «Школы Бенуа» составляет 900 тыс. руб., а франшиза на брендированные квесты с дополненной реальностью за две комнаты стоит от 450 тыс. руб. Кроме единоразового взноса, франчайзи Школы Бенуа ничего не платят – роялти не взимается.
НЕРАВНОМЕРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Определившись с тем, чему нужно учить ребенка до школы, родителям остается выбрать место обучения. Распределение образовательных учреждений неравномерно по городам России и внутри каждого города. От нехватки детских образовательных учреждений страдают в основном новые жилые кварталы на окраине больших городов. Например, в Кудрово, ближайшем пригороде Петербурга, на 13 тыс. жителей приходится 10 детских дошкольных образовательных учреждений. Еще сложнее ситуация во Всеволожске. Но эти сложности – в то же время возможность роста для развития нового бизнеса.